Виды интерьерных кукол. Какие бывают куклы? Виды кукол: описание

Эта статья поможет разобраться с ее многообразием. Возможно даже, Вы захотите сшить текстильную куклу своими руками. Но для начала давайте рассмотрим основные виды текстильных кукол.

Текстильные куклы бывают игровыми, интерьерными и коллекционными. Текстильные куклы не рекомендуется стирать - потому что многие куклы имеют расписанное акриловыми красками лицо, румяные щечки, а зачастую они тонированы и ароматизированы. Также текстильные куклы достаточно хрупкие создания и не выдержат очень активного с ними обращения: как минимум потеряют внешний вид, как максимум - порвутся. А еще многие куклы украшены разными аксессуарами, включая мелкие пуговки, цветочки и т.п., которые так и хочется оторвать:) Поэтому большинство текстильных кукол, это, скорее, «игрушка» для взрослых девочек - куклы прекрасно украсят интерьер или станут оригинальным подарком.

Итак, основные виды текстильных кукол:

1. Первая и самая популярная текстильная кукла это - кукла Тильда . Их придумала норвежский дизайнер Тоне Финнангер. Мир Тильда - это не только длинноногие куколки с глазками-точками, румяными щечками и без рта, но и медведи, зайцы, улитки, жучки и т.п. А также различные аксессуары тильда, как то: тильда сумки, тильда косметички, тильда тапочки и прочее. В настоящее время, Тильда - это не только игрушки, но и огромная рукодельная «индустрия». Под брендом Тильда ежегодно выпускаются книги с новыми выкройками и идеями, коллекции Тильда тканей, а также различные аксессуары Тильда.

2. Второе место по популярности и распространенности занимают так называемые Снежки (ударение на "е") - они же Снежные девочки , они же "Куклы с большими ногами". «Снежкомания» началась именно с куклы Татьяны Коннэ, чью первую куклу такого плана разобрали «по косточкам» на одном известном форуме и с тех пор понеслось… и до сих пор не остановится. Но популярной ее сделала именно Татьяна и именно ее кукол продолжают копировать, а любое вносимое ей изменение тут же тиражируется сотнями рукодельниц. Этих кукол отличает то, что они без всякого каркаса плотно стоят на ногах -это достигается благодаря плотной набивке куклы и особой формой ноги с усиленной стопой. У Снежек есть сходная с тильдой черта - глазки-точечки и отсутствие рта. Сейчас существует огромное количество «модификаций» Снежек, в том числе с расписными лицами.

3. Третье место по популярности - у Тыквоголовок . Создатель этих куколок - популярный мастер Елена Коган. Этих кукол отличает, конечно же, голова - она сшита из пяти клиньев, по середине лица проходит шов. Благодаря такому строению головы, похожему на тыкву, они и получили свое «народное» название. Еще одной и очень важной особенностью тыквоголовых кукол является, конечно же, их лицо! Это Вам не глазки-точки Тильд и Снежек, здесь уже настоящие глаза, ротик и носик! Такое оформление лица придает кукле индивидуальность и дает огромный простор фантазии. На основе этих кукол создано огромное количество авторских: другие ручки-ножки, туловище, голова с носиком или без. А расписные лица уже переместились и на более простые формы головы (из 2-х половинок).

4. Куклы-примитивы , или чердачные куклы . Эти куклы родились во времена первых американских поселенцев и коренных американцев. В те времена бабушки и мамы шили своим детям кукол из всего, что попадалось под руку: тряпочки, мешочки и т.п. Поэтому в наше время кукол-примитивов отличает нарочитая «замусоленность», состаренность, небрежность…. Как будто-то их откопали в завалах хлама на чердаке, где они долго-долго валялись. Простые линии, необработанные срезы, тонировка, относительно несложные формы…. Но эта небрежность дается не так просто, ведь грамотно «запачкать» и «потрепать» куклу тоже надо уметь. Для этих кукол огромное множество выкроек, а также полно авторских примитивов.


5. Рэггеди Энн. Особняком среди примитивов стоит кукла Реггэди Энн. У нее очень интересная, но, увы, печальная история. Эту куклу придумал художник и писатель Джон Бартон Грюэль в 1914 году. Его дочка Марсела нашла на чердаке старенькую тряпичную куклу, в которую играла еще ее бабушка, мама Грюэля. Лицо куклы совсем стерлось и Грюэль нарисовал новое, нынче всем знакомое лицо: круглые черные глазки, красный носик треугольником и большой улыбающийся ротик. Из своих старых вещей девочка сшила кукле новую одежду. А свое имя - Рэггеди Энн - кукла получила под влиянием стихов поэта Джеймса Уиткома Райли «The Raggedy Man» и «Orphan Annie». Джон Бартон Грюэль написал много рассказов о приключениях этой куклы.
А печальная вся эта история тем, что Марсела умерла в 1915 году. Но до сих пор кукла Рэггеди Энн остается достаточно популярной среди рукодельниц. А еще в нее, конечно же, могут играть дети:)

6. Народные славянские куклы - это наш ответ примитивам! Куклы эти куда древнее всех американских переселенцев:) Эти куклы выполняли функцию оберега или помощника в различных дела. Изготовлением подобных кукол занимались исключительно женщины. Прежде чем приступить к работе мастерице следовало особым образом настроиться, ведь от качества ее труда зависела судьба семьи. Тряпичные куклы-обереги безликие - без глазок, носиков. При их изготовлении, как правило, не используют ножницы, а ткани просто рвут. В наше время немало мастеров занимаются изготовлением подобных кукол. В Украине наиболее популярны куклы мотанки.

7. Вальдорфская кукла — первая в истории развития кукол особая педагогическая кукла, специально разработанная педагогами вальдорфской школы для вальдорфских детских садов и школ. Традиционно вальдорфские куклы изготавливаются только из натуральных материалов: хлопковый трикотаж, овечья шерсть, для одежды — хлопковые, льняные, шерстяные ткани, для волос — хлопковая или шерстяная пряжа. Куклы изготавливаются мастерицами и детьми вручную, по особой технологии, чаще без использования швейной машины. Тело куклы особым образом пропорционально — куклы-дети пропорциями соответствуют детскому телу, а куклы, изображающие взрослых (например, в кукольных спектаклях), — сделаны в соответствии с пропорциям тела взрослого человека. Каждая кукла индивидуальна. Общими чертами являются плавность форм, пластичность куклы. Лицо изображается условно: глаза точками, рот — небольшим полумесяцем. У куклы нет жёсткого образа, она ничего не навязывает ребёнку, наоборот, вальдорфская кукла стимулирует детское воображение.


8. Тряпиенсы , или тряпичные барби . Эти куклы пришли к нам из Японии и Кореи. Для них характерно изящное телосложение, пышные наряды, сложные прически. Лица тряпиенсов достаточно просты - прорисовываются глазки, чаще всего закрытые) и румянятся щечки. Красиво, но не так просто это сшить:)


9. Текстильные шарнирные куклы и текстильные каркасные куклы . Эти куклы в большинстве своем сугубо авторские и очень сложны в изготовлении. Каркасных кукол отличает, конечно же, проволочный каркас, вставленный в сшитое из ткани тело. Благодаря ему, кукла может принимать практически любое положение.


У шарнирных кукол соединения рук и ног похожи на шарниры, что дает отличную подвижность рук, ног и туловища куклы. Часто у этого вида кукол лицо выполняется в технике «текстильной пластики»…т.е. когда кажется, что лицо ее как будто вылеплено: объемный носик, глазки с веками, подбородок… А на самом деле - это текстильная пластика.

10. Авторская текстильная кукла. Когда-нибудь, набив руку на шитье «стандартных» кукол, мастер, приходит к созданию своей куклы. Сам создает выкройку или переделывает под себя уже имеющиеся, пробует, шьет, набивает, выкидывает, снова рисует выкройки, шьет, набивает, выкидывает, переделывает…. И в конце-концов приходит к истинно своей кукле… Шьет их, а потом, через какое-то время… рисует новые выкройки, шьет, набивает - ну дальше Вы в курсе:)

Надеюсь, что эта статья поможет Вам заглянуть в мир текстильных кукол, немного в нем разобраться и выбрать для себя куклу по душе.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Первые упоминания о кукольном театре связаны с праздниками древнего Египта. Разыгрываемые с помощью статуэток сцены из жизни Бога Осириса собирали толпы людей. В древней Греции делали огромные фигуры, которые украшали драгоценными камнями и приводили в движение по особым праздникам. В Греции кому-то пришла в голову мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет передней стенки. На дне ящика придумали прорези, чтобы вставить палочки и управлять куклами. Из маленьких детских сценок выросли целые пьесы, и получился театр.

Отголоски этого театра живут и сейчас: украинский вертеп, польская шопка. Во всем мире кукольный театр стал подлинно народным искусством. Кукольники играли многие народные сказки, притчи, легенды.

В каждой стране есть любимые куклы.

В Италии любимой куклой считают Пульчинеллу. Пульчинелла переводится как петушок, уж очень он задиристый и смешной.

Французы вырезали из дерева веселую куклу Полишинеля. У него огромные глаза и розовые щеки. Секрет настроения куклы зависит от поворота ее головы.

В Англии существует непобедимый Панч, который сражается с придворными, полицейскими, офицерами и палачами. Он всегда побеждает, а публика ликует.

Любимец немецкого народа - Касперле. Он - озорник и плут, играет в пьесах для взрослых и детей.

Судьба русского Петрушки тоже счастливая. Народ всегда любил весельчака, легко справляющегося с попами, чертями и другим злом.

Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом, зафиксировано немецким путешественником. В 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников

Одним из самых известных кукольных театров России является Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова. Он был организован в 1931 году. Большую часть спектаклей поставил С. В. Образцов, который с 1949 был директором театра. В 1937 году при театре был создан Музей театральных кукол, коллекция которого считается одной из лучших в мире.

Основные типы театров кукол

Театр кукол — одна из разновидностей кукольного вида искусства. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются куклами-актёрами. Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами. Следует отметить, что словосочетание «кукольный театр» является некорректным и обижает профессиональное достоинство кукольников, поскольку прилагательное «кукольный» ассоциируется с понятием «ненастоящий». Правильно говорить: «театр кукол», так, кстати, называются все профессиональные театры.

Различают три основных типа театров кукол:

1. Театр верховых кукол (перчаточных), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой.

2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской.

3. Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов.

Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления.

Виды кукол

1. Марионетка — разновидность куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей.К рукам, ногам, туловищу и голове куклы крепятся верёвки, продеваемые через отверстия так называемого «креста», посредством наклонений которого кукла делает человеческие движения.

2. Куклы перчаточного типа . Конструкция перчаточных кукол состоит из головы на пальце и перчатки на руке кукловода. Петрушка — один из представителей перчаточных кукол.

3. Г апитно-тростевые куклы -приводится в движение с помощью трости, на которую надета кукла. У таких кукол может быть не одна, а две трости, тогда и управляется она двумя руками.

4. Ростовые куклы . Кукла надевается на человека.Изготавливается на специальном каркасе и может быть самых разных размеров.

5. Куклы вертепа .Тело куклы насаживается на рукоятку, держа которую кукловод проводит куклу по щели вертепа. Обычно куклы вырезаются из дерева и обшиваются тканью или раскрашиваются.

6.Мимирующая кукла - верховая театральная кукла из мягких материалов. Пальцы актера, которые находятся в голове куклы, управляют глазами, ртом, носом куклы.

7. Куклы театра теней - плоскостные фигурки.Их показывают их на освещенном экране в виде силуэтов.


Тема куклы многогранна, она охватывает разные стороны жизни человека и изучается многими науками. С конца ХIХ века кукла как культурное явление находилась в центре внимания искусствоведов, философов, культурологов, этнографов, историков, педагогов, коллекционеров, специалистов по детской игрушке. Поэтому и определения кукле давали самые разнообразные. Но мы с вами остановимся на том, которое еще в 19 веке дал составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» В. Даль Подробнее о его биографии и трудах см. здесь http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8C,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Народные традиционные игрушки (илл. из книги Г.Дайн «Русская народная игрушка», 1981 г.)

Кукла – это созданная человеком из дерева, тряпья, кожи, соломы и прочего фигурка, изображающая живое существо (человека, зверя). Классифицировать кукол тоже пытались неоднократно, но наиболее органичной и всеохватывающей типологией кукол и по сей день остается система, разработанная знаменитым философом и культурологом Ю.М. Лотманом Юрий Михайлович Лотман: (1922–1993) - русский литературовед, семиотик, культуролог. Член Академии наук Эстонии, член-корреспондент Британской академии наук, член Норвежской академии наук. Создатель широко известной Тартуской семиотической школы и основатель целого направления в литературоведении в университете Тарту в Эстонии (до 1991 Эстония входила в состав СССР). Прочитать статью Ю.М.Лотмана «Куклы в системе культуры» можно здесь http://ec-dejavu.ru/d/Doll.html

Исходя из принципа "мобильности" кукол, он предложил разделить их на две основные группы:
кукла-игрушка и кукла-модель.

К первой группе, по Лотману , относятся куклы-игрушки, или куклы для игры.


Фотографии начала ХХ века

К ней же причисляются театральные куклы и детские игрушки, основным отличием которых является способность двигаться или быть объектом игр либо манипуляций. В эту группы входят обрядовые куклы (самые древние куклы),

Кукла. Африка. 1880-1925 гг., дерево.

Такую стилизованную куклу до замужества девочки носили на спине как амулет от сглаза куклы для шествий,


Фестиваль в Гластонбери. Англия. 2003 г.

утилитарные куклы (то есть, когда сама фигура куклы имеет не самостоятельное, а подчиненное значение. Самым ярким примером служат куклы-погремушки, а также солонки в виде кукол, «бабы на чайник»),

Погремушка с куклой

и телевизионные куклы (эти куклы в отличие от кукол - игрушек работают на мир взрослых. Во второй половине ХХ века стали очень популярны по всему миру сатирические программы с участием кукол, изображающих политических деятелей).

Кукла Б.Н.Ельцина из российской телевизионной передачи «Куклы»

Кукла в первую очередь ассоциируется с игрушкой, причем игрушкой детской. Ребенок и игрушка - понятия нерасторжимые: едва ли не во все исторические эпохи и практически повсеместно непременными участниками детских игр были игрушки.


Джейм Чампни, Урок, 1874г.

Особое место среди них всегда занимала кукла, и "особенность" обусловлена, прежде всего, тем, что лишь она создана по образу и подобию человека, и только она является его изображением - не важно, реалистическим, гротескным или подчас очень условным. Самое интересное, что в начале своего исторического пути кукла как раз игрушкой не являлась, а имела совершенно иное предназначение - она носила культовый характер, изображала божество, выступала в роли искупительной жертвы, "ловушки" для злых духов, оберега, талисмана.

Армянская кукла, изображающая солнцеликое божество

Поэтому ее изображение было условно. И сегодня дети "очеловечивают" свернутых из соломы и тряпок лялек, а порой и просто ветку, наделяя обыденные предметы "человечностью". Здесь нет ничего удивительного, ведь детская игра строится на присущей ребенку способности оживлять неодушевленный предмет и верить в это перевоплощение. Чем больше кукла лишена конкретности, тем больший простор для творчества и фантазии она оставляет ребенку. Таким образом, тяга детей именно к простым игрушкам (куклам) органично совпадает с древнейшей традицией создания условных, непритязательных кукол-игрушек.


Теперь мы рассмотрим вторую группу кукол по классификации Ю.М. Лотмана: согласно Лотману, к ней относятся куклы как модель (куклы для упражнения), а также куклы для украшения, обычно статичные, неперемещаемые и не задействованные в игре или в каком-либо действе. Это интерьерные,


витринные,

сувенирные,

пугала,


коллекционные,

музейные,

(сюда включаются любые виды кукол, независимо от целей их создания. Но находясь в музейном пространстве, они становятся неподвижным объектом),

восковые куклы

и манекены.

Существуют и другие классификации кукол, например, по методу использования (функции кукол) или по материалам, из которых кукла делается. Но подобные типологии очень сложные и объемные, в них легко запутаться, в отличие от предложенной Лотманом, которая проста и лаконична. И потому видится мне наиболее удачной.

Вместе с человеком кукла освоила различные материалы:

глину


дерево,


воск,

гипс,

папье-маше,

фарфор,

резину,

пластик,

винил.

Однако в этой цепочке технологий не устарела тряпичная традиционная кукла.

Кукла Мамка

Ведь именно традиционная кукла манит нас в уютный мир детства, в мир мечты и сказки.


К.В.Лемох

А куда нас манит современная кукла? Всем известно, как сегодня привязаны многие девочки к разнообразным Барби с бесконечными, по сути, возможностями переодевания и обустройства.


Куклы Барби и мебель современных кукольных домиков

Да и многие родители не видят в этом ничего дурного, не осознавая, что большинство современных кукол олицетворяют собой псевдожизнь общества потребления с постоянной сменой нарядов и вещей. Об этой проблеме заговорили еще в XIX веке, как только стали появляться подобные массовые куклы. Л.Н. Толстой, например, запрещал покупать таких кукол своим детям. А крупнейший в России знаток кукол Н. Бартрам Николай Дмитриевич Бартрам (1873 -1931) - художник, искусствовед, коллекционер, основатель и директор первого в России Музея игрушки (ныне – Художественно-педагогический музей игрушки РАО, г. Сергиев Посад). , а также А. Бенуа Александр Николаевич Бенуа (1870 -1960) - русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства» сетовали, «что такие “настоящие” куклы, похожие на чучела людей/детей, оставляют неудовлетворенное, неясное, нередко гнетущее впечатление».


Подобные куклы воплощают собой древний, порой страшноватый, миф об оживающей статуе. Поэтому они и вызывают довольно противоречивые чувства у человека.


Вспомните ситуацию, когда вы оставались один на один с такой идеально сделанной и «почти настоящей» холодной красавицей. Что Вы при этом чувствовали? Не правда ли, порой становилось неуютно от ее застывшего взгляда, который, тем не менее, внимательно следит за вами?

Но какой бы кукла не была, она остается первой среди прочих игрушек. В каждом доме во все времена от суровых заснеженных просторов до знойных безводных пустынь кукла сопровождает человека. Подобно таинственному фантому она неотступно следует за человеком с детской колыбели, чтобы в конце жизненного пути в качестве амулета сопроводить его в иной мир. Особенно это относится к традиционным тряпичным куклам. На традиционную куклу не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.


Традиционные куклы пеленашки

Кукла – знак человека, его игровой образ – символ, обретает «жизнь» при помощи воображения и воли своего создателя. В этой роли она фиксирует время, историю культуры, страны и народа и сохраняет в своем образе характерные черты, создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.


Удивительна схожесть, перекличка кукол у разных народов. Их объединяет не только происхождение (игровые куклы везде возникли из ритуальных), но и общечеловеческие идеи и ценности: почитание предков и родителей, следование традициям повседневной жизни. Самое важное, что во всех культурах к кукле относятся как к живому (оживающему) существу.

В истории человечества кукла всегда играла таинственную и важную роль. Почему? Давайте попробуем вместе это понять.

Но сначала вспомните, в какие куклы вы сами играли в детстве? Какая кукла была самой любимой и почему? Делали ли вы куклы сами?

Задание для самостоятельной работы
- Определение и типология куклы.
- Соберите у себя дома (на даче) всех имеющихся кукол. Чем больше у вас будет кукол, тем интереснее будет выполнять задание.
- Заполните сначала таблицу, приведенную ниже. В верхней строке дан образец заполнения таблицы.



Сегодня все большую популярность обретают причудливые тряпичные куклы Тильды. Их создателем является Тоне Финагер, дизайнер из Норвегии. Шьются игрушки исключительно из натуральных материалов – хлопок, бязь, лен, декорируются пуговицами, лентами, нитками. В качестве набивки используется синтепон. Какие бывают куклы Тильда?

Наиболее распространенные и популярные – медведи, зайцы, летающие коты, барашки, причудливые человечки, феи с длинными ножками, маленькие принцессы.

Тильды практически невозможно перепутать с другими игрушками, для них характерны непропорционально длинные ноги и руки, маленькие глазки и румяные щечки, в оформлении преобладают нежные пастельные цвета.

Тряпиенсы. Куклы, придуманные в Японии. Для них характерно утонченное телосложение, рисованные лица (румяные щеки, закрытые глаза). Привлекают пышные богатые наряды тряпичных кукол и высокие сложные прически.

Снежки. Автором первой такой игрушки стала дизайнер Татьяна Коннэ. Такая игрушка устойчиво стоит на ногах, обута в большую красивую обувь. Очертания лица прорисовываются плохо, глаза выполнены в виде маленьких темных точечек, рот отсутствует.

Чердачные обитатели. Примитивные куклы, стилизованы под старину. В процессе изготовления такие игрушки «сотаривают». Характерные отличия таких кукол – неровные линии, потрепанные края, простые формы.

Такой стиль исполнения берет свое начало со времен первых поселенцев современной Америки – коренных индейцев. Во времена кризисов магазинные куклы были по карману далеко не каждому, поэтому, заботливые мамы и бабушки шили для своих детей игрушки из всего, что было под рукой – тряпок, мешков и т.д.

Русский ответ американским примитивам – куклы-обереги. Отличительные особенности – туловище в форме цилиндра. У такой куклы нет ног и шеи, голова обмотана платком.

Несмотря на кажущуюся простоту и примитивность таких игрушек, технология их создания считается одной из самых сложных. Придать им потрепанный и изношенный вид – задача не из простых. На сайте labradosti.ru представлен широчайший ассортимент материалов для изготовления кукол Тильда.

Тыкоголовки. Отличительная черта – четко прорисованное лицо. Тыкоголовки обладают характером, темпераментом, который определяется ее образом и выражением лица. Свое название игрушка получила из-за особенностей строения головы – она сшивается из нескольких клиньев, что очень напоминает тыкву.

Шарнирные и каркасные куклы. Такие игрушки сложны в изготовлении. Не сложно догадаться, что в основе создания каркасной куклы лежит каркас. Проволочная основа вставляется в сшитое из ткани тело. У куклы сгибаются руки, ноги, туловище, шея.

У кукол шарнирного типа соединения ног и рук напоминают шарниры, что обеспечивает качественную их подвижность. Кукла может принимать любое положение.

Лицо кукол такого вида выполняется в технике «текстильной пластики» — создается эффект лепки (объемный нос, глаза с веками, очерченный подбородок).

Интерьерные куклы - не просто дань моде, это целое искусство со своими создателями и почитателями. Возможно, вы тоже захотите украсить свой интерьер одной из представительниц этого направления.

Тильды.

Норвежский дизайнер Тоне Финангер знала, как взбудоражить мир хендмейда. Ее милые куколки с румяными щечками сразу нашли своих поклонников. Шьют Тильду из натуральных тканей спокойных тонов. Пропорции тела не соответствуют человеческим меркам, руки и ноги длинные, а голова маленькая по сравнению с телом, нижняя часть обычно полная.



Условное личико с маленькими глазками, вышитыми нитками или бисером, забавные прически - все это объединяет кукол в стиле Тильда, у которых есть свои разновидности: феи, сонные ангелы, сплюшки, принцессы, ведьмочки, беременные Тильды и т. д.



Чтобы утяжелить куклу, в нее иногда кладут прокаленную гречневую крупу.


Снежки (большеногие куклы).

Идея принадлежит российскому дизайнеру Татьяне Коннэ. У снежек есть схожие черты с Тильдами, однако, конечно, это не одно и то же. Отличительной особенностью этих кукол являются большие ноги, точнее ступни, одетые в превосходную обувь: туфельки, ботиночки, полусапожки, босоножки и т. д.


Весь образ большеногих кукол поражает изяществом: шикарные наряды из качественных материалов, дополненные вышивкой, кружевами, тесьмой.



Зачастую для куколок делают шапочки они ведь снежные девочки, а еще придумывают красивые прически из шерсти, нитей мулине, атласных лент Личико у снежек схематично, обозначаются только глазки-точечки.

Куклы по мотивам Сьюзен Вулкотт.

Маленький рост (не больше 30 см), тоненькие ножки, ручки с четырьмя пальчиками, черненькие прямые волосы, маленькие глазки, простенькие наряды насыщенных или спокойных тонов, полосатые носочки вот отличительные особенности кукол шотландской художницы.


Иногда их называют анимешными куклами по схожести с героинями азиатской анимации. На их лице нет ярко выраженных эмоций, но по замыслу «отсутствие выражение лица делает их более искренними, отсутствие эмоций окрашено в сильное выражения горя с оттенком надежды».


В 2005 году Сьюзен вместе с мужем создали художественный бренд Горджус - изображения милых девочек в полосатых колготках стали появляться на канцелярских товарах, сумках и прочих аксессуарах.

Тряпиенсы (корейские Барби).

Это небольшие куколки с изящным телосложением в богатых пышных нарядах и со сложной прической. В комплекте у них всегда есть определенные аксессуары: веера, зонтики, сумочки, шляпки, цветы, корзинки, мягкие игрушки.


Текстильных Барби украшают сережками, бусами, цепочками, натуральными камушками, подбирают обувь. Самыми известными образами являются кукла в свадебном наряде, кукла-балерина, сказочные существа (русалки, ангелочки, эльфы), кукла в национальном костюме и кукла-барышня в пышном многоярусном платье с кружевами.



Лица у тряпиенсов нарисованные. Чаще всего это закрытые глаза с ресничками. Образ куклы продумывается очень внимательно, в том числе положение рук, ног наклон головы. Деревянная подставка и каркас из проволоки позволяет закрепить позу куклы. Руки, ноги и голова отдельно пришиваются к телу, как и у снежек.


Кстати у корейской Барби обозначена грудь - прям как у ее американского прототипа. Своим появлением они обязаны корейской девушке Юнг Хи Янг, которая выросла в бедной семье, у нее не было красивых дорогих кукол. Когда Янг выросла, она решила воплотить свою мечту и создала «Куклу мечты» из материалов, купленных на рынке.



Но на этом она не остановилась и через некоторое время у нее появился сайт, через который она продавала свои творения, а еще позже выпустила книгу с описанием пошива текстильных Барби.

Чердачные куклы.

Для этих кукол не существует строгих выкроек, они простые, но в то же время очень милые. Первая созданная кукла в таком стиле - Реггеди Энн. Ее история связана с дочкой американского художника Джона Бартона Грюэля, которая нашла на чердаке их дома потрепанную тряпичную куклу, принадлежавшую его матери, сшила ей платье, а отец нарисовал круглые черные глазки, треугольный носик и улыбающийся рот.


Однажды маленькая Марсель серьезно заболела. Чтобы отвлечь ее, отец сочинял сказки о путешествиях этой куклы. Спасти девочку не удалось, после ее смерти Грюэль решил издавать книги своих сказок, а один издатель предложил также делать тряпичных кукол.



В американском городе Аркола, что в штате Иллинойс, с 1999 года действует музей Реггеди Энн и Энди (у куклы есть тряпичный брат). Каждую весну здесь проводят фестиваль кукол. Визитная карточка чердачных кукол искусственно состаренный вид и незамысловатые наряды.


Прическа невычурна, волосы делают из шерсти, ниток, атласных лент и ленточного велюра. В подобном стиле шьются также коты, улитки, мишки, собачки и т. д.

Куклы-тыквоголовки.

Эту прекрасную представительницу кукольного мира отличает, конечно, характерная форма головы, которая состоит из нескольких частей (клиньев), а посередине лица проложен шов. Обычно у такой куклы выпуклый подбородок и нос.



Поскольку голова набивается весьма туго, чтобы она не падала, используют деревянную палочку, обмотанную синтепоном, на которую надевается голова, а затем все пришивается. В отличие от некоторых других кукол, лицо у тыквоголовки детализовано. У нее есть глазки, нос и ротик.


Также могут иметься и ушки. Ароматизировать куклу можно с помощью вшитых палочки корицы, ванили, зерен кофе, различных трав. Для прически зачастую используют шерсть. Волосы заплетают в косички, создают локоны, завязывают хвостики, дополняют бантиками, заколочками - в общем, наводят марафет, как полагается. Также особое внимание уделяют наряду и обуви.


Куклы-примитивы.

Эти замечательные куклы существуют уже очень давно. Когда магазинные экспонаты были не по карману матери и бабушки мастерили игрушки из подручных материалов, чаще всего из старых тканей.


В образе примитивной куклы сохранилось то тепло и добро, которое в нее вкладывала мастерица. Выполненная по простому раскрою, она не отличается точно выверенными размерами, кроме того, могут присутствовать неровные швы и линии, а также некоторая асимметричность.


Зато в центре внимания детали, которые делают из этой куклы небанальное интерьерное украшение. Кстати, рекомендуется начинать шить кукол именно с примитивов.
Статьи по теме