Из родословной арины родионовны. Из родословной арины родионовны Кто такая арина родионовна

Изучая исторические корни биографии няни великого поэта суйдинского периода жизни Арины Родионовны, удалось довольно подробно проследить её родовые истоки, о которых до настоящего времени документальных свидетельств сохранилось крайне мало.

Арина Родионовна родилась 10 апреля 1758 года в селе Воскресенском в семье крепостных крестьян Родиона Яковлева и Лукерьи Кирилловой. Эта дата документально установлена благодаря записи обнаруженной в Метрической книге церкви Воскресения Христова в Суйде, хранящейся ныне в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга. В метрике, будущая няня А.С.Пушкина была записана как «Иринья». Под таким именем она упоминается во всех уцелевших документах бывшего суйдинского храма. Здесь же указано, что местом рождения Арины Родионовны является «село Суйда», Воскресенское тоже Копорского уезда Санкт-Петербургской губернии. Село Воскресенское, получившее своё название в честь возведённой в 1718 году рядом с ним церкви Воскресения Христова, до этого времени официально называлось деревней Суйдои. Ещё со времён шведского владычества (примерно с 1619 года) это старинное поселение было приписано к Суйдинской мызе. В документах XVIII столетия часто упоминалось двойное название села: Суйда и Воскре-сенское. Так, например, в Метрической книге церкви Воскресения Христова за 1737 год сообщается: «В селе Воскресенском, что была мыза Суйдовская...».

Родители Арины Родионовны были крепостными крестьянами местного помещика, подпоручика лейб-гвардии Семёновского полка, графа Фёдора Алексеевича Апраксина. Владелец Суйдинской мызы приходился внуком знаменитого петровского сподвижника, графа Петра Матвеевича Апраксина, которому эти земли были пожалованы Петром I вскоре после их освобождения от шведских захватчиков. Как известно, П.М.Апраксин был одним из главных героев Северной войны.

Через год после рождения Арины Родионовны Суйдинская мыза с приписанными к ней селом Воскресенским и соседними деревнями были приобретены в собственность генерал-аншефом и кавалером Абрамом Петровичем Ганнибалом, ставшем впоследствии легендарным прадедом А.С.Пушкина.

Отец Арины Родионовны - Родион Яковлев родился в 1728 году. Мальчик рано лишился родителей и остался сиротой. Примерно в девятилетнем возрасте он был взят «приёмышем» на воспитание в бездетную крестьянскую семью Петра Полуэктова и Вассы Емельяновой, которые с петровских времён проживали в селе Воскресенском.

Крестьянский род Полуэктовых появился на суйдинской земле во время насильственного переселения сюда нескольких крестьянских семей, прибывших из центральных губерний России. Петровским указом, в периоде 1715 по 1725 год, они как и тысячи других переселенцев, были выдворены из родных мест. Безлюдные, опустевшие после шведской оккупации края, деревни и сёла, расположенные на землях, вошедших в состав учреждённой в 1708 году Санкт-Петербургской губернии, царь рассчитывал быстро вернуть к жизни. Петр Полуэктов был старшим сыном «великорусского» крестьянина Полуэкта Андреева. В соседних дворах села Воскресенского рядом с ним проживали его братья Андрей и Кирилл.

Каких-либо документальных свидетельств о настоящих родителях Родиона Яковлева не сохранилось. Не известно и место его рождения. Можно только предположить, что родиной отца Арины Родионовны было село Воскресенское. Ответы на эти и ещё многие другие вопросы можно было бы почерпнуть из церковных документов суйдинского храма. Однако, метрической книги за 1728 год, когда появился на свет Родион Яковлев, в архиве не сохранилось.


Ничем не обоснованная версия, изложенная в исследованиях известным пушкиноведом, бывшим куратором Пушкинских мест Гатчинского района и автором первых музейных экспозиций в Суйде, Выре и Кобрине Ниной Ивановной Грановской (1917-2002 гг.) о том, что Родион Яковлев «вероятно, был потомком переселенцев либо крещённых карелов (чуди)» не подтверждена документально. В последнее время в печати появилась целая серия бездоказательных материалов, посвящённых финно-угорскому происхождению няни великого поэта. Находились смельчаки, которые считали Арину Родионовну чуть ли не лютеранкой. Однако это не так. Финская тематика занимает обое место в биографии ины Родионовны, в её замечательном сказительном наследии так ярко отразившимся в творчестве А.С.Пушкина. Но это тема особой публикации.

Занимаясь составлением родословной Арины Родионовны, с полной уверенностью можно сказать, что её родители - отец и мать имели славянские, православные корни. Это доказывает прежде всего тот факт, что Родион Яковлев и Лукерья Кирилловна были прихожанами суйдинской церкви. Старинное село Воскресенское (бывшая Суйда) с незапамятных времён считалось Новгородским поселением. Оно впервые упоминается в Новгородской писцовой книге 1499 года как село Суйда в Никольско-Суйдовском погосте в Водскрй пятине на земле Великого Новгорода.

Мать Арины Родионовны - Лукерья Кирилловна родилась в 1730 году в селе Воскресенском в большой крестьянской семье. Её отец Кирилл Михайлович был «служителем» Суйдинской мызы. В Исповедальных книгах церкви Воскресения Христова середины XVIII века она названа «старинной села Суйды». Исходя из этого можно предположить, что её предки были новгородцы, пережившие шведскую оккупацию края. В семье Кирилла Михайловича было несколько детей. Среди них - Ирина Кириллова, по имени которой при крещении в 1758 году была названа новорожденная, ставшая впоследствии Ариной Родионовной. Интересно, что одним из восприемников при её крещении был родной брат матери - Ларион Кириллов (в документах он назван Кириллин). Другой восприемницей была дочь Воскресенского крестьянина, девица Евфимия Лукина.

Родион Яковлев и Лукерья Кирилловна имели большую семью - семь детей: в 1755 году родился старший сын Симеон. В тот период имя Родиона Яковлева нередко упоминалось в метрических документах. Так, например, в 1757 году, в связи с рождением у Воскресенского крестьянина Ивана Елисеева дочери Матрёны. Её восприемником при крещении был Мать Арины Родионовны - Лукерья Кирилловна родилась в 1730 году в селе Воскресенском в большой крестьянской семье. Её отец Кирилл Михайлович был «служителем» Суйдинской мызы. В Исповедальных книгах церкви Воскресения Христова середины XVIII века она названа «старинной села Суйды». Исходя из этого можно предположить, что её предки были новгородцы, пережившие шведскую оккупацию края. В семье Кирилла Михайловича было несколько детей. Среди них - Ирина Кириллова, по имени которой при крещении в 1758 году была названа новорожденная, ставшая впоследствии Ариной Родионовной. Интересно, что одним из восприемников при её крещении был родной брат матери -Ларион Кириллов (в документах он назван Кириллин). Другой восприемницей была дочь Воскресенского крестьянина, девица Евфимия Лукина.

Согласно записи Метрической книги, в 1750 году 22-х летний Родион Яковлев вступил в законный брак с местной крепостной девушкой 20-летней Лукерьей Кирилловой. По Исповедальным книгам удалось проследить, что молодожёны, не имея собственного двора, поселились в доме отчима Петра Полуэктова. Здесь родились их дети. Через четыре года умерла приёмная мать Родиона Яковлева - Васса Емельянова. Ей было 55 лет. И уже вскоре овдовевший Петр Полуэктов вторично женился на «пашечнице» Суйдинской мызы, вдове Настасье Филипповой, у которой от первого брака имелись две дочери и сын Еремей Агафонов.

Родион Яковлев и Лукерья Кирилловна имели большую семью - семь детей: в 1755 году родился старший сын Симеон. В тот период имя Родиона Яковлева нередко упоминалось в метрических документах. Так, например, в 1757 году, в связи с рождением у Воскресенского крестьянина Ивана Елисеева дочери Матрёны. Её восприемником при крещении был будущий отец Арины Родионовны.

Родион Яковлев умер в 1768 году, когда Арине Родионовне было всего 10 лет. В 1772 году скончался и Петр Полуэктов, на четыре года переживший своего приёмного сына. После смерти кормильцев обе семьи, состоявшие, главным образом, из малолетних детей, п родолжал и ещё некоторое время жить вместе. Еремей Агафонов оказался единственным в доме мужчиной-кормильцем.

С отроческих лет Еремей Агафонов был определён работником в помещичью усадьбу. В документах той поры он часто упоминается среди крестьян, приписанных к Суйдинской мызе. Так, в Исповедальной книге за 1795 год среди «дворовых людей» вотчины Ивана Абрамовича Ганнибала указаны:
«Еремей Агафонов 58 лет, жена его Евдокия 55 лет, мать его вдова Настасья Филиппова 93 года»

Именно Еремей рекомендовал на работу в помещичью усадьбу старшего брата Арины Родионовны Симеона Родионова, который впоследствии служил кучером у Ганнибалов. Можно предположить, что в свою очередь Симеон привел в господский дом старого арапа совсем ещё юную сестрицу Иринью, будущую Арину Родионовну. Находясь в услужении в барском поместье, с тяжелым крестьянским трудом она столкнулась очень рано. Таким образом, Арина Родионовна была связана с Ганнибалами и их усадьбой задолго до того, как она стала няней в Кобринском поместье, так называемой Руновской мызой.

В Воскресенском, как и в других русских сёлах России, все местные девушки с ранних лет приучались к рукоделию. Прекрасной мастерицей-рукодельницей была и Арина Родионовна. Об этом повествуют старинные предания и документальные сведения. Суйдинский край всегда славился своими мастерицами - вышивальщицами и кружевницами.

По тогдашним меркам Арина Родионовна вышла замуж довольно поздно - в двадцать три года. Её сосватали за крестьянина соседней деревни Кобрино Федора Матвеева. Со свадьбой торопились. Подходили к концу последние дни жизни старого арапа, после смерти которого жених и невеста могли оказаться во владениях разных помещиков: Суйда по наследству должна была перейти к Ивану Абрамовичу Ганнибалу, Кобрино - Осипу Абрамовичу Ганнибалу, будущему деду А.С.Пушкина.

Бракосочетание Фёдора Матвеева и Арины Родионовой состоялось в Суйдинской церкви Воскресения Христова 5 февраля 1781 года. Запись в Метрической книге сообщает: «В деревни Кобрино крестьянский сын отрок Фёдор Матвеев, деревни Суйды с крестьянскою девкою Ириньей Родионовой, оба первым браком».

Поручателями на свадьбе со стороны жениха были крестьяне деревни Тайцы Кузьма Никитин и Ефим Петров, а по невесте её ближайшие родственники Ларион Кириллов и Симеон Родионов. После замужества Арина Родионэвна переезжает к мужу в Кобрино. В том же году, 14 мая умер Абрам Петрович Ганнибал и эта деревня по наследству переходит к его сыну.

А. Бурлаков
Фото Г. Пунтусовой

Няня Александра Сергеевича Пушкина, Арина Родионовна Яковлева, родилась 10 (21) апреля 1758 года в деревне Суйда (ныне - село Воскресенское), а точнее - в полуверсте от Суйды, в деревне Лампово Копорского уезда Петербургской губернии. Мать ее, Лукерья Кириллова, и отец, Родион Яковлев, были крепостными, имели семерых детей.

Арина было ее домашнее имя, а подлинное - Ирина или Иринья. Как крепостная крестьянка няня фамилии не имела. В документах (ревизские сказки, метрические церковные книги и т.д.) она названа по отцу - Родионовой, а в быту - Родионовной. Родионовной ее именовали уже под старость, как это делается иногда в деревнях. Сам Пушкин ни единого раза не назвал ее по имени, а в письмах писал "няня".

В литературе она именуется чаще как Арина Родионовна, без фамилии, либо, реже, под фамилией Яковлева. В одной из поздних публикаций говорится: "Появление в современной литературе о няне А.С. Пушкина фамилии Яковлева, будто бы ей принадлежавшей, ничем не обосновано. Никто из современников поэта Яковлевой ее не называл". Однако, это вопрос спорный, ведь детей называют по отцу, а фамилия ее отца - Яковлев. Иногда, кстати, ее называли также Арина Матвеева - по мужу.

Ребенком она числилась крепостной подпоручика лейб-гвардии Семеновского полка графа Федора Алексеевича Апраксина. В 1759 году Суйду и прилегающие деревни с людьми купил у Апраксина прадед А.С. Пушкина - А.П. Ганнибал. В 1781 году Арина вышла замуж за крестьянина Федора Матвеева (1756-1801), и ей разрешили переехать к мужу в село Кобрино, что неподалеку от Гатчины. Жили они бедно, в хозяйстве не было даже скотины, понятно, почему Арина попросилась в няни.

В 1792 г. она была взята бабкой Пушкина Марией Алексеевной Ганнибал в качестве няни для племянника Алексея, сына брата Михаила, а уже в 1795 году Мария Алексеевна дарит Арине Родионовне за безупречную службу отдельную избу в Кобрине. 20 декабря 1797 года у М.А. Ганнибал родилась внучка Ольга (старшая сестра поэта). После ее рождения Арина Родионовна была взята в семью Пушкиных, сменив на этом посту свою родственницу или однофамилицу Ульяну Яковлеву. Арина была кормилицей сестры поэта, няней Пушкина и его брата, вынянчила она и Ольгу, и Александра, и Льва.

Вскоре после рождения дочери Сергей Львович вышел в отставку и переехал с семьей в Москву, где жили его мать, брат и другие родственники. Арина, как кормилица и няня Ольги Сергеевны, уехала вместе с ними. Из церковной записи известно: "в Москве в 1799 году, мая 26-го дня, в день Вознесения" родился у Пушкиных сын Александр.

Вскоре Мария Алексеевна решила также перебраться в Москву. В 1800 году она продала Кобрино с людьми, а в 1804 году купила Захарово под Москвой. Арину с семьей и домом, в котором они жили, бабушка исключила из запродажной. Очевидно, Мария Алексеевна договорилась с новыми владельцами, что в этой избе останутся жить на неопределенное время муж и дети Арины Родионовны. Таким образом, няня и ее дети в любое время могли найти приют в родной деревне, что всегда было мечтой каждого крестьянина.

Ситуация не совсем ясная. Одно время было принято считать, что Арине с семьей: мужем, умершим в 1801 от пьянства, и четырьмя детьми Мария Ганнибал то ли подарила, то ли хотела подарить вольную, но Арина от вольной отказалась. Это утверждает в своих воспоминаниях сестра Пушкина Ольга Сергеевна Павлищева. Няня осталась дворовой, то есть "крепостной, взятой на господский двор для обслуживания помещика, его дома". Дочь Арины Родионовны Марья вышла замуж за крепостного и, таким образом, тоже осталась крепостной.

Биограф няни А.И. Ульянский утверждает, что дети вольной не получили. Всю жизнь Арина считала себя рабой своих господ; "верной рабой" называет няню в "Дубровском" сам Пушкин, хотя это, конечно, литературный образ. Отпустить на волю семью няни Мария Алексеевна, видимо, собиралась, но не отпустила. Позднее, в Михайловском, судя по спискам, Арина и ее дети снова проходят крепостными.

От рождения до смерти она оставалась крепостной: сперва Апраксина, потом Ганнибала, наконец, Пушкиных. И Пушкина, заметим, ситуация вполне устраивала. Никогда, ни одним словом он не затронул этой темы применительно к няне, хотя рабство в общем виде возмущало его гражданские чувства не раз. Важно то, что сама Арина Родионовна и дети ее оказались на некоем особом положении. Она была что-то вроде ключницы: стерегла усадьбу, выполняла поручения господ, ей доверяли, убедившись в ее честности, кое-какие денежные дела. Она "домоправительница", по определению В.В. Набокова, старавшегося объяснить западному читателю ее роль.

После Ольги Арина вынянчила Александра и Льва, но кормилицей была только для Ольги. Набоков вообще называет Арину Родионовну "бывшая няня его сестры". Не одна она, конечно, была няней. Прислуги в доме Пушкиных было много, кормилиц без труда находили в деревне и отсылали обратно, но этой няне доверяли больше других. Мать Пушкина иногда разрешала ей спать в господском доме. Членам ее семьи предоставляли некоторые льготы. На определенное время их отпускали, они могли иметь побочный заработок или помогать по хозяйству родственникам в своей деревне. Позже прислуживать господам взяли и дочь няни Надежду.

Позднее в семье Пушкиных родились и умерли младенцами Софья, Павел, Михаил и Платон. Неизвестно, нянчила ли Арина кого-либо из этих детей. Четверо детей Арины Родионовны остались после смерти мужа в Кобрино, а она сама находилась при Марии Алексеевне сначала в Москве среди многочисленной дворни, а после продажи Кобрино - в Захарово. Затем Арина в числе домочадцев переезжает в Михайловское.

"Была она настоящею представительницею русских нянь", - вспоминала об Арине Родионовне Ольга Сергеевна. К детям в господские семьи брали кормилиц и нянь. К мальчикам еще приставляли "дядек" (известно, что у Пушкина был Никита Козлов, верный и преданный "дядька", проводивший поэта до могилы). Эти простые люди любили чужих детей, как своих, отдавали им все, на что способна русская душа.

Но в биографиях Пушкина няня затмевает собой Козлова. Первым на это обратил внимание Вересаев: "Как странно! Человек, видимо, горячо был предан Пушкину, любил его, заботился, может быть, не меньше няни Арины Родионовны, сопутствовал ему в течение всей его самостоятельной жизни, а нигде не поминается: ни в письмах Пушкина, ни в письмах его близких. Ни слова о нем - ни хорошего, ни плохого". А ведь именно Козлов на руках принес раненого поэта в дом, он вместе с Александром Тургеневым опустил гроб с телом Пушкина в могилу.

После смерти Марии Алексеевны (27 июня 1818 года) няня проживает у Пушкиных в Петербурге, на лето вместе с ними переезжая в Михайловское. Пушкин называл ее "мамушкой", относился к ней с теплотой и заботливостью.

В 1824-1826 годах Арина Родионовна вместе с Пушкиным прожила в Михайловском, разделив с поэтом его изгнание. В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, с удовольствием слушал ее сказки, записывал с ее слов народные песни. Сюжеты и мотивы услышанного он использовал в творчестве. По признанию поэта, Арина Родионовна была "оригиналом няни Татьяны" из "Евгения Онегина", няни Дубровского. Принято считать, что Арина является прототипом также мамки Ксении в "Борисе Годунове", княгининой мамки ("Русалка"), женских образов романа "Арап Петра Великого".

В ноябре 1824 г. Пушкин пишет брату: "Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!". Известно, что со слов няни Пушкин записал семь сказок, десять песен и несколько народных выражений, хотя слышал от нее, конечно, больше. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Няня знала очень много сказок и передавала их как-то особенно. Именно от нее услышал Пушкин впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях.

В январе 1828 года вопреки воле родителей сестра Пушкина вступила в брак с Николаем Ивановичем Павлищевым. Молодые поселились в Петербурге, Ольге Сергеевне теперь, как хозяйке, предстояло вести дом. С родными отношения оставались холодными. Только в марте они согласились выделить ей несколько дворовых. В это время Ольга Сергеевна и решила взять к себе Арину Родионовну. Сделать это она могла только с разрешения родителей, так как своих крепостных не имела. Итак, Арина Родионовна вынуждена была отправиться в Петербург доживать свой век в доме Ольги Сергеевны. Няня приехала к Павлищевым, по-видимому, в начале марта 1828 года, еще по зимнему пути. В последний раз повидала она в Кобрине своего сына Егора, внучку Катерину и других родных.

Пушкин последний раз видел няню в Михайловском 14 сентября 1827 года, за девять месяцев до ее смерти. Арина Родионовна - "добрая подружка бедной юности моей" - скончалась 70 лет от роду, после недолгой болезни 29 июля 1828 года в Петербурге, в доме Ольги Павлищевой (Пушкиной). Долгое время точная дата кончины няни и место ее захоронения были неизвестны. Удивительно, что о месте захоронения Арины Родионовны ничего не было известно сыну Ольги Сергеевны - Льву Николаевичу Павлищеву.

Арина Родионовна родилась и умерла крепостной. На похороны Пушкин не поехал, как, впрочем, и его сестра. Похоронил няню муж Ольги Николай Павлищев, оставив могилу безымянной. На кладбищах к могилам незнатных особ, тем более крепостных, не проявляли должного внимания. Оставленная без присмотра могила няни оказалась вскоре затерянной.

Судя по стихотворению Н.М. Языкова "На смерть няни А.С. Пушкина", в 1830 году могилу Арины Родионовны пытались разыскать, но уже тогда не нашли. В Петербурге у няни не было близких родных, не позаботилась о могиле няни и Ольга Сергеевна. Существовали версии, что могила няни в Святогорском монастыре, вблизи могилы поэта, что Арина похоронена на ее родине в Суйде, а также на Большеохтинском кладбище в Петербурге, где одно время даже была установлена плита с надписью вместо имени "Няня Пушкина".

Только в 1940 году в результате кропотливых поисков в архивах узнали, что отпевали няню во Владимирской церкви. В метрической книге этой церкви нашли запись от 31 июля 1828 года № 73: "5-го класса чиновника Сергея Пушкина крепостная женщина Ирина Родионова 76 старостию иерей Алексей Нарбеков". Также выяснилось, что погребена она была на Смоленском кладбище. Долго существовавшая версия, о том, что няню похоронили на Большеохтинском кладбище, была отвергнута.

Сведения о жизни и смерти Арины Родионовны невероятно скудны. Мы совсем не знаем, как выглядела реальная женщина, прислуживавшая поэту. Сам Пушкин создал романтический, поэтический миф о няне, замысел поэта продолжили его друзья. Но мы почти не знаем, какой она была в действительности. Современники писали, что она была словоохотлива, болтлива. Поэт Н. Языков, в своих воспоминаниях отмечал неожиданную ее подвижность, несмотря на полноту, - "...она была ласковая, заботливая хлопотунья, неистощимая рассказчица, порой и веселая собутыльница". Описаний ее внешности почти нет, если не считать цитаты из воспоминаний Марии Осиповой "старушка чрезвычайно почтенная - лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца..." Следующая далее часть фразы в ряде изданий вырезана: "...но с одним грешком - любила выпить".

Наперсница волшебной старины, Друг вымыслов игривых и печальных, Тебя я знал во дни моей весны, Во дни утех и снов первоначальных; Я ждал тебя. В вечерней тишине Являлась ты веселою старушкой И надо мной сидела в шушуне В больших очках и с резвою гремушкой. Ты, детскую качая колыбель, Мой юный слух напевами пленила И меж пелен оставила свирель, Которую сама заворожила.

А.С. Пушкин

Уже вскоре после смерти Арины Родионовны Яковлевой началась ее идеализация и преувеличение ее роли в творчестве Пушкина. Возвеличивать няню стали первые пушкинисты, высказывая мысли, созвучные официальной национальной идеологии. Биограф Пушкина П.В. Анненков сообщал: "Родионовна принадлежала к типичнейшим и благороднейшим лицам русского мира. Соединение добродушия и ворчливости, нежного расположения к молодости с притворной строгостью оставили в сердце Пушкина неизгладимое впечатление. ...Весь сказочный русский мир был известен ей как нельзя короче, и передавала она его чрезвычайно оригинально".

Тот же Анненков ввел в традицию преувеличения вроде: "Знаменитая Арина Родионовна". Он пошел еще дальше: оказывается, Пушкин "посвящал почтенную старушку во все тайны своего гения". И еще: "Александр Сергеевич отзывался о няне, как о последнем своем наставнике, и говорил, что этому учителю он обязан исправлением недостатков своего первоначального французского воспитания". Но сам Пушкин, в отличие от его биографа, нигде не называет няню ни посредницей, ни руководительницей, ни последним наставником, ни учителем. Кстати, слов "проклятое французское воспитание" у Пушкина тоже нет, у него "недостатки проклятого своего воспитания". Из этого заявления поэта следует, что Арина Родионовна, будучи его няней, как и родители, в детстве воспитывала его не слишком хорошо. Пушкин противоречит пушкинистам, утверждающим огромную положительную роль Арины Родионовны в формировании ребенка-поэта.

После 1917 года миф о няне был использован для политической коррекции образа Пушкина как народного поэта. В советской пушкинистике роль няни еще более возрастает. Арина Родионовна поселяется во всех биографиях Пушкина, получает прописку во всех учебниках по русской литературе. В передовице "Правды" 1937 года няня из народа противопоставляется аристократическим родителям и, таким образом, сближает поэта с народом. Оказывается, благодаря няне Пушкин делается близким и понятным простым советским людям.

Через год после столетия со дня смерти Пушкина торжественно праздновались еще два юбилея: 180 лет со дня рождения Арины Родионовны и 110 лет со дня ее смерти. В 1974 году, к 175-летию со дня рождения Пушкина, появились "изображения" няни, сделанные художниками. В магнитофонной записи зазвучал голос сказочницы, который "мог напоминать" голос няни. Были предложения установить няне памятник, и он был поставлен в Кобрине и даже в Пскове, где Арина Родионовна, кажется, вовсе не была. В дворянской усадьбе Суйда, вотчине Ганнибалов, на мемориальной доске няня по велению идеологического начальства причислена к родным Пушкина - отцу, матери и сестре.

Сейчас очень трудно сказать, какую же на самом деле роль сыграла неграмотная Арина Родионовна в жизни великого поэта. Очевидно, что биографы и друзья поэта непомерно раздули роль крестьянки Арины в формировании детских впечатлений Пушкина. Получается, что няня рассказывала Пушкину сказки, а его биографы стали сочинять сказки о няне. Сейчас уже невозможно выяснить, каков же реальный вклад няни в воспитание поэта.

В июньские Пушкинские дни 1977 года на Смоленском православном кладбище была открыта памятная мемориальная доска. При входе на кладбище в специальной нише на мраморе высечена надпись:

На этом кладбище похоронена Арина Родионовна - няня А.С. Пушкина (1758-1828)

"Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!"

До сих пор неизвестно, как же выглядела и какой была самая знаменитая няня России, чье имя стало уже нарицательным

Арина Родионовна, взрастившая «солнце русской поэзии», появилась на свет 21 (по старому стилю 10-го) апреля 1758 года, ровно 260 лет назад. Историки, пушкиноведы и сегодня строят гипотезы, пытаясь выяснить, насколько она была близка Арины Родионовныи оказала влияние на его творчество. А заодно – как она выглядела, с кем соперничала за воспитание поэта, какой губительной зависимостью страдала и была ли по-женски счастлива.

Загадка происхождения

Начнем с того, что крепостная крестьянка родилась в деревне Лампово Петербургской губернии в семье Лукерьи Кирилловой и Родиона Яковлева, где было семеро детей. Девочку в церковной книге записали как Ирину (или Иринью ), но дома называли простонародно Арина, так и повелось. Ее фамилию указывают как Яковлева, впоследствии Матвеева – по мужу. Но крепостным фамилии не полагались.

В те времена места, где жила будущая легендарная няня, населяли представители ассимилированных финно-угорских национальностей – ижорцы или чухонцы. К каким народностям относилась Арина, сейчас сказать уже трудно. Возможно, она была из семьи старообрядцев.

В 1826 году Александр Пушкин в письме своему другу Петру Вяземскому упоминает о 68-летней няне, которая знает наизусть молитву «Об умилении сердца владыки и укрощении духа его свирепости», вероятно, сочиненную при царе Иване». А старообрядцы очень бережно относились к религиозным текстам и передавали их из уст в уста, чтобы сохранить.

Усатый нянь

Некоторые еще со школы полагают, что всю себя без остатка Арина Родионовна отдала гениальному поэту, но это не так. Она была замужем. Под венец пошла достаточно поздно – в 23 года за 25-летнего Федора Матвеева. И сразу переехала к нему в село Кобрино Софийского уезда. В семье было четверо детей.

Судя по всему, женская доля у женщины была несчастливой. Муж умер от пьянства в 44 года. В 1792 году Арину Родионовну взяли нянькой в дом бабушки Александра Пушкина Марии Ганнибал для племянника Алексея . Воспитательница проявила недюжинный талант, и ей была подарена отдельная изба.

Отличные рекомендации привели ее в семью Пушкиных в 1797 году. Любопытно, но у Арины Родионовны, можно сказать, был соперник. Александром занимался «усатый нянь» Никита Козлов. До самой смерти подопечного он ему преданно служил. Однако имя этого человека осталось безвестным, поэт нигде о нем не упомянул.

Мамушка-сказительница

Некоторые историки и пушкиноведы считают, что влияние Арины Родионовны и ее близость с Пушкиным несколько преувеличены. Она была рядом с поэтом до его поступления в Царскосельский лицей в 1811 году. А потом лишь в 1825 году няня и ее воспитанник, который в письмах называл ее «мамушка», воссоединились в селе Михайловское, где Пушкин отбывал ссылку. Именно здесь Александр Сергеевич заслушивался, как уверяли школьные учителя, историями Арины Родионовны. Так появились сказки о царе Салтане , золотой рыбке, о Лукоморье.

Советская пропаганда, еще при Сталине , связала Пушкина и его няню в тугой узел. Арина Родионовна стала символом «простого народа», оказавшего огромное влияние на «аристократию» в лице Александра Сергеевича. Долгие десятилетия это вдалбливалось школьной программой. В итоге многие были уверены, что поэт любил свою няню в детстве больше родителей и обожал ее пламенной сыновьей любовью во взрослом возрасте. Правда лишь в том, что «мамушка» творчески мотивировала Пушкина. Но сам поэт в своих записях никак не превозносил свою вдохновительницу. Ну а сказками он «заслушивался» во многом от скуки и безделья – развлечений в Михайловском было мало.

Где же кружка?

Все помнят бессмертные строчки из стихотворения «Зимний вечер», посвященные няне: «Выпьем, добрая подружка/ Бедной юности моей,/ Выпьем с горя; где же кружка?/ Сердцу будет веселей». Вымысел или сермяжная правда? Поэт Николай Языков называл Арину «ласковой и заботливой хлопотуньей», которая иногда была «веселой собутыльницей». Знакомая Пушкина по ссылке Мария Осипова упоминала в своих мемуарах, что за няней водился грешок – «она любила выпить».

Насколько это правда, судить уже трудно, но явно ее слабость, если она и была, никак не отразилась здоровье Арины Родионовны. Няня Пушкина умерла в возрасте 70 лет в 1828 году, за девять лет до гибели своего подопечного, который, кстати, на ее похоронах не был.

Рождение Арины Яковлевой приходится на 10 (21) апреля 1758 г. Выросла «главная няня страны» в деревне Лампово в многодетной семье. Крепостные крестьяне Родион Яковлев и его супруга Лукерья Кириллова воспитывали семеро ребятишек. При рождении родители дали девочке имя Ирина, но дома её стали называть Ариной. В те времена крепостные не имели фамилий, и названы были по отцу, то есть фактически настоящее имя и фамилия Арины – Ирина Яковлева. Девочка познала все печальные стороны нищего голодного детства в крепостной семье.

Знакомство с семьёй поэта

В 1759 г. прадедушка Пушкина А. П. Ганнибал купил деревни вместе с людьми у графа Ф. Я. Апраксина. Жили Яковлевы очень бедно, и девушка попросилась на работу няней. В 1792 г. бабушка Пушкина М. А. Ганнибал берёт её в дом нянчить племянника Алексея. После рождения Ольги, первой внучки Марии Ганнибал, Арина переезжает в дом Пушкиных работать. Ольга была старше знаменитого брата на несколько лет, поэтому и няню они делили одну на двоих. Самыми тёплыми словами Ольга Сергеевна вспоминала Арину, как простого и преданного человека с открытой, исконно русской душой.

В возрасте 23 лет Арина вышла замуж за Фёдора Матвеева, простого крестьянина, который впоследствии скончался от пристрастия к алкоголю. Всё это время до 1811 года, до поступления юного Александра в лицей, няня провела с любимым «ангелочком», как она называла поэта. В 1818 г., когда скончалась бабушка Мария, Арина продолжает жить в семье Пушкиных в г. Петербурге, а на летнее время вместе с любимчиком Сашей отправляется в Михайловское. Няня окружает Александра заботой и любовью, чем заслуживает второе ласковое обращение: «мамушка».

Роль няни в творческой жизни поэта

В литературе А. С. Пушкин никогда не обращался к Арине по имени и отчеству, всегда ласково писал: «няня». Образ няни в легендарном произведении «Евгений Онегин» был списан именно с неё. Александр всегда очень трепетно относился к своей кормилице, писал ей нежные письма и посвящал стихотворения. Арина Родионовна была для поэта учителем, другом, опекуном. И в детские годы, убаюкивая его в кроватке, и в тяжкие годы ссылки, эта отважная женщина всегда заботилась о нём и любила всем сердцем.

Александр часто вспоминал, как любил слушать её поговорки, сказки. Удивительно, сколько их хранила в себе простая русская душа, и как она умела их рассказывать! Несомненно, именно эта женщина и помогла поэту сделать первый шаг в великое литературное творчество. Даже сам Александр признал, став известным человеком, что знакомство с народным творчеством играет огромную роль в доскональном познании русского языка. Сама судьба распорядилась так, чтобы простая женщина из народа смогла повлиять на творческое становление личности великого поэта.

МОСКВА, 21 апр — РИА Новости, Анна Кочарова. В этот день 260 лет назад по новому стилю (10 апреля по старому) родилась Арина Родионовна Яковлева — няня Пушкина.

Жизнь этой крепостной крестьянки была тесно связана со знаменитой семьей. О том, сюжеты каких произведений она подсказала Пушкину и почему осталась в истории русской литературы, — в материале РИА Новости.

Кажется, что в жизни этой женщины и не было никого, кроме великого русского поэта. С детства, из школьной программы, мы знаем стихи, адресованные ей. С детства читаем о том, как она заботливо ухаживала за своим подопечным.

Небольшого роста, такого же, как Пушкин. Бойкая, острая на язык, полная лицом — вот что известно о том, как выглядела Арина (или, по некоторым источникам, Ирина) Родионовна. Современники поэта, описывая ее, отмечали главное: она преданно любила своего Александра Сергеевича.

Сохранился один портрет Арины Родионовны работы неизвестного мастера, говорит заведующая музеем "Домик няни А. С. Пушкина" Наталья Клюшина. Но кажется, что все мы с детства знаем, как она выглядела. Ведь для читателей она давно уже стала такой всенародной няней и бабушкой, уверен художник из Санкт-Петербурга Игорь Шаймарданов, автор серий живописных работ на пушкинские темы. Его произведения, как и другие артефакты, связанные с жизнью няни, представлены на выставке "ДР Арины Р" в Санкт-Петербургском выставочном зале "Смольный".

© Предоставлено ГБУК ЛО "Музейное агентство"

© Предоставлено ГБУК ЛО "Музейное агентство"

О биографии няни Пушкина сегодня известно многое, ее жизнь уже давно стала сферой научных интересов пушкинистов. "Девочкой, примерно в десятилетнем возрасте, она потеряла отца, — рассказывает Наталья Клюшина. — С малых лет жила в нужде и труде, умела прясть, ткать, вышивать, плести кружева".

Довольно молодой вышла замуж и родила четверых детей — сыновей Егора и Стефана, дочерей Надежду и Марию. Исследователи пишут , что она могла обратить внимание господ на себя своим острым разговором и бойкостью. Но и муж ее, Федор Матвеев, был уважаем односельчанами. Редкие крестины и браки проходили без приглашения и его участия в качестве поручителя.

Пушкины, судя по всему, к заботливой няне относились по-особенному. Она нянчила целое поколение этой семьи.

"Ей предлагали вольную, но она отказалась, — рассказывает Наталья Клюшина. — Арина Родионовна видела, что Надежда Осиповна (мать Александра Сергеевича. — Прим. ред.) собирается стать матерью, и считала должным остаться в этой семье. К тому же приписанные ко двору крестьяне, в отличие от тех, кто трудился на земле, занимали особое положение в господских семьях: это и одежда, и питание, и уважение".

Няне выделили отдельный дом в Кобрино. Но позже, перебравшись вслед за семьей в Москву, она договорилась, что и ее дети смогут последовать за ней. Уехали две дочери и младший сын. Старший остался в Кобрино. На протяжении многих лет, вплоть до середины ХХ века, там жили потомки Арины Родионовны.

"Эта бойкая старушка знала множество сказок, частушек, поговорок, присказок, — продолжает Наталья Клюшина. — Она была неграмотная, читать не умела. Но ее отличали народная мудрость, меткие выражения, острые словечки. Пушкин записал со слов Арины Родионовны семь сюжетов сказок. Три дошли до нас в поэтической обработке: это "Сказка о царе Салтане", "Сказка о попе и его работнике Балде" и "Сказка о мертвой царевне".

"Пушкин очень любил свою няню, посвятил ей много стихов "Няне", "Зимний вечер", "Городок", — напоминает заведующая музеем "Домик няни А. С. Пушкина". — И как ни парадоксально, ни одного стихотворения не посвятил ни матери, ни отцу. Арина Родионовна умела выслушать и посоветовать. Всю свою любовь, сердечность и доброту отдала Пушкину".

Статьи по теме