Обязательно ли водить ребенка в сад. Раннее развитие малыша — нужно ли водить в школу развития

ЕСЛИ ВЫ РЕШИЛИ НЕ ВОДИТЬ РЕБЕНКА В ДЕТСКИЙ САД


Как же создать дома условия, максимально приближенные к условиям дошкольного учреждения и благоприятные для развития ребенка?
Водить ребенка в сад или нет – выбор каждого родителя. А вот обеспечить малышу такое же развитие, как в дошкольном учреждении – его прямая обязанность.
В настоящее время детский сад не является обязательной ступенью в системе образования. И наверняка вы знаете таких детей, которых в сад не водили. Родители делают это исходя из разных причин и руководствуясь различными соображениями. Плохо это или хорошо – вопрос до сих пор спорный. Ясно одно: ходит ребенок в сад или нет, его развитием нужно заниматься.

Поэтому, если вы приняли такое решение – не водить малыша в сад до школы, то позаботьтесь о его качественном домашнем образовании.

1. Режим дня.

В дошкольном возрасте это одно из самых важных условий психологического и физического благополучия малыша. На нарушения режима дошкольник может отреагировать плачем, скандалом, снижением аппетита и настроением, раздражительностью и даже температурой. Поэтому старайтесь всегда соблюдать режим, но, разумеется, не вечного праздника, когда ребенок ложиться спать за полночь, встает ближе к полудню, обедает фастфудом перед телевизором.

Старайтесь хотя бы в будни приблизить режим дня дома к тому, который соблюдается в группе детского сада, соответствующей возрасту вашего малыша.

2. Тихий час и прогулки.

В отношении дневного сна домашние условия более щадящие для ребенка, чем в детском саду. К сожалению, не в каждой группе воспитатель разрешит малышу, который в силу своих индивидуальных особенностей не спит днем, встать и тихо играть в группе. Дома у вас такая возможность есть. Если ребенок спокойно переносит отсутствие дневного сна, настаивать на нем не стоит.
А вот прогулки пропускать категорически не рекомендуется. В саду дети гуляют по 2 раза в день. Стремитесь к этим показателям. Гулять можно в любую погоду, даже в дождь, только в соответствующей погодным условиям одежде. Играйте в игры, наблюдайте за природой, устраивайте экологические экскурсии.

3. Развивающие занятия вне дома.

Даже если вы разбираетесь в дошкольной педагогике, отдайте своего малыша в студию дополнительного образования или детский центр. Общение со сверстниками, педагог, чьим требованиям нужно учиться подчинятся, новый материал – все это только на пользу дошкольнику.

4. Развивающие занятия дома.

Сделайте их частью своего ежедневного расписания. Регулярность и системный подход – ваши верные спутники. Старайтесь при этом не кричать на своего ребенка и не сходить с ума. Если домашние занятия даются вам совсем тяжело, «отдайте» ребенка в руки педагога, а сами дома делайте с ним то, на что хватит ваших сил: рисование, чтение, просто выполнение домашней работы или каких-то других посильных для вас рекомендаций.

Обязательно приобретите для занятий различные плакаты, картинки и демонстрационные пособия.

5. Поощряйте общение ребенка с другими детьми.

В детском саду это проблема решается сама собой – определенное количество детей в группе не дает ребенку заскучать и все время ставит в условия адаптации, общения, притирания и привыкания друг к другу. В домашних условиях ребенок растет в более тепличных условиях, что не всегда ему на пользу.

Поэтому даже если вы считаете, что мама лучший друг для ребенка, ищете ему компанию по возрасту (или с небольшой разницей) и всячески поощряйте общение с ней.

6. За год до школы обязательно отдайте малыша в группу по подготовки к ней. Или наймите частного педагога, чтобы быть уверенным, что ваш малыш готов к поступлению в первый класс.

7. Устраивайте выставки детских работ, пусть даже для родственников и друзей. Храните самые интересные рисунки ребенка, делайте фото поделок и тех изделий, которые сохранить нельзя.

8. Читайте специальную литературу по развитию ребенка, чтобы знать о том как, чем и в каких объемах нужно заниматься с ребенком. Отдавайте предпочтения литературе для педагогов.

9. Выписывайте или покупайте детские развивающие журналы и регулярно занимайтесь по ним. Их можно взять в машину или использовать, чтобы скоротать время в очереди.

10. Регулярно посещайте выставки, концерты и детские спектакли. Беседуйте с ребенком об искусстве, развивайте в нем чувство прекрасного.

11. Читайте с малышом. Приобщайте его к различным видам литературы. Сделайте чтение вашей новой семейной традицией. Не забывайте обсуждать прочитанное.

12. Слушайте с ребенком не только ваше любимое радио, но и классическую музыку и музыку разных народов, специально подобранную и адаптированную для детей. Купите домой несколько детских музыкальных инструментов.

13. Помните о изобразительной деятельности – рисование, лепка или аппликация. Выбирайте такие занятия, которые по вкусу вам и ребенку.

14. Не забывайте о физкультуре – зарядка и физкультминутки, различного рода физическая активность в течение дня помогут укрепить здоровье ребенка и чувствовать себя хорошо.

Современные родители стали все больше задаваться вопросом, нужен ли ребенку сегодня детский садик? Раньше, когда маме приходилось выходить из декрета и идти на работу, такой вопрос отпадал сам собой. Малыша не с кем было оставлять, поэтому его отводили в детский сад. Сегодня мнения расходятся, но прежде, чем принять решение, родители должны разобраться, в чем преимущество и недостатки детского садика.


Отрицательная сторона

Конечно, каждый малыш имеет полное право с двух или трех лет общаться со своими сверстниками. Родители не должны лишать их этого. Но дело в том, что группа, в которой находится 15 детей не может быть полноценно проконтролирована воспитателями. Все малыши индивидуальные, стиль общения у каждого разный, и наблюдать за всеми отдельно, не получится физически. Таким образом, складывается следующая ситуация: слабые притесняются более сильными и напористыми детьми. Это проявляется жадностью и наглостью, отбираются игрушки, детей толкают, обижают и так далее. Есть и еще одна категория деток, которые отличаются среди всех. Они слабее, но общительнее, поэтому им легче наябедничать воспитателю.


Отрицательными сторонами садика являются:

  1. Самое первое - это стресс у малыша. Он переживает, когда его впервые разлучают с мамой. Он чувствует определенную незащищенность. Чтобы расти, учиться и осваивать окружающий мир, крохе нужно материнское тепло, любовь и поддержка близкого для него человека. А детский садик не может заменить этого. Какие бы хорошие воспитатели не были, они не смогут любить всех детей в группе.
  2. Некоторые дети устают от большого количества людей вокруг себя. Они любят заниматься своими делами в полном одиночестве, поэтому психологически могут не принимать детский садик.
  3. Один з негативных факторов такого дошкольного учреждения - это влияние сверстников. С тем, что в сад приводят детей из различных семей ничего не поделаешь.
  4. Дети начинают чаще болеть. Все дело в том, что мамочки, которые работают не имеют возможности часто оставлять своего малыша дома, даже по болезни. Поэтому, они ведут в сад детей с соплями и кашлем, в общем, со всеми признаками простуды. И с этим борются современные мамы, но детский сад не имеет права отказаться принять малыша, если только у него нет температуры.
  5. Проблема общения со сверстниками - это отдельная тема. Но многие родители уверены, что это огромный плюс. Ребенок учится общению, но это больше сомнительный аргумент в пользу посещения сада.


Обучать кроху общению - основная задача родителей, несмотря на детский сад. Они должны обращать внимание на то, как малыш общается на детской площадке с другими детками, как он заводит новые знакомства. Умеет ли он играть и соблюдать правила вежливости, делится ли игрушками, может ли отстоять свою точку зрения и собственные интересы.

Это самые важные факторы, которые помогают развиваться крохе в социальном отношении.

Положительная сторона

Кроме недостатков есть и хорошее в этом детском заведении.

  1. Соблюдение режима. В садике малыш будет учиться кушать, спать и играть по часам. Это звучит глупо, но для взрослого организма это было бы очень полезно.
  2. Дисциплинарные навыки. Это строгое слово звучит отталкивающе для каждого взрослого. Кроха пока не понимает его смысл. Но на самом деле все просто, малышу необходимо научиться придерживаться определенных установленных правил, без строго режима, с которыми он знакомится в садике. В будущем это ему пригодится.
  3. В садике ребенок учится быть самостоятельным. Рядом нет близких ему людей, поэтому он сам убирает игрушки, кушает и ухаживает за собой. Ничего лишнего, малыш выполняет самостоятельно то, что полностью соответствует его возрасту.


  1. Дети учатся общаться с другими взрослыми. Кроме того, что дома есть мама и папа, бабушка и дедушка, сестры и братья, им необходимо преодолевать трудности и устанавливать отношения с посторонними людьми. Этот навык пригодится, когда малыш первый раз пойдет в школу, там он будет заводить новые знакомства, в том числе и узнавать учителей. Мало того, общение с другими взрослыми поможет ему понять, что кроме мамы есть и другие люди, мнение которых необходимо выслушать и обдумать.
  2. В садике дети получают интеллектуальное и физическое развитие. Современные дошкольные и учебные заведения не соответствуют стандартным образовательным программам. Поэтому, родители могут самостоятельно и дополнительно заниматься со своими детьми. Если малыш дома сидит постоянно за компьютером или перед телевизором, то в садике он получит намного больше.
  1. Общение со сверстниками, как уже упоминалось - это больше негативная сторона. Но есть и приятное, если родители будут учить свое чадо правильно общаться с другими детьми. Надо помогать им разбирать различные конфликтные ситуации. Это будет намного полезнее и необходимее в процессе воспитания. Надо отметить, что такой опыт общения дети смогут получить только в саду. На детской площадке или в других местах, их общение контролируется взрослыми.

После рождения малыша каждая мама рано или поздно начинает задумываться: нужно ли водить в школу развития ребенка и как правильно выбирать занятия, чтобы они приносили пользу малышу.

Впервые я задумалась на эту тему, когда моему сыну был один годик. Я стала изучать, как раннее развитие малыша влияет на дальнейшее способности ребенка и какие есть особенности и методики развития.

Особенности раннего развитие малыша

В первый год своей жизни малыш занимается очень важными вещами: он учиться управлять своим телом, ползать, сидеть, ходить. Потребность в общении с другими детьми у малыша не возникает. Поэтому водить ребенка на развивающие занятия в этом возрасте нет смысла.

Любая мама может самостоятельно поиграть со своим ребенком в простейшие или игры-массажики. Тем более в первый год жизни у малыша очень тесная связь с мамой и любая малейшая разлука или внимание незнакомых людей, может вызвать у ребенка страх и негативные эмоции.

Но как только малышу исполняется годик и он начинает уверено ходить, ребенок начинает убегать от мамы, с целью познать больше. Так проявляются первые признаки самостоятельности и проявления личности.


Многие мамы замечают, что именно в год ребенок начинает интересоваться своими сверстниками, он хочет с ними общаться и играть. В то же время ребенок еще очень сильно зависит от мамы. Наверняка, вы сталкивались с такой ситуацией, когда ребенок топает ногами и прогоняет вас, а через пару минут проситься на ручки и требует утешения и ласки.

В 2-2,5 года у ребенка новая жизненная задача — это получение комплексного представления об окружающем мире и своем месте в нем. Малыш учится новым правилам и моделям поведения, узнает «что такое хорошо, а что такое плохо» на примере своей семьи. С одной стороны, ему нужна постоянная поддержка родителей, с другой стороны — малыш хочет расширить границы, желание общаться с другими детьми возрастает многократно.

Чаще всего дети в этом возрасте готовы пробыть несколько часов без мамы, но не видеть маму целыми днями — пока задача непосильная. В детский сад на полный день малышу пока еще рано, а общения со сверстниками во время прогулок уже не хватает.

Конечно, многим мамам хочется быстрее начать водить ребенка по разным кружкам и школам раннего развития. Но возникает вопрос — не рано ли? И будут ли полезны такие занятия для малыша?

Нужно ли водить в школу развития ребенка?

Однозначного ответа нет. Все зависит от того, что это за школа раннего развития, какие занятия там проводятся и кто их ведет. Ни в коем случае нельзя перегружать ребенка и заставлять заниматься каким-то одним делом дольше 10 минут. И не стоит насильно разлучать годовалого ребенка с мамой, если он пока еще не готов.

Существует широкий выбор занятий по раннему развитию малышей, отвечающих этим требованиям: клубы монтессори, вальдорфские группы, детские творческие студии. В каждом из вариантов есть свои особенности, преимущества и недостатки. Выбор во многом зависит от темперамента ребенка и его способностей. И конечно же, от вкусов и предпочтений родителей.

Чем же полезны такие занятие детям?

Во-первых, ребенок приобретает навыки ранней социализации, получает удовольствие от общения со сверстниками, находит новых друзей. Во-вторых, на занятиях по раннему развитию малышей очень много упражнений для развития мелкой моторики, что, как известно, хорошо отражается на интеллектуальном и, в особенности, речевом развитии. Малыши знакомятся с лепкой, рисованием, аппликацией, приобщаются к рукоделию и творчеству.

В-третьих, крупномоторные игры, такие как хороводы, бегалки и догонялки дают отличную возможность для выхода избытка энергии, что в условиях наших небольших квартир часто просто невозможно.

Просмотр сказок, а также ролевые и хороводные игры — это первый толчок к самостоятельной сюжетно-ролевой игре. Ребенок учится фантазировать, играть, примерять на себя различные образы и состояния.

Несмотря на то что формат занятий одинаков в разных детских центрах, их наполнение и, самое главное, качество может сильно различаться. Как же понять, что занятия проводятся на хорошем уровне и не принесут малышу вреда?

Обратите внимание на несколько факторов:

  • в группе не больше 10 деток;
  • игры, хороводы, рукоделие и сказка подобраны не случайным образом, а объединены общей темой (например, тема времена года);
  • блоки занятий (пальчиковые игры, крупномоторные игры, рукоделие) должны чередоваться таким образом, чтобы ребенок не уставал;
  • мамы активно участвуют — водят хороводы, хлопают, рисуют, лепят. Это очень важный фактор, так как малыши в раннем возрасте, лучше воспринимают информацию через близкого человека;
  • ребенка не принуждают делать то, чем заняты остальные, он принимает участие добровольно.

Детей постарше, примерно около 3-х лет, можно начинать водить в различные кружки и секции. Но выбирая такой кружок для развития своего малыша, старайтесь придерживаться следующих критериев:

  1. Не перегружайте ребенка: одного-двух занятий в неделю более чем достаточно;
  2. Не заставляйте малыша, если занятия не нравятся или не по силам;
  3. Старайтесь быть рядом во время занятий, если ему нужна ваша поддержка;
  4. Тщательно выбирайте педагога — не допускайте, чтобы ребенок боялся этого человека;
  5. Постарайтесь не менять часто кружки и секции: маленькие детки любят постоянство, им тяжело каждый раз привыкать к новым условиям.

Про себя хочу сказать, что до трех лет я не водила ребенка на развивающие занятия. Занималась с ним сама и очень много гуляла. Тем более моему ребенку повезло, у него во дворе подобралась отличная компания сверстников. И на свежем воздухе они очень весело общались.

Как только Максим пошел в садик, я решила его записать дополнительно в школу раннего развития. Но прежде чем принять решение, мы с Максимом посетили пробное занятие. Максиму понравилось и мы продолжили туда ходить.

Для меня очень важно, что ребенок с удовольствием посещает подобные занятия, и что он самостоятельно сделал свой выбор.

И помните всегда, самое главное — происходящее должно нравиться вашего ребенку и вам, только тогда малыш получит пользу и удовольствие.

Дорогие читатели, а как вы считаете, нужно ли водить в школу раннего развития и с какого возраста? Если есть опыт — делитесь! 🙂

Нужно ли водить детей в детский сад?

Для меня ответ на вопрос «Нужно ли водить детей в детский сад?» был однозначным. Да, нужно!

Детский сад, на мой взгляд, необходим не столько маме, чтобы она смогла выйти на работу. Это учреждение в большей степени нужно детям.

Во-первых . детский сад помогает ребенку развивать коммуникацию с другими детьми и социализироваться.

Во-вторых . благодаря большей свободе и меньшей опеке со стороны воспитателей, ребенок становится более самостоятельным.

В-третьих . в детском саду детей приучают к дисциплине и основам безопасности (что в наше время очень важно).

НО! Если в семье ребенку всё разрешено, и никто с ним не может справиться, то не стоит тешить себя надеждами, что воспитатели-то его как раз исправят. Такой малыш также будет безобразничать и саду, а мама и папа получать постоянные выговоры по поводу его поведения.

Детский сад помогает закрепить те основы поведения, жизненные ценности, пристрастия к еде, которые были заложены в семье и культивировались с самого рождения. Если ребенок с рождения не слышал слово «Нет», если он запросто может раздавить жучка или ударить кошку, если малыш привык есть шоколадки и чипсы, запивая лимонадом, а просто суп и знать не знает, то в данной ситуации вряд ли поможет детский сад.

Поэтому нужно понимать, что детский сад – это не замена родительского воспитания. А воспитатели нам просто помогают растить хороших малышей.

Но иногда после рождения двоих детей многие родители задаются не просто вопросом «Когда отдавать детей-погодок в детский сад? », а «Нужен ли детский сад вообще?».

На это есть свои основания:

  1. Многие папы и мамы считают условия пребывания в садике для своих детей неприемлемыми и выбирают частные школы или пользуются услугами няни. Естественно, практически никому не хочется отдавать своего малыша в детский сад, здание которого постоянно требует ремонта, нет нормальных игрушек и пособий, а воспитатели, работая за мизерную зарплату по 12 часов, постоянно срываются на детях. Конечно, есть еще и такие сады. Но, к слову сказать, наши погодки попали в совершенно новый детский сад. И бытовые условия, на мой взгляд, очень хорошие. Да и с воспитателями нам повезло.
  2. Для некоторых малышей пребывание в детском саду невозможно из-за разнообразной пищевой аллергии. А поскольку специализированных садов, где соблюдается диета, в Воронеже, как я понимаю, нет, их родителям также приходится надеяться на помощь бабушек и нянь, либо сидеть с малышами самостоятельно.
  3. А некоторые мамы настолько привязаны к своим детям (в хорошем смысле слова), что у них даже мысли не возникает куда-то их отдать, ну разве что в школу. Хотя эта позиция для меня не очень понятна.
  4. Есть такие детки, которые вообще не могут адаптироваться к детскому саду. Не раз слышала истории, что ребенок плакал 2, 3, а то и 4 года, пока ходил в садик. И, естественно, детских сад для таких малышей – самое плохое воспоминание из детства. Но таких детей, к счастью, немного. Примерно, один на всю группу.
  5. Вопрос в целесообразности встает тогда, когда второй малыш только родился, а старшему исполнилось 2-3 года. В этом случае, мне кажется, как раз-таки можно подождать, когда младшему исполнится минимум два года и уже двоих отдавать (как мы и сделали).

Иначе у малыша неизбежны всевозможные ОРВИ и ОРЗ, которые будет приносить из детского сада старший ребенок

Могу сказать одно: нужен ли детям детский сад, решать только их родителям. И обязательно учитывать индивидуальные особенности малыша. А о том, как и когда поставить ребенка на очередь в детский сад, вы можете почитать здесь.

Больше информации

Статьи по теме