План мероприятий, посвященных экологической безопасности окружающей среды «Я и природа. "экологическая безопасность" материал по экологии на тему Экологическая безопасность в образовательном учреждении

Анастасия Караганова

Цель : формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы .

Задачи : Создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления. Организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей. Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры . Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего края .

Акция «Чистый мир»

1. Обсуждение с детьми плана и содержания акции , постановка целей и разработка путей и средств ее реализации .

2. Беседы с родителями, приобретение необходимого инвентаря : перчатки, прищепки, пакеты.

3. Изготовление с детьми плаката-обращения к жителям г. о. Кинель о поддержании порядка и чистоты в городе.

4. Уборка участков от мусора.

5. Окапывание, побелка деревьев, полив.

6. Обращение к жителям микрорайона о соблюдении чистоты и порядка (демонстрация и вывешивание плаката на экологическую тему ).

7. Фото сессия «Самый чистый и красивый участок» .

Акция «Посмотри, как хорош дом, в котором ты живешь» .

1. Беседы о бережном отношении к родной природе .

2. Наблюдение за деревьями и кустарниками на участке.

3. Экскурсия в Детский парк.

4. Поход в березовую рощу.

5. Выступление эко-агитбригады «Росточек» .

Акция «Украсим мир вокруг себя » .

1. Приобретение рассады цветов.

2. Высадка саженцев деревьев и кустарников на участках.

3. Высадка цветочной рассады на клумбы.

4. Уход за цветочными клумбами.

5. Слайд шоу (фото) «Мир цветов нашего участка» .

Акция «Не гоните голубей» .

1. Приобретение корма для птиц.

2. Экскурсия в детский парк.

3. Кормление голубей.

4. Наблюдение за птицами, беседа.

Акция «Умный взгляд на мусор» .

1. Приобретение инвентаря для уборки мусора.

2. Уборка мусора на территории детского парка г. Кинель.

3. Изготовление поделок из промышленных и бытовых отходов.

4. Оформление территории детского сада поделками.



Публикации по теме:

Недельный план мероприятий, посвященных к Всемирному Дню Воды Работа с детьми Понедельник 1. Беседа: "Кто живет в воде"; 2. Чтение художественной литературы: А. Барто "Девочка чумазая"; 3. Игра-эксперимент.

План мероприятий на 2015 учебный год, посвященных 70-летию Победы ЦЕЛЬ: Формирование представлений о Великой Отечественной войне (воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста) на основе.

План мероприятий, посвященных проведению 70-летию ВОВ ПЛАН мероприятий посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне ЦЕЛЬ: Формирование представлений о Великой Отечественной войне,.

План мероприятий, посвященных 70-летию Победы Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одно из самых актуальных задач нашего времени. Необходимо восстановить эту связь, чтобы.

План мероприятий, посвященных «Дню Матери» Муниципальное дошкольное образовательное учреждении «Детский сад № 180 «Солнышко» Фрунзенского района г. Саратова План тематических мероприятий.

План мероприятий, посвященных Году литературы Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22» План мероприятий посвященных Году литературы № Наименование мероприятия.

План мероприятий, посвященных Году литературы в старшей группе Перспективное планирование к году литературы в старшей группе № 3 «Зайчата». Старшая группа Февраль Тема Программные задачи 1. Конкурс –.

УДК 355.58

МОНИТОРИНГ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

© 2010 Л.Н. Горина, Н Е. Данилина, А.А. Ковалева, Т.Ю. Фрезе

Тольяттинский государственный университет

Поступила в редакцию 14.05.2010

Учитывая разноаспектный подход к вопросам обеспечения экологической безопасности образовательных учреждений, с одной стороны, в качестве природопользователей, а значит эксплуатирующих природные ресурсы, с другой стороны, имеющих воздействие со стороны антропогенных источников: акустическая нагрузка, загрязнение воздуха, нарушение границ санитарно-защитной зоны и т.д., назрела необходимость системного рассмотрения указанных проблем и осуществления комплекса мероприятий, направленных на улучшение состояния окружающей среды и сохранение жизни и здоровья человека.

Ключевые слова: окружающая среда, образовательный процесс, экологическая безопасность, критерии оценки, комплексный мониторинг

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1). Приведенное конституционное положение в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42) и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58), выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности -принцип приоритета публичных интересов.

В населенных пунктах Самарской области отмечается высокое загрязнение воздушного бассейна вредными веществами, а г. Самара, Тольятти и Новокуйбышевск относятся к городам России с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Основные источники выбросов вредных веществ в атмосферу -автотранспорт, предприятия машиностроения, энергетики, нефтеперерабатывающей, нефтехимической промышленности. Урбанизированная

Горина Лариса Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Управление промышленной и экологической безопасностью», E-mail: [email protected]

Данилина Наталья Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Управление промышленной и экологической безопасностью». E-mail: [email protected] Ковалева Анна Александровна, аспирантка Фрезе Татьяна Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление промышленной и экологической безопасностью». E-mail: [email protected]

территория г. Тольятти, развитый автотранспортный комплекс позволяют считать, что работа над созданием комфортных условий работников и учащихся образовательных учреждений, с точки зрения, экологической и техногенной безопасности, является актуальной проблемой.

Анализ состояния окружающей среды в Самарской области и техногенной нагрузки (автомагистрали, промышленные предприятия, расположенные в жилой зоне, приборная база и др.) показывает, что проведение локальных природоохранных, противопожарных и санитарных мероприятий не позволяет эффективно решать проблемы экологической реабилитации и техногенной безопасности территории и охраны здоровья населения. Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» , регулирующий отношения в сфере взаимодействия общества и природы, в числе принципов, на которых должна осуществляться деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, называет соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды, а также платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде (статья 3). Учитывая разноаспектный подход к вопросам обеспечения экологической безопасности образовательных учреждений, с одной стороны, в качестве природопользовате-лей , а значит эксплуатирующих природные ресурсы, с другой стороны, имеющих воздействие со стороны антропогенных источников:

акустическая нагрузка, загрязнение воздуха, нарушение границ санитарно-защитной зоны и т.д., назрела необходимость системного рассмотрения указанных проблем и осуществления комплекса мероприятий, направленных на улучшение состояния окружающей среды и сохранение жизни и здоровья человека. Решение этих проблем возможно в рамках реализации программно-целевых проектов. Одним из таких проектов является «Системная оценка экологической и техногенной безопасности образовательных учреждениях». На первом этапе исследования

в рамках реализации проекта была сформирована нормативно-правовая база. В этих документах регламентируются санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений, обеспечению техногенной (пожарной и аварийной) безопасности. На втором этапе исследования была разработана система объективных критериев (табл. 1) для оценки экологической и техногенной безопасности внешней и внутренней среды образовательных учреждений.

Таблица 1. Критерии оценки экологической и техногенной безопасности

Наименование фактора Нормативный правовой документ

регистрация образовательного учреждения в качестве природопользо-вателя «Об охране окружающей среды» ФЗ № 7 от 10.01.2002 г. (с изм. от 26.06.2007 года), ст.69

наличие в бюджете организации средств на экологические платежи «Об охране окружающей среды» ФЗ № 7 от 10.01.2002 г. (с изм. от 26.06.2007 года), ст.69 «Об отходах производства и потребления» , №89 - ФЗ от 24.06.1998 г., ст.11,18

наличие Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) «Об отходах производства и потребления» , №89 - ФЗ от 24.06.1998 г., ст.11,18 «Об охране окружающей среды» (№7- ФЗ от 10.01.2002 г., ст. 5,14, 22, 41, 51 «О внесении изменений в ст.16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные акты Российской Федерации» (№309-ФЗ от 30.12.2008 г., ст.33)

наличие проекта ПДВ и разрешения на выбросы «Об охране окружающей среды» ФЗ № 7 от 10.01.2002 г. (с изм. от 26.06.2007 года) «Об охране атмосферного воздуха» ФЗ №96 от 04.05.1999 (в ред. На 31 декабря 2005 года)

наличие документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение «Об охране атмосферного воздуха» ФЗ №96 от 04.05.1999 (в ред. На 31 декабря 2005 года), ст.1,18

наличие паспортов на опасные отходы «Об отходах производства и потребления» , №89 - ФЗ от 24.06.1998 г., ст.11,18 «О внесении изменений в ст.16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные акты Российской Федерации» (№309-ФЗ от 30.12.2008 г., ст.33)

осуществление платежей за негативное воздействие на окружающую среду «Об отходах производства и потребления» , №89 - ФЗ от 24.06.1998 г., ст.16 Постановление Правительства Российской Федерации от 12 .06.2003 года №344 «О нормативах за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления»

ежеквартальное представление сведений о выбросах, сбросах загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов производства и потребления в форме отчета Постановление правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года №632 «Об утверждении порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.12.1994 № 1428, от 14.06.2001 № 463, с изм, внесенными решением Верховного Суда РФ от 12.02.2003 № ГКПИ 03-49, Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.05.2009 № 8-П)

годовой отчет об образовании и обращении с отходами (форма 2 ТП - отходы) «Об отходах производства и потребления» , №89 - ФЗ от 24.06.1998 г., ст.11,18 Приказ Федеральной службы государственной статистики от 18 августа 2008 года №194 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей средой на 2009 год»

годовой отчет о выбросах в окружающую среду (форма 2-ТП воздух) «Об отходах производства и потребления» , №89 - ФЗ от 24.06.1998 г. Постановление Федеральной службы государственной статистики от 14.07.2004 №28 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за окружающей средой»

подтверждение в форме отчета о неизменности технологического процесса образования отходов Приказ от 19 октября 2007 года №703 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»

Наличие свидетельств о классе опасности отходов Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 августа №570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов»

наличие протоколов анализа отходов (при отсутствии ГОСТа на отходы) Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 августа №570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов»

наличие приказа о назначении ответственного за охрану окружающей среды и обращении с отходами «Об охране окружающей среды» ФЗ № 7 от 10.01.2002 г. (с изм. от 26.06.2007 года) «Об отходах производства и потребления» , №89 - ФЗ от 24.06.1998 г.

наличие документа, подтверждающего обучение руководителя учреждения по охране окружающей среды Федеральный закон №89 от 24 июня 1998 г. «Об отходах потребления» (с изм. на 08 декабря 2008 года), ст.71

наличие журнала учета отходов «Об отходах производства и потребления» , №89 - ФЗ от 24.06.1998 г.

уаличие договора с лицензированной организацией на транспортировку отходов (копия лицензии транспортирующей организации обязательна) «Об отходах производства и потребления» , №89 - ФЗ от 24.06.1998 г., ст.3 «О внесении изменений в ст.16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные акты Российской Федерации» (№309-ФЗ от 30.12.2008 г., ст.33)

наличие договора на переработку и захоронение отходов «Об отходах производства и потребления» , №89 - ФЗ от 24.06.1998 г., ст.3 «О внесении изменений в ст.16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные акты Российской Федерации» (№309-ФЗ от 30.12.2008 г., ст.33)

наличие экологического паспорта ГОСТ 17.0.06-2002 «Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы»

Опытно-экспериментальная апробация системы оценки состояния внешней и внутренней экологической среды проходила на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений (МДОУ), муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования, муниципальных образовательных учреждений и государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования. Результаты апробации методик оценки экологических факторов образовательного процесса представлены на рис.1, 2, 3, 4.

Из результатов апробации методик оценки экологических факторов образовательного

процесса в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях следует, что соблюдение критериев оценки экологических факторов образовательного процесса колеблется в пределах 49-68%. Полученные данные соответствуют среднему уровню соответствия экологических факторов нормативным правовым документам.

Основные несоответствия во всех сферах образования выявлены по организационным критериям: регистрация образовательного учреждения в качестве природопользователя; наличие в бюджете организации средств на экологические платежи; наличие Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

(ПНООЛР); наличие проекта ПДВ и разрешения на выбросы; наличие документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; наличие паспортов на опасные отходы; осуществление платежей за негативное воздействие на окружающую среду; ежеквартальное представление сведений о выбросах, сбросах загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов производства и потребления в форме отчета; годовой отчет об образовании и обращении с отходами (форма 2 ТП отходы); годовой отчет о выбросах в окружающую среду (форма 2-ТП воздух); подтверждение в форме отчета о неизменности технологического процесса образования отходов; наличие свидетельств о классе опасности отходов; наличие протоколов анализа отходов (при отсутствии ГОСТа на отходы); наличие приказа о назначении ответственного за охрану окружающей среды и обращении с отходами; наличие документа, подтверждающего обучение руководителя учреждения по охране окружающей среды; наличие договора с лицензированной организацией на транспортировку отходов (копия лицензии транспортирующей организации обязательна).

экологических факторов нормативным правовым документам.

Рис. 1. Результаты оценки соответствия критериев экологической безопасности нормативным документам в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях

Из результатов апробации методик оценки экологических факторов образовательного процесса в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования следует, что соблюдение критериев оценки экологических факторов образовательного процесса колеблется в пределах 49-68%. Полученные данные соответствуют среднему уровню соответствия

Рис. 2. Результаты оценки соответствия критериев экологической безопасности нормативным документам в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей

Из результатов апробации методик оценки экологических факторов образовательного процесса в муниципальных образовательных учреждениях среднего образования следует, что соблюдение критериев оценки экологических факторов образовательного процесса колеблется в пределах 44-68%. Полученные данные соответствуют среднему уровню соответствия экологических факторов нормативным правовым документам.

Рис. 3. Результаты оценки соответствия критериев экологической безопасности нормативным документам в муниципальных образовательных учреждениях среднего образования

Из результатов апробации методик оценки экологических факторов образовательного процесса в высших учебных заведениях следует, что соблюдение критериев оценки экологических факторов образовательного процесса

колеблется в пределах 59-72%. Полученные данные соответствуют среднему уровню соответствия экологических факторов нормативным правовым документам.

5 п 5044--------

40%--■- - - - - -

| й 30%--- - - - - -

^ / ^ / / ^ у У

Гос)п^)С1вем1ые обрззивэтелшые у^езденш высшего фофесакна/ънаго обраэованш

Рис. 4. Результаты оценки соответствия критериев экологической безопасности нормативным документам в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования

Конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которая является частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав и при этом распространяется как на граждан, так и на юридические лица, предопределяет и их ответственность за состояние

экологии. Поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, в условиях рыночной экономики общественные (публичные) издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению должны покрываться, прежде всего, за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую природную среду. Публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, в свою очередь, обязана принимать профилактические (превентивные) меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Арустамов, Э.А. Экологические основы природопользования: Учебник. - М.: Дашков и К, 2003. - 279 с.

2. Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

3. Протасов, В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России учеб. и справ. пособие. Изд. 2-е. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 671 с.

4. ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. (с изм. от 26.06.2007 года).

MONITORING OF ECOLOGICAL SAFETY IN EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

© 2010 L.N. Gorina, N.E. Danilina, A.A. Kovaleva, T.Ju. Freze Togliatti State University

Considering the different aspects approach to questions of maintenance the ecological safety of educational establishments, on the one hand, as nature user, and so maintaining natural resources, on the other hand, having influence from anthropogenous sources: acoustic load, air pollution, breaking the sanitary buffer borders, etc., has matured necessity of system consideration the specified problems and realization the complex of actions directed on improvement the condition of environment and preservation of life and health of the person.

Key words: environment, educational process, ecological safety, criteria of estimation, integrated monitoring

Larisa Gorina, Doctor of Pedagogy, Professor, Head of the Department "Management of Industrial and Ecological Safety". E-mail: [email protected] Natalia Danilina, Candidate of Pedagogy, Associate Professor at the Department "Management of Industrial and Ecological Safety". E-mail: [email protected]

Anna Kovaleva, Post-graduate Student

Tatiana Freze, Candidate of Economy, Associate Professor at the Department "Management of Industrial and Ecological Safety". E-mail: [email protected]

Дети чутко относятся к окружающему миру и находятся в тесной взаимосвязи с ним, особенно в раннем возрасте. Взрослея, ребенок теряет эту связь, приобретая привычки общества потребления. Поэтому важно сформировать у ребенка понимание окружающего мира и необходимости заботиться о нем. Особенно эффективно это делать в школах. В России среднее образование пока опаздывает с ответами на глобальные вызовы. Решающую роль сегодня играет экопросвещение, свободное от рамок и бюрократии, которые тормозят переход системы образования на путь устойчивого развития.

Школьное образование не успевает за глобальными вызовами

Образование - центральный элемент в построении устойчивого общества. Оно помогает понять характер проблем, сформировать критическое и творческое мышление, необходимое для поиска эффективных нестандартных решений общемировых проблем, в том числе экологических. В связи с этим появилась концепция образования в целях устойчивого развития (ОУР), которая входит в Цели устойчивого развития (Задача 4.7 ЦУР) и продвигается ЮНЕСКО . Цель ОУР - достичь изменений в знаниях, ценностях, навыках и ежедневных привычках для формирования более устойчивого и ответственного общества. Важно помочь детям понять, как их действия могут повлиять на жизнь планеты и будущих поколений.

В России массовое экологическое образование школьников только начинает формироваться. Официально экологическое образование регулируется Законом «Об образовании в Российской Федерации», который устанавливает стандарты, в некоторых из которых утверждается, что экологические образование должно осуществляться на всех уровнях образования. Но на практике дела обстоят совсем иначе. Предмет «Экология» преподается лишь в некоторых из школ и при этом носит необязательный характер. Большинство школьников изучают экологию в рамках других предметов: окружающего мира или естествознания в начальной школе и естественно-научных дисциплин - биологии, географии, химии - в средней. Всероссийская олимпиада школьников по экологии проводится один раз в год. К ней ученики готовятся в большей мере самостоятельно.

Образовательные программы критикуют за сильное разделение на предметы - это мешает ученикам проследить связи между ними. А в контексте глобальных проблем важно формировать системное мышление. С этим справляется экопросвещение, которое не только знакомит детей с природными процессами и экологическими проблемами, но и учит видеть взаимосвязи между элементами и подходить к решению проблемы с разных сторон.

Учителя-энтузиасты и эксперты НКО закладывают фундамент экопросвещения

Пока система образования отстает от мировых тенденций, на помощь приходят инициативные учителя, которые добровольно передают знания и навыки в области экологии своим ученикам на уроках, классных часах и в экологических кружках. Большую роль в экопросвещении играют некоммерческие организации, которые разрабатывают материалы для проведения дополнительных занятий по экологии в школах.

В 2014 году Движение ЭКА выпустило первый экологический урок для школьников. Он был посвящен теме « Мобильные технологии для экологии » Постепенно были разработаны несколько уроков на разные темы. Команда ЭКА собрала все эти материалы на одной платформе. Так возник портал « Экокласс » , на котором представлены все материалы по экопросвещению: уроки, плакаты, видеоролики, тесты, конкурсы и квесты. Это удобный ресурс для учителей, которые могут совершенно бесплатно брать готовые сценарии интерактивных уроков с красочными презентациями и увлекательными играми и заданиями для учеников разных возрастов, чтобы, не прикладывая больших усилий, проводить интересные и полезные занятия. С ейчас на портале доступны более 30 экологических уроков. Более 59 тысяч учителей уже провели экоуроки, и более 2 миллионов школьников получили ценные знания.

По словам координатора проекта «Экокласс» Эльвиры Зинатуллиной, ценность экопросвещения заключается именно в энтузиазме учителей, когда уроки проводятся благодаря их искреннему желанию дать знания, а не по требованиям школьной программы:

«Мы не идем по пути обязательного образования, здесь важнее инициатива. Если учителю самому интересна экология, то он сможет транслировать это и школе, и детям. Многие учителя понимают, что ситуация обостряется, и сами активно включаются в решение экологических проблем. Но на подготовку уроков у них не так много времени. Благодаря «Экоклассу» они могут использовать готовые материалы и вести интересные занятия».

Формат экоуроков выделяется из школьной программы, это делает их уникальными и интересными:

«Уроки всегда находят отклик среди школьников - занятия построены так, что дети постоянно находятся в диалоге, всегда вовлечены в процесс обучения. Школьники погружаются в проектную деятельность: в группах обсуждают важные вопросы, самостоятельно принимают решения, затем эти решения презентуют и аргументируют. То есть урок обучает не только основам экопросвещения, но вырабатывает многие полезные навыки».

Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат г. Моздок»

Внеклассное мероприятие

к Году Экологии

Учитель географии

Калоева Марина Эльбрусовна

«Природу нужно беречь, как мы бережем человека.

Потомки никогда не простят нам опустошения земли,

надругательства над тем, что принадлежит не

только нам, но и им по праву».

К Паустовский.

Цель: Ознакомить учащихся с влиянием человека на природу. Формировать понятия «экологическая безопасность». Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход мероприятия.

Добрый день уважаемые друзья. Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии. Января 2016 года Президент РФ В.В Путин в целях привлечения общества к вопросам экологического развития РФ, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности подписал указ №7 «О проведении в 2017 году в РФ года экологии».

Кромсая лед, меняем рек течение,

Твердим о том, что дел невпроворот,

Но мы еще придем просить прощенья

У этих рек барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька,

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого… пока.

Аэродромы пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды.

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды…

Р. Рождественский.

Вот несколько строк из стихотворения Р. Рождественского, но они отражают тот факт, что все мы, люди 21 века почти не заметно для себя оказались не просто свидетелями, но и виновниками этих печальных изменений. Ведь это мы, взрослые и дети потребляем электроэнергию, для вырабатывания которой существуют целые отрасли промышленности, мы ездим в автомобилях, которые сжигают миллионы тонн бензина и требуют дорогостоящих дорог с асфальтовым покрытием… А заводы и фабрики, огромные мегаполисы отравляющие воздух почву и воду.

На планете год от года

Человек вредит природе

И не понял он, чудак,

Что природа – не пустяк!

Он привык все покорять,

Но не может он понять:

Коль беречь ее не будет

Все живое он погубит.

Если планету загрязнять, все живое погибнет, погибнет планета. Самое страшное, что человек сам загрязняет окружающую среду и к человеку же эти загрязняющие вещества и возвращаются. Может ли при этом человек оставаться здоровым? Это значит, что надо уметь защищать и беречь свой дом Землю, а значит и свое здоровье. Каждому человеку необходимо соблюдать не только правила личной гигиены, но и правила экологической безопасности.

Экологическая безопасность – это защита от вредного воздействия загрязняющей среды. Давайте прочитаем текст, восстановим пропущенные слова и узнаем правила экологической безопасности.

  1. ____ стой вблизи машины с работающим ______________.
  2. Не оставайся в закрытом гараже во время работы _______________.
  3. Разводи ____________, которые очищают воздух.
  4. Не стой рядом с _____________ людьми.
  5. Нельзя купаться в _____________ воде.
  6. Пей только _____________ воду.
  7. Надевай головной убор во время _________, он может быть кислотным.
  8. Не собирай _________вблизи дорог, заводов, свалок.
  9. Перед едой ______ фрукты и овощи _________ водой.
  10. Не ешь продукты, у которых истек срок ____________.

Не, растения, машины, двигателем, грязной, чистую, курящими, дождя, мой, годности, чистой, и ягоды.

Учеными посчитано:

  • За один день на земле исчезает сто видов растений и животных;
  • Каждую минуту сокращается площадь леса на 15 миллионов гектаров;
  • Бумага до полного разложения лежит два года, консервная банка – 90 лет, полиэтиленовый пакет 200 лет, стеклянная посуда 2000 лет.

Эта проблема особенно актуально звучит сейчас. А пока что от нас требуется? Главное чтобы все были объединены одной целью – сохранить, поддержать и улучшить экологическое благополучие окружающей среды. Только благодаря слаженному и тесному взаимодействию, можно достичь значимых результатов.

Год экологии – это хороший повод, чтобы вспомнить о том, что природа позаботилась о нас, подарив нам огромное количество необходимых ресурсов, а также напоминание о том, чтобы о ней позаботились.

Для охраны окружающей среды создаются заповедники, национальные парки, исчезающие виды растений и животных заносят в Красную книгу.

Все мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и единственной Земле – матери. Зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Наша планета – величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества. Наука экология изучает наш дом – планету Земля и то, как надо жить в этом доме. Все в нашем доме взаимосвязано, все зависит друг от друга: если погаснет солнце – все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения – нечего будет есть животным и человеку… Поэтому сохранить природу – значит сохранить жизнь.

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей;

В универсальных ты походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна.

Чтоб радость завтрашнего дня сумел ты ощутить.

Должна быть чистою Земля и небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя терзал за веком век,

И брал все только для себя «разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать «природную среду»,

Но почему ж так поздно мы почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым нам трудно разглядеть

Все те страдания, что Земле приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды, коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов, где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга и чистую гладь рек –

Всю Землю можешь только ты, разумный человек!

Наша Земля – голубая планета,

Воздухом свежим и солнцем одета.

Нет, вы поверьте, Земли голубей

От синевы рек, озер и морей.

Горы, равнины, леса и поля –

Все это наша планета Земля.

Ветры поют, с облаками играя,

Ливни шумят… и от края до края

Вы не найдете чудесней на свете

Нашей прекрасной и доброй планеты!!!

Земля – прекрасная планета,

В сиянье солнечных лучей.

Люблю встречать твои рассветы

И слышать, как течет ручей.

Смотреть, как волны набегают

Играя галькой на ходу,

Как птицы с юга прилетают

К большому старому пруду.

Деревьев робкие листочки,

И запах трав в немой ночи.

Как на деревьях бухнут почки,

Как дятел по коре стучит.

Твои рассветы и закаты,

Равнины, реки и поля.

Все чем с рождением когда-то

Нас одарила мать Земля.


1

Экологическая безопасность – это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Культура экологической безопасности – это совокупность экологических знаний, умений и навыков (компетенций) в области природоохранной деятельности, экологически осознанная деятельность и поведение человека не наносящая вред как природной, так и социокультурной среде. Существует насущная необходимость в разработке новых подходов и методов, педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса школы по экологическому обучению и воспитанию обучающихся, формированию их культуры экологической безопасности. Целью опытно-экспериментального исследования являлось – выявить педагогически действенное сопровождение, способствующее формированию компонентов культуры экологической безопасности, оценить степень ее сформированности у младшего школьника. В соответствии с целью разработана образовательная программа по воспитанию культуры экологической безопасности, включающая новые игровые формы занятий; проведена диагностика формирования компонентов культуры экологической безопасности на занятиях у детей младшего школьного возраста.

экологическая безопасность

культура экологической безопасности

социоприродная среда

1. Богданова Е.П. Формирование экологической компетентности у детей младшего школьного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5.

2. Несговорова Н.П. Из анализа готовности педагогов к осуществлению экологического образования // Открытое образование. – М., 2007. – № 1. – С. 75–78.

3. Несговорова Н.П. Интегрированный подход к определению готовности педагогов к осуществлению экологического образования // Вестник Адыгейского университета.– Майкоп, 2009. – № 1. – С. 98–104.

4. Несговорова Н.П. Формирование культуры экологической безопасности: содержательно-методический аспект / Н.П. Несговорова, В.Г. Савельев, Г.В. Иванцова, Е.П. Богданова, Г.Г Недюрмагомедов // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1.

5. Об охране окружающей среды: Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ // Российская газета. – № 2874 от 12.01.2002.

В Конституции Российской Федерации (глава 2, ст. 42) закреплены права граждан на благоприятную окружающую среду. В то же время в современном мире растет число катастроф, чрезвычайных ситуаций, приводящих к ухудшению состояния окружающей среды, глобальным изменениям на планете, к снижению комфортности и безопасности окружающей среды. В декабре 2013 года президентом Российской Федерации на основе «Стратегии национальной безопасности» (2009 г.) утверждена «Концепция общественной безопасности в РФ». Ее реализация должна способствовать повышению защищенности населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от последствий проявления терроризма и экстремизма, обеспечению экологической безопасности.

Экологическая безопасность - это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий . Ее успешная реализация возможна не только посредством политического аппарата страны, но и при активном участии системы образования и через просвещение граждан. Чем более компетентными будут граждане страны в области охраны окружающей среды, предупреждения чрезвычайных ситуаций и возникновения экологической опасности, тем более безопасной будет социоприродная среда.

Воспитание гуманного и бережного отношения к окружающей среде необходимо осуществлять с раннего возраста.

Рис. 1. Структурная модель экологической безопасности

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357 в ФГОС начального общего образования внесены изменения, касающиеся содержания программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, включающие и усвоение таких базовых качеств, как любовь к Родине. Обеспечение безопасности социоприродной среды, как среды жизни человека важнейшая задача общества и каждого человека, понимающего и осознающего последствия своей деятельности и поведения. С раннего возраста необходимо формировать основы грамотного, гуманного отношения к окружающей среде и к жизни в целом. У ребенка создавать систему ценностей сохранения жизни и здоровья, ответственного отношения к самому себе и к окружающим.

Обеспечение экологической безопасности - одна из первоочередных задач, требующая осуществления на сегодняшний день.

По нашему мнению, экологическая безопасность должна строиться на основе следующих компонентов, тесно связанных между собой: морально-этический; аксиологический; когнитивный; активно-деятельностный.

1. Морально-этический компонент. Данный компонент включает нормативно-правовую и регуляторную функцию по обеспечению экологической безопасности. Базой морально-этического компонента являются: Конституция Российской Федерации; «Концепция общественной безопасности Российской Федерации»; предусмотренная Правительством РФ законодательная основа в области экологической безопасности. Нормы и правила в сфере экологической безопасности по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Постановление Правительства «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года».

Кроме того, этот компонент должен опираться на Федеральный закон «Об образований РФ» и Федеральный государственный образовательный стандарт, предусматривающий реализацию образовательной функции по формированию культуры экологической безопасности.

Рис. 2. Основные компоненты экологической безопасности

2. Аксиологический компонент. Воспитание ценностного отношения к окружающей среде и к жизни в целом - одна из главных функций экологического образования и просвещения. Непрагматическое, перцептивно-аффективное отношение к окружающей среде определяет основу ценностного восприятия мира. Формирование экологических ценностей и ценностных установок у учащихся является основой экологического образования в области экологической безопасности, формирования культуры экологической безопасности .

3. Когнитивный компонент (компетентностный). Данный компонент включает в себя формирование основных (базовых) компетенций в сфере экологического образования и просвещения по вопросам экологической безопасности, а также предусматривает становление и развитие экологической грамотности, образованности, экологической воспитанности (чувство ответственности, гуманности); экологически осознанного поведения и деятельности .

4. Активно-деятельностный компонент. Основой образования в сфере экологической безопасности выступает активная деятельность государства, педагогов и обучающихся.

Данный компонент включает в себя действия по снижению возможности возникновения экологических рисков как природного, так и техногенного характера. Для максимально эффективного снижения возможности возникновения экологических рисков развивать у детей риск-мышление, осознанное поведение, культуру экологической безопасности.

Формирование основ экологической безопасности в семье, образовательных учреждениях позволит снизить возможность возникновения риска потери здоровья и жизни.

Чем ответственней мы будем относиться к вопросам безопасности жизни и здоровья, тем обдуманнее будут действия общества по сохранению социоприродной среды.

С раннего возраста родители должны воспитывать в ребенке чувство ответственности за свои поступки и действия, через игру учить основам поведения в обществе и природе, способствовать становлению основ культуры экологической безопасности.

Что такое «культура экологической безопасности»? Конечно, ее предмет будет несколько отличаться по отношению к личности, здоровью и благополучию человека, живущего в современном мире, по отношению к обществу, человечеству в целом. По мнению Н.П. Несговоровой «культура экологической безопасности - это совокупность экологических знаний, умений и навыков (компетенций) в области природоохранной деятельности, экологически осознанная деятельность и поведение человека не наносящая вред как природной, так и социокультурной среде» .

Модель формирования основ культуры экологической безопасности в начальной школе. По мнению разработчиков новогообразовательного стандарта, необходимо разрабатывать образовательные программы, реализация которых будет способствовать становлению и развитию здорового и безопасного образа жизни, усвоению основных базовых знаний, умений и навыков. Выпускник должен обладать рядом таких качеств, как любовь к Родине, экологическая грамотность, ответственность. Все это будет показателем его уровня культуры по отношению к себе и к окружающим.

Рис. 3. Модель формирования общих компетенций культуры экологической безопасности в начальной школе

Следовательно, существует насущная необходимость в разработке новых подходов и методов, педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса школы по экологическому обучению и воспитанию.

В качестве основы педагогического сопровождения нами разработан конструктивный подход, который позволяет учесть основные требования и условия учебно-воспитательного процесса как школы, так и учреждения дополнительного образования детей. В рамках конструктивного подхода разработаны учебные конструкции занятий, которые позволяют учитывать возможности и способности каждого ребенка на занятиях по экологическому образованию.

В учебно-воспитательном процессе по формированию культуры экологической безопасности взаимодействуют 4 компонента :

  • компетентностный компонент, который включает в себя систему знаний, умений и навыков по экологической безопасности обучающихся с 1 по 4 класс в отдельности;
  • деятельностный компонент, включающий деятельность обучающихся и обучающих;
  • аксиологический компонент включает в себя формирование ценностных отношений к природе, к жизни и к здоровью личности, безопасной жизнедеятельности;
  • результативно-рефлексивный компонент включает в себя систему самоконтроля знаний, умений и навыков каждого ученика, а также самоанализ деятельности (рефлексию).

Результаты опытно-экспериментальной работы. В эксперименте принимали участие учащиеся младших классов (192 ученика) общеобразовательных школ города Кургана: Гимназия № 32, МБОУ СОШ № 42, МБОУ СОШ № 11.

Цель опытно-экспериментального исследования - выявить педагогически действенное сопровождение, способствующее формированию компонентов культуры экологической безопасности, оценить степень ее сформированности.

В соответствии с целью разработана образовательная программа по воспитанию культуры экологической безопасности, включающая новые игровые формы занятий; проведена диагностика формирования компонентов культуры экологической безопасности на занятиях у детей младшего школьного возраста.

Формирование знаний по экологической безопасности у детей младшего школьного возраста лучше всего проходят через игру, так как дети в этом возрасте играют с удовольствием. Нами проведен входной контроль с помощью вопросника «Натурафил» и анкетирования учащихся начальной школы.

Дети младшего школьного возраста с интересом и любопытством изучают окружающий мир, а на занятиях получают знания о природе родного края. Учащиеся вторых - четвертых классов любят помогать взрослым на приусадебном участке, с охотой ухаживают за домашними питомцами, с интересом смотрят научно-популярные фильмы и телепередачи о живой природе.

В то же время результаты анкетирования и опросов показали низкий уровень познавательных мотивов (27,6 %); общекультурных (12,5 %) и специальных знаний у обучающихся (поверхностные знания - 48,4 %), специальных умений и навыков, мотивации экологической деятельности и активности на занятиях. Данное явление мы объясняем тем, что урок как основная форма занятий не эффективен, необходимо разработать и проводить иные формы занятий по формированию компонентов культуры экологической безопасности у младших школьников. Нами разработаны игры-конструкции на основе учебных конструкций «Ступеньки» (1-2 класс) и «Этажи» (3-4 класс). Проведен комплекс игр-конструкций: две дидактические игры «Курган», «Сокровища старого парка», ролевая игра «Белочка-умелочка» и игровая ситуация «Лесное происшествие». В начале и в конце игр проводилась рефлексия.

Рис. 4. Динамика формирования компонентов культуры экологической безопасности у обучающихся с первоначальным низким уровнем

Результаты итогового контроля показывают увеличение уровня познавательных мотивов (71,3 %) учения, обучающиеся младших классов стали более целеустремленными на занятиях по экологической безопасности. Наблюдается рост усвоения знаний, как общекультурного (77,08 %) плана, так и специальных знаний по экологической безопасности (70,8 %) у обучающихся. Происходит рост уровня сформированности специальных умений и навыков в сфере экологической безопасности, учащиеся более активно принимают участие на занятиях, мыслительная деятельность возросла, формируется умение принимать быстрые решения в критических ситуациях, ценить свое здоровье и здоровье других людей. Поведение в природе стало более осознанным и безопасным. Обучающиеся научились самостоятельно работать как индивидуально, так и в микрогруппах.

В ходе исследования были выделены несколько групп обучающихся, уровень знаний которых по результатам контроля низкий и средний.

В начале исследования у обучающихся выявлен низкий уровень по 7 показателям: познавательные мотивы, объем общекультурных знаний, объем специальных знаний, уровень сформированности специальных навыков, применение специальных умений, умение риск-мышления, уровень сформированности специальных навыков. По результатам текущего контроля на низком уровне остались 5 показателей: объем общекультурных и специальных знаний, уровень сформированности специальных умений, применение специальных умений на занятиях и умение риск-мышления. Итоговый контроль показал, что обучающиеся с низким уровнем смогли усвоить минимум знаний и решать несложные задания на занятиях, научились оценивать, прогнозировать и анализировать свою деятельность.

Обучающиеся начальных классов проявили заинтересованность в занятиях, были активны на занятии, стремились самостоятельно принимать решения, а также без помощи учителя научились разрабатывать правила поведения и безопасной деятельности в школе и на пришкольном участке.

По результатам проведенных занятий можно сделать вывод, что игровые формы, экскурсии и творческие мастерские - эффективны, учащиеся с интересом занимаются и активно участвуют на занятиях, создают продукты творчества (рисунки, поделки, экологический проект).

Рецензенты:

Несговорова Н.П., д.п.н., профессор, руководитель секции «Экология и природопользование», ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет», г. Курган;

Савиных В.Л., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики, ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет», г. Курган.

Работа поступила в редакцию 05.08.2014.

Библиографическая ссылка

Богданова Е.П., Куприянова Т.С. КУЛЬТУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ КАК УСЛОВИЕ БЕСКОНФЛИКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СОЦИОПРИРОДНОЙ СРЕДОЙ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-7. – С. 1602-1607;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35111 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Статьи по теме