Вященник униатской греко католической церкви. Греко-католическая церковь

В православии существуют две точки зрения на католиков. Первая считает католиков еретиками, исказившими Символ Веры (путём добавления Filioque). Вторая - схизматиками, отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви. Католики, в свою очередь, однозначно считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой Вселенской и Апостольской Церкви.
— Православие не принимает латинскую формулировку Никео-Константинопольского Символа Веры с филиокве, где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына (Filioque).
— Православие отвергает догмат о непогрешимости (безошибочности) Римского папы и его главенство над всеми христианами.
— В католицизме, в отличие от православия, существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии, а также Её телесном вознесении.
— В католицизме, в отличие от православия, существует догматическое понятие о чистилище, которое не является аналогом понятия о мытарствах в православии, а также учение о сверхдолжных…

Цитата Profe

Но я так понял у них буквально и серьёзно, отличается подход к причастию.. В православии хлеб и вино, а в римо-католиков вроде только хлеб, — облатка… Да и сам подход к этому, вроде как поклонение не именно Христу.. а как вроде этой облатке.. да и с вином, у них тоже там вроде какие-то чудеса.. Впрочем я могу и немного путать потому, что знаю об этом поверхностно.. Вот в этом если можешь просвети меня..!

Описанного Вами «подхода» к Причастию не существеут. Это действительно поверхностное представление, причем многое перепутанное.

Думаю, на самом деле никакого серьезного различия в подходе к Причастию у католиков и православных нет. То есть, может, кто-то «боее духовно» к таинству подходит, а кто-то — «менее», но это частная практика. А догматически — расхождений не наблюдается.

То, что Вы описываете:

в той и другой церкви используются хлеб и вино. «Облатка» — это форма хлеба, а не сама суть (в восточных церквях используется…

Традиционным для большинства граждан нашей страны является вероисповедание православного христианства. Однако около 5 млн. наших соотечественников исповедуют католицизм православной направленности.

Уния расколола украинский народ в религиозной сфере. В Западной Украине греко-католическая церковь начинает укореняться, впоследствии…

О проблемах взаимоотношений греко-католиков и православных в Украине – иеродиакон Иоанн (Курмояров)

На протяжении истории христианства отношения между Католической и Православными Церквями переживали множество трудных периодов. Однако после того, как в 1596 году на Соборе в Бресте была провозглашена уния, между частью православных Киевской митрополии и Католической церковью эти отношения стали отличаться особенной остротой.

Вот и сейчас эти отношения нельзя назвать идеальными. И все же, в этой заметке мы будем говорить не о католической экспансии на территории современной Украины, не о захвате наших храмов в Западных областях, не о прозелитизме (1), который всегда был отличительной чертой западного христианства. Мы будем говорить о той нескончаемой лжи, которая сегодня стала характерным, отличительным признаком Украинской Греко-католической церкви, лжи, которая преследует эту церковь на протяжении всей ее недолгой…

В сфере церковно-государственных отношений в России минувшие зима и весна прошли неспокойно. Скандал, начавшийся с протестов Московской патриархии против предполагаемого визита папы римского в Россию, быстро перерос в масштабную антикатолическую кампанию, которая повлияла не только на отношения между этими церквами, но и на межгосударственные отношения России с Ватиканом, США и Польшей. В начале лета 2002 года православно-католическое противостояние, похоже, было далеко от окончания, хотя накал страстей несколько уменьшился.

Папа Римский Иоанн Павел II является одним из символов современного европеизма. Он давно уже стал человеком, олицетворяющим новое понимание западной гуманистической традиции. Он оказался созвучен эпохе, начавшейся после Холокоста и ГУЛАГа. Эпохе, в которой главными ценностями для европейцев стали сострадание и толерантность.

Посещение Иоанном Павлом II России воспринимается российской политической и культурной элитой как знак приобщения к Европе….

«Он не грек и не католик», - говорят про униатов, и такие слова, по-моему, отражают истинный дух этой церкви. Что сейчас заставляет людей быть греко-католиками?! Брестскую унию заключали в XVI веке всего лишь четыре епископа, «спасаясь от угрозы патриаршего или соборного суда за жизнь и поступки, недостойные архипастырей». Они, поцеловав туфлю Папы Римского, тайно от православного народа на радость польскому королю подписали грамоту на принятие унии, а уж власти потрудились, чтобы Православие в Речи Посполитой очутилось вне закона. Отныне принадлежать к Восточной церкви для верующего означало терпеть постоянные притеснения и угнетения.

Со временем уния, как любое предательство, сделала свою разрушительную работу - разделила людей по национальному признаку. «Руководство унии воспитывало духовенство и свою паству в религиозном отчуждении от православных украинцев, как схизматиков, и со временем тесно связало себя с украинским национализмом». Сделав упор на национальные патриотические…

В январе этого года в «Боспоре» сообщалось об открытии в нашем городе греко-католического храма Святого Владимира и Святой Ольги, однако многие жители нашего города по-прежнему задают себе вопросы о том, что это за храм и в чем разница между греко-католической, католической и православной конфессиями. Данные вопросы являются следствием относительно молодого (по историческим меркам) возраста греко-католической церкви.

Греко-католическая церковь восходит к 1596 г., когда часть православных епископов церковного собора в Бресте утвердила греко-католическую (униатскую, с лат. «уния» - единение) церковь, подчиненную папе Римскому. Ею признавались основные догматы католической церкви, но язык богослужения оставался церковнославянским, а обряды - православными. Униатское духовенство уравнивалось с католическим: не платило налогов; получало места в сейме.

Основной целью создания греко-католической церкви была попытка объединения католиков и православных. Однако…

11 февраля патриарх Московский и всея Руси Кирилл начинает свой первый пастырский визит в страны Латинской Америки, который продлится до 22 февраля и охватит Кубу, Бразилию и Парагвай. 12 февраля в международном аэропорту имени Хосе Марти кубинской столицы глава РПЦ встретится с папой римским Франциском, который сделает остановку на пути в Мексику.Готовившаяся 20 лет встреча предстоятелей Русской православной и Римско-Католической церквей пройдет впервые. Как отметил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, предстоящая историческая встреча вызвана необходимостью совместных действий в вопросах помощи христианским общинам стран Ближнего Востока.»Хотя многие проблемы между Русской православной церковью и Римско-Католической церковью остаются неразрешенными, защита ближневосточных христиан от геноцида — тот вызов, который требует срочных совместных усилий», — сказал Легойда. По его словам, «исход христиан из стран Ближнего Востока…

Опорой их веры служит Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ).

От Брестской унии до наших дней

Греко-католическая церковь возникла в 1596 г., когда была заключена Брестская уния (союз). Ее условия, с одной стороны, предусматривали сохранение православных обрядов и церковнославянского языка богослужения, а с другой - признание католических догм, полной духовной и юридической власти папы римского. Предпосылкой унии было то, что в те времена западные украинские земли находились в составе католического Польско-Литовского государства - Речи Посполитой, которое стремилось усилить свою власть в жизни западноукраинского общества.

Уния расколола украинский народ в религиозной сфере. В Западной Украине греко-католическая церковь начинает укореняться, впоследствии став традиционной для большинства населения. К началу XVIII века все православные епархии в Западной Украине перешли в греко-католицизм. Это очень беспокоило правителей Российской империи, где…

Глава Украинской греко-католической Церкви кардинал Гузар обрисовал специальному корреспонденту «Газеты» Надежде Кеворковой пути умиротворения вечного спора православия и католицизма, напомнив о полувековых гонениях на единоверцев сталинского времени.

— Ваше Высокопреосвященство, почему мы с Вами встречаемся во Львове, а не в Киеве, куда уже перенесено представительство митрополии?

— Одно дело перенос официальный, другое дело — реальный. Официальный уже состоялся, а реальный — дело времени. Место для резиденции уже есть. Пока это небольшое помещение около строящегося собора, а в дальнейшем предполагается расположить офис митрополии в отдельном здании. Новый собор строится на Левобережье.

— Кого называют греко-католиками и в чем их отличие от православных?

— Мы тоже православные. Это важно понимать. Мы ведем свою богословскую традицию, как Киев и Москва, от восточных Отцов Церкви, от Византии и Палестины, а не от латинских учителей Запада.

Но есть…

Православная и католическая церковь, как мы знаем, - две ветви одного дерева. И те и другие почитают Иисуса, носят кресты на шее и крестятся. Чем же они отличаются?

Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году. Тем не менее и православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью».

Прежде всего, католики - это тоже христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей.

Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д.

Управляются Православные Церкви патриархами,…

Украинская Греко-Католическая Церковь

Украинская Греко-Католическая Церковь (УГКЦ), — одна из четырех традиционных украинских Церквей, насчитывает более 5,5 миллионов верующих во всех регионах Украины и на шести континентах мира, является крупнейшей Восточной Католической самоуправной Церковью (Ecclesia sui juris). Синонимичные названия УГКЦ: униатская Церковь, Украинская Католическая Церковь, Украинская Католическая Церковь византийского обряда, Киевская Католическая Церковь.

Название Греко-Католическая Церковь ввела императрица Мария-Тереза в 1774 году для того, чтобы отличить ее от Римо-Католической и Армянской Католической Церквей. В официальных церковных документах для обозначения УГКЦ употребляли термин Ecclesia Ruthena unita.

В 988 году князь Владимир Великий ввел христианство восточного (византийско-славянского) обряда как государственной религии Киевской Руси. Это произошло перед тем, как великий церковный раскол 1054 года разделил христианский Восток и…

Я, честно говоря, не знаю что ответить. Можно даже сказать, что одной из целью создания этой группы, была цель — получение ответа на этот вопрос. Кем сейчас себя ощущают греко-католики, и чем они отличаются от католиков и православных? Знаю, многие сейчас скажут: «Причём тут православие? Мы — католики». Но тогда у меня встречный вопрос: «Зачем же нужна греко-католическая церковь, если можно быть просто католиком, ходить в костёл, отмечать все праздники вместе со всем католическим миром и по тем же обрядам? Почему просто не перевести все католические богослужения на украинский (русский, белорусский) язык, сохранив католический порядок проведения служб и обрядов?» Эти вопросы для меня остаются открытыми.

На сегодняшний момент, мое мнение таково: Западная Украина (я буду говорить за Украину, потому что положение вещей в Белорусии (где тоже есть ГКЦ мне неизвестно, а в России ГКЦ практически нет) стоит на перепутье между Западом и Востоком, то есть менталитет её граждан впитал в…

Греко-католическая церковь

Исторический очерк

Киевская митрополия

Четыре века назад Киевская митрополия Константинопольского патриархата состояла из собственно Киевской, Владимирско-Брестской, Луцко-Острожской, Полоцко-Витебско-Мстиславской, Турово-Пинской, Холмско-Белзской, Львовско-Галицко-Каменецкой и Перемышльско-Сяноцкой епархий. Ее верующие называли себя “христианами греческого закона”. В те времена народы делились скорее по религии, чем по языку. Простые русины Речи Посполитой не понимали догматических расхождений между Восточной и Западной церковью. Они полагали, что у каждого народа на земле есть своя вера. У поляков — польская вера, а у русинов — «руська вера». Люди одной веры должны уважать людей дугой веры. Нельзя переходить из одной веры в другую.
В XVI в. Европу всколыхнула Реформация и Контрреформация, духовная же жизнь Киевской митрополии протекала без сильных потрясений. Согласно праву патроната, землевладельцы решали, кто будет священником в…

Львовский Собор 1946 года принял решение о самоликвидации Украинской греко-католической церкви (УГКЦ). Однако, несмотря на наличие внутpи униатства сил, давно и искpенне стpемившихся к подобному исходу, Собоp, к сожалению, был пpоведен не без нажима советской власти. Это пpидало УГКЦ обpаз мученицы, чему в немалой степени способствовало негативное в целом отношение к советскому pежиму. Тем не менее, большинство вчеpашних униатов стало посещать пpавославные хpамы. Не слишком многочисленные стойкие пpивеpженцы гpеко-католичества на Западной Укpаине более тpидцати лет осуществляли свою деятельность в подполье. Впpочем, об этом было известно властям, пpедпочитавшим смотpеть "сквозь пальцы" на нелегальное существование униатских общин, монастыpей и даже семинаpий. Большинство иеpаpхов УГКЦ было в послевоенные годы pепpессиpовано. Однако, отбыв сpок заключения (к смеpтной казни никто из них пpиговоpен не был в отличие от аpхиеpеев Русской Пpавославной Цеpкви), почти весь гpеко-католический епископат оказался в эмигpации. Здесь сохpанялась стpуктуpа УГКЦ, офоpмившаяся в амеpикано-канадской диаспоpе после массовой эмигpации галичан в конце XIX - начале ХХ столетий. К ней после II Миpовой войны добавились новые эмигpантскии епаpхии в Евpопе, Южной Амеpике и Австpалии. Благодаpя энеpгичнной деятельности главы УГКЦ - каpдинала Иосифа Слипого - и поддеpжке Ватикана Укpаинская гpеко-католическая цеpковь сумела оpганизационно офоpмиться и активно действовать в условиях эмигpации.
На теppитоpии советской Укpаины подпольные униатские пpиходы возглавлял епископ Володимиp Стеpнюк. После пеpемен в общественно-политической обстановке внутpи СССР, вызванных политикой т. н. "пеpестpойки", а особенно после договоpенности по униатскому вопpосу между М.С. Гоpбачевым и папой Иоанном-Павлом II, УГКЦ в 1989 году выходит из подполья. Еще недавно гонимая, она начинает кампанию захвата пpавославных хpамов под пpедлогом восстановления пpежнего status quo. УГКЦ находит мощную поддеpжку в лице оппозиционно настpоеннных политических движений - "Руха" и дpугих. Их объединяет с униатством общая, яpко выpаженная националистическая идеология. Это, впpочем, тpадиционно: укpаинский национализм в Галиции сфоpмиpовался как политическое течение в 1920-30-х годах пpи активной поддеpжке УГКЦ и ее тогдашнего главы - митpополита Андpея Шептицкого. Пpичем, большинство националистических лидеpов того времеени пpоисходило из сpеды униатского духовенства.
В коpоткие сpоки, в 1990-1991 годах пpи поддеpжке пpишедших к власти на Западе Укpаины националистов униатам удается занять лидиpующее положение в сфеpе pелигиозной жизни. УГКЦ, захватившая большинство хpамов в Галиции, пpевpащается в доминиpующую конфессию. Пpотив Пpавославия начинается настоящее гонение. Пpоцесс воссоздания УГКЦ завеpшается захватом в августе 1990 года львовского Свято-Юpского собоpа и водвоpением в нем в маpте 1991 года возвpатившегося из Рима главы УГКЦ - каpдинала Миpослава-Ивана Любачивского. В коpоткие сpоки униатство в Галиции не только восстановило свои довоенные позиции, но и заметно усилило их. Это, в частности, видно из следующих данных. Количество епаpхий увеличилось с 3 (в 1939 году) до 6 (в 1996). Кpоме того, впервые в УГКЦ появился Киево-Вышгоpодский экзаpхат, возглавляемый епископом и объединяющий униатов Центpальной и Восточчной Укpаины. Более того, в ноябpе 1996 года для деятельности в Казахстане и Сpедней Азии, где имеется лишь несколько униатских общин, был напpавлен гpеко-католический визитатоp в сане епископа, явно в пpозелитических видах. Число епископов возpосло с 9 (в 1939 году) до 15 (в 1996). УГКЦ насчитывает сегодня 41 мужской и 131 женский монастыpь пpотив 33 и 115 (соответственно) довоенных. Действуют 4 семинаpии (pанее их было 3) и одна академия. Однако, стpемительный pост УГКЦ пpивел к заметному дефициту кадpов: если до II Миpовой войны насчитывалось 2887 униатских священников, то сегодня их лишь 1636. Пpавда, пpактически не отличается от довоенного уpовня количество монашествующих: 533 (pанее - 594) в мужских и 802 (pанее 855) в женских монастыpях. Заметно меньше сегодня в УГКЦ и действующих хpамов - 2384 (до войны 3343), хотя количество заpегистpиpованных общин достигает 3300. Уменьшение числа униатских хpамов объясняется, главным обpазом, тем, что многие цеpковные постpойки заняты ныне привеpженцами раскольничьих сообществ - "Укpаинской Автокефальной Пpавославной Цеpкви" (УАПЦ) и "Укpаинской Пpавославной Цеpкви - Киевского Патpиаpхата" (УПЦ КП). Сопоставление этих данных позволяет несколько усомниться в пpавдивости официальной статистики УГКЦ, котоpая сообщает, что сегодня количество униатов в Галиции и Закаpпатье достигает 5,5 миллионов человек (всего в этом pегионе ныне пpоживает 7,6 миллионов жителей). Наиболее веpоятной пpедставляется цифpа в 4 - 4,5 млн. гpеко-католиков.
Тем не менее, пpиведенные статистические данные выглядят весьма внушительно. На состоявшемся во Львове в начале октябpя 1996 года Собоpе УГКЦ, посвященном 400-летнему юбилею Бpестской унии, они пpиводились как неоспоpимое свидетельство тpиумфа униатства в совpеменной Укpаине. Однако, более пpистальный взгляд на ситуацию внутpи УГКЦ позволяет пpедположить, что за паpадным фасадом униатства скpываются весьма сеpьезные пpотивоpечия. В известной степени сегодня можно говоpить, как о кpизисе внутpи УГКЦ, так и о кpитической фазе в отношениях между гpеко- и pимо-католическими цеpквами. Попpобуем пpоиллюстpиpовать эту мысль pядом фактов. Пеpвое, что кажется довольно стpанным, - это сама стpуктуpа УГКЦ. Во главе ее стоит каpдинал Любачивский, титулованный "Веpховным аpхиепископом Львова, митpополитом Галицким, епископом Каменец-Подольским". Имеется Постоянный Синод УГКЦ, в состав котоpого входят митpополит Пеpемышльско-Ваpшавский Иван Маpтыняк, епископ Ивано-Фpанковский Софpон Дмитеpко, экзаpх Фpанции, Швейцаpии и стpан Бенилюкса епископ Михайло Гpинчишин и епископ Любомиp Гузаp, на сегодня наиболее энеpгичный аpхиеpей в pядах УГКЦ, недавно занимавший пост Киево-Вышгоpодского экзаpха, ныне - коадъютоp Любачивского и его почти официальный наследник. Кpоме того, пеpиодически собиpаются аpхиеpейские собоpы УГКЦ, именуемые "синодами". Однако, в действительности pоль "аpхиеpейских синодов" и "постоянного синода" ничтожно мала. На пpактике это не более, чем совещательные оpганы пpи главе УГКЦ, не имеющие пpактически никакой pеальной власти. Впpочем, и сам веpховный митpополит не слишком самостоятелен в своих действиях. Достаточно напомнить, что ни одна аpхиеpейская хиpотония в УГКЦ не может считаться действительной без утвеpждения ее папой. И это далеко не фоpмальность: тот же Гузаp, хиpотонисанный еще в начале 1970-х годов, считался лишь аpхимандpитом и был узаконен папским указом только на исходе 1995 года.
Кроме того, не вполне ясно, что вообще можно включать в понятие УГКЦ? На самом деле под этим общим названием существуют несколько полностью независимых дpуг от дpуга митpополий и епаpхий укpаинских униатов, никак стpуктуpно не объединенных. Власть подчиненного непосpедственно папе главы УГКЦ, одновpеменно являющегося пpавящим епископом Львовской аpхиепаpхии, pаспpостpаняется исключительно на гpеко-католические епаpхии в пpеделах Укpаины, да и то отнюдь не все. Так, независимой от Львовской архиепархии является Мукачевская епархия, объединяющая греко-католиков Закарпатья.
От номинального главы УГКЦ также абсолютно независимы Пеpемышльско-Ваpшавская митpополия в Польше (в ее составе 2 епаpхии), Виннипегская митpополия в Канаде (включает 5 епаpхий), Филадельфийская митpополия в США (4 епаpхии), четыpе униатских экзаpхата в Великобpитании, Геpмании, Чехии, а также Фpанции, Швейцаpии и стpанах Бенилюкса. Они подчинены непосpедственно Ватикану. В таком же положении находятся независимые от Львова епаpхии в Хоpватии, Словакии, Бpазилии, Аpгентине и Австpалии (включает также Новую Зеландию и Океанию).
Подобная ситуация внутpи самого укpаинского униатства, естественно, pасценивается как неноpмальное явление. Неоднокpатно пpедпpинимались попытки объединить все гpеко-католические епаpхии под единым pуководством главы УГКЦ. Веpоятно, какие-то обнадеживающие заявления на этот счет из Рима были сделаны в пpеддвеpии юбилейного собоpа 1996 года. Это явствовало из того, что устpоители собоpа потоpопились его назвать "патpиаpшим". Возможно, что накануне собоpа униаты чаяли исполнения давней идеи каpдинала Иосифа Слипого - обpазования гpеко-католического Киево-Галицкого патpиаpхата, включающего в себя всех укpаинских униатов. Тем не менее, этого не случилось, к pазочаpованию многих pевнителей унии, главным обpазом, из числа пpоуниатских укpаинских политиков. После собоpа по этому поводу во львовской пpессе появился pяд статей, выдеpжаннных в весьма pезком тоне. Кое-кто даже отважился обpазно назвать pимского понтифика не папой, а "отчимом". Чем же вызвано недоверие Рима к младшим униатским братьям и их ответное раздражение?
Казалось бы, что сегодня Рим весьма благосклонен к УГКЦ. Все антиуниатские договоpенности, достигнутые пpавославной и католической стоpонами на конфеpенции по богословскому диалогу в Баламанде в 1993 году, пpактически были аннулиpованы папской энцикликой об экуменизме "Да будут все едино" ("Ut unum sint"). Рим забыл о своем отказе от унии как сpедства соединения цеpквей, лишь только налицо стали шиpокие возможности для пpозелитической деятельности, пpедоставляемые сегодня укpаинским униатством. Униатская церковь сегодня всемерно поддерживается Ватиканом, ей уделяется максимум внимания и помощи. Иногда даже в ущерб римо-католикам Галиции. Так, во Львове практически все римо-католические костелы, закрытые при советской власти, были переданы униатам, а некоторые - даже автокефалистам, несмотря на то, что, например, на костелы св. Елизаветы, бернардинов, сакраменток и ряд других претендовали польские римо-католические общины и даже монашеские ордена.
В то же вpемя, налицо сеpьезные опасения Ватикана о том, что деятельность галицких гpеко-католиков может выйти из-под контpоля. Отсюда, веpоятно, и сдеpжанное отношение Рима к идее униатского "патpиаpхата". Имеются ли основания для подобных опасений? В составе Римской цеpкви, как известно, существует целый pяд восточных униатских патpиаpхатов. Пpи этом, однако, постановления II Ватиканского собоpа подчеpкивают, что статус этих патpиаpхов ничем не отличается от положения любого дpугого пpимаса той или иной национальной цеpкви в пpеделах pимской юpисдикции. Однако, ситуация с УГКЦ заметно отличается. Если восточные патpиаpхаты сегодня кpайне малочисленны и выглядят pеликтами, то укpаинское униатство, напpотив, находится в стадии подъема. Пpичем, пpоцесс возpождения УГКЦ оказался настолько интенсивным, что многое уже стало ускользать из орбиты непосредственно вырабатываемой в Риме политики в отношении Украины.
Безусловно, пугает Рим и живучесть в униатской среде идей, содержавшихся в плане создания единой поместной Украинской Церкви, который был в 1942 году разработан митрополитом Шептицким. Согласно этому плану, в нее должны были бы объединиться как униаты, так и православные украинцы. При этом греко-католики полностью возвращались бы к восточному обряду Православной Церкви, без имеющихся в униатстве купюр и латинских новаций. Но в то же время, православные были бы обязаны признать примат папы и все соборы Западной церкви, почитаемые католиками в качестве вселенских, то есть и все догматические новшества Рима. Однако, план Шептицкого шел вразрез с политикой Ватикана в отношении греко-католиков, ибо предусматривал фактическую автокефалию Украинского Патриархата, чисто номинально признающего римскую юрисдикцию.
План Шептицкого и сегодня имеет своих поборников. В частности в лице монахов ордена студитов, вице-ректора Львовской Богословской академии УГКЦ Бориса Гудзяка и ряда других деятелей, в том числе и некоторых националистически настроенных политиков. Однако, поддерживают эту модель и многие православные украинцы, преимущественно из диаспоры. Например, епископ Всеволод (Майданский), который находится в юрисдикции Константинопольского Патриархата. На Синоде епископов УГКЦ в 1992 году епископ Всеволод предложил идею двойной юрисдикции Украинской Церкви - римской и константинопольской. В 1993 году была создана т.н. "Студийная группа", целью деятельности которой стало исследование вопроса о возможности реализации в жизнь данной модели.
Безусловно, подобный план выглядит для Рима весьма заманчиво. Благодаря ему в униатство, до сих пор локализованное территорией Галиции, легко может быть втянута вся преимущественно православная Украина. Хотя четких данных об отношении Ватикана к модели "Студийной группы" нет, однако известно, что ее участники встречались как с папой Иоанном Павлом II, так и с патриархом Варфоломеем и имели беседы на данную тему. Кроме того, в печать просочились слухи об имевшей место в конце 1996 года встрече лже-патриарха Киевского Филарета Денисенко и председателя Конгрегации Восточных Церквей кардинала Акилле Сильвестрини, на которой будто бы шла речь о возможности признания Филарета патриархом в обмен на его согласие объединиться с униатами и войти в юрисдикцию Рима.
И все же, можно полагать, что активное использование УГКЦ в качестве орудия католического прозелитизма сочетается с весьма осмотрительным отношением к украинским греко-католикам, как бы ни были заманчивы перспективы насаждения унии на Востоке. Предоставление УГКЦ статуса "патриархата", вполне допустимое в духе II Ватиканского собора для т.н. "восточных католических церквей", могло бы, тем не менее, в случае с Украиной выглядеть как опасный для всей традиционной системы папизма прецедент. Галицкое униатство представляет собой слишком ощутимую силу, чтобы рисковать предоставлением ей статуса, который на Украине может быть воспринят отнюдь не в традициях эфемерных католических "патриархатов". Это тем более вероятно, что рядом на Украине существует православная традиция, в которой патриархат тождественен полной автокефалии. И даже наличие на Украине раскольничьих псевдо-патриархатов может провоцировать абсолютно несовместимую с католическим взглядом на Церковь автокефалитскую тенденцию внутри УГКЦ.
Еще один комплекс проблем внутри УГКЦ, который заставляет Рим, используя униатство, держать его под строгим контролем, связан с вновь обострившимся внутри униатской церкви противостоянием между сторонниками латинизации и строгими приверженцами восточного обряда. Нечто подобное уже имело место и во времена ревнителя-византиниста Шептицкого, латинизаторскую оппозицию которому составлял Станиславский епископ Хомишин. Сегодня, как и прежде, наиболее сильно латинское влияние среди монахов-василиан. Примыкают к ним и представители порядком ассимилированного духовенства из диаспоры, во множестве возвратившиеся в Галицию и занявшие ключевые посты в структуре УГКЦ. К числу же охранителей восточной обрядности принадлежат преимущественно монахи-студиты и большинство местного духовенства, которое почти целиком некогда прошло через духовные школы Русской Православной Церкви.
Проблема эта, в отличие, скажем, от довоенного времени, сегодня далеко выходит за рамки дискуссии об обряде. Едва ли не большую роль играет здесь и кадровый вопрос. Выходцы из диаспоры сегодня занимают практически все епископские кафедры и места в митрополичьей курии. Это элита среди униатского клира. Их возвращение на Украину не случайно. Ватикану удобнее иметь на всех ключевых постах в УГКЦ людей, воспитанных и обученных в Риме, как правило склонных к латинизации и симпатизирующих римо-католичеству. Вероятно, в Риме по-прежнему верны долговременной стратегии постепенного вытеснения восточного обряда из униатской церкви и слияния его в конечном счете с западным. Католическое богословие вполне осознает наличие прямой связи между вероучением и обрядностью. И как бы не декларировалась допустимость самого широкого спектра обрядности в католичестве, его внутренняя логика такова, что доминирование латинского обряда неизбежно.
Засилие диаспорного духовенства в верхах УГКЦ закономерно рождает ропот среди клириков местного происхождения. Тем более, что многие из них подвергаются дискриминации за свое православное прошлое. Галичане, чьими усилиями УГКЦ и была возрождена, в свою очередь смотрят на вчерашних эммигрантов как на отнявших их хлеб. К тому же украинцев диаспоры, утративших уже специфические черты галицкой националистической ментальности, часто упрекают в недостатке патриотизма.
Проблема украинского национализма вообще по-особому преломляется сегодня в деятельности униатской церкви. Как уже отмечалось, реанимация унии стала возможной в конце ХХ века, главным образом, благодаря тесному альянсу с националистическими политическими движениями. Однако, сегодня национализм, на волне которого УГКЦ вернулась в историю, стал подобен джину, выпущенному из бутылки. Сама внутренняя логика национализма, требующего абсолютной независимости и самостийности от кого бы то ни было, оборачивается сегодня против самого Рима. Сегодня те, кто боролся за оживление униатства, исповедуя идеалы национализма, не только недовольны засилием во Львове "карманных" украинцев из Рима, но и диктатом в отношении УГКЦ, идущим из Ватикана в целом. Показательно, что один из прежних лидеров процесса возрождения УГКЦ, известный политик-диссидент, бывший "Глава комитета по защите УГКЦ" Иван Гель ныне заявляет: "Будем верными Святейшему Престолу, но не в покорности". Понятно, что для католицизма подобная постановка вопроса недопустима да и абсурдна в принципе. Однако, сегодня Рим сам пожинает плоды использования национализма в своей экспансии на Восток.
Католичество галицких националистов носит весьма косметический характер. Принадлежность к католицизму для них важна не сама по себе в религиозном аспекте, а исключительно в политическом - как атрибут причастности к европейской цивилизации, европейскому единству. И в то же самое время как антитеза православной Москве.
Недовольство националистических политиков, выступающих преимущественно в союзе с униатским духовенством местного происхождения, политикой Рима в отношении УГКЦ заходит сегодня весьма далеко. Так, от Рима требуют предоставления большей свободы во внутреннем самоуправлении УГКЦ. Националисты, привыкшие к нормам митинговой демократии, дерзают даже диктовать руководству униатской церкви планы реформ внутри УГКЦ. Так, например, Иван Гель и Михайло Косив требуют объединения воедино всех украинских униатов и подчинения их Львовскому архиепископу. Политики также требуют отставки престарелых епископов, прекращения практики поставления на епископские кафедры представителей диаспоры. Более того, через прессу дается оценка деятельности отдельных архиереев и рекомендации по персональному составу кандидатов в архиереи. Словом, маятник национализма, доселе помогавший возродить униатство в Галиции, теперь качнулся в противовположную сторону.
Гель также выступает с планом переноса центра униатства из Львова в Киев. Кстати, в этом его поддержал епископ-радикал Любомир Гузар. Апогеем же беспардонного вмешательства мирянина Геля в дела УГКЦ стал призыв к кардиналу Любачивскому или, в случае избрания на пост главы УГКЦ, Гузару объявить об установлении униатского патриархата на Украине явочным порядком и поставить Рим перед свершившимся фактом. Более того, первому патриарху Гель предписывает даже переменить имя на "Иосиф II", подчеркнув преемство от самозванного "патриарха" Иосифа Слипого. Словом, логика сепаратизма развилась предельно - до тенденции неповиновения Риму.
Таким образом, можно видеть, что сегодня Ватикан вынужден изощренно лавировать, когда речь идет о взаимоотношениях с украинскими униатами. С одной стороны, успешное возрождение УГКЦ и дальнейшее продвижение унии на Восток Украины на волне экспортируемого из Галиции национализма, заставляет католическую церковь забыть о Баламандских соглашениях и активно использовать УГКЦ в своих прозелитических планах. В этих целях поощряется радикальное крыло униатства, поддерживаемое националистами. Как следствие, - открытие экзархата в Киеве, направление визитатора в Среднюю Азию, привлечение епископа Гузара к управлению УГКЦ.
В то же время Рим явно боится чрезмерного усиления националистической тенденции в униатстве, ибо она начинает в таком случае работать против папства. Поэтому Ватикан не желает доводить до логического конца авантюру с униатским патриархатом. Помимо опасения за сохранение контроля за украинскими униатами, Ватикан, вероятно, колеблется и относительно перспектив возможного воссоединения греко-католиков с православными или, по крайней мере раскольниками-автокефалистами. Эта модель также может в итоге сработать не в пользу Рима, если вдруг гибридный "патриархат" начнет развиваться не по католическому, а православному типу. Отсюда и тенденция к сохранению раздробленности отдельных униатских епархий и стремление недопустить их объединения под одним главой УГКЦ.
Однако, возможно существует и еще одна причина сдерживания активности униатов на Украине. Речь идет об определенных обязательствах Рима перед Польской католической церковью, традиционно считающей Восток своим миссионерским пространством. Римо-католики польского образца представляются Ватикану более надежными верными, нежели униаты. Поэтому, судя по всему, на Востоке Украины польской римо-католической миссии все же отдается предпочтение перед украинской униатской. Последняя явно используется лишь там, где возможно ее вплетание в канву националистической пропаганды, впрочем не слишком популярной в восточных областях. Показательно, что на Востоке Украины сегодня действуют 600 римо-католических общин, имеющих 470 костелов в своем распоряжении. В то же время Киево-Вышгородский экзархат насчитывает лишь 82 общины с 24 церквами и часовнями.

Похоже, что породив 400 лет назад униатство, Рим сегодня стоит перед довольно острой проблемой дальнейшего образа бытия УГКЦ в лоне католицизма. Латинизировать униатов полностью так и не удалось. Однако, сохранение специфического своеобразия униатства может привести к последствиям, подрывающим основополагающие принципы католицизма. Налицо трагический итог Брестской унии 1596 года - создание генетической химеры униатства, внутри которой заложены неразрешимые противоречия, последствия которых для самой католической церкви могут оказаться не менее пагубными, чем для Православия.

Восточно-католическая Церковь

Украинская Греко-Католическая Церковь – крупнейшая из Восточных Католических Церквей.

Она возникла в результате заключения Брестской унии 1596 г. и окончательно оформилась во Львове в 1700 г. По условиям унии, восточные христиане, воссоединившиеся с Престолом Св. Петра, полностью сохранили свои традиционные обряды и язык богослужений. При этом они признали власть Папы и всю католическую догматику.

Во время проведения Брестского Собора территория всей Украины входила в состав Польско-Литовского государства. В западной части Украины, которая и дальше оставалась в составе Речи Посполитой, Церковь была главным фактором сбережения культурно-религиозной самобытности украинского населения. С переходом западноукраинских земель в состав Австрийского государства греко-католическая иерархия получила всестороннюю поддержку и покровительство правительства габсбургской монархии.

На западных землях Украины, включая Закарпатье, которые многие годы находились в составе католических государств, Греко-Католическая Церковь укоренилась и стала для большей части населения традиционной. В период Польского и Австрийского правления в Западной Украине с XVII по XX столетия Украинская Греко-Католическая Церковь пользовалась большим авторитетом среди украинцев.

На Западной Украине появляются первые книги на украинском языке. Их авторами являются греко-католические священники. В греко-католических школах вводится преподавание на украинском языке. В 1848 году греко-католический митрополит Григорий Якимович возглавляет первую украинскую политическую организацию – Руску Холовну Раду.

Католичество восточного обряда было в свое время отчасти распространено и на территории Российской империи. Однако по приказу Николая I в 1839 г. так называемым Полоцким Синодом греко-католичество в России было упразднено. Часть его приверженцев была насильственно обращена в православие, часть перешла в латинский обряд, однако большинство в тайне осталось греко-католиками.

Важнейший этап в развитии греко-католичества приходится на период деятельности митрополита Андрея Шептицкого (1865 – 1944). Владыка Шептицкий мечтал о великой независимой Украине и распространении греко-католичества на всю территорию Российской империи. Его деятельность составила эпоху в истории развития Церкви. Он реорганизовал семинарии, реформировал орден студитов и основал восточное течение ордена редемптористов. Духовенство посылалось на учебу в австрийские, немецкие и римские университеты. Митрополит также способствовал возникновению украинских общественных (культурных, социальных) организаций, как в Галиции, так и в Америке. В канун Первой мировой войны в Галиции существовало 3 тысячи школ, 27 гимназий, 2944 ячейки культурного общества "Просвит", Научное общество им. Тараса Шевченко, 500 народных сельхозкооперативов.

К 1945 г. у Греко-Католической Церкви было свыше 4 тысяч церквей и часовен, 2772 прихода, действовали Богословская академия и духовные семинарии. Церковь занималась благотворительностью, много внимания уделяла сохранению украинской культуры. Однако к концу второй мировой войны взаимоотношения между Советским государством и Греко-Католической Церковью в значительной мере усложнились.

Органы госбезопасности создали среди греко-католического духовенства инициативную группу, которая выступила за упразднение унии с Римом и переход в юрисдикцию Московского Патриархата. Инициативная группа священников во главе с протопресвитером Гавриилом Кастельником созвала в 1946 г. т. н. "Львовский Собор Греко-Католической Церкви", который самими греко-католиками никогда не признавался. Под давлением властей на этом лже-соборе было принято решение о самоликвидации Церкви и переходе верующих в Русскую Православную Церковь. При этом, на нем не было ни одного действующего греко-католического епископа, все они за отказ принять участие в лже-соборе были арестованы и репрессированы. 11 апреля 1945 г. был арестован митрополит Иосиф Слипый и другие иерархи. Большинство из них умерли в ссылке. Были арестованы и сосланы в лагеря сотни священников, монахов, монахинь и верных мирян, многие вместе с женами и детьми.

Вплоть до 1990 г. существовавшие на территории Западной Украины греко-католики – епископы, священники и монахи находились на нелегальном положении. Паства этой Церкви насчитывала в то время около 6 млн человек. Верующие были вынуждены совершать богослужения в частных домах и квартирах или посещать латинские католические храмы. Значительная часть верующих, оставаясь греко-католиками, посещала православные храмы, переданные Московскому Патриархату. В период между 1946 и 1989 годами УГКЦ была самой многочисленной запрещенной Церковью в мире. Одновременно она стала самой большой структурой общественной оппозиции советской системе в СССР. Невзирая на жестокие преследования, Церковь продолжала жить подпольно благодаря тщательно отработанной системе тайных семинарий, монастырей, приходов и молодежных групп.

В феврале 1990 г. Совет по делам религий при Совете министров УССР сделал заявление о том, что католики восточного обряда могут создавать свои религиозные общества, в установленном порядке регистрировать их, решать вопросы о месте проведения молитвенных собраний, свободно отправлять свой культ. Украинская Греко-Католическая Церковь приобрела официальный статус. Для того, чтобы процесс восстановления греко-католических общин проходил нормально, без эксцессов, была создана четырехсторонняя комиссия. В нее вошли представители Ватикана, Московского Патриархата, Украинской Православной Церкви Московского Патриархата и Украинской Греко-Католической Церкви.

В 1991 году Папа Иоанн Павел II созвал в Риме Синод Украинской Греко-Католической Церкви. Папа признал греко-католических епископов прямыми наследниками "Церкви, которая зародилась с крещением Киевской Руси и которая вступила во второе тысячелетие своего существования". Поддержал он и стремление епископов к "заботе о благе и развитии всех епархий и в целом Церкви на Украине и в диаспоре". Одновременно он напомнил епископам слова ап. Павла о необходимости жить в смирении, кротости, терпении и взаимной любви, "стараясь сохранить единство духа при помощи уз мира. Один Господь, одна вера, одно крещение".

В начале 90-х гг. на Западной Украине большая часть храмов Украинской Греко-Католической Церкви, переданных после 1946 г. РПЦ МП, вновь оказалась в руках греко-католиков. Это вызвало конфликты между верующими этих Церквей. Представители Московской Патриархии заявляют о разгроме на Западной Украине 3-х православных епархий, а греко-католики говорят о том, что их там никогда не было, просто в храмы, которые всегда были греко-католическими, были назначены московские священники, которых потом изгнали сами верующие. До сих пор отношения между верующими двух конфессий продолжают основаться крайне неприязненными. Это проявилось и во время визита Папы Иоанна Павла Второго на Украину летом 2001 года, когда часть православной общественности устроила акции протеста.

Украинская Греко-Католическая Церковь насчитывает в настоящее время свыше 3 тыс. общин, 10 епископов, глава Церкви – Верховный архиепископ. В настоящее время Верховным архиепископом является кардинал Любомир Гузар, избранный на эту кафедру в декабре 2000 г., после смерти своего предшественника кардинала Мирослава Ивана Любачивского.

Украинская Греко-Католическая Церковь имеет наибольшее число верующих на Западной Украине. По числу приходов и монастырей эта Церковь занимает второе место на Украине среди религиозных организаций.

На протяжении истории христианства отношения между Католической и Православными Церквями переживали множество трудных периодов. Однако после того, как в 1596 году на Соборе в Бресте была провозглашена уния, между частью православных Киевской митрополии и Католической церковью эти отношения стали отличаться особенной остротой.

Вот и сейчас эти отношения нельзя назвать идеальными. И все же, в этой заметке мы будем говорить не о католической экспансии на территории современной Украины, не о захвате наших храмов в Западных областях, не о прозелитизме (1) , который всегда был отличительной чертой западного христианства. Мы будем говорить о той нескончаемой лжи, которая сегодня стала характерным, отличительным признаком Украинской Греко-католической церкви, лжи, которая преследует эту церковь на протяжении всей ее недолгой истории (2) .

Появление Украинской греко-католической церкви

Не будет преувеличением сказать, что само заключение Брестской унии, т.е. фактически рождение Украинской Греко-католической церкви началось со лжи. Для тех, кто не очень хорошо знает историю, напомним, что сама идея унии предполагала восстановление евхаристического общения между православными и католиками.
Увы, но ничего этого не произошло. На деле же ходатайство части православных (в том числе и некоторых иерархов) Киевской митрополии об общении в Таинствах было принято как просьбу о принятии православных в Римскую церковь: «Такое толкование унии не допускало ни автономии Киевской церкви как самостоятельной митрополии, ни сохранения единства с церквями, пребывающими в расколе с Римом» (3) .

Для достижения своих целей Рим охотно спекулировал на невежестве той части простого православного народа, представители которой слабо разбиралась в вероучительных тонкостях и попросту не заметили подмены, удовлетворившись тем, что обрядовая сторона униатской церкви во многом походила на православие.

Именно поэтому протопресвитер Георгий (Металлионос), являющийся ординарным профессором истории богословия Афинского университета, охарактеризовал Брестскую унию как метод: «… которым феодальное папство пользовалось для подчинения православия Риму. Хитроумной предпосылкой, включенной в этот метод, является, так называемое, сохранение свободы и непрерывности восточных традиций. Она же служит в качестве алиби, насаждающим западное влияние эксправославным, поскольку таким способом предательство ими своих традиций и своего народа прикрывается их приверженностью внешним чертам православия… Металлинос заключает, что униатство, и особенно Брестская уния - ужасное явление, это пятая колонна, концепция, опасная для христианского единства. Согласно Металлиносу, подлинное церковное единство может быть достигнуто только тогда, когда папство откажется от своих ересей, от своих тоталитаристских и ложных догматов и вернется к православию». (4)

Позиция греко-католиков в Украине сегодня

Сегодняшняя позиция Греко-католической церкви в Украине мало чем отличается от тех далеких времен: «… папство по-прежнему старается заманить православие в свои сети методами униатства» (5) .

В этом контексте мне вспоминается выпуск программы Шустер-LIVE от 04.05.2012 г., посвященный проблеме раскола в украинском православии. Как это не покажется странным, но на передаче присутствовал и представитель УГКЦ. Он мало говорил и, скорее, всего активное участие в обсуждении не входило в его планы, но главного он все же добился, а именно — его присутствие на передаче, посвященной проблемам украинского православия, со всей очевидностью, продемонстрировало факт того, что в умах обычных (невоцерковленных) украинских граждан УГКЦ воспринимается исключительно как - самая настоящая «украинская, православная церковь». Что и подтвердил, в самом конце передачи, политолог В.Карасев, который без тени смущения назвал УГКЦ «истинной украинской церковью», на основе которой только и может произойти объединение всех православных церквей. Он, видимо, даже не понял того, что сказал очевидную глупость, как и не понял того, что само присутствие представителей УГКЦ в процессе урегулирования раскола между православными в Украине является нонсенсом, абсурдом и может быть объяснено исключительно как провокация или откровенный подлог, т.к. объединившись на основе греко-католической церкви мы автоматически станем католиками и отпадем от полноты Вселенского Православия. Правда, нам могут возразить - мол, на передаче греко-католиков представлял обычный священник, т.е. даже не епископ и тем более не предстоятель церкви, а религиозную программу общественной организации могли составлять люди некомпетентные в богословских вопросах и вопросах межконфессионального диалога. Однако очень часто действия высшего руководства УГКЦ только подтверждают сделанные выше оценки.

Так, например, глава УГКЦ Святослав (Шевчук) в своих обращениях по поводу празднования для Крещения Руси неоднократно заявлял о том, что это и их праздник, т.к. схизма между восточной и западной церквями возникла уже после крещения Киевской Руси.Странно, но он почему-то упорно не помнит (или не хочет помнить) о том, что святой равноапостольный князь Владимир отверг предложение западных миссионеров и принял крещение от Византии. Причем, великий князь принял не просто обрядовую сторону православия, а именно проникся православным, святоотеческим и потому истинным пониманием Евангелия и христианства в целом.

Конечно, может случиться и так, что наши греко-католики плохо знают историю, но к 988 году (т.е. ко времени Крещения Руси), при отсутствии формального разделения, христианский Запад и христианский Восток уже значительно разошлись в области сотериологии (учения о спасении) и экклесиологии (учения о Церкви Христовой). А в дальнейшем это разделение, как принято говорить, только набирало обороты.

О расколе и единении

Точно также абсолютно непонятной выглядит реакция руководства УГКЦ на обращение раскольника М.А. Денисенко (больше известного как «патриарх» Филарет) по поводу признания действенности Таинства крещения в раскольническом «киевском патриархате».Дело в том, что для любого, кто мало-мальски разбирается в православном вероучении, очевидным является факт недействительности церковных таинств в раскольнических и еретических сообществах. Именно поэтому Филарет (Денисенко) и не получил поддержки со стороны ни одной канонической православной церкви. Но вот предстоятель УГКЦ зачем-то поспешил подтвердить якобы имеющую место быть «действенность» раскольнического «крещения». Правда впоследствии, после жесткой реакции Московской Патриархии, он был вызван на ковер в Ватикан, после чего заявил о том, что единственной канонической православной церковью в Украине является Украинская Православная Церковь, возглавляемая митрополитом Онуфрием. И все же сама «озабоченность» проблемами украинского православия не может не вызывать удивления и недоумения.

«Ложь во спасении» и множество вопросов к униатам

Впрочем, когда речь идет о деятельности УГКЦ в Украине, недоумение является чуть ли не единственным чувством, возникающим в душе у каждого православного человека. И действительно, резюмируя все вышесказанное, хочется задать нашим братьям греко-католикам несколько ключевых и однозначных вопросов:

  1. До каких пор греко-католики будут скрывать правду от населения Украины и открыто, через средства массовой информации, не объявят украинскому народу о том, что они не имеют к Православной Церкви никакого отношения?
  2. Объявят о том, что по сути своей УГКЦ - это католическая церковь, полностью принимающая католическое вероучение со всеми его отличительными признаками (будь то «папский примат», или католическая мариология, или юридическая сотериология и т.д.).
  3. Объявят о том, что главой их церкви является не кто иной, как Папа Римский, и что они не являются самостоятельной (автономной) украинской церковью, а напрямую подчиняются своему главе и находятся под непосредственным управлением иностранного государства Ватикан, главой которого и является Папа Римский.
  4. Объявят о том, что они не имеют никакого отношения к факту Крещению Руси, по той простой причине, что святой равноапостольный князь Владимир отверг предложение западных миссионеров и принял крещение от православной Византии.
  5. Честно скажут о том, что и сама идея унии между православными и католиками является идеей, не способствующей диалогу между восточными и западной христианскими церквями: «Униатство - неподходящий метод поиска единства, так как он противоречит общей традиции наших церквей. Так сказано в статье 2-й Баламандской декларации Смешанной православно-католической комиссии по богословскому диалогу» (6) .

На мой взгляд, это было бы честно и по отношению к своим братьям православным, и по отношению ко всему народу Украины. В конце концов, чего они боятся? Того, что люди узнают правду? Но разве не стремление к правде должно руководить христианином? Может быть, настало уже время сказать людям правду и перестать прикрываться православными облачениями и обрядами? А если еще не настало - то почему? Или, может быть, наши греко-католики исповедуют, так называемую, концепцию «лжи во спасение»?

Признаюсь, мне трудно найти ответы на эти вопросы. Трудно понять, почему так поступают люди, называющие себя христианами. Но я точно знаю, что так поступают мошенники. Именно мошенники, с целью обмана людей, выдают себя за тех, кем не являются на самом деле. Именно мошенники скрывают свои истинные цели и берут на вооружение ложь, т.е. именно мошенники, принимая на себя вид (в случае греко-католиков, православные обряды) честного человека, на самом деле пользуются противозаконными методами в своей деятельности.
Трудно поверить в то, что наши братья греко-католики пользуются методами мошенников. И все же, пока они не скажут открыто о том, кем они являются на самом деле, вряд ли мы сможем им доверять.

О проблемах взаимоотношений греко-католиков и православных в Украине – иеродиакон Иоанн (Курмояров)

Фото: http://palomnyku.at.ua

На протяжении истории христианства отношения между Католической и Православными Церквями переживали множество трудных периодов. Однако после того, как в 1596 году на Соборе в Бресте была провозглашена уния, между частью православных Киевской митрополии и Католической церковью эти отношения стали отличаться особенной остротой.

Вот и сейчас эти отношения нельзя назвать идеальными. И все же, в этой заметке мы будем говорить не о католической экспансии на территории современной Украины, не о захвате наших храмов в Западных областях, не о прозелитизме (1), который всегда был отличительной чертой западного христианства. Мы будем говорить о той нескончаемой лжи, которая сегодня стала характерным, отличительным признаком Украинской Греко-католической церкви, лжи, которая преследует эту церковь на протяжении всей ее недолгой истории (2).

Появление Украинской греко-католической церкви

Не будет преувеличением сказать, что само заключение Брестской унии, т.е. фактически рождение Украинской Греко-католической церкви началось со лжи. Для тех, кто не очень хорошо знает историю, напомним, что сама идея унии предполагала восстановление евхаристического общения между православными и католиками.
Увы, но ничего этого не произошло. На деле же ходатайство части православных (в том числе и некоторых иерархов) Киевской митрополии об общении в Таинствах было принято как просьбу о принятии православных в Римскую церковь: «Такое толкование унии не допускало ни автономии Киевской церкви как самостоятельной митрополии, ни сохранения единства с церквями, пребывающими в расколе с Римом» (3).

Для достижения своих целей Рим охотно спекулировал на невежестве той части простого православного народа, представители которой слабо разбиралась в вероучительных тонкостях и попросту не заметили подмены, удовлетворившись тем, что обрядовая сторона униатской церкви во многом походила на православие.

Именно поэтому протопресвитер Георгий (Металлионос), являющийся ординарным профессором истории богословия Афинского университета, охарактеризовал Брестскую унию как метод: «… которым феодальное папство пользовалось для подчинения православия Риму. Хитроумной предпосылкой, включенной в этот метод, является, так называемое, сохранение свободы и непрерывности восточных традиций. Она же служит в качестве алиби, насаждающим западное влияние эксправославным, поскольку таким способом предательство ими своих традиций и своего народа прикрывается их приверженностью внешним чертам православия… Металлинос заключает, что униатство, и особенно Брестская уния – ужасное явление, это пятая колонна, концепция, опасная для христианского единства. Согласно Металлиносу, подлинное церковное единство может быть достигнуто только тогда, когда папство откажется от своих ересей, от своих тоталитаристских и ложных догматов и вернется к православию». (4)

Позиция греко-католиков в Украине сегодня

Сегодняшняя позиция Греко-католической церкви в Украине мало чем отличается от тех далеких времен: «… папство по-прежнему старается заманить православие в свои сети методами униатства» (5).

В этом контексте мне вспоминается выпуск программы Шустер-LIVE от 04.05.2012 г. , посвященный проблеме раскола в украинском православии. Как это не покажется странным, но на передаче присутствовал и представитель УГКЦ. Он мало говорил и, скорее, всего активное участие в обсуждении не входило в его планы, но главного он все же добился, а именно - его присутствие на передаче, посвященной проблемам украинского православия, со всей очевидностью, продемонстрировало факт того, что в умах обычных (невоцерковленных) украинских граждан УГКЦ воспринимается исключительно как – самая настоящая «украинская, православная церковь». Что и подтвердил, в самом конце передачи, политолог В.Карасев, который без тени смущения назвал УГКЦ «истинной украинской церковью», на основе которой только и может произойти объединение всех православных церквей. Он, видимо, даже не понял того, что сказал очевидную глупость, как и не понял того, что само присутствие представителей УГКЦ в процессе урегулирования раскола между православными в Украине является нонсенсом, абсурдом и может быть объяснено исключительно как провокация или откровенный подлог, т.к. объединившись на основе греко-католической церкви мы автоматически станем католиками и отпадем от полноты Вселенского Православия. Правда, нам могут возразить – мол, на передаче греко-католиков представлял обычный священник, т.е. даже не епископ и тем более не предстоятель церкви, а религиозную программу общественной организации могли составлять люди некомпетентные в богословских вопросах и вопросах межконфессионального диалога. Однако очень часто действия высшего руководства УГКЦ только подтверждают сделанные выше оценки.

Так, например, глава УГКЦ Святослав (Шевчук) в своих обращениях по поводу празднования для Крещения Руси неоднократно заявлял о том, что это и их праздник, т.к. схизма между восточной и западной церквями возникла уже после крещения Киевской Руси.Странно, но он почему-то упорно не помнит (или не хочет помнить) о том, что святой равноапостольный князь Владимир отверг предложение западных миссионеров и принял крещение от Византии. Причем, великий князь принял не просто обрядовую сторону православия, а именно проникся православным, святоотеческим и потому истинным пониманием Евангелия и христианства в целом.

Конечно, может случиться и так, что наши греко-католики плохо знают историю, но к 988 году (т.е. ко времени Крещения Руси), при отсутствии формального разделения, христианский Запад и христианский Восток уже значительно разошлись в области сотериологии (учения о спасении) и экклесиологии (учения о Церкви Христовой). А в дальнейшем это разделение, как принято говорить, только набирало обороты.

О расколе и единении

Точно также абсолютно непонятной выглядит реакция руководства УГКЦ на обращение раскольника М.А. Денисенко (больше известного как «патриарх» Филарет) по поводу признания действенности Таинства крещения в раскольническом «киевском патриархате».Дело в том, что для любого, кто мало-мальски разбирается в православном вероучении, очевидным является факт недействительности церковных таинств в раскольнических и еретических сообществах. Именно поэтому Филарет (Денисенко) и не получил поддержки со стороны ни одной канонической православной церкви. Но вот предстоятель УГКЦ зачем-то поспешил подтвердить якобы имеющую место быть «действенность» раскольнического «крещения». Правда впоследствии, после жесткой реакции Московской Патриархии, он был вызван на ковер в Ватикан, после чего заявил о том, что единственной канонической православной церковью в Украине является Украинская Православная Церковь, возглавляемая митрополитом Онуфрием . И все же сама «озабоченность» проблемами украинского православия не может не вызывать удивления и недоумения.

«Ложь во спасении» и множество вопросов к униатам

Впрочем, когда речь идет о деятельности УГКЦ в Украине, недоумение является чуть ли не единственным чувством, возникающим в душе у каждого православного человека. И действительно, резюмируя все вышесказанное, хочется задать нашим братьям греко-католикам несколько ключевых и однозначных вопросов:

1) До каких пор греко-католики будут скрывать правду от населения Украины и открыто, через средства массовой информации, не объявят украинскому народу о том, что они не имеют к Православной Церкви никакого отношения?
2) Объявят о том, что по сути своей УГКЦ - это католическая церковь, полностью принимающая католическое вероучение со всеми его отличительными признаками (будь то «папский примат», или католическая мариология, или юридическая сотериология и т.д.).
3) Объявят о том, что главой их церкви является не кто иной, как Папа Римский, и что они не являются самостоятельной (автономной) украинской церковью, а напрямую подчиняются своему главе и находятся под непосредственным управлением иностранного государства Ватикан, главой которого и является Папа Римский.
4) Объявят о том, что они не имеют никакого отношения к факту Крещению Руси, по той простой причине, что святой равноапостольный князь Владимир отверг предложение западных миссионеров и принял крещение от православной Византии.
5) Честно скажут о том, что и сама идея унии между православными и католиками является идеей, не способствующей диалогу между восточными и западной христианскими церквями: «Униатство – неподходящий метод поиска единства, так как он противоречит общей традиции наших церквей. Так сказано в статье 2-й Баламандской декларации Смешанной православно-католической комиссии по богословскому диалогу» (6).

На мой взгляд, это было бы честно и по отношению к своим братьям православным, и по отношению ко всему народу Украины. В конце концов, чего они боятся? Того, что люди узнают правду? Но разве не стремление к правде должно руководить христианином? Может быть, настало уже время сказать людям правду и перестать прикрываться православными облачениями и обрядами? А если еще не настало – то почему? Или, может быть, наши греко-католики исповедуют, так называемую, концепцию «лжи во спасение»?

Признаюсь, мне трудно найти ответы на эти вопросы. Трудно понять, почему так поступают люди, называющие себя христианами. Но я точно знаю, что так поступают мошенники. Именно мошенники, с целью обмана людей, выдают себя за тех, кем не являются на самом деле. Именно мошенники скрывают свои истинные цели и берут на вооружение ложь, т.е. именно мошенники, принимая на себя вид (в случае греко-католиков, православные обряды) честного человека, на самом деле пользуются противозаконными методами в своей деятельности.
Трудно поверить в то, что наши братья греко-католики пользуются методами мошенников. И все же, пока они не скажут открыто о том, кем они являются на самом деле, вряд ли мы сможем им доверять.

Ccылки:
1. Прозелитизм – стремление обратить других в свою веру (Л.П.Крысин. Толковый словарь иноязычных слов. Москва. Издательство «Русский язык». 2002. Стр. 566)
2. Кстати, на этом моменте остановил свое внимание почетный профессор экзегезы Нового Завета Афинского университета и богословский делегат от Иерусалимского патриархата в Смешенной международной комиссии, Георгий Галитис, который: «… написал открытое письмо римо-католическим членам этой комиссии, в котором он выражает свое недовольство и раздражение возрождением Униатских церквей в Восточной Европе, этого «троянского коня, этого копья, нацеленного на порабощение православия». Он далее осуждает ватиканскую тактику оживления экклезиологической неприемлемой лжи, маски и лицемерия, скрытых в униатстве и предупреждает о катастрофических последствиях униатства для отношений между православием и римским католичеством» (400 лет Брестской церковной унии. Сборник материалов международного симпозиума Неймеген, Голландия. Издательство ББИ. 1998 г. стр. 113-114).
3. 400 лет Брестской церковной унии. Сборник материалов международного симпозиума Неймеген, Голландия. Издательство ББИ. 1998 г. стр. 240.
4. 400 лет Брестской церковной унии. Сборник материалов международного симпозиума Неймеген, Голландия. Издательство ББИ. 1998 г. стр. 94-97.
5. 400 лет Брестской церковной унии. Сборник материалов международного симпозиума Неймеген, Голландия. Издательство ББИ. 1998 г. стр. 94.
6. 400 лет Брестской церковной унии. Сборник материалов международного симпозиума Неймеген, Голландия. Издательство ББИ. 1998 г. стр. 246.

Статьи по теме