Суть в вине кто сказал. Всегда ли можно доверять мудрым фразам из глубины веков

Истина в вине

Истина в вине
С латинского: In vino Veritas (ин вино вэритас).
Из труда «Естественная история» римского писателя и ученого Плиния Старшего (I в. н. э.).
Смысл выражения: если хочешь узнать точно, что человек думает, угости его вином. Аналог русской поговорки «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке».

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Истина в вине" в других словарях:

    Adieu, plancher des vaches! … Википедия

    - «ИСТИНА В ВИНЕ» (In vino veritas; оригинальное название «Прощай, коровья площадка», Adieu, plancher des vaches), Франция, 1999, 155 мин. «Прощай, коровья площадка» жаргонное выражение французских моряков. Они произносят эту ритуальную фразу,… … Энциклопедия кино

    истина в вине - посл. 1. пьяный, как принято считать, говорит правду; 2. ирон. говорится как оправдание пьянству. Источником выражения считается афоризм греческого поэта Алкея: (VII VI вв. до н. э.): “Вино – милое дитя, оно же – правда”. Кратко сформулировал эту … Справочник по фразеологии

    Истина в вине Adieu, plancher des vaches! Жанр драма, комедия … Википедия

    Ср. Ведь точно, недаром гласит пословица, что истина в вине. Тургенев. Яков Пасынков. 1. Ср. ...Кто то, Подумав первый о вине, И осушив до капли чашу, Увидел истину на дне. А.С. Пушкин. Истина. Ср. Im Wein ist Wahrheit nur allein. A. Lortzing.… …

    - (иноск.) не скрытая, безъ прикрасъ. Ср. «Правда на днѣ колодезя» ее трудно найти, и то найдешь не всю. Ср. Недавно мудрые искали Забытыхъ истины слѣдовъ... Твердили: «истина нагая Въ колодезь убралась тайкомъ». И дружно воду выпивая, Кричали:… …

    - (иноск.) не скрытая, без прикрас Ср. Правда на дне колодезя ее трудно найти, и то найдешь не всю. Ср. Недавно мудрые искали Забытых истины следов... Твердили: истина нагая В колодезь убралась тайком. И дружно воду выпивая, Кричали: здесь ее… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Вся правда въ винѣ. Ср. Вѣдь точно, не даромъ гласитъ пословица, что истина въ винѣ. Тургеневъ. Яковъ Пасынковъ. 1. Ср. Кто то, Подумавъ первый о винѣ, И осушивъ до капли чашу, Увидѣлъ истину на днѣ. А. С. Пушкинъ. Истина. Ср. Im Wein ist… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    В Викицитатнике есть страница по теме Латинские пословицы Во многих языках мира, в том числе в … Википедия

    Отар Иоселиани ოთარ იოსელიანი … Википедия

Книги

  • Истина в вине In Vino Veritas , Андреева Н.. В замок миллионера и страстного коллекционера Дмитрия Воронова съезжаются гости - люди богатые и влиятельные. Цель их визита - дегустация элитного вина, купленногохозяином замка за…

Какая же истина может быть заключена в хмельных напитках, признанных вредными и для физического, и для психического здоровья человека? Можно поразмышлять, чтобы понять истинный смысл этой фразы.

Фразу "In vino veritas" впервые употребил древнеримский ученый Плиний Старший (24-79 годы нашей эры) в своем труде «Естественная история».

Говорить правду и только правду

Если обратиться к кладезю русской народной мудрости – пословицам и поговоркам о пьянстве, легко можно вспомнить высказывание «Что у трезвого на уме, то у пьяного на ». Значит, добиться от человека, узнать его истинные намерения, понять, что он в действительности думает вообще и о собеседнике в частности, можно, если его подпоить. И этот прием работает! И не важно, что на утро протрезвевший покаянно бормочет извинения, дескать, спьяну сболтнул – истина уже всплыла на поверхность, и оправдания бесполезны.

Дело в том, что под действием алкоголя человек уже не слишком хорошо контролирует себя, и скрытые в подсознании сомнения, страхи и комплексы выходят наружу, просятся «на язык». Один перед началом лечебных сеансов собирал потенциальных пациентов и устраивал большой банкет с обилием спиртного. Кстати, терапевт и сам принимал участие, употребляя вино наравне со всеми. Главным условием было – не ограничивать себя в количестве выпитого. Хитрость в том, что все происходящее снималось скрытой камерой. После, на трезвую голову специалист просматривал запись и решал, как необходимо строить работу с каждым из клиентов. Объяснял он такой странный метод просто. Дескать, чтобы «вытащить» проблемы клиента, необходимо провести не один сеанс, это сложный процесс, который может закончиться неудачей. А если человек выпил, все его проблемы проявляются сами собой, и необходимость в предварительных сеансах отпадает.

Истинный талант

Известно также, что многие талантливые творческие люди «помогали» раскрепоститься своему таланту, «подогревая» вдохновение спиртным. И опять же, иногда в таком состоянии им удавалось создать подлинные шедевры. Дело в том, что, раскрепощаясь под воздействием спиртного, подсознание более свободно начинает выражать себя. Голос же сознательного звучит уже не так громко. Нет рамок, условностей, можно посмотреть на мир под новым углом, найти свежую, оригинальную идею и развить ее без оглядки на шаблоны и правила.

Только вот заканчивали такие гении, как правило, плачевно. У спиртного, как и у всякого допинга, есть существенный недостаток: стимулируя воображение поначалу, оно со временем вызывает привыкание, требуется увеличение доз алкоголя. А между тем гибнут клетки головного мозга, безвозвратно разрушается .

Истина в вине утонула

Мало кто знает, что иногда известное выражение полностью произносят «истина в вине не раз тонула».

По латыни эта фраза звучит «In vino veritas multum mirgitum».
И с этим остается только горестно согласиться. Случайные проблески вдохновения, правдивые признания и прочие «плюсы» алкогольного опьянения - все это не окупает тот вред, который приносит пьянство. И разговоры «о высоком» по мере увеличения количества выпитого сменяются бессвязным пьяным бормотанием, а истинные чувства забываются ради пристрастия к «зеленому змию». Так что истину в вине искать все же не стоит.

Выражение «Истина в вине» и его латинский вариант In vino veritas давно используются в речи, стали «крылатыми». Образность фразы служит причиной разного понимания смысла: для одних суть пословицы заключается в представлении алкоголя как метода для узнавания правды, для некоторых, к сожалению, она является оправданием пагубного пристрастия. История появления и отношение к выражению представителей разных поколений помогают понять его смысл.

Инструкция

«Вино – милое дитя, оно же – правда,»- так сказал за шесть веков до нашей эры греческий поэт Алкей. Он обращался к вину при любых жизненных обстоятельствах, этот напиток прогонял тоску и веселил сердце. Даже Алкей не мог отказаться от подобного наслаждения. В своем гениальном искусстве поэт часто указывал на напиток, который избавляет от несносного летнего зноя, согревает в зимние холода. Древнегреческий поэт уважал вино за то, что видел в нем «правду», считал «зеркалом души». Высказывание Алкея положило начало другому афоризму.

Похожая мысль передается римским ученым и философом I века нашей эры Плинием Старшим. В «Естественная история» есть фраза, которая часто в русском тексте цитируется в варианте: «In vino veritas» и переводится как «Истина в вине». Именно эти слова стали использоваться как «крылатое выражение», хотя у римского философа имеется продолжение сказанному: In vino veritas multum mergitur. («Истина в вине не раз тонула»).

Народная пословица «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке» по-своему достаточно близка к пониманию смысла выражения. Действительно, человек в трезвом состоянии лучше промолчит, а под действием вина способен говорить даже о том, что необходимо держать в секрете. В истории даже известны случаи, когда алкоголь средством дознания. Например, И. Сталин сам всегда пил умеренно, но других старался напоить, рассчитывая таким образом проверить окружающих, которые под действием выпитого начинали говорить свободнее.

Вино не оставляло равнодушными многих известных людей: одни его ругали, другие восхваляли, третьи шутили над этим напитком. Персидский философ и поэт, математик и астроном Омар Хайям выразительными яркими образами воспевал подарки виноградной лозы. Хайям – образованнейший человек в рамках всех времен, хотя многие считают поэта любителем шумных пиров и выпивки, беспечным повесой. В стихотворных строках Омара Хайяма, воспевающих одурманивающий людей нектар, можно отыскать зашифрованные мудрые тайные смыслы. Средневековый ученый медик Авиценна, оставивший человечеству свои бесценные труды, не исключал возможности вина приносить пользу. Об отношении к опьяняющему напитку великого А. Пушкина свидетельствуют строки его произведений, которые говорят о вине как источнике утоления горестей и печалей, приносящем радость. Полнота жизни человека сравнивается у Пушкина с наполненным вином бокалом. Имеется немалое количество и противоположных взглядов. Иной точкой зрения обладал известный русский писатель И.А. Бунин, который сравнивал одурманивающее человека вино со сладким ядом, отражал в этом образе символ смерти.

Цитируется избирательно, поэтому можно пройти по ссылкам и зачитать целиком

«In vino veritas» (лат. «Истина в вине») И эту фразу как правило воспринимают буквально, что мол да - истина именно там, на дне бокала. Меж тем смысл данной фразы совершенно иной. Ее автор Плиний Старший (он же Гай Плиний Секунд) в своей работе «Естественная история» (XIV, 141) использовал ее в том значении, что под воздействием алкоголя люди раскрепощаются и говорят то, что думают, в связи с чем смысл фразы следует понимать в значении «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». В ряде случаев данную фразу воспроизводят и с продолжением: «In vino veritas, in aqua sanitas» - «Истина в вине, здоровье в воде».


«Ars longa, vita brevis»
Чаще всего ошибочно переводят с латыни как «Жизнь коротка, искусство вечно» На самом деле искусство в этой фразе не «вечно», а «обширно» (букв. «длинно»), так что жизни на овладение им не хватит. Ars longa, vita brevis - или, по-гречески (поскольку первым это сказал Гиппократ), ho bios brachys, he de techne makre. Так что это не про aere perennius, а про то, что всех книжек не прочитаешь.

«Исключение подтверждает правило» Идея происходит от защиты Цицероном Люция Корнелия Бальба Старшего , которого обвиняли в незаконном получении римского гражданства. Обвинитель привёл примеры договоров Рима с некоторыми племенами, которые запрещали давать их членам гражданство и предложил сделать вывод, что гадитанцам гражданства тоже давать нельзя. На что Цицерон ответил: «Quod si exceptio facit ne liceat, ubi non sit exceptum, ibi necesse est licere» («Поскольку это исключение делает принятие в гражданство незаконным, то отсутствие такого исключения необходимо делает его законным»).

В средние века юристы обобщили этот принцип до «exceptio probat regulam in casibus non exceptis» («исключение подтверждает правило в неисключённых случаях»). То есть если нескольким солдатам в порядке исключения дается разрешение вернуться в казарму позже обыкновенного, то данное обстоятельство означает, что «несмотря на наличие исключения, правило [для остальных солдат] остается в силе».

«А все-таки она вертится!» Принято считать, что подписав отречение от своего «еретического учения» и выслушав приговор инквизиции о пожизненном заключении (к слову сказать – еще один миф, но об этом как-нибудь в другой раз), Галилей поднявшись с колен в церкви Santa Maria sopra Minerva, топнул ногой и произнес эту знаменитую фразу. Как ни красива легенда, как ни мужествен был Галилей, но фразу эту он не говорил (по словам Бертрана Рассела, «произнес её не Галилей, а весь мир»). Впервые же история о знаменитой фразе была рассказана лишь через пять лет после смерти Галилея.

Вероятнее всего возникла она благодаря знаменитому художнику Мурильо , которому после смерти Галилея был заказан его портрет. Заказ был выполнен одним из учеников Мурильо в 1646 году. И только через 250 лет искусствоведы установили, что широкая рама искусно скрывает «еретическую» часть картины, на которой видны астрономические эскизы, показывающие вращение Земли вокруг Солнца, и знаменитые слова: «Eppus si muove!». Здесь-то вероятно и скрываются корни возникновения легенды.

«Генерал Мороз» Приписывают её Наполеону I, будто бы обосновавшему ею неудачи своего похода на Россию. Вообще версия о морозах, как о главной причине неудач наполеоновского похода является весьма распространенной. В действительности же погода в дни нашествия французов была теплее, чем обычно. Когда французы отступали к Киеву (в октябре), было около 10 градусов выше нуля; реку Березину лед еще не сковал, а в самую холодную ночь под Смоленском температура держалась в районе минус 8 градусов. Как видно, ссылки на «Генерала Мороза» как на главную причину неудач в российской кампании являются ни чем иным, как необоснованным оправданием поражения Наполеона и французского командования.

Да и само выражение «генерал Мороз» в обиход запустил отнюдь не Наполеон: в период отступления наполеоновской армии из России, 1 декабря 1812 года в Лондоне был выпущен сатирический листок «General Frost shaving little Boney» («Генерал Мороз, бреющий маленького Бони», т.е. Бонапарта). В те годы этот образ вошел в художественную литературу. Встречается он, например, в 2-х стихотворениях 1816 г. английского поэта Вильяма Вордсворта – «Французская армия в России» и «На то же событие». В 1853 году английский (опять же!) сатирический журнал «Punch» в номере от 10 марта, избрав мишенью своего остроумия Николая I, приписал ему слова: «Россия имеет двух генералов, на которых она может положиться: это генералы Январь и Февраль».

Байка про «Генерала Мороза» (он же «Генерал Зима») активно использовалась и фашистской пропагандой в качестве основной причины неудач уже германской армии. Что характерно.

«Газетная утка» К собственно уткам выражение не имеет ровным счетом никакого отношения, поскольку основано на созвучии. Появилось оно в конце XVIII в. в Германии, где щепетильно относящиеся к вопросам деловой репутации издатели газет наиболее сомнительные с их точки зрения материалы, помечали буквами N.T., что означало «нон тестатур» - не проверено. А так как «энтэ» по-немецки означает «утка», то это слово и стало впоследствии символом лживых сообщений, содержащихся в СМИ.

«Догнать и перегнать» Приписывают его почему-то Н.С. Хрущеву («Догнать и перегнать Америку»), на самом же деле ему они не принадлежат. Взято оно из статьи Ленина «Грозящая катастрофа»: «… Россия по своему политическому строю догнала передовые страны.

Но этого мало. Война неумолима, она ставит вопрос с беспощадной резкостью: либо погибнуть, либо догнать передовые страны и перегнать их также и экономически».

«Религия – опиум для народа» Кто подумал, что автор фразы – Ленин, ошибся. Её автором является немецкий писатель Новалис . Но и это еще не все, - во введении к работе «К Критике гегелевской философии права» К.Маркс писал: «Религия это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она - дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа». То есть с одной стороны перед нами неточная цитата, но кроме того еще и общий смысл ее обычно воспринимается невероно. Изначально имелось в виду, что религия - это не отрава (к слову сказать опиум в те времена наркотиком не считался, напротив - считался весьма популярным обезболивающим, а потому продавался в аптеках даже без рецепта), а отдушина, терапия, способная облегчить страдания . Знаменитый лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», - также придумал не он, и даже не К.Маркс. Автором фразы на этот раз является Карл Шаппер.

«Каждая кухарка способна управлять государством» Неточная цитата из статьи В. И.Ленина «Удержат ли большевики государственную власть?» (1(14) октября 1917 г., Полное Собрание Сочинений, т. 34, с. 315). В первоисточнике: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас вступить в управление государством .. Но мы [...] требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту». В настоящее время используется как иронический комментарий к действиям непрофессионалов и случайных людей, оказавшихся у руля государственной власти, в сфере управления вообще.

«Кто не работает, тот не ест» Придумали его отнюдь не большевики, те просто наиболее часто его повторяли, отчего и авторство приписывается именно им. Тем не менее следует отметить, что восходит оно во Второму посланию апостола Павла к фессалоникийцам: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».

«В здоровом теле здоровый дух» Данная фраза, столь знакомая нам с детства, пожалуй одна из ярчайших в серии «художественная резьба по тексту». Дело в том, что римский сатирик Ювенал , к которому она собственно и восходит, вкладывал в нее прямо противоположный смысл. В своей 7-й сатире он писал, что «молить надо богов о том, чтобы дух был здоровый в теле здоровом...», на основе которой сложилась известная римская пословица «Mens sana in соrроrе sano - avis rаrа», - «В здоровом теле здоровый дух - редкая удача ».

«Красота спасет мир» Автором ее называют конечно же Ф.М. Достоевского. Увы, но и она из все того же цикла про резьбу, кроме того еще и из контекста вырвана. Для того, чтобы в этом убедиться, откроем первоисточник: «Господа, - закричал он громко всем, - князь утверждает, что мир спасет красота! А я утверждаю, что у него оттого такие игривые мысли, что он теперь влюблен . Господа, князь влюблен». (Ф.М. Достоевский, «Идиот»).

«Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные» Приписывается королеве Марии- Антуанетте по поводу ее высказываний о голодных бунтах 1780-х гг. Меж тем данная фраза Марией-Антуанеттой теоретически если и могла быть произнесена, автором ее она быть никак не может. Дело в том, что данная фраза курсировала в печати задолго до описанных событий, - начиная с 60-х годов XVIII столетия она активно использовалась для иллюстрации разложения нравов аристократии. А Жан-Жак Руссо вообще утверждал, что слышал ее еще раньше: «Припоминаю, что одна известная принцесса сказала "Если у бедняков нет хлеба, пусть едят бриоши"» («Исповедь», Жан-Жак Руссо, 1736) К слову сказать, последний из биографов Марии-Антуанетты, леди Антония Фрейзер, приписывает это высказывание совершенно другой королеве - Марии-Терезии, супруге Людовика XIV, «Короля-Солнце», - хотя в действительности сказать ее мог кто угодно. Возможно также, что знаменитая фраза вообще была придумана исключительно в пропагандистских целях.

Отмечу также, что аналогов данной фразы мы можем отыскать довольно много, в т.ч. и в местах, весьма далеких от Французского королевства:

«Великий князь Чеан, сын короля Йенчжона, был очень глуп. Как-то сидел он у своих ворот и увидел нищего, который просил проса.
- У него нет проса, - сказал Чеан своему слуге, - но ведь он мог бы поесть медовых блинчиков!» (О Сукквон, Корея, XVI век).

«Незаменимых людей не бывает» Приписывается И.В. Сталину, в обиход очевидно вошла стараниями Ю. Борева (Борев Ю.Б., Сталиниада. М.: Советский писатель, 1990, ранее печаталась «самиздатом» в период 1960-1965 гг).

В действительности же на XVII съезде ВКП (б), 26.01-10.02.1934, в своем отчётном докладе о работе ЦК ВКП(б) И.В.Сталин сказал следующее: «Есть у нас ещё два типа работников, которые тормозят нашу работу, мешают нашей работе и не дают нам двигаться вперёд. Один тип работников – это люди с известными заслугами в прошлом, люди, ставшие вельможами, люди, которые считают, что партийные и советские законы пишутся не для них, а для дураков… Они надеются на то, что Советская власть не решится тронуть их из-за их старых заслуг. Эти зазнавшиеся вельможи думают, что они незаменимы и что они могут безнаказанно нарушать решения руководящих органов. Как быть с такими работниками? Их надо без колебаний снимать с руководящих постов, невзирая на их заслуги в прошлом. Их надо смещать с понижением по должности и опубликовывать об этом в печати. Это необходимо для того, чтобы сбить спесь с этих зазнавшихся вельмож-бюрократов и поставить их на место».

«Нет человека – нет проблем» Традиционно приписывается опять же Сталину. Меж тем реальным ее автором является по-видимому Анатолий Наумович Рыбаков (1911 - 1998), использовавший ее в романе «Дети Арбата» (1987). В указанном художественном произведении Сталин произносит ее в связи с расстрелом военспецов в Царицыне в 1918 г.: «Смерть решает все проблемы. Нет человека, и нет проблемы». Впоследствии в своем «Романе-воспоминании» (1997) Рыбаков писал, что эту фразу он, «возможно, от кого-то услышал, возможно, сам придумал».

«Бабы новых нарожают» Имеется в виду солдат, - фраза, призванная оправдать «заваливание врага трупами», своими разумеется, а также подчеркнуть, что-де и Победу добыли только и исключительно по этой причине. Обычно приписывается Г.К. Жукову. Меж тем реальным автором высказывания следует признать писателя Михаила Веллера. В рассказе «Трибунал» читаем:

«Жуков махнул рукой:
- Солдат вам бабы новых нарожают. Россия велика. Положил бы за дело - не жалко. Операция провалена бездарно. Преступно!».

Впрочем, данная фраза вообще стала расхожей и была весьма охотно подхвачена либеральной общественностью. Вот, к примеру, Эдуард Володарский, - автор романа «Штрафбат», а заодно и автор сценария одноименного же сериала, в концепцию которого она укладывается как нельзя лучше, заявляет, что-де во время войны наше командование посылало на минные поля солдат и те своей гибелью расчищали путь к наступлению. При этом полагая, что верить ему непременно должны на его честное писательское слово, он решил обосновать данное утверждение ссылкой на генерала Эйзенхауэра. Я, говорит, сам читал в его воспоминаниях, как он сразу после взятия Потсдама, увидев там груды советских убитых солдат, сказал Маршалу Жукову: «Зачем вам нужен был этот Потсдам? Столько погибших!» А Жуков, - я, говорит, точно помню это, - ответил: «Ничего. Русские бабы ещё нарожают!» Но вот эти воспоминания - «Крестовый поход в Европу», 525 страниц, подобной фразы там нет и в помине. Кроме того эту подленькую ложь опровергнуть весьма легко. Дело в том, что Потсдам был взят 27 апреля 1945-го, при этом Жуков с Эйзенхауэром там встретиться попросту не могли, поскольку еще бои вовсю шли, и они оба они находились в своих войсках. А встретились впервые лишь в начале июня того же 45-го, но не в Потсдаме, а в штабе 1-го Белорусского фронта, находившемся в Венденшлоссе. Жуков вспоминал: «Встретились мы по-солдатски, можно сказать дружески. Взяв меня за руки, он долго разглядывал, а затем сказал: «Так вот вы какой!» (Воспоминания и размышления. М., 1971.С.669).

Истина в вине

In vino veritas — истина в вине. Латинская поговрка. По крайней мере таковой её считали древнегреческий поэт Алкей (620/626 - после 580 до н. э), граматик и географ Диогениан (II век), собиратель и толкователь древнегреческих пословиц Зенобий

Синонимы выражения «истина в вине»

  • Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке
  • Пьяного речи, трезвого мысли
  • Трезвого дума, а пьяного речь
  • Что в сердце трезвого - на языке пьяного
  • Вино ничего не изобретает, оно только выбалтывает
  • Вино… людям зеркало
  • Вино зеркало мысли
  • Вино, любезное дитя, также правда
  • Вино развязывает язык
  • Пьяный, что малый: что на уме, то и на языке
  • Трезвого дума, а пьяного речь

Применение выражения в литературе

*** «Общепринято вину приписывать правдивость » (Плиний Старший «Естественная история»)
*** «В состоянии опьянения иной раз, правда, приходят в голову странные вещи, однако ничего такого, чего там уже не было бы и в трезвом состоянии. Выражение «in vino veritas» не совсем лишено смысла » (Ф. Энгельс, из письма П. Лаврову)
*** «В вагоне было очень жарко, хотелось пить, и Стас, наливая сок в стаканы, пошутил: «In vini veritas» ― с латинского переводится как «Истина в вине» (Марина Толоконникова «Я тебя найду»)
*** «Как мало прожито ― как много пережитков! Истина ― в вине. Если, конечно, вина доказана » (Никита Богословский «Заметки на полях шляпы»)
*** «Ты право, пьяное чудовище! Я знаю, истина в вине. «Незнакомка» всем известна » (З. Н. Гиппиус «Мой лунный друг»)

О вине существует столько знаменитых высказываний, что сосчитать их просто невозможно. Кто-то восхваляет его, кто-то ругает, кто-то считает, что в нем – истина, а кто-то, что оно уводит от истины очень далеко. Кто-то видит в нем причину всех мировых бедствий, а кто-то, наоборот, считает источником жизни и счастья. Как бы то ни было, вино никого не оставляет равнодушным. О нем говорили философы, писатели, поэты, ученые, воины, императоры, прекрасные женщины, и ужасные злодеи. В этой статье мы приведем интересные и знаменитых людей, живших в самых разных условиях в разные времена…

1.«In vino veritas» или «истина в вине», – сказал философ Плиний Старший. Кстати, не все знают продолжение этой цитаты: «а здоровье – в воде». Что лучше: приблизиться к истине или сохранить здоровье, конечно, каждый решает для себя сам. Но для философа, разумеется, истина важнее всего на свете.

  1. «Алкоголь вызывает кратковременное расширение сосудов и круга друзей». Сальвадор Дали, художник. У которого друзей, кстати, было предостаточно.
  2. «Антибиотики лечат людей, но счастливыми их может сделать только вино». Александр Флеминг, создатель пенициллина. Вот опять же дилемма: здоровье или счастье?
  3. «Вино заставляет видеть все вещи в самом приятном свете». Аристофан, древнегреческий комедиограф. И явный оптимист.
  4. «Никакое тело не может быть столь крепким, чтобы вино не могло победить его». Плутарх, философ . Такие силы вину приписывал далеко не каждый. Вопрос, нравилось ли ему быть побежденным?..
  5. «В бутылке вина больше философии, чем во всех книгах». Луи Пастер, микробиолог. Однако! Выпей как следует и иди сдавать экзамен? Попробуйте такой способ, вдруг получится?
  6. «В слишком малой дозе вина человек не может найти истину, налейте ему слишком много, и он потеряет ее». Блез Паскаль, математик . Ну, в общем, все хорошо в меру, и Паскаль – блестящее тому подтверждение.
  7. «Выпивая бутылку вина, ты наполняешь её своей душой». Жерар де Нерваль, поэт . И лирично, и жутковато, и не очень понятно. Видимо, имел в виду, что пить не надо, а то вся душа растечется по бутылкам.
  8. «Какое бедствие может сравниться со страстью к вину?» Эдгар Аллан По, писатель . Ну, он вообще любил драматизировать…

10.«Ночь, любовь и вино не пробуждают скромных желаний: ночь прогоняет стыдливость, а вино и любовь – робость», Овидий, древнеримский поэт . Правильно, какая уж там любовь без вина?

  1. «В воде ты лишь своё лицо увидишь, в вине узришь и сердце ты чужое». Софокл, древнегреческий драматург. Красиво, но сомнительно. И как-то дискредитирует профессию психолога. Если бы все было так просто…
  2. «Трезвому словарю не под силу описать совершенство вина». Сомерсет Моэм, писатель. Воистину «краткость – сестра таланта». И остроумно, и без особых претензий.
  3. «Нет смолы крепче, чем сургуч бутылки с шампанским, чтобы связать людей». Оноре де Бальзак, писатель. Витиевато, но зато про дружбу.
  4. «В победе вы заслуживаете шампанского, в поражении вы нуждаетесь в нем». Наполеон Бонапарт, император Франции . Вот уж с кем точно не станешь спорить.
  5. «Хорошее вино, как хороший фильм: быстро заканчивается, оставляя великолепное послевкусие; с каждым глотком в нем открывается что-то новое, и как это часто бывает с фильмами – оно рождается и возрождается в каждом новом ценителе». Федерико Феллини, режиссер. Его собственные фильмы в таком случае нужно сравнивать с самыми ценными и дорогими винами. И все равно не хочется как-то…
  6. «Для человека здорового и больного вино и мед являются наилучшими средствами, если они натуральны, и если принимаются правильно». Гиппократ, древнегреческий врач . В общем, то, что доктор прописал.
  7. «Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что всего ужаснее, губит душу людей и их потомство.» Лев Толстой, писатель . Российская действительность. Правда, по описанию больше похоже на водку…
  8. «Запрет вина – закон, считающийся с тем,
    Кем пьётся и когда, и много ли, и с кем.
    Когда соблюдены все эти оговорки,
    Пить – признак мудрости, а не порок совсем.»

Омар Хайям, поэт . Жаль, что не обозначил, сколько же все-таки и с кем нужно пить, чтобы стать мудрым.

  1. «Вино наполняет сердце человека радостью, а радость – прародительница всех добродетелей». Иоганн Вольфганг фон Гете, поэт . Пожалуй, на этой позитивной ноте мы и закончим. А дальше, как говорится: думайте сами, решайте сами…
Статьи по теме