Как описать признаки проводимых реакций. Признаки химических реакций

Химические реакции следует отличать от ядерных реакций. В результате химических реакций общее число атомов каждого химического элемента и его изотопный состав не меняются. Иное дело ядерные реакции - процессы превращения атомных ядер в результате их взаимодействия с другими ядрами или элементарными частицами, например превращение алюминия в магний:


27 13 Аl + 1 1 Н = 24 12 Мg + 4 2 Не


Классификация химических реакций многопланова, то есть в ее основу могут быть положены различные признаки. Но под любой из таких признаков могут быть отнесены реакции как между неорганическими, так и между органическими веществами.


Рассмотрим классификацию химических реакций по различным признакам.

I. По числу и составу реагирующих веществ

Реакции, идущие без изменения состава веществ.


В неорганической химии к таким реакциям можно отнести процессы получения аллотропных модификаций одного химического элемента, например:


С (графит) ↔ С (алмаз)
S (ромбическая) ↔ S (моноклинная)
Р (белый) ↔ Р (красный)
Sn (белое олово) ↔ Sn (серое олово)
3O 2 (кислород) ↔ 2O 3 (озон)


В органической химии к этому типу реакций могут быть отнесены реакции изомеризации, которые идут без изменения не только качественного, но и количественного состава молекул веществ, например:


1. Изомеризация алканов.


Реакция изомеризации алканов имеет большое практическое значение, так как углеводороды изостроения обладают меньшей способностью к детонации.


2. Изомеризация алкенов.


3. Изомеризация алкинов (реакция А. Е. Фаворского).


CH 3 - CH 2 - С= - СН ↔ СН 3 - С= - С- СН 3

этилацетилен диметнлацетилен


4. Изомеризация галогеналканов (А. Е. Фаворский, 1907 г.).

5. Изомеризация цианита аммония при нагревании.



Впервые мочевина была синтезирована Ф. Велером в 1828 г. изомеризацией цианата аммония при нагревании.

Реакции, идущие с изменением состава вещества

Можно выделить четыре типа таких реакций: соединения, разложения, замещения и обмена.


1. Реакции соединения - это такие реакции, при которых из двух и более веществ образуется одно сложное вещество


В неорганической химии все многообразие реакций соединения можно рассмотреть, например, на примере реакций получения серной кислоты из серы:


1. Получение оксида серы (IV):


S + O 2 = SO - из двух простых веществ образуется одно сложное.


2. Получение оксида серы (VI):


SO 2 + 0 2 → 2SO 3 - из простого и сложного веществ образуется одно сложное.


3. Получение серной кислоты:


SO 3 + Н 2 O = Н 2 SO 4 - из двух сложных веществ образуется одно сложное.


Примером реакции соединения, при которой одно сложное вещество образуется из более чем двух исходных, может служить заключительная стадия получения азотной кислоты:


4NО 2 + O 2 + 2Н 2 O = 4НNO 3


В органической химии реакции соединения принято называть «реакциями присоединения». Все многообразие таких реакций можно рассмотреть на примере блока реакций, характеризующих свойства непредельных веществ, например этилена:


1. Реакция гидрирования - присоединения водорода:


CH 2 =CH 2 + Н 2 → Н 3 -СН 3

этен → этан


2. Реакция гидратации - присоединения воды.


3. Реакция полимеризации.


2. Реакции разложения - это такие реакции, при которых из одного сложного вещества образуется несколько новых веществ.


В неорганической химии все многообразие таких реакций можно рассмотреть на блоке реакций получения кислорода лабораторными способами:


1. Разложение оксида ртути(II) - из одного сложного вещества образуются два простых.


2. Разложение нитрата калия - из одного сложного вещества образуются одно простое и одно сложное.


3. Разложение перманганата калия - из одного сложного вещества образуются два сложных и одно простое, то есть три новых вещества.


В органической химии реакции разложения можно рассмотреть на блоке реакций получения этилена в лаборатории и в промышленности:


1. Реакция дегидратации (отщепления воды) этанола:


С 2 H 5 OH → CH 2 =CH 2 + H 2 O


2. Реакция дегидрирования (отщепление водорода) этана:


CH 3 -CH 3 → CH 2 =CH 2 + H 2


или СН 3 -СН 3 → 2С + ЗН 2


3. Реакция крекинга (расщепления) пропана:


CH 3 -СН 2 -СН 3 → СН 2 =СН 2 + СН 4


3. Реакции замещения - это такие реакции, в результате которых атомы простого вещества замещают атомы какого-нибудь элемента в сложном веществе.


В неорганической химии примером таких процессов может служить блок реакций, характеризующих свойства, например, металлов:


1. Взаимодействие щелочных или щелочноземельных металлов с водой:


2Na + 2Н 2 O = 2NаОН + Н 2


2. Взаимодействие металлов с кислотами в растворе:


Zn + 2НСl = ZnСl 2 + Н 2


3. Взаимодействие металлов с солями в растворе:


Fе + СuSO 4 = FеSO 4 + Сu


4. Металлотермия:


2Аl + Сr 2 O 3 → Аl 2 O 3 + 2Сr


Предметом изучения органической химии являются не простые вещества, а только соединения. Поэтому как пример реакции замещения приведем наиболее характерное свойство предельных соединений, в частности метана, - способность его атомов водорода замещаться на атомы галогена. Другой пример - бромирование ароматического соединения (бензола, толуола, анилина).



С 6 Н 6 + Вr 2 → С 6 Н 5 Вr + НВr

бензол → бромбензол


Обратим внимание на особенность реакции замещения у органических веществ: в результате таких реакций образуются не простое и сложное вещество, как в неорганической химии, а два сложных вещества.


В органической химии к реакциям замещения относят и некоторые реакции между двумя сложными веществами, например нитрование бензола. Она формально является реакцией обмена. То, что это реакция замещения, становится понятным только при рассмотрении ее механизма.


4. Реакции обмена - это такие реакции, при которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями


Эти реакции характеризуют свойства электролитов и в растворах протекают по правилу Бертолле, то есть только в том случае, если в результате образуется осадок, газ или малодиссоциирующее вещество (например, Н 2 O).


В неорганической химии это может быть блок реакций, характеризующих, например, свойства щелочей:


1. Реакция нейтрализации, идущая с образованием соли и воды.


2. Реакция между щелочью и солью, идущая с образованием газа.


3. Реакция между щелочью и солью, идущая с образованием осадка:


СuSO 4 + 2КОН = Сu(ОН) 2 + К 2 SO 4


или в ионном виде:


Сu 2+ + 2OН - = Сu(ОН) 2


В органической химии можно рассмотреть блок реакций, характеризующих, например, свойства уксусной кислоты:


1. Реакция, идущая с образованием слабого электролита - Н 2 O:


СН 3 СООН + NаОН → Nа(СН3СОО) + Н 2 O


2. Реакция, идущая с образованием газа:


2СН 3 СООН + СаСO 3 → 2СН 3 СОО + Са 2+ + СO 2 + Н 2 O


3. Реакция, идущая с образованием осадка:


2СН 3 СООН + К 2 SO 3 → 2К(СН 3 СОО) + Н 2 SO 3



2СН 3 СООН +SiO → 2СН 3 СОО + Н 2 SiO 3

II. По изменению степеней окисления химических элементов, образующих вещества

По этому признаку различают следующие реакции:


1. Реакции, идущие с изменением степеней окисления элементов, или окислительно-восстановительные реакции.


К ним относится множество реакций, в том числе все реакции замещения, а также те реакции соединения и разложения, в которых участвует хотя бы одно простое вещество, например:

1. Mg 0 + H + 2 SO 4 = Mg +2 SO 4 + H 2



2. 2Mg 0 + O 0 2 = Mg +2 O -2



Сложные окислительно-восстановительные реакции составляются с помощью метода электронного баланса.


2KMn +7 O 4 + 16HCl - = 2KCl - + 2Mn +2 Cl - 2 + 5Cl 0 2 + 8H 2 O



В органической химии ярким примером окислительно-восстановительных реакций могут служить свойства альдегидов.


1. Они восстанавливаются в соответствующие спирты:




Альдекиды окисляются в соответствующие кислоты:




2. Реакции, идущие без изменения степеней окисления химических элементов.


К ним, например, относятся все реакции ионного обмена, а также многие реакции соединения, многие реакции разложения, реакции этерификации:


НСООН + CHgOH = НСООСН 3 + H 2 O

III. По тепловому эффекту

По тепловому эффекту реакции делят на экзотермические и эндотермические.


1. Экзотермические реакции протекают с выделением энергии.


К ним относятся почти все реакции соединения. Редкое исключение составляют эндотермические реакции синтеза оксида азота(II) из азота и кислорода и реакция газообразного водорода с твердым иодом.


Экзотермические реакции, которые протекают с выделением света, относят к реакциям горения. Гидрирование этилена - пример экзотермической реакции. Она идет при комнатной температуре.


2. Эндотермические реакции протекают с поглощением энергии.


Очевидно, что к ним будут относиться почти все реакции разложения, например:


1. Обжиг известняка


2. Крекинг бутана


Количество выделенной или поглощенной в результате реакции энергии называют тепловым эффектом реакции, а уравнение химической реакции с указанием этого эффекта называют термохимическим уравнением:


Н 2(г) + С 12(г) = 2НС 1(г) + 92,3 кДж


N 2(г) + O 2(г) = 2NO(г) - 90,4 кДж

IV. По агрегатному состоянию реагирующих веществ (фазовому составу)

По агрегатному состоянию реагирующих веществ различают:


1. Гетерогенные реакции - реакции, в которых реагирующие вещества и продукты реакции находятся в разных агрегатных состояниях (в разных фазах).


2. Гомогенные реакции - реакции, в которых реагирующие вещества и продукты реакции находятся в одном агрегатном состоянии (в одной фазе).

V. По участию катализатора

По участию катализатора различают:


1. Некаталитические реакции, идущие без участия катализатора.


2. Каталитические реакции, идущие с участием катализатора. Так как все биохимические реакции, протекающие в клетках живых организмов, идут с участием особых биологических катализаторов белковой природы - ферментов, все они относятся к каталитическим или, точнее, ферментативным. Следует отметить, что более 70% химических производств используют катализаторы.

VI. По направлению

По направлению различают:


1. Необратимые реакции протекают в данных условиях только в одном направлении. К ним можно отнести все реакции обмена, сопровождающиеся образованием осадка, газа или малодиссоциирующего вещества (воды) и все реакции горения.


2. Обратимые реакции в данных условиях протекают одновременно в двух противоположных направлениях. Таких реакций подавляющее большинство.


В органической химии признак обратимости отражают названия - антонимы процессов:


Гидрирование - дегидрирование,


Гидратация - дегидратация,


Полимеризация - деполимеризация.


Обратимы все реакции этерификации (противоположный процесс, как вы знаете, носит название гидролиза) и гидролиза белков, сложных эфиров, углеводов, полинуклеотидов. Обратимость этих процессов лежит в основе важнейшего свойства живого организма - обмена веществ.

VII. По механизму протекания различают:

1. Радикальные реакции идут между образующимися в ходе реакции радикалами и молекулами.


Как вы уже знаете, при всех реакциях происходит разрыв старых и образование новых химических связей. Способ разрыва связи в молекулах исходного вещества определяет механизм (путь) реакции. Если вещество образовано за счет ковалентной связи, то могут быть два способа разрыва этой связи: гемолитический и гетеролитический. Например, для молекул Сl 2 , СН 4 и т. д. реализуется гемолитический разрыв связей, он приведет к образованию частиц с неспаренными электронами, то есть свободных радикалов.


Радикалы чаще всего образуются, когда разрываются связи, при которых общие электронные пары распределены между атомами примерно одинаково (неполярная ковалентная связь), однако многие полярные связи также могут разрываться подобным же образом, в частности тогда, когда реакция проходит в газовой фазе и под действием света, как, например, в случае рассмотренных выше процессов - взаимодействия С 12 и СН 4 - . Радикалы очень реакционноспособны, так как стремятся завершить свой электронный слой, забрав электрон у другого атома или молекулы. Например, когда радикал хлора сталкивается с молекулой водорода, то он вызывает разрыв общей электронной пары, связывающей атомы водорода, и образует ковалентную связь с одним из атомов водорода. Второй атом водорода, став радикалом, образует общую электронную пару с неспаренным электроном атома хлора из разрушающейся молекулы Сl 2 , в результате чего возникает радикал хлора, который атакует новую молекулу водорода и т. д


Реакции, представляющие собой цепь последовательных превращений, называют цепными реакциями. За разработку теории цепных реакций два выдающихся химика - наш соотечественник Н. Н. Семенов и англичанин С. А. Хиншелвуд были удостоены Нобелевской премии.
Аналогично протекает и реакция замещения между хлором и метаном:



По радикальному механизму протекают большинство реакций горения органических и неорганических веществ, синтез воды, аммиака, полимеризация этилена, винилхлорида и др.

2. Ионные реакции идут между уже имеющимися или образующимися в ходе реакции ионами.

Типичные ионные реакции - это взаимодействие между электролитами в растворе. Ионы образуются не только при диссоциации электролитов в растворах, но и под действием электрических разрядов, нагревания или излучений. γ-Лучи, например, превращают молекулы воды и метана в молекулярные ионы.


По другому ионному механизму происходят реакции присоединения к алкенам галогеноводородов, водорода, галогенов, окисление и дегидратация спиртов, замещение спиртового гидроксила на галоген; реакции, характеризующие свойства альдегидов и кислот. Ионы в этом случае образуются при гетеролитическом разрыве ковалентных полярных связей.

VIII. По виду энергии,

инициирующей реакцию, различают:


1. Фотохимические реакции. Их инициирует световая энергия. Кроме рассмотренных выше фотохимических процессов синтеза НСl или реакции метана с хлором, к ним можно отнести получение озона в тропосфере как вторичного загрязнителя атмосферы. В роли первичного в этом случае выступает оксид азота(IV), который под действием света образует радикалы кислорода. Эти радикалы взаимодействуют с молекулами кислорода, в результате чего получается озон.


Образование озона идет все время, пока достаточно света, так как NO может взаимодействовать с молекулами кислорода с образованием того же NO 2 . Накопление озона и других вторичных загрязнителей атмосферы может привести к появлению фотохимического смога.


К этому виду реакций принадлежит и важнейший процесс, протекающий в растительных клетках, - фотосинтез, название которого говорит само за себя.


2. Радиационные реакции. Они инициируются излучениями большой энергии - рентгеновскими лучами, ядерными излучениями (γ-лучами, а-частицами - Не 2+ и др.). С помощью радиационных реакций проводят очень быструю радиополимеризацию, радиолиз (радиационное разложение) и т. д.


Например, вместо двухстадийного получения фенола из бензола его можно получать взаимодействием бензола с водой под действием радиационных излучений. При этом из молекул воды образуются радикалы [ OН] и [ H ], с которыми и реагирует бензол с образованием фенола:


С 6 Н 6 + 2[ОН] → С 6 Н 5 ОН + Н 2 O


Вулканизация каучука может быть проведена без серы с использованием радиовулканизации, и полученная резина будет ничуть не хуже традиционной.


3. Электрохимические реакции. Их инициирует электрический ток. Помимо хорошо известных вам реакций электролиза укажем также реакции электросинтеза, например, реакции промышленного получения неорганических окислителей


4. Термохимические реакции. Их инициирует тепловая энергия. К ним относятся все эндотермические реакции и множество экзотермических реакций, для начала которых необходима первоначальная подача теплоты, то есть инициирование процесса.


Рассмотренная выше классификация химических реакций отражена на схеме.


Классификация химических реакций, как и все другие классификации, условна. Ученые договорились разделить реакции на определенные типы по выделенным ими признакам. Но большинство химических превращений можно отнести к разным типам. Например, составим характеристику процесса синтеза аммиака.


Это реакция соединения, окислительно-восстановительная, экзотермическая, обратимая, каталитическая, гетерогенная (точнее, гетерогенно-каталитическая), протекающая с уменьшением давления в системе. Для успешного управления процессом необходимо учитывать все приведенные сведения. Конкретная химическая реакция всегда многокачественна, ее характеризуют разные признаки.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Химическими реакция называют превращения веществ, в которых происходит изменение их состава и (или) строения.

Наиболее часто под химическими реакциями понимают процесс превращения исходных веществ (реагентов) в конечные вещества (продукты).

Химические реакции записываются с помощью химических уравнений, содержащих формулы исходных веществ и продуктов реакции. Согласно закону сохранения массы, число атомов каждого элемента в левой и правой частях химического уравнения одинаково. Обычно формулы исходных веществ записывают в левой части уравнения, а формулы продуктов – в правой. Равенство числа атомов каждого элемента в левой и правой частях уравнения достигается расстановкой перед формулами веществ целочисленных стехиометрических коэффициентов.

Химические уравнения могут содержать дополнительные сведения об особенностях протекания реакции: температура, давление, излучение и т.д., что указывается соответствующим символом над (или «под») знаком равенства.

Все химические реакции могут быть сгруппированы в несколько классов, которым присущи определенные признаки.

Классификация химических реакций по числу и составу исходных и образующихся веществ

Согласно этой классификации, химические реакции подразделяются на реакции соединения, разложения, замещения, обмена.

В результате реакций соединения из двух или более (сложных или простых) веществ образуется одно новое вещество. В общем виде уравнение такой химической реакции будет выглядеть следующим образом:

Например:

СаСО 3 + СО 2 + Н 2 О = Са(НСО 3) 2

SO 3 + H 2 O = H 2 SO 4

2Mg + O 2 = 2MgO.

2FеСl 2 + Сl 2 = 2FеСl 3

Реакции соединения в большинстве случаев экзотермические, т.е. протекают с выделением тепла. Если в реакции участвуют простые вещества, то такие реакции чаще всего являются окислительно-восстановительными (ОВР), т.е. протекают с изменением степеней окисления элементов. Однозначно сказать будет ли реакция соединения между сложными веществами относиться к ОВР нельзя.

Реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуется несколько других новых веществ (сложных или простых) относят к реакциям разложения . В общем виде уравнение химической реакции разложения будет выглядеть следующим образом:

Например:

CaCO 3 CaO + CO 2 (1)

2H 2 O =2H 2 + O 2 (2)

CuSO 4 × 5H 2 O = CuSO 4 + 5H 2 O (3)

Cu(OH) 2 = CuO + H 2 O (4)

H 2 SiO 3 = SiO 2 + H 2 O (5)

2SO 3 =2SO 2 + O 2 (6)

(NH 4) 2 Cr 2 O 7 = Cr 2 O 3 + N 2 +4H 2 O (7)

Большинство реакций разложения протекает при нагревании (1,4,5). Возможно разложение под действием электрического тока (2). Разложение кристаллогидратов, кислот, оснований и солей кислородсодержащих кислот (1, 3, 4, 5, 7) протекает без изменения степеней окисления элементов, т.е. эти реакции не относятся к ОВР. К ОВР реакциям разложения относится разложение оксидов, кислот и солей, образованных элементами в высших степенях окисления (6).

Реакции разложения встречаются и в органической химии, но под другими названиями — крекинг (8), дегидрирование (9):

С 18 H 38 = С 9 H 18 + С 9 H 20 (8)

C 4 H 10 = C 4 H 6 + 2H 2 (9)

При реакциях замещения простое вещество взаимодействует со сложным, образуя новое простое и новое сложное вещество. В общем виде уравнение химической реакции замещения будет выглядеть следующим образом:

Например:

2Аl + Fe 2 O 3 = 2Fе + Аl 2 О 3 (1)

Zn + 2НСl = ZnСl 2 + Н 2 (2)

2КВr + Сl 2 = 2КСl + Вr 2 (3)

2КСlO 3 + l 2 = 2KlO 3 + Сl 2 (4)

СаСО 3 + SiO 2 = СаSiO 3 + СО 2 (5)

Са 3 (РО 4) 2 + ЗSiO 2 = ЗСаSiO 3 + Р 2 О 5 (6)

СН 4 + Сl 2 = СН 3 Сl + НСl (7)

Реакции замещения в своем большинстве являются окислительно-восстановительными (1 – 4, 7). Примеры реакций разложения, в которых не происходит изменения степеней окисления немногочисленны (5, 6).

Реакциями обмена называют реакции, протекающие между сложными веществами, при которых они обмениваются своими составными частями. Обычно этот термин применяют для реакций с участием ионов, находящихся в водном растворе. В общем виде уравнение химической реакции обмена будет выглядеть следующим образом:

АВ + СD = АD + СВ

Например:

CuO + 2HCl = CuCl 2 + H 2 O (1)

NaOH + HCl = NaCl + H 2 O (2)

NаНСО 3 + НСl = NаСl + Н 2 О + СО 2 (3)

AgNО 3 + КВr = АgВr ↓ + КNО 3 (4)

СrСl 3 + ЗNаОН = Сr(ОН) 3 ↓+ ЗNаСl (5)

Реакции обмена не являются окислительно-восстановительными. Частный случай этих реакций обмена -реакции нейтрализации (реакции взаимодействия кислот со щелочами) (2). Реакции обмена протекают в том направлении, где хотя бы одно из веществ удаляется из сферы реакции в виде газообразного вещества (3), осадка (4, 5) или малодиссоциирующего соединения, чаще всего воды (1, 2).

Классификация химических реакций по изменениям степеней окисления

В зависимости от изменения степеней окисления элементов, входящих в состав реагентов и продуктов реакции все химические реакции подразделяются на окислительно-восстановительные (1, 2) и, протекающие без изменения степени окисления (3, 4).

2Mg + CO 2 = 2MgO + C (1)

Mg 0 – 2e = Mg 2+ (восстановитель)

С 4+ + 4e = C 0 (окислитель)

FeS 2 + 8HNO 3 (конц) = Fe(NO 3) 3 + 5NO + 2H 2 SO 4 + 2H 2 O (2)

Fe 2+ -e = Fe 3+ (восстановитель)

N 5+ +3e = N 2+ (окислитель)

AgNO 3 +HCl = AgCl ↓ + HNO 3 (3)

Ca(OH) 2 + H 2 SO 4 = CaSO 4 ↓ + H 2 O (4)

Классификация химических реакций по тепловому эффекту

В зависимости от того, выделяется ли или поглощается тепло (энергия) в ходе реакции, все химические реакции условно разделяют на экзо – (1, 2) и эндотермические (3), соответственно. Количество тепла (энергии), выделившееся или поглотившееся в ходе реакции называют тепловым эффектом реакции. Если в уравнении указано количество выделившейся или поглощенной теплоты, то такие уравнения называются термохимическими.

N 2 + 3H 2 = 2NH 3 +46,2 кДж (1)

2Mg + O 2 = 2MgO + 602, 5 кДж (2)

N 2 + O 2 = 2NO – 90,4 кДж (3)

Классификация химических реакций по направлению протекания реакции

По направлению протекания реакции различают обратимые (химические процессы, продукты которых способны реагировать друг с другом в тех же условиях, в которых они получены, с образованием исходных веществ) и необратимые (химические процессы, продукты которых не способны реагировать друг с другом с образованием исходных веществ).

Для обратимых реакций уравнение в общем виде принято записывать следующим образом:

А + В ↔ АВ

Например:

СН 3 СООН + С 2 Н 5 ОН↔ Н 3 СООС 2 Н 5 + Н 2 О

Примерами необратимых реакций может служить следующие реакции:

2КСlО 3 → 2КСl + ЗО 2

С 6 Н 12 О 6 + 6О 2 → 6СО 2 + 6Н 2 О

Свидетельством необратимости реакции может служить выделение в качестве продуктов реакции газообразного вещества, осадка или малодиссоциирующего соединения, чаще всего воды.

Классификация химических реакций по наличию катализатора

С этой точи зрения выделяют каталитические и некаталитические реакции.

Катализатором называют вещество, ускоряющее ход химической реакции. Реакции, протекающие с участием катализаторов, называются каталитическими. Протекание некоторых реакций вообще невозможно без присутствия катализатора:

2H 2 O 2 = 2H 2 O + O 2 (катализатор MnO 2)

Нередко один из продуктов реакции служит катализатором, ускоряющим эту реакцию (автокаталитические реакции):

MeO+ 2HF = MeF 2 + H 2 O, где Ме – металл.

Примеры решения задач

ПРИМЕР 1

Тема урока . Практическая работа №4 «Признаки химических реакций»

Цель обучающая:

Совершенствовать знания о признаках химических реакций;

Совершенствовать экспериментальные умения:

Определять цель работы;

Пользоваться инструкцией и лабораторным оборудованием ;

Проводить реакции;

Наблюдать и фиксировать наблюдения;

Записывать уравнения реакций согласно эксперименту;

Делать выводы на основе наблюдений согласно поставленной цели;

Соблюдать правила безопасного поведения Цель развивающая:

Развивать навыки самостоятельной работы, коммуникативные навыки. Цель воспитательная:

Воспитание аккуратности и последовательности в работе, бережного отношения к школьному имуществу, собственному здоровью и здоровью окружающих.

На столах учащихся.

Реактивы: оксид меди (II), серная кислота, мел, соляная кислота, хлорид железа (III), роданид калия, карбонат натрия, хлорид кальция.

Оборудование: штатив лабораторный, пробирки, спиртовка, спички

Дидактические материалы: инструкционные карточки, тест и бланки для ответов на тесты.

Эпиграф к уроку «Чтобы познать невидимое, смотри внимательно на видимое» Древняя мудрость

Этап

Деятельность

Формы работы

учителя

учащихся

Мотивация, целеполага-ние

Предлагаем учащимся записать тему урока и высказать идеи относительно целей, которые нам предстоит реализовать на уроке. Далее побуждаем учащихся к высказыванию собственного мнения относительно смысла, заключенного в эпиграфе к уроку, и подводим их к мысли, что при выполнении практической работы очень важен навык наблюдения, гак как на основе наблюдений осуществляется основополагающая часть эксперимента, а именно вывод.

Высказывают собственную точку зрения и аргументируют ее. Определяются относительно целей урока. Высказывают свою точку зрения на идею эпиграфа.

Актуализация ЗУН

Химические

реакции, призн

химических

химические

уравнения,

коэффициент,

Предлагаем учащимся выполнить тест. Организуем активное обсуждение результатов теста и коррекции знаний.

Проводим беседу с учащимися о мерах безопасности при работе

с оборудованием и реактивами:

Работа со стеклом;

Правила работы со спиртовкой;

Обращение с кислотами, а также оксидами и солями

Выполняют тест, осуществляют самопроверку и корректировку знаний.

Слушают, отвечают на вопросы учителя.

Выполнение эксперимента

Наблюдение

различных

признаков

химических

реакций при

проведении

Предлагаем выполнить практическую работу согласно инструкции. Наблюдаем за выполнением работы , при необходимости помогаем или консультируем.

Выполняют практическую работу, оформляют результаты работы, сдают работу учителю.

Рефлексия

Результат и деятельность

Предлагаем учащимся высказать мнение относительно полученных результатов

По желанию отвечают на вопрос, высказывая мнение, о достигнутом результате и о том, что способствовало его достижению(или помешало достижению большего).

Домашнее задание

Повторить материал

§24. с. 124-128

Предлагаемый для домашней работы материал необходим для выполнения работы по приготовлению раствора с определенной массовой долей вещества

Задают вопросы на уточнение

Тест для актуализации знаний и умений

Тест может быть предложен как контрольно - актуализирующий на данном уроке или на последующем. Ответы вносятся в специальный бланк, результаты работы собираем через несколько минут, и после этого предлагаем учащимся осуществить и откорректировать знания. Результат теста учитываем при выставлении отметки за работу или как отдельный вид работы с отдельной оценкой

Тест Внимание!

Вариант - 1.

1 . Химические явления – это превращения веществ, когда

а) изменяется агрегатное состояние и форма;

б) изменяется состав вещества;

в) изменяется размер и масса;

г) изменяется цвет;

2. Химические явления можно условно записать с помощью

а) физических формул;

б) математических уравнений;

в) химических уравнений;

г) химических знаков

3. Коэффициент - это

а) химический знак;

в) химическая формула:

4.Укажите признаки химической реакции

а) изменение цвета:

б) изменение формы и размера;

в) выделение тепла (или света);

г) образование осадка и газа

5. Реакция между простым и сложным веществом, как правило, является реакцией

а) соединения; б) замещения;

в) разложения; г) обмена

Тест Внимание! Верных ответов может быть несколько.

Вариант-2

1. Химические явления - это

а) горение газа; б) испарение воды;

в) гниение листьев;

г) перегонка нефти;

2. Химические уравнения составляются на основе

а) периодического закона;

б) закона постоянства состава Ж. Пруста;

в) закона сохранения массы веществ;

г) закона Авогадро

3. Индекс - это

а) химический знак;

б) цифра, стоящая перед формулой или химическим знаком;

в) химическая формула;

г) цифра, стоящая возле химического знака справа внизу

4.Образование осадка, появление запаха, выделение тепла, света, газа, изменение цвета - это

а) превращения веществ:

б) свойства веществ;

в) признаки химических реакций;

г) физические явления:

5.Реакция, при которой из нескольких веществ образуется новое более сложное вещество, называется реакцией

а) соединения;

б) разложения;

в) обмена;

г) замещения;


Этапы работы

Выполнение опыта

Наблюдения

Уравнения реакций, названия продуктов

Взаимодействие оксида меди(П) с серной кислотой

Взаимодействие карбоната кальция (мела) с соляной кислотой

СаСОз и НС1

Наблюдайте цвет, осадок, газ, запах, свет или выделение тепла.

Укажите наблюдаемые признаки данной реакции и её тип.

Взаимодействие хлорида железа (III) с роданидом калия

Наблюдайте цвет, осадок, газ. запах, свет или выделение тепла.

Укажите наблюдаемые признаки данной реакции и её тип.

Взаимодействие

карбоната

хлоридом

Na 2C03 и СаСl2

Наблюдайте цвет, осадок, газ. запах. свет или выделение тепла.

Укажите наблюдаемые признаки данной реакции и её тип.

А. Нарисуйте на одной из ступенек лесенки человечка - себя, в зависимости от вашей активной работы на уроке:

https://pandia.ru/text/78/636/images/image003_129.gif" height="38"> 3

Б. Поставьте отметку рядом с одним из значков в первом столбце:

На уроке всё понятно

Осталось ощущение, что понятно не все

Всё было понятно, я смогу сам (а) проводить опыты и наблюдать признаки их сопровождающие.

В . Выберите себе понравившееся начало предложения и допишите его
1 .Сегодня узнал (а), что могу -----

2. Я считаю полезным

3. Мне понравилось -

4. Мне было трудно

5. Теперь бы я хотел (а) ещё узнать-------

Домашнее задание: повторить материал §24. с. 124-128

Бланк для ответов

Класс Ф. И

Сумма баллов

Оценка

«Химические реакции. Признаки и условия их протекания»

Барышова И.В. ГОУ СОШ №1980. г Москва.

Задачи обучения. Сформировать знания о признаках и условиях протекания химических реакций, на этой основе усовершенствовать умение отличать физические процессы от химических.

Задачи развития. Совершенствовать умение объяснять зависимость протекания химических реакций от внешних условий.

Эксперимент. Плавление парафина, обугливание сахара, горение лучины, взаимодействие медного купороса с аммиаком, взаимодействие сульфата меди (II) и гидроксида натрия, взаимодействие растворов карбоната натрия и соляной кислоты, взаимодействие тиосульфата натрия с серной кислотой. Составление моделей молекул.

Планируемые результаты обучения. Учащиеся должны уметь на примерах конкретных химических реакций указывать условия их возникновения и дальнейшего протекания, а также признаки реакций.

Планируемые результаты развития. Учащиеся должны уметь объяснять связь между условиями и возможностью протекания химических реакций.

Ход урока.

Все изменения, происходящие с веществами в природе, называются явлениями . В природе происходят биологические, химические и физические явления. Но сегодня мы будем сравнивать химические и физические явления

В процессе демонстрации опытов (дробление кусочка сахара и обугливание сахара) выясняем сущность происходящих явлений и составляем таблицу.

Приведите свои примеры физических и химических явлений.

Химические явления называются химическими реакциями. Давайте смоделируем на атомно-молекулярном уровне химическую реакцию разложения воды.

Изготовление молекул воды и демонстрация химического явления (работа с моделями).

Для закрепления знаний проводим беседу с учащимися и отвечаем на вопросы.

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду.
Словно бабочек лёгкая стая с
Замираньем летит на звезду…

(С. Есенин).

Вопросы учителя:

1. О каком явлении в жизни растений говорится в стихах С. Есенина?
2. К физическим или химическим явлениям относится листопад?
3. С чем связано изменение цвета листьев деревьев осенью, какие явления физические или химические происходят при этом?
4. Какой пигмент обуславливает зелёную окраску листьев растений?

Для развития умений учащихся по самоконтролю знаний проводим тестированный контроль.

1. К химическим явлениям (в отличие от физических) относятся:


  1. Сгорание бензина в двигателе автомобиля

  2. Скисание молока

  3. Таяние снега

  4. Образование инея на деревьях.
2. Какие из природных явлений сопровождаются химическими реакциями?

  1. Выпадение дождя

  2. Извержение вулканов

  3. Гниение растительных остатков

  4. Ледоход на реке.
3. Какие из признаков характерны для химических реакций?

  1. Образование осадка

  2. Изменение агрегатного состояния

  3. Выделение газа

  4. Измельчение вещества.
4. К физическим явлениям относятся:

  1. Горение угля

  2. Приготовление порошка из куска мела

  3. Образование ржавчины

  4. Свечение вольфрамовой нити в лампочке.
Далее, используя знания учащихся о химических реакциях, на основе проделанных демонстрационных опытов (взаимодействие тиосульфата натрия с серной кислотой при разной температуре) составляем таблицу «Условия возникновения и протекания химических реакций»

Для чего нам необходимо знать условия возникновения и условия протекания химических реакций?

Для того чтобы контролировать протекание химических реакций, иногда химическую реакцию необходимо прекратить, например, при пожаре мы стремимся прекратить реакцию горения.

О реакции горения мы будем говорить на следующем урок.

Завершает урок рефлексионо-оценочный этап.

Показ занимательного опыта «Вулкан»

В ходе этого урока научились работать с химической посудой, создавать модели молекул, различать химические и физические явления, знать условия возникновения и протекания реакций, делать выводы.


1. Химические реакции. Признаки и условия их протекания. Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ. Типы химических реакций.

2. Какой объем газа можно получить при взаимодействии 60г, 12% раствора карбоната калия с серной кислотой.

Химическая реакция - превращение одного или нескольких веществ в другое.
Типы химических реакций:

1)Реакция соединения – это реакции в результате которых из двух веществ образуется одно более сложное.

2)Реакция разложения - это реакция в результате которых из одного сложного вещества образуется несколько более простых.

3)Реакция замещения – это реакции между простым и сложным веществами, в результате которых образуется новое простое и новое сложное вещество.

4)Реакция обмена – это реакции между двумя сложными веществами, в результате которых они обмениваются своими составными частями.

Условия протекания реакции:

1)Тесное соприкосновение веществ.
2)Нагревание
3)Измельчённость (быстрее всего идут реакции в растворах)
Любая химическая реакция может быть изображена с помощью химического уравнения.

Химическое уравнение – это условная запись химической реакции с помощью химических формул и коэфицентов.

В основе химических уравнений лежит закон сохранения массы вещества : массы веществ вступивших в реакцию равна массе веществ получившихся в результате реакции.
Признаки химических реакций:

· Изменение окраски

· Выделение газа

· Выпадение осадка

· Выделение тепла и света

· Выделение запаха

2.

Билет №7

1. Основные положения Т.Э.Д. – теория электрической диссоциации.

2. Сколько грамм магния, содержащего 8% примесей, может прореагировать с 40г соляной кислоты.

Вещества, растворимые в воде могут диссоциировать, т.е. распадаться на противоположно заряженные ионы.
Электрическая диссоциация
распад электролита на ионы при растворении или расплавлении.
Электролиты вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток (кислоты, соли, щелочи).
Они образованы ионной связью (соли, щелочи), или ковалентной,сильнополярной (кислоты).
Не электролиты
вещества, растворы которых не проводят электрический ток (раствор сахара, спирта, глюкозы)
При диссоциации электролиты распадаются на катионы(+) ианионы(-)
Ионы –
заряженные частица, в которые превращаются атомы, в результате отдатия и взятия ē
Химические свойства растворов электролитов определяются свойствами тех ионов, которые образуются при диссоциации.


Кислота – электролит, который диссоциирует на катионы водорода и анион кислотного остатка.

Серная кислота диссоциирует на 2 катиона Н с зарядом (+) и
анион SO 4 с зарядои (-)
Основания – электролит, который диссоциирует на катионы металла и гидроксид анионы.

Соли – электролит, который в водном растворе диссоциирует на катионы металла и анионы кислотного остатка.

2.

1. Реакции ионного обмена.

Статьи по теме