Древнейшие материалы для письма. Материалы - предшественники бумаги Материал для письма сделанный

Большое влияние на графику письма оказывали материалы для письма. В древности в Средней Азии материалом для письма служила глина. На глиняных табличках писали заостренными палочками, что обусловило клинообразные формы знаков (клинопись).

Наиболее важную информацию человек всегда пытался запечатлеть на материале, гарантирующем ее сохранность. Древнейшие записи человечества сохранились на камне (рис. 12). На камнях встречаются записи астрономических на­блюдений, летописи сражений и даже медицинские рецепты. Стены древней­ших египетских пирамид внутри покрыты высеченными или нарисованными красной краской иероглифами с рассказами о деяниях фараонов.

Рис. 12. Прорись каменной таблички с агванским алфавитом

(лицевая и обратная стороны)

Глина и камень представляла собой дешевый и доступный материал для письма, однако глиняные документы были очень тяжелые. Для того чтобы отправить такие письма и книги, требовалось снаряжать караван верблюдов. Позволить себе это могли только цари и очень богатые люди.

В поисках более легкого материала для письма человечество обратилось к дереву и металлу. В городской крепости греческого города Афины в древно­сти хранились большие деревянные плиты и цилиндры, на которых были вы­резаны тексты законов и важнейших юридических актов. Величайший памят­ник мирового эпоса – поэма Гомера “Илиада” – была выгравирована на свинцовых пластинках. В Индии для записи законов и важнейших государ­ственных документов пользовались нередко медными пластинками. Широ­кое распространение в Древней Греции, а позднее в Риме получили деревян­ные дощечки, покрытые слоем воска. Буквы на воске выдавливались заостренной медной палочкой, верхний конец которой имел форму лопатки. Палочка эта называлась стиль.

Чаще всего дощечками пользовались для написания писем и мелких за­меток. Несколько дощечек скрепляли вместе шнурком или ремешком. Получался своеобразный вечный блокнот, так как написанное легко стиралось обратным концом стиля. В большом ходу навощенные дощечки для письма были еще и в средние века.

Одним из древнейших материалов для письма по праву считается папирус. Папирус являлся основным писчим материалом в течение нескольких тысячелетий, благодаря портативности, легкости.На нем писали египтяне, греки, римляне и другие народы, пока на смену ему не пришли пергамент и бумага. Ломкость папируса определила форму древних документов – свиток. Писали на папирусе заостренными камышовыми кисточками.

В сирийском городе Пергаме было организовано производство но­вого материала для письма – пергамента, представлявшего собой особо вы­деланные кожи телят, овец, оленей. Примерно к IV веку н.э. пергамен вытесняет папирус из книжного дела. Особенно широко применялся он в эпоху раннего средневековья.


Пергамен в отличие от папируса хорошо сгибался. Это привело к исчез­новению стародавней формы книги – свитка – и к появлению новой – ко­декса. Стоил пергамен очень дорого. В Китае древнейшие памятники пись­менности выполнены на черепаховых щитах, костях, бамбуковых дощечках, шелке. На шелке писали волосяными кисточками специальной тушью, что также оказало влияние на графику китайского письма. На Руси материалом для письма был пергамент (до XII в. привозной, с XII–XIV вв. было развернуто собственное производство).

Для бытовой переписки применялась береста (берестяные грамоты были найдены во время археологических раскопок в Новгороде в 1950 г.). С XIV века получает распространение бумага.

Широко распространившаяся во всем мире и вытес­нившая другие материалы для письма бумага была изобретена в Китие во II веке н.э.

Слово “бумага” происходит от итальянского bambagia – хлопок – и озна­чает многокомпонентный материал, состоящий в основном из специально обработанных мелких растительных волокон, тесно переплетенных между собой и образующих тонкий лист.

В течение многих веков бумага остается самым удобным и надежным материалом для письма. Первое упоминание о бумаге относится к 12 году н.э., но во многих книгах изобретение бумаги приписывается китайскому санов­нику Цай Лунь (Чай-Лун), который в 105 году усовершенствовал уже имевшийся способ производства бумаги.

Китайские ремесленники вырабатывали такую прочную бумагу, что она сохранилась в течение многих столетий, не теряя своего первоначального вида.

Из Китая бумага проникла в Японию, затем через Персию в Северную Африку, на Кипр, в Испанию, Италию, а затем в Х веке во все европейские госу­дарства, в том числе и в Россию.

До середины XIX века практически вся европейская, в том числе и российская, бумага изготавливалась из льняного тряпья. Его промывали, проваривали с содой, едким натром или известью, сильно разбавляли водой и размалывали на особых мельницах. Затем жидкую массу черпали специальной прямоугольной формой с прикреплённой к ней сеткой из проволоки. После стекания воды на металлическом сите оставался тонкий слой бумажной массы. Полученные таким образом влажные бумажные листы укладывали между отрезами грубого сукна или войлока, с помощью пресса отжимали воду и просушивали.

Металлические нити сетки оставляли на бумаге, изготовленной ручным способом, следы, видимые на просвет, поскольку бумажная масса в местах её соприкосновения с проволокой была менее плотной. Эти следы получили название филиграней (от итал. filigrana – водяной знак на бумаге).

В бумаге европейского производства водяные знаки впервые появились в Италии в конце XIII века, а в России – лишь во второй половине XVII века. Первоначально это были рисунки, повторявшие контурное изображение, сделанное из тонкой проволоки и прикреплявшееся к дну металлической сетки. На филигранях изображались животные, растения, небесные тела, короны, портреты монархов и т.п., а также нередко буквы и даты, обозначавшие имя владельца, местонахождение фабрики, год изготовления бумаги (рис. 13).

Важнейшим шагом в развитии бумагоделательного производства стало изготовление бумаги из древесины. Открытие нового способа принадлежало саксонскому ткачу Ф. Келлеру в 1845 году. С этого времени древесное сырьё становится основным в бумажной промышленности.


Древний человек, как и современный, периодически испытывал желание зафиксировать свои эмоции или мысли. Сегодня всё просто - мы возьмём блокнот и ручку, либо откроем компьютер и напишем нужный текст. А много веков назад наши пращуры использовали острый камень для выбивания им на стене пещеры рисунка или значка. А на чем и чем писали в стародавние времена на Руси?

Церы и писала - что это такое?

Вместо бумаги в Древней Руси использовали церы, которые представляли собой деревянную дощечку в виде небольшого подноса, заполненного воском. Это было многоразовое устройство: на воске царапали буквы, при необходимости их затирали, и церы снова были готовы к употреблению.


Писала, которыми и работали с воском, делали из кости, дерева или металла. Эти пращуры современных карандашей выглядели как палочки длиной до двадцати сантиметров, с заостренным концом. Писала украшались резьбой или орнаментом.

Береста и пергамент как замена бумаге

Церы представляли собой, если так можно выразиться, стационарное устройство для письма. Брать их с собой или использовать в качестве почтового отправления было неудобно. Для этих целей служила березовая кора, или береста. На ней наши предки выцарапывали тексты с помощью тех же писал. Делали из бересты и книги. Изначально подбирались кусочки коры нужного размера, одинаково обрезались, и на них наносился текст. Затем изготавливалась обложка, также из берёзовой коры. Когда всё было готово, страницы с одного края пробивались при помощи шила, в полученные отверстия продергивался шнурок из кожи, которым древняя книга закреплялась.


Для серьезных литературных произведений, летописей, официальных грамот, законов использовался более дорогой материал, чем береста - пергамент. Пришёл он из Азии, где был изобретён предположительно во втором веке до нашей эры. Делался он из телячьей кожи, которая проходила особую выделку. Поэтому старинные книги стоили очень дорого - слишком ценное было сырье. Например, чтобы изготовить листы для Библии в современном формате А4, необходимо было использовать не менее 150 телячьих шкур.

Процесс изготовления пергамента был очень непростым. Шкуры промывались, очищались от ворса, вымачивались в растворе извести. Потом мокрое сырье натягивалось на деревянную рамку, растягивалось, сушилось. С помощью специальных ножей внутренняя сторона как следует очищалась от всех частиц. После этих манипуляций шкура натиралась мелом и выглаживалась. Заключительный этап - отбеливание, для этого использовались мука и молоко.

Пергамент был великолепным материалом для письма, светлым и прочным, двусторонним, и к тому же многоразовым - при необходимости верхний слой можно было легко соскоблить. Писали на нем чернилами.

Не ешь ягодку, лучше чернила сделай

Для изготовление чернил на Руси использовалась смола вишни или акации, то есть камедь. В нее дополнительно добавлялись вещества для придания жидкости определенного цвета. Чтобы сделать черные чернила использовали сажу или так называемые чернильные орешки (особые наросты на дубовых листьях). Коричневый цвет получился после добавления ржавчины или бурого железа. Небесно-голубой давал медный купорос, кроваво-красный - киноварь.

Можно было поступить проще, то есть просто использовать природные материалы. Например, сок черники - и готовы красивые фиолетовые чернила, ягоды бузины и корень спорыша - вот вам и тушь синего цвета. Крушина давала возможность сделать яркие пурпурные чернила, а листья многих растений - зелёные.


Приготовление чернил нельзя назвать легким делом, поэтому готовились они непосредственно перед применением и в очень небольшом количестве. Если часть жидкости оставалась неиспользованной, ее хранили в плотно закрытых сосудах из керамики или дерева. Обычно чернила старались делпать достаточно концентрированными, потому при письме в них добавляли воду. Так возникли чернильницы, то есть небольшие устойчивые емкости удобной формы для разведения чернил и макания перьев.

Перышко гусиное, или почему перочинный нож так называется

Когда возникли чернила, появилась необходимость в новом инструменте для письма, так как палочки уже не подходили. Для этой цели отлично подошли птичьи перья, чаще всего это были обычные гусиные, прочные и достаточно удобные. Интересно, что их брали из левого крыла птицы, поскольку такое перышко было удобнее держать в правой руке. Левши делали для себя писчий инструмент из правого крыла.


Перо нужно было как следует подготовить: его обезжиривали, вывариваем в щёлочи, закаливали в горячем песке, и только после этого затачивали или «чинили» при помощи ножичка. Перочинный нож – название пошло именно оттуда.

Писать пером было сложно, для этого требовалось особое умение. При неаккуратном использовании на пергамент летели мелкие брызги, при излишнем нажатии перо распластывалось, создавая кляксы. Потому для написания книг привлекались особые люди - писцы, имеющие красивый аккуратный почерк. Они искусно выписывали заглавные буквы красными чернилами, делали заголовки вязью, украшали страницы книги красивыми рисунками, пускали орнамент по краям.

Приход металлических перьев на смену птичьим

Птичьи перья прослужили человечеству не менее тысячелетия. И только в 1820 году на свет появилось стальное перо. Произошло это в Германии, а через некоторое время металлические перышки пришли в Россию.


Первые металлические перья стоили очень дорого, их часто делали не просто из стали, а из драгоценных металлов, а саму палочку украшали рубинами, алмазами и даже бриллиантами. Понятно, что такая роскошная вещь была доступна только очень богатым людям. Несмотря на появление металлических соперников, гусиные перья продолжали честно скрипеть по бумаге. И только в конце XIX века производство стальных перьев было поставлено на поток, они появились практически в каждом доме, где умели писать.

Металлические перья используют и сегодня – их вставляют в поршневые ручки, плакатными перьями пользуются художники, есть даже специальные нотные перья.

Развитие письменности и инструментов для письма

История письменности и инструментов для письма, используемых человеком с древнейших времен до наших дней для записи и передачи информации, есть история самой мировой цивилизации. Принадлежности для письма запечатлевали каждый шаг в развитии человечества и сформировали взаимоотношения между отдельными людьми и целыми народами. Они придали достоверность всей структуре торговли, коммерции, финансов, религии, форм правления.

Первобытный человек изобрел орудия в форме дубинок и заостренных камней, чтобы бороться за свое выживание. С развитием разума человек обнаружил, что заостренный камень - более эффективное орудие, чем дубина, им можно также пользоваться для того, чтобы отобразить на стенах пещеры свою радость по поводу удачной охоты. Он рисовал, дабы выразить то, что происходило в его примитивном мозгу, используя природные цветные глины. Наскальные изображения мамонтов и бизона, обнаруженные в пещерах Альтамира (Испания), принадлежат к числу самых первых следов, оставленных первобытным человеком. Изображения на скалах выполнены сажей и охрой, смешанными с жиром животных, и ученые полагают, что их возраст - не менее 35000 лет.

Эта попытка выразить понятия путем копирования сюжетов непосредственно с натуры получила название пиктографии - рисуночного письма.

По мере прогресса цивилизации на смену пиктограммам пришли символы, используемые для обозначения целых слов или слогов. Считается, что первая система письменных знаков была изобретена в шумерских сельскохозяйственных поселениях около 5500 лет назад. Этот способ письма называется клинописью. Он заключался в выдавливании знаков прямоугольной палочкой под углом на плитке из влажной глины, которую затем обжигали и сушили либо на солнце, либо в печи, до тех пор, пока она не затвердеет. Шумеры придавали изображениям более простую стилизованную форму и изобрели знаки для обозначения абстрактных понятий; например, понятия "свет" и "время" передавались изображением Солнца. Хотя шумеры использовали свыше 2000 знаков рисуночного письма, их было все же недостаточно для описания сложных понятий. Поэтому шумеры разработали фонетический принцип, согласно которому знак, который ассоциировался с конкретным звуком, мог быть использован для обозначения другого предмета при помощи такого же звука. Сегодня. этот принцип является основой письменности.

Другими важными системами рисуночного письма были: (а) китайское письмо, на базе которого возникло японское письмо, (б) хеттское письмо, которое, как полагают, играло роль связующего звена между древнееврейским и финикийским алфавитами, причем еврейские слова читаются справа налево; (в) письмо инков, в котором знаки читаются снизу вверх, и (г) египетская иероглифика (в переводе - "священные вырезанные знаки"). Дальнейшим развитием иероглифики стали иератическая и демотическая разновидности египетского письма.

В период правления фараона Аменемхета III (1850 - 1800 гг. до н.э.) египтяне снаряжали экспедиции в поисках медной руды и прочих "сокровищ" на соседний Синайский полуостров. Для увеличения своей численности они нанимали в состав эскпедиций уроженцев Сеира - пустынной местности, простиравшейся к югу от Мертвого моря до Акабского залива. Египтяне использовали писцов для учета количества наемных работников, затраченных денег, количества руды и прочих ценных материалов, добытых на Синае. Жители Сеира говорили на своем собственном языке, и полагают, что письменные отчеты, которые поступали к египтянам от десятников и надсмотрщиков, происходивших из Сеира, привели к изобретению алфавита. Самые ранние надписи, исполненные одними лишь знаками алфавита, сделаны жителями Сеира.

На восточном побережье Средиземного моря, которое в то время являлось частью побережья Сирии, жили финикийцы. Они были торговцами-мореходами и в период между 1100 и 700 гг. до н.э. основали поселения по всему побережью Средиземного моря. Финикийцы пользовались алфавитом, и часто именно им приписывают его изобретение. Это, возможно, ошибка, хотя некоторые из финикийцев были потомками жителей Сеира. Алфавит состоял из простых и понятных символов, каждый из которых обозначал звук. Успех был столь велик, что финикийский алфавит послужил основой для многих позднейших видов письменности, включая греческую, древнееврейскую, арабскую и индийскую.

Греция была первой европейской страной, использовавшей искусство письма, которое затем перекочевало в Сицилию и Италию. К 403 г. до н.э. греки изобрели 24 буквы, создав систему письменности, называемую "ионическим письмом". Первые обнаруженные надписи на греческом языке были вырезаны на камне или изображены на расписной керамике, причем буквы имели строго геометрическую прямоугольную форму. Более поздние рукописные тексты свидетельствуют о том, что буквы стали более округлыми, а слова писались слитно, возможно, из-за необходимости ускорить и облегчить письмо.

Римляне заимствовали греческий алфавит, использовав многие буквы без изменений и добавив некоторые свои. Римская империя процветала в западном мире, и то же самое происходило с ее алфавитом и латинским языком. В наше время римский (латинский) алфавит широко распространен, претерпев лишь несколько незначительных изменений.

Самым первым инструментом для письма был, вероятно, указательный палец. Первобытный человек окунал его в сок растений или кровь животного, чтобы нанести грубые контуры. Следующим шагом стало использование кусков цветной глины либо мела, которым была придана особая форма, чтобы их легче было держать в руке. Шумеры изготовляли глиняные плитки с ровной поверхностью, на которых выдавливали клиновидные знаки при помощи острых предметов.

Древние египтяне усовершенствовали технику письма путем использования тростниковой кисти для письма на материале, изготовленном из стеблей папируса. Кисть изготовляли из тонкого стебля тростника, конец которого расплющивали и размягчали. Кисть впитывала чернила и выпускала их на поверхность папируса. Подрезая различным образом волокна, можно было проводить тонкие или широкие линии письма.

Древние греки изобрели тростниковое перо, изготовленное из тростника, полый стебель которого имел твердую оболочку. Кончик пера заостряли по-разному, чтобы изображать буквы различной формы. Вдобавок, его можно было сделать более эластичным, прорезав расщеп. Этот же принцип используется в современных перьях. Тростниковое перо было прочнее, чем египетская тростниковая кисть. Хотя папирус широко применялся в качестве материала для письма, греки пользовались также вощеными табличками, изготовленными из самшита, слоновой кости или металла. Для письма на этих поверхностях стилусы (заостренные с одной стороны палочки) изготовляли из металла, кости или слоновой кости.

Примерно в VIII столетии папирус был вытеснен пергаментом, который изготовлялся из козьих и овечьих шкур. Древние греки усовершенствовали технику обеззоливания и дубления пергамента.

На пергаменте, с его гладкой поверхностью, легче было писать мелким почерком, и это, по всей вероятности, способствовало появлению птичьего, или гусиного, пера. Перья для письма делали из прочных маховых перьев гуся или другой крупной птицы и затачивали кончик, который был прочнее, нежели расщепленный конец тростникового пера, а потому мог прослужить дольше, прежде чем его требовалось заточить снова. Гусиное перо вскоре получило широкое распространение, и им пользовались уже около 500 года н.э. Исторический пример: английский король Иоанн Безземельный воспользовался гусиным пером, чтобы подписать "Великую хартию вольностей" на лугу Раннимид в 1215 г.

Гусиное перо стало основным инструментом для письма повсюду, кроме некоторых стран Востока, где по-прежнему пользовались тростниковым пером. Это продолжалось вплоть до начала изготовления стальных перьев в XIX столетии. Тем временем прочие материалы, такие, как рог, кость и т.п., люди подвергали испытаниям, стремясь изготовить более долговечное перо, чем гусиное. Металлические перья были известны еще в XV столетии; бронзовые перья с расщепом на современный лад были найдены в руинах города Помпеи, уничтоженного извержением Везувия в 79 г.н.э.! Эти первые металлические перья были топорно сделаны и стоили очень дорого. Дешевые, легко доступные гусиные перья оставались непревзойденными по своей популярности

Использование гусиного пера и чернил лучшего качества, заметно повлияло на почерк. Учащиеся выбирали гусиные перья как более удобные для скорости письма, чтобы рука с пишущим инструментом могла поспевать за их мыслями. Люди начали писать с легкостью и подчас отражали в манере письма черты собственной личности. Национальный характер накладывал свой отпечаток на внешний вид рукописного шрифта. Итальянский шрифт выглядел витиевато и вычурно, германский - солидно и тяжеловесно, испанский - величественно, французский - аккуратно и элегантно, в английском явно прослеживались традиционный индивидуализм и "островное мышление".

Примерно в 1750 г., как результат повышения уровня грамотности, возникла необходимость в более простом и более долговечном пере для использования в конторах и учебных заведениях. Стальное перо, по логике вещей, представлялось законным наследником гусиного, хотя в период с 1800 по 1835 гг. начали появляться и другие заменители гусиного пера. Одни перья изготовляли из рога и черепахового панциря, другие были украшены бриллиантами и рубинами в золотой оправе. Ни одна из этих моделей не имела коммерческого успеха.

Сведения о том, кто изобрел металлическое перо, отсутствуют. Имеются несколько претендентов на приоритет. Документально установлено, что стальные перья делал в Бирмингеме (Англия) еще в 1780 г. изготовитель разрезных колец для ключей по фамилии Харрисон. В 1808 г. житель Лондона Уайз использовал принцип Харрисона для изготовления стальных перьев, торгуя ими по цене 5 шиллингов. Эти перья завоевали большую популярность. В 1820 г. Джозефу Гиллотту, одному из первых наиболее известных изготовителей, удалось изготовить тонкое, упругое стальное перо.

Джон Митчелл начал изготовлять перья механическим способом, а Джеймс Перри тогда же развил бурную деятельность в этом направлении. В 1828 г. Джосайя Мейсон приступил к производству перьев с целью усовершенствования их конструкции и снижения стоимости. В том же году он изготовил цилиндрическое перо для Джеймса Перри, а в следующем году - перья с расщепом. В 1830 г. Перри взял на вооружение способ, позволявший делать стальные перья более упругими путем просечки отверстия в центре пера между кончиком и крыльями, а также прорезания одного или нескольких боковых расщепов по обе стороны центрального расщепа.

Стальное перо совершило большой прогресс по сравнению с традиционным, однако уже здорово надоевшим гусиным. Более высокая стоимость компенсировалась более продолжительным сроком службы и удобством пользования. Механизированное производство перьев началось в 30-х гг. XIX столетия, преимущественно в новом промышленном городе Бирмингеме. Развитие этой важной отрасли стимулировалось повышением общего уровня грамотности и новыми методами рекламы.

Перья изготовлялись самой разнообразной формы и продавались практически по всему миру. Одна фабрика предлагала свыше 400 различных моделей. Одни перья были юбилейными, с портретами выдающихся личностей, другим присваивались знаменитые имена, вроде "Пиквик" либо "Уэверли" (в честь романа Вальтера Скотта).

Хотя большинство стальных перьев были довольно простыми по конструкции, этот недостаток с лихвой окупался чрезвычайно обширным разнообразием ручек для них. Изготовлялись не только простые по внешнему виду деревянные ручки, хорошо известные клеркам и учащимся, но также и многие элегантные и декоративные ручки из самых различных материалов, таких, как слоновая кость, жемчуг, золото и серебро. Для разборчивых покупателей, искусные мастера и ювелиры украшали ручки резьбой, сложными филигранными узорами и эмалью. Были ручки, изготовленные в форме того самого гусиного пера, на смену которому они пришли.

Изготовление стальных перьев осуществлялось в несколько стадий. Этими стадиями были: вырубка заготовок, расщепление носика и вырубка центральной просечки (отверстия), закалка, клеймение, чеканка рельефа, придание окончательной формы. Кроме того, перья подвергали отпуску, снимали с них заусенцы и шлифовали.

Так как все эти стальные перья приходилось окунать в чернила, в их конструкцию было внесено множество усовершенствований, чтобы можно было дольше писать, окунув перо один раз. Некоторые перья изготовлялись с углублениями в форме ложки и желобками, в которых оставалось немного чернил, когда перо окунали в чернильницу. Когда чернила на пере кончались, из углубления поступало по желобкам на кончик еще немного. Другим способом было изготовление пера с "крыльями", обращенными вниз, чтобы под ними оставались чернил. Некоторые перья делали как бы двойными; идея заключалась в том, что между верхним и нижних перьями должно оставаться определенное количество чернил.

Все эти попытки лишний раз подчеркивали давно назревшую потребность в пере, которое имело бы свой собственный запас чернил. Эта потребность была удовлетворена в 1883 г., когда Льюис Эдсон Уотерман, житель Нью-Йорка, изготовил первую пригодную для использования перьевую авторучку.

В 1940-е годы братья Ласло и Георг Биро изобрели шариковую авторучку в том виде, в каком мы знаем ее сейчас. В 1943 году были изготовлены первые коммерческие образцы. Во время второй мировой войны правительство Великобритании приобрело патент Ласло. Шариковые ручки стали использовать штурманы в авиации и офицеры в нелегких боевых условиях.

В 60-е годы в Японии были изобретены фетровые наконечники для пишущих инструментов. Ручки с фетровыми наконечниками получили название "фломастер" ("flowmaster" от англ. flow - стекать). Наибольшее распространение фетровые наконечники получили в известных всем флуоресцентных маркерах.

В 80...90-х годах появились роллеры. По сути, это более "тонкая" и продвинутая технология шариковых ручек. Тонкий шарик и менее густые чернила. В начале 90-х годов технология роллеров была значительна улучшена. Появилось невиданное ранее разнообразие инструментов и фирм.

(в статье использованы материалы из книги Андреаса Ламброу "Перьевые ручки мира")

Сначала люди рисовали на стенах пещер, камнях и скалах, такие рисунки и надписи называются петроглифами. На них первые художники старались запечатлеть то, что их волновало вчера, сегодня и будет интересовать завтра, а также пытались обозначить границы своих владений и мест охоты для членов из других племен.

Самые древние письмена дошли до нас в виде надписей, выбитых на камне. На камне выбивались письмена религиозного содержания, государственные указы, тексты культового назначения. Но камень как носитель информации и зубило как инструмент для письма, в применении крайне неудобны. Поэтому позднее люди стали писать на том материале, который легче найти или изготовить. Одним из первых доступных материалов стала использоваться глина.

Глиняная табличка — древнейший письменный инструмент, некоторые из них археологи датируют 5500 годом до н.э. (например, Тэртэрийские таблички, имеющие надписи в виде пиктограмм с изображением рогатого скота, веток деревьев и ряд относительно абстрактных символов).

Однако более широкую известность имеют глиняные таблички из Месопотамии, самые древние из которых датируются 2000 годом до н.э.

Способ изготовления подобных табличек был очень прост. Для их изготовления замешивали глину с водой. После этого можно было формировать глиняные таблички и наносить на них информацию. Табличка с сырой глиной использовалась для повседневных целей, а с обожженной под солнцем или в печи - для сохранения написанной информации на длительное время. Такие глиняные плитки можно было посылать друг другу на большие расстояния или составлять из них библиотеки и архивы.

Интересен тот факт, что из глины люди делали даже письма с конвертами. Готовую обожженную глиняную табличку с текстом письма обмазывали слоем сырой глины и на ней писали имя адресата. Затем дощечку повторно обжигали или высушивали на солнце. От выделения пара внутренняя табличка отклеивалась от «конверта» и оказывалась заключенной в нем, как ядро ореха в скорлупе.

Позднее египтяне, греки и римляне использовали для письма и металлические пластины. Древние греки, например, на небольших пластинках из свинца писали письма, а чтобы отпугивать злых духов, в могилу умершему человеку клали пластинку с заклинаниями или магическими формулами. В Риме законы и постановления сената гравировались на бронзовых пластинах и выставлялись на всеобщее обозрение на Форуме. Ветераны римской армии при выходе в отставку получали документ о привилегиях, начертанный на двух бронзовых пластинах. Однако производство металлических пластин занимало много времени и требовало больших затрат, поэтому они использовались в особых случаях и были доступны только высшему сословию.

Более доступный материал для письма был придуман в Древнем Риме. Это были специальные восковые таблички, которыми человечество пользовалось более 1500 лет. Готовились эти таблички из дерева или слоновой кости. От краев дощечки на расстоянии 1—2 см делали углубление на 0,5—1 см., а затем по всему периметру заполняли его воском. На дощечке писали, нанося на воск знаки острой металлической палочкой — стилусом, который был с одной стороны заостренным, а другой его конец имел форму лопатки и мог стирать надпись. Складывались такие восковые дощечки воском вовнутрь и соединялись по две (диптих) или три (триптих) штуки или по нескольку штук кожаным ремешком (полиптих) и получалась книжка, прообраз средневековых кодексов и дальний предок современных книг. В античном мире и Средневековье восковые таблички использовались в качестве записных книжек, для хозяйственных пометок и для обучения детей письму. Подобные вощеные таблички были и на Руси и назывались они церы.

В условиях жаркого климата записи на восковых дощечках были недолговечны, однако некоторые оригиналы восковых табличек сохранились до наших дней (например, с записями французских королей). Из русских цер сохранился так называемый Новгородский кодекс, датируемый XI в. - это полиптих, состоящий из четырех восковых страниц.

Кстати, выражение «с чистого листа» - «tabula rasa» произошло благодаря тому, что периодически воск с дощечек счищали и покрывали им заново.

Папирус, пергамент и береста - прототипы бумаги.

Огромным шагом вперед явилось употребление папируса, введенное древними египтянами. Наиболее древний папирусный свиток относится к XXV веку до н. э. Позднее греки и римляне переняли от египтян письмо на папирусе.

Сырьем для изготовления папируса служил тростник, растущий в долине реки Нил. Стебли папируса очищали от коры, сердцевину разрезали вдоль на тонкие полоски. Получившиеся полоски раскладывали внахлёст на ровной поверхности. На них выкладывали под прямым углом ещё один слой полосок и помещали под большой гладкий камень, а потом оставляли под палящим солнцем. После сушки лист папируса шлифовали и выглаживали при помощи раковины или куска слоновой кости. Листы в окончательной форме имели вид длинных лент и потому сохранялись в свитках, а в более позднее время — соединялись в книги.

В античную эпоху папирус был основным писчим материалом во всём греко-римском мире. Производство папируса в Египте было весьма велико. И при всех своих хороших качествах папирус все же был непрочным материалом. Папирусные свитки не могли храниться более 200 лет. До наших дней сохранились папирусы только в Египте исключительно благодаря уникальному климату этой местности.

И, несмотря на это, он применялся очень долго (вплоть до VIII века н.э.), дольше многих других материалов, пригодных для письма.

В других географических областях, где не было известно о папирусе, люди начали производство материала для письма из кожи животных - пергамента. С древности и до наших дней пергамент известен у евреев под названием «гвиль», как канонический материал для записи Синайского Откровения в рукописных свитках Торы. На более распространённом виде пергамента «клаф» писались также отрывки из Торы для тфил и мезуз. Для изготовления этих разновидностей пергамента используются исключительно шкуры кошерных видов животных.

По свидетельству греческого историка Ктесия в V в. до н. э. кожа уже в то время издавна употреблялась в качестве материала для письма у персов. Откуда она под именем «дифтера» перешла в Грецию, где наряду с папирусом употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры.

По свидетельству Плиния Старшего во II в. до н. э. цари Египта в эллинистический период, желая поддержать книжное богатство Александрийской библиотеки, нашедшей себе соперницу в лице пергамской, в Малой Азии, запретили вывоз папируса за пределы Египта. Тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили её в оборот под именем pergamena. Ошибочно в качестве изобретателя пергамента указывается царь Пергама Эвмен II (197—159 до н. э.).

Пергамент уступал папирусу в дешевизне, но зато был гораздо прочнее и мог исписываться с обеих сторон, но дороговизна пергамента повлекла за собой многочисленные случаи вытравливания старых текстов для нового употребления, особенно средневековыми монахами — переписчиками.

Бурный рост книгопечатания в Средние века привел к сокращению использования пергамента, так как его цена и сложность изготовления, а также объем производства уже не удовлетворяли потребностей издателей. Отныне и по наши дни пергамент стал использоваться в основном художниками и в исключительных случаях для книгоиздания.

В поисках более практичных носителей информации люди пробовали писать на дереве, его коре, листьях, коже, металлах, кости. В странах с жарким климатом часто использовали высушенные и покрытые лаком пальмовые листья. На Руси же самым распространенным материалом для письма была береста - определенные слои коры березы.

Так называемая берестяная грамота, кусок бересты с выцарапанными знаками, была найдена археологами 26 июля 1951 года на раскопках в Новгороде. На сегодняшний день таких находок более семисот, они свидетельствуют, что в древнем Новгороде не только знатные люди, но даже крестьяне и ремесленники знали грамоту.

Бумага.

Пока в западном мире шла конкуренция между восковыми табличками, папирусом и пергаментом в Китае во II веке до н.э. была изобретена бумага.

Сначала бумагу в Китае делали из бракованных коконов шелкопряда, затем стали делать бумагу из пеньки. Затем в 105 году н.э. Цай Лунь начал изготавливать бумагу из растолченных волокон шелковицы, древесной золы, тряпок и пеньки. Все это он смешивал с водой и получившуюся массу выкладывал на форму (деревянную раму и сито из бамбука). После сушки на солнце, он эту массу разглаживал с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги. Уже тогда бумага получила в Китае разнообразное и широкое применение. После изобретения Цай Луня, процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться. Стали добавлять для повышения прочности крахмал, клей, естественные красители и т. д.

В начале VII века способ изготовления бумаги становится известным в Корее и Японии. А еще через 150 лет, через военнопленных попадает к арабам.

Рожденное в Китае бумажное производство медленно продвигается на Запад, постепенно внедряясь в материальную культуру других народов.

На Европейском континенте бумажное производство основали арабы в завоеванной ими Испании в XI веке. Бумажная промышленность в XII — XV веке, быстро акклиматизируется в европейских странах — сначала в Италии, Франции, а затем, и в Германии.

В XI—XII веках бумага появилась в Европе, где вскоре заменила животный пергамент. С XV—XVI веков, в связи с введением книгопечатания, производство бумаги быстро растёт. Бумага изготовлялась весьма примитивно — ручным размолом массы деревянными молотками в ступе и вычерпкой её формами с сетчатым дном. Большое значение для развития производства бумаги имело изобретение во второй половине XVII века размалывающего аппарата — ролла. В конце XVIII века роллы уже позволяли изготавливать большое количество бумажной массы, но ручной отлив (вычерпывание) бумаги задерживал рост производства. В 1799 Н. Л. Робер (Франция) изобрёл бумагоделательную машину, механизировав отлив бумаги путём применения бесконечно движущейся сетки. В Англии братья Г. и С. Фурдринье, купив патент Робера, продолжали работать над механизацией отлива и в 1806 запатентовали бумагоделательную машину. К середине XIX века бумагоделательная машина превратилась в сложный агрегат, работающий непрерывно и в значительной мере автоматически. В XX веке производство бумаги становится крупной высокомеханизированной отраслью промышленности с непрерывно-поточной технологической схемой, мощными теплоэлектрическими станциями и сложными химическими цехами по производству волокнистых полуфабрикатов.

На всем протяжении развития письменности, а тем более с возникновением печатания, люди применяли различный материал. Для своих первых посланий наши предки использовали неприступные скалы, каменные глыбы и плиты. В древней столице Египта Фивах хранится одна из самых больших «каменных книг» в мире. Ее страницы достигают сорокаметровой ширины и сообщают о победах египетских фараонов. Создана эта книга более трех тысяч лет назад.

По мере совершенствования письменности человек искал все более удобные и надежные материалы для письма и способы сохранения текстов, особенно таких, которые были необходимы ему в повседневной практической деятельности. В Шумере в качестве писчего материала применяли глину, на которой писали остро отточенными деревянными палочками. Это обусловливалось тем, что в Двуречье, в древней стране Ассирии, из глины изготавливали буквально все: предметы домашнего обихода, украшения, помещения для скота, сами жилища. Недаром один из ассирийских мифов гласит о том, что из глины был создан первый человек. Неудивительно, что именно ее использовали в качестве материала для письма. Ассирийский царь Ашшурбанипал около трех тысяч лет назад создал целую библиотеку глиняных книг.

Как же выглядели такие «книги»? Глиняные плитки, каждая размером в писчий лист и толщиной примерно 2,5 см, представляли собой листы с текстом, записанным одной стороны. На эти плитки наносили знаки текста, а затем обжигали, благодаря чему они становились твердыми и достаточно долговечными. Из таких плиток и составлялась «книга».

В шумерских глиняных табличках имелась различная информация: изложение законов, юридические акты и документы, деловые соглашения, списки запасов продовольствия, инвентарные описи имущества дворцов и даже сборники геометрических задач. Эти таблички и по сей день помогают изучать одну из древнейших цивилизаций, возникшую в Междуречье Тигра и Евфрата пять с половиной тысячелетий назад, народ которой изобрел систему письменности - клинопись, ставшую основой многих других.

В Древней Индии писали на пальмовых листьях , отдельные страницы скрепляли шнуром, а вместо обложки использовали дощечки.

Наши далекие предки, славяне Северо-Запада, писали на бересте .

Примерно за 2800 лет до н.э. древние египтяне в качестве писчего материала стали применять папирус - болотное растение, которое в изобилии росло в дельте Нила.

Со стебля растения снимали наружную пленку, вынимали сердцевину, разрезали ее на тонкие пластинки, которые раскладывали на доске, смоченной нильской водой. Когда набиралось достаточное количество пластинок для составления листа, на них поперек накладывали новый слой. Затем легким постукиванием молоточка пластинки соединяли между собой и прессовали. В папирусе содержится клейкий сок. От ударов молоточка он выступал наружу и оклеивал ранее нарезанные пластинки. Так приготавливали гладкие ровные листы, на которых после высушивания можно было писать. Писали черной или красной красками (позднее чернилами) тонкой тростниковой палочкой или тростниковым пером, называемым каламом . Листы папируса гибки и их легко можно было сворачивать в свитки. Такие свитки позднее греки назвали библос, что в переводе означает книга.

Самый большой из известных дошедших до наших дней свитков - «Папирус Гариса» длиной 40,5 м, созданный в 1200 г. до н.э., - хранится в Британском музее. Но были свитки папируса и большие по размеру. Свиток «Истории Пелопонесской войны», написанной Фукидидом, имел длину 81 м, а свиток с поэмами Гомера «Илиада» и «Одиссея» достигал длины 150 м. На протяжении столетий папирус служил людям основным писчим материалом.

Однако и в нем был один пагубный недостаток. Он «боялся» сырости.

В конце II в. до н.э. появился новый писчий материал пергамент . Тот же Плиний рассказывает нам легенду о его изобретении.

Царь Евмен II из Пергама повелел создать в столице государства обширную библиотеку и для переписки книг приказал закупить в Египте папирус. Но египетский царь Птоломей, узнав о намерении Евмена и опасаясь, что пергамское книгохранилище затмит славу одного из семи чудес света - знаменитой Александрийской библиотеки, отказал в продаже.

Тогда Евмен дал задание ученым Пергама найти иной писчий материал. Так, выделанная особым способом кожа молодняка домашнего рогатого скота стала новым мат риалом для письма, а в дальнейшем и печатания.

Технология изготовления пергамента в самом обще представлении такова. Кожу, снятую с убитых телят, козлят или ягнят, вымачивают в воде, раствором извести удаляют с нее волос, а затем натягивают на раму и скребкам очищают от остатков волос, мяса и жира. После этого многократно натирают мелом и пемзой для получения гладкой поверхности. Обработанную кожу сушат и еще раз натирают пемзой, проклеивают клеем и разглаживают брусками дерева.

Если на папирусе писали только с одной стороны, то пергамент, предварительно разрезанный на прямоугольные листы, складывали в два сгиба (фальцевали) и писали на обеих сторонах полученных листов. Сложенные листы пергамента образовывали тетрадь. Соединенные друг с другом тетради древние римляне называли кодексом.

Кодекс - это форма книги, пришедшая на смену свитку и сохранившаяся в основных чертах до наших дней. Слово это латинского происхождения, оно обозначает ствол дерева, чурбан. Загадочно, какими судьбами оно было присвоено одной из форм книги?

Древние греки и римляне применяли для письма деревянные дощечки, натертые воском. Текст процарапывался на воске заостренной палочкой - стилем . Края дощечки можно было скрепить между собой шнуром, пропуская его через просверленные в них отверстия. Получалось некоторое подобие деревянной записной книжки. В зависимости от количества дощечек книжку называли диптихом (две дощечки), триптихом (три дощечки) или полиптихом (много дощечек). На одной из фресок города Помпеи, засыпанного пеплом во время извержения вулкана Везувия в 79 г. н.э., изображена молодая девушка с раскрытым полиптихом. Задумавшись над фразой, которую она хочет начертить на покрытой воском дощечке, девушка прислонила кончик стиля к губам, как современная школьница, закусывающая конец карандаша.

Выделка пергамента.

Полиптих послужил прообразом книги в форме прямоугольника. Такой форме в память о деревянных дощечках, составляющих полиптих, и было присвоено название кодекс.

По принципу полиптихов из листов пергамента стали изготавливать записные книжки. Для этого сгибали листы, вкладывали их один в другой и прошивали у корешка. Чаще всего таких листов было четыре. При сгибании их получалась 8-листная, или 16-страничная, книжка. По-гречески ее называли тетрада , то есть четверка . Отсюда и произошло слово тетрадь , а затем появились 16-страничные или 32-страничные тетради современной книги.

В дальнейшем листы пергамента начали фальцевать в несколько сгибов. Из скрепленных между собой тетрадей получалась книга в форме кодекса. В Древнем Риме кодексами назывались также подшивки документов, грамот. Отсюда появилось современное значение слова кодекс - свод законов.

Пергамент в отличие от папируса обладал большей прочностью на разрыв. Несмотря на дороговизну, он использовался для письма вплоть до того момента, пока не был изобретен новый писчий материал - бумага .

Великий химик Дмитрий Иванович Менделеев писал: «...если современный период жизни людей характеризуется названием железного века, то с таким же правом его можно назвать веком бумаги».

Изобретение бумаги заняло особое место среди достижений общечеловеческой культуры, оказав неоценимое влияние на мировую цивилизацию. Бумага и книгоиздание дали людям мощное средство быстрого распространения культурной и научной информации, что способствовало ускорению научно-технического прогресса. Плиний утверждал: «...то, что мы живем как люди и можем оставить честные воспоминания - этим мы обязаны бумаге».

Известный английский философ XVII в. Френсис Бэкон отмечал, что изобретение бумаги и книгоиздание «изменили весь облик и состояние вещей в мире, вызвав бесчисленные перемены». Никто не станет отрицать, что бумага зауряднейшая и в то же время очень важная принадлежность обихода. С ее появлением человечество получило средство удобной регистрации, хранения и широкого распространения всевозможных знаний. Бумага стала одним из атрибутов человеческой цивилизации. Сегодня она прочно вошла в быт людей, бумажные фабрики всего мира ежедневно вырабатывают тонны этого замечательного и нужного материала разных сортов и назначения.

Археологические раскопки позволили установить, что во II в. до н.э. в Китае люди умели изготавливать грубую бумагу из конопляных волокон на шелковой сетке из водяной кашеобразной массы.

Писчую бумагу стали производить в том же Китае, однако уже во II в. н.э., сырьем для нее служили не только конопляные волокна, но и луб коры дерева. В историческом трактате «Хоу Ханьшу» («История Поздней Ханьской династии») упоминается придворный евнух князь Пай Лунь (в иной транскрипции - Тсай Лунь), живший во время императора Хэди (88-106 н.э.). Этот князь наладил производство бумаги, сырьем для которой служили деревянная кора, конопляные очесы, тряпье и даже старые рыболовные снасти. Запись способа бумажного производства отразила применяемую технологию, при которой люди стали использовать в качестве сырья древесину, тряпье и растительные волокна. Древние мастера разработали целый комплекс технологических особенностей бумажного производства, начиная от переработки сырья, изготовления бумажной массы вплоть до формирования и сушки. Тогда же стало появляться и соответствующее оборудование.

Продолжительное время способ получения бумаги китайцы хранили в тайне. Только в III в. он стал известен Корее, в VI в. - в Японии. В середине VIII в. проживающие в Самарканде китайские мастера открыли секрет производства бумаги завоевателям-арабам, а уже в XII в. искусство бумагоделания достигло Испании. Накануне возникновения книгопечатания в Европе бумага повсеместно использовалась для создания рукописных книг и в быту.

Ее преимущественно делали из льняных тряпок. Сухое тряпье разрезали на мелкие куски и выколачивали. Потом его размачивали, толкли до тех пор, пока оно не распадалось на мелкие волокна. Жидкую, проклеенную клейстером массу вычерпывали специальной формой, складывали на доски, отжимали и сушили. Этот ручной способ и теперь сохранился в ряде стран для производства бумаги с различными рисунками - водяными знаками, изготовление которых основано на вплетении медной или серебряной проволоки, образующей заданный рисунок, в дно формы. Эти знаки очень широко применялись раньше, по ним можно было определить и год выработки бумаги, и фабрику, и даже имя мастера.

Более шестисот лет назад была построена первая бумажная фабрика. Бегуны - разновидность мельничного жернова - заменили ручную толчею. За человека стала работать вода. С тех пор и сохранилось на долгие столетия название - бумажная мельница . Водяное колесо приводило в движение бегуны, сырье мололось, а мастер лишь подбрасывал новое.

В Россию бумагу привозили еще в XIII в., но первая попытка была сделана только в XVI в. Иваном Грозным. О производстве бумаги на Руси пишет в своих записках итальянский путешественник Рафаэль Барберини, посетивший страну в 1585 г. Однако постоянно работающие бумажные мануфактуры появились лишь при Петре I.

Производство бумаги в средневековье.

Столетиями процесс производства бумаги не менялся. Владельцы мельниц получали большие доходы, ремесло бумажника ценилось наравне с искусством. У каждого мастера было свое клеймо, свой стиль в выработке бумаги. И сейчас историки устанавливают даты многих документов по водяным знакам бумажных производств. Так, выяснилось, что первым водяным знаком на бумаге является обнаруженный в Дании кириллический текст: «Царь Иван Васильевич всея Руси князь великий Московский».

Бумаги, вырабатываемой на мельницах, вполне хватало, пока книги писались от руки. И лишь изобретение Гуттенберга вызвало в Европе резкий толчок в развитии бумажного производства. Книги стали печататься, и бумаги на них потребовалось значительно больше. Вначале развитие этого производства шло чисто количественно, но не будешь же в каждой деревне строить бумажную мельницу! Стали появляться технические новшества.

Приоритет в этом принадлежал Голландии. Голландеры, или роллы, можно найти и сегодня почти на любом крупном целлюлозно-бумажном предприятии. А появились они в XVI в. Ролл - это продолговатая большая ванна, в которой установлен барабан с насаженными на него ножами. Барабан быстро крутится, ножи захватывают неразработанную грубую массу и размалывают ее до нужного каждому виду бумаги состояния. Благодаря роллам голандская бумага приобрела славу лучшей в мире. За разглашение тайны ролла виновнику грозила смертная казнь.

Но никакая тайна не остается вечной, особенно в период начавшегося промышленного подъема. Французы, датчане, итальянцы пробовали раскрыть голландские секреты и, отчаявшись, просто подкупили опытного голландского мастера-бумажника и стали выпускать собственные роллы.

Случилось это в конце XVII в. Бумага завоевала Европу, ее производством занимались знаменитый датский астроном Тихо де Браге, русский патриарх Никон, которому требовалось для заново отредактированных религиозных книг большое количество бумаги. До сих пор не установлено, на отечественной или на привозной бумаге был отпечатан «Апостол» - первая книга Ивана Федорова.

Один из старейших целлюлозно-бумажных заводов в России, сохранившийся и поныне, был построен прадедом жены А.С. Пушкина Афанасием Гончаровым в Калужской губернии.

Следующим шагом в развитии этой отрасли промышленности было изобретение бумагоделательной машины . При ручном способе производства для отлива бумаги служили специальные черпальные чаны и черпальные формы с сетчатым дном, в которые набиралась масса. Мастер тряс эту форму до тех пор, пока не стекала основная масса воды, а волокна, распределяясь на поверхности сита, образовывали первичный влажный лист бумаги. Один мастер с трудом вырабатывал за день 50 кг бумаги. Это была сложная, медленная и утомительная операция.

Сентябрь 1789 г. - веха в развитии бумажного печатного листа, не менее важная, чем переход от производства пергамента к рождению бумаги. Родился первый в мире конвейер.

Изобрел бумагоделательную машину тридцатитрехлетний француз Никола Луи Робер. Эта первая самочерпалка была ненамного производительнее опытного черпальщика, но ее преимущества, ее будущее заметили и поддержали почти сразу все ведущие производства бумаги. Через год после появления машины Робера две самочерпалки работали в Англии. Машина повторяла все операции черпальщика: автоматически зачерпывалась масса из чана - прообраза современного напорного ящика, масса выливалась на движущуюся медную сетку, с которой снимался готовый влажный лист бумаги, дальше шло прессование и сушка.

Изобретение Робера давно назрело, висело в воздухе. Это было видно по тому, что буквально каждый год приносил новые усовершенствования в машину, постоянно росли ее скорости. Стало не хватать тряпья. Появился еще один узел, сдерживающий рост производства бумаги.

Сначала им был сам процесс производства бумажной массы. Пока не был изобретен ролл, в самочерпалке не было смысла, ведь такую самочерпалку необходимо было обслуживать сотням растирателей тряпья. С появлением ролла массу стали приготавливать быстро. Затем сдерживало изготовление самого листа: отлив не позволял улучшать все остальные участки производства. Следующим «слабым местом» оказалось само сырье. Никаких сборщиков не хватало при все возрастающих скоростях бумажной машины, да и тряпок столько не было.

Все усилия зарождавшейся бумажной науки в XIX в. были направлены на поиски новых видов сырья. В разных странах пробовали заменить тряпье листьями, корой деревьев, травой. Многие ученые предлагали вместо тряпья древесину: уже было известно, что состав древесины схож с составом льна или хлопка. Но как разделить древесину на отдельные волоконца?

Первым в практическом применении древесины оказался саксонский ткач Фридрих Келлер. Он приготовил древесную кашицу на... обыкновенном точиле. Искрошив доску, Келлер смочил получившуюся массу водой и изготовил из нее бумажный лист. Опытный инженер Фельтер, использовав идею своего соотечественника, через два года построил первый дефибрер (истиратель). Современные дефибреры занимают двухэтажные здания и с огромной скоростью истирают могучие бревна буквально в порошок, производительность их в двести раз превосходит первый дефибрер Фельтера, но идея - все та же.

Получив древесную массу, промышленники быстро убедились, что в производстве бумаги возможно использование лишь сорока процентов ее, в смеси все с тем же тряпьем. Даже сегодня из одной древесной массы, к тому же еще при термомеханической обработке, можно вырабатывать лишь газетную бумагу и грубые виды картона. По-прежнему стоял вопрос о замене дорогого тряпичного сырья. Надо было научиться так обрабатывать древесную массу, чтобы получить чистую, белую, прочную бумагу. Кончились эти поиски производством целлюлозы сначала сульфитным, а затем и сульфатным способами. Древесное волокно подвергалось варке в специальных котлах под давлением в присутствии сульфитного или сульфатного щелока. Из волокна удалялись смола, жиры, лигнин. Такое очищенное, без примесей волокно уже с успехом стало заменять тряпичную массу. Так, в конце XIX в. выработался весь технологический процесс производства бумаги, не изменившийся и в наши дни.

В сотни раз увеличились мощности варочных котлов и бумагоделательных машин, уже работают машины на скоростях 1500 м/мин готовой бумаги (средняя скорость автомобиля). Но по-прежнему остаются основными процессами: размол (правда, уже в основном не в роллах, а в быстроходных конических и дисковых мельницах), отлив на сетке (часто синтетической), прессование, сушка.

Будет ли когда-нибудь заменен этот традиционный метод производства бумаги? В ближайшем будущем, по-видимому, нет.

Двадцатый век скорее всего останется веком традиционного способа производства бумаги.

Никто сегодня не может отрицать, что искусство печать и книгоиздания, как великие открытия, родились благодаря изобретению бумаги.

Не каждый обращает внимание на выходные сведения того или иного издания, где, например, можно прочитать: «Формат 60x84 1/16. Бумага типографская № 1».

Ассортимент бумаг очень обширен: сейчас во всем мире вырабатывается более шестисот видов. Выпускаемые в нашей стране виды бумаг по принятой классификации разделяются на одиннадцать классов. К классу «А» относят бумагу для печати, то есть те виды, которые используются для печатания газет, книжно-журнальной и изобразительной продукции. Это газетная, типографская, офсетная, для глубокой печати, мелованная, иллюстрационная, обложечная книжная, форзацная и картографическая бумаги.

В стандартах на печатные виды бумаг установлены технические показатели и допускаемые отклонения, требования по потребительским и печатным свойствам, определены форматы, виды упаковки, маркировки, условия хранения и транспортировки.

Газетная бумага в своей композиции имеет древесную массу с добавлением небеленой сульфитной целлюлозы (20-30%), необходимой для повышения механической прочности. В последние годы в композицию стали включать полубеленую сульфатную целлюлозу, а также полуцеллюлозу. Вырабатывается две марки газетной бумаги: марка «А» - для печатания газет на быстроходных ротационных машинах, и марка «Б» - для печати на обычных ротационных машинах.

Газетная бумага имеет массу одного квадратного метра 51 г, но уже вырабатывается бумага массой 40 г, что экономически очень выгодно. Основными изготовителями отечественной газетной бумаги являются Кондопожский, Балахнинский и Соликамский бумажные комбинаты.

Сегодня выпускается типографская бумага № 1 (марок «А», «Б», «В»), № 2 (марок «А» и «Б»), № 3 (марок не имеет). Типографская бумага № 1 вырабатывается из беленой целлюлозы и предназначена для выпуска учебников для высшей школы, наиболее значительных произведений общественно-политической, научной и художественной литературы. Масса этой бумаги 70 и 80 г/м2, но стандартом предусмотрен выпуск бумаги 50 и 60 г, а также 40 г.

Типографская бумага № 2, массой 60 и 70 г/м2 для марки «А» и 62 г/м2 для марки «Б», предназначена для печати научно-популярной, производственной, агитационно-пропагандистской литературы и учебников.

Бумага постепенно стала основным материалом для письма и печати. Ныне она находит применение не только в полиграфии.

Например, способность бумаги впитывать влагу используют для осушения заболоченных участков земли. Длинные бумажные полосы, заложенные в грунт в определенном порядке и выведенные на поверхность подобно фитилям, испаряют воду. Этим способом осушают болота в Бельгии.

В Шотландии научились превращать бумагу в продукт для скармливания скоту. На комбинате бумажную макулатуру измельчают и размалывают в слегка подсоленной воде. Бактерии определенного вида, введенные в бумажную массу, поедая ее, быстро размножаются. В массу добавляют витамины и высушивают, получая высококонцентрированные витаминизированные белки.

В области науки бумага расходуется на детали сложнейших научных приборов, например широко применяется в качестве изолятора в конденсаторах, в самописцах и т.д.

В современном автомобилестроении, особенно в производстве легковых машин, используют более ста деталей, изготовленных из бумаги и картона.

Бумага приходит к нам во всем разнообразии своих видов и форм, во множестве изделий. Без нее невозможно представить развитие народного хозяйства.

Статьи по теме