Создание образовательных комплексов: плюсы и минусы. Объединение школ и детских садов — основные плюсы и минусы Объединение детского сада и родителей

Благодаря многофункциональности такие здания могут попеременно быть начальной школой , детским садом или комбинированным образовательным учреждением, сочетающим дошкольные группы и учебный корпус начальных классов.

Здание-трансформер будет менять назначение в зависимости от потребностей района . Переоборудование можно выполнить во время летних каникул. Оно обойдется гораздо дешевле, чем строительство еще одного здания.

«Потребность в детских садах и школах постоянно растет, поэтому город ищет новые пути решения вопроса. Идея строительства зданий-трансформеров возникла несколько лет назад. По поручению мэра Москвы Сергея Собянина были разработаны типовые архитектурно-технические решения комбинированного блока начальных классов с дошкольным отделением», –

Марат Хуснуллин

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Например, детский сад на 300 малышей может вместить 12 дошкольных групп. При трансформации в начальную школу помещения групп превращаются в 12 учебных классов. Комбинированный блок позволит разместить четыре класса начальной школы и восемь дошкольных групп.

В 2018 году за счет бюджета планируется ввести три здания-трансформера.

Комбинированный БНК с дошкольным отделением на 300 мест построят в составе школы № 1985 на северо-западе столицы в районе Куркино по адресу: ул. Воротынская, вл. 12, корп. 3.

Такой же блок начальных классов с возможностью трансформации возведут при гимназии № 1786 в районе Южное Бутово на юго-западе столицы по адресу: ул. Адмирала Лазарева, д. 77 (ЖСК «Альфа»).

На каждом этаже трехэтажных зданий расположатся по четыре класса. Если БНК будет трансформироваться в детский сад, то классы приспособят для 12 групп. На первом этаже обустроят гардероб, столовую на 150 мест, кабинеты логопеда, психолога и медицинский.

Также здесь появятся кружковая с возможностью трансформации в помещение для групп продленного дня и зал для музыкальных и физкультурных занятий.

Второй этаж займут спортзал с раздевалкой, душем и туалетами, помещения для групп продленного дня и актовый зал на 243 места.

На третьем этаже оборудуют библиотеку с читальным залом и медиатекой, учительскую, методический кабинет, кабинеты дополнительного образования, труда, технического моделирования и технической игрушки, изобразительного искусства и природы.

При трансформации в детский сад на 300 мест классы с зонами отдыха и туалетами превращаются в 12 групп по четыре на каждом этаже.

Столовая становится группой для кратковременного пребывания детей, актовый зал - музыкальным залом, помещения библиотеки - кружковой для занятий на компьютерах и залом для занятий хореографией.

Душевые и раздевалки при спортзале используют как технические помещения: кладовые, прачечные и др. Спортзал, медпункт и административные помещения сохранят свою функцию. Трансформация будет проводиться с помощью разборки и дополнительного возведения перегородок.

БНК на 300 мест с возможностью трансформации в детсад возведут для средней школы № 2109 на юго-западе столицы в районе Южное Бутово по адресу: мкр. Щербинка, мкр. 3, ул. Брусилова, д. 29, корп. 1.

Здание также будет трехэтажным. На каждом из этажей разместятся по четыре класса, которые смогут трансформироваться в группы для дошколят.

На первом этаже расположатся спальни для групп продленного дня, актовый зал на 243 места, столовая на 150 мест, медицинский кабинет и гардероб начальной школы.

Второй этаж займут спортзал с раздевалками, туалетами и душевыми и помещение для групп продленного дня, третий - библиотека с читальным залом и медиатекой, помещение для группы продленного дня, кабинет логопеда, психолога, учительская и кабинет администрации.

В последние годы тема реорганизации детских садов и школ стала наиболее актуальной. Процесс реорганизации – это процесс выстраивания такой сети образовательных организаций и их филиалов, которая должна обеспечивать равенство доступа к образовательным услугам, эффективное использование всех ресурсов и оптимизацию системы управления. Мой опыт будет интересен руководителям учреждений дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Романовский детский сад №1»

Романовского района Алтайского края

Реорганизация детского сада путем присоединения к другому детскому саду.

(из опыта работы)

Костенко Наталья Владимировна,

заведующий МБДОУ «Романовский детский сад №1»

С.Романово Романовского района Алтайского края

В последние годы тема реорганизации детских садов и школ стала наиболее актуальной. Процесс реорганизации – это процесс выстраивания такой сети образовательных организаций и их филиалов, которая должна обеспечивать равенство доступа к образовательным услугам, эффективное использование всех ресурсов и оптимизацию системы управления.

Главная цель изменений сети состоит в содействии обеспечению социально востребованного уровня доступности и качества образования в сочетании с его экономической эффективностью.

Основным направлением изменения сети является укрупнение юридических лиц через реорганизацию образовательных организаций в форме присоединения школ или детских садов, в результате чего они продолжат работу как филиалы или детские сады при школах.

Распространение получили две модели: опорный детский сад с филиалами в других населенных пунктах и образовательный комплекс «школа-детский сад» в одном населенном пункте.

В нашем случае детский сад стал опорным с 4 филиалами в других населенных пунктах. Вначале страшно было всем: и мне, как руководителю опорного детского сада, и работникам реорганизованных учреждений, а особенно родителям воспитанников. Все задавались вопросами: как? Зачем? Почему? Не бывает реформ без трудностей. Ведь реформирование осуществляют люди со свойственными каждому из них особенностями восприятия, видением проблем и пониманием способов их решения. Для одних реорганизация дает возможность развития, соединения творческих условий для решения общих педагогических задач. Для других - это способ самоутверждения, отстаивания своих личных амбиций и интересов.

До объединения штатная численность работников составляла 43 человека. Сад посещали 215 воспитанников из 9 групп. На сегодняшний день в объединенном МБДОУ – 13 групп, 315 воспитанников и 75 сотрудников.

Вместе с постановлением администрации Романовского района «О реорганизации» мы получили на руки перечень мероприятий, которые должны были выполнить в рамках реорганизации. Начинали мы с общих собраний коллективов, родителей и общественности в каждом селе. Рассказывали о предстоящих изменениях, отвечали на многочисленные вопросы. Суть в том, что ухудшений никаких не ожидалось. Детей, а тем более родителей реорганизация напрямую не затронула. Никто никуда ни детей, ни воспитателей не переводил, все оставались на своих местах. От сотрудников звучали вопросы о сокращении. Мы разъясняли, что реорганизация таких мер не предполагает. В итоге каждый работник остался при своей нагрузке, сократились только должности заведующих детским садом. В штатное расписание была введена новая должность «Заведующий филиалом» - 0,5 ставки в каждый филиал. Она назначается приказом руководителя учреждения и действует на основании доверенности, выдача которой осуществляется в обязательном порядке.

О предстоящем переводе каждое учреждение уведомило родителей (законных представителей) воспитанников и сотрудников в письменной форме в течение пяти рабочих дней с момента издания распорядительного акта учредителя о реорганизации учреждения, а также разместило указанное уведомление на своем официальном сайте в сети Интернет. Данное уведомление должно содержать сроки предоставления письменных согласий лиц на перевод в принимающую организацию.

Уведомление

о переводе воспитанников

с. _____________________________ « » ____________________ 2016г

Уважаемые родители!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «_________________________» уведомляет Вас о своей реорганизации на основании Постановления администрации Романовского района Алтайского края от 16.05.2016 г. № 132 «О реорганизации МБДОУ «Романовский детский сад №1» путем присоединения к нему (наименование д/с)» путем присоединения к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Романовский детский сад №1», приказа Комитета администрации Романовского района по образованию от 19.09.2016г №251а

Наименование принимающей организации: МБДОУ «Романовский детский сад №1»

Перечень реализуемых образовательных программ: основная общеобразовательная программа дошкольного образования на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Комаровой, М.А.Васильевой

В связи с этим, руководствуясь Порядком и условиями осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам, соответствующих уровня и направленности – Утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2015 г. №1527, просим Вас предоставить в письменной форме согласие на перевод Вашего ребенка в МБДОУ «Романовский детский сад №1» либо заявление об отказе от перевода в срок до 28.12.2016г.

После завершения процедуры реорганизации МБДОУ «____________________» в качестве филиала муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Романовский детский сад №1» продолжит свою деятельность по прежнему адресу: …….

Заведующий МБДОУ _______________________ /_______________/

Получил: __________________ /_____________________/ «_____» ______________ 2016

В случае отказа от перевода в предлагаемую принимающую организацию родители (законные представители) воспитанника указывают об этом в письменном заявлении.

Исходные организации передали списочный состав воспитанников, соответствующие письменные согласия родителей (законных представителей), личные дела воспитанников и сотрудников.

Форма согласия родителей (законных представителей) на перевод воспитанников следующая:

Заведующему МБДОУ

Входящий №_______ "Романовский детский сад №1"

Н.В.Костенко

От ______________________________

(ФИО родителя (законного представителя)

воспитанника)

Паспорт, серия_________ №__________

Выдан_____________________________

Дата выдачи «_____» ________________

___________________________________

Место жительства

Тел:____________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу принять моего ребенка ___________________________________

(фамилия, имя, отчество)

___________________________

В порядке перевода из _____________________________________________

Дата рождения «____» _____________ 20___ год

Место рождения__________________________________________________

Адрес места жительства ребёнка ____________________________________

________________________________________________________________

В МБДОУ «Романовский детский сад №1», на обучение по образовательным программам дошкольного образования.

Сведения о родителях (законных представителях):

Мать: ___________________________________________________________

Ф.И.О.

________________________________________________________________

Отец:____________________________________________________________

Ф.И.О.

Адрес места жительства:___________________________________________

________________________________________________________________

Телефон ________________________________________________________

Дата _______________ Подпись ___________/_____ _________

C Уставом МБДОУ “Романовский детский сад №1», Лицензией на право ведения образовательной деятельности, основными образовательными программами, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса, правами и обязанностями воспитанников, Постановлением администрации Романовского района «О закреплении территорий за каждым образовательным учреждением ознакомлен(а)

Дата ______________ Подпись ________________/_________________/

Обязательно с каждым родителем (законным представителем) заключали договор об

Образовании об образовании по образовательным программам дошкольного образования и

На основании представленных документов учреждение издает распорядительный акт о зачислении воспитанников в принимающую организацию в порядке перевода в связи с реорганизацией. В распорядительном акте о зачислении делается запись о зачислении воспитанника в порядке перевода с указанием исходной организации.

О зачислении воспитанников в порядке перевода

В связи с реорганизацией МБДОУ «--------------» путем присоединения к МБДОУ «Романовский детский сад №1» на основании приказа комитета администрации Романовского района по образованию от 12 сентября 2016г, договоров об образовании по образовательным программам дошкольного образования и содержании ребенка в МБДОУ «Романовский детский сад №1» и согласий родителей (законных представителей)

п р и к а з ы в а ю:

  1. Зачислить в порядке перевода в МБДОУ «Романовский детский сад №1» из МБДОУ «___________» (место нахождения) с 15 сентября 2016 года следующих воспитанников:

В принимающей организации на основании переданных личных дел на воспитанников формируются новые личные дела, включающие в том числе выписку из распорядительного акта о зачислении в порядке перевода, соответствующие письменные согласия родителей (законных представителей) и заключенные договора.

В силу ч. 5 ст. 75 ТК РФ любая реорганизация организации, изменение типа государственного или муниципального учреждения не являются основанием для расторжения трудовых договоров с работниками. Из данной нормы следует, что трудовые отношения с работниками продолжаются автоматически (т.е. их не нужно увольнять и принимать на работу в новую организацию).

В случае, когда работник не намерен расторгать трудовые отношения, необходимо отразить факт реорганизации работодателя в трудовых книжках и трудовых договорах, если работодателем становится другое юридическое лицо.

Обязательным является внесение записи о реорганизации в трудовую книжку работника. Инструкция по заполнению трудовых книжек (утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69) не регулирует порядок внесения подобных записей. Представляется, что запись в подобных случаях должна быть аналогична записи об изменении наименования организации (п. 3.2 указанной Инструкции), т.е. в трудовой книжке производится запись о реорганизации юридического лица со ссылкой на соответствующее решение.

Кроме того, с работниками необходимо заключить дополнительные соглашения к трудовому договору со следующей формулировкой:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

к трудовому договору с работником от 01.09.2015г

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОМАНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 1» РОМАНОВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ , именуемое в дальнейшем «Работодатель»в лице заведующего Костенко Натальи Владимировны , действующей на основании приказа комитета администрации Романовского района по образованию №11 от 29 января 2010 года, Устава и ____________________________________________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество,

именуемые в дальнейшем «Работник» с другой стороны заключили настоящее дополнительное соглашение к договору от «01» сентября 2015г о нижеследующем.

В связи с реорганизацией Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Гилев-Логовской детский сад» путем присоединения к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Романовский детский сад №1»:

1.Заменить в преамбуле Трудового договора слова Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Гилев-Логовской детский сад» (МБДОУ «Гилев-Логовской детский сад») словами Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Романовский детский сад №1» (МБДОУ «Романовский детский сад №1»)

2.Изложить пункт 2 Трудового договора в следующей редакции:

Работник принимается на работу в МБДОУ «Романовский детский сад №1»

3. Изменить в разделе «Адреса и реквизиты сторон» Трудового договора реквизиты «Работодателя» следующим образом:
МБДОУ «Романовский детский сад №1»
Адрес: 658640, Алтайский край,

Романовский район,

с.Романово, ул.Ленинская,64
ИНН 2268002005

4. Все другие условия Трудового договора считать неизменными и обязательными для исполнения сторонами.

5. Настоящее дополнительное соглашение составлено в двух экземплярах, по одному экземпляру для Работника и Работодателя вступает в силу с 01 января 2017 года. Оба экземпляра имеют равную юридическую силу.

Подписи сторон:

РАБОТОДАТЕЛЬ

РАБОТНИК

МБДОУ «Романовский детский сад №1»

Адрес:

ИНН

Адрес места жительства

Заведующий ___________________Н.В.Костенко

М.П.

Паспорт (иной документ, удостоверяющий личность)

Паспорт

Кем выдан

Дата выдачи «2

Работник получил один экземпляр настоящего дополнительного

соглашения

____________________________________

(дата и подпись работника)

___________________

И оформляется распорядительный акт по основной деятельности:

О мероприятиях в связи с реорганизацией

На основании приказа комитета администрации Романовского района по образованию от 30 августа 2016 года «О мероприятиях в связи с реорганизацией» в связи с реорганизацией МБДОУ «Закладинский детский сад» и МБДОУ Майский детский сад», путем присоединения к МБДОУ «Романовский детский сад № 1»,

п р и к а з ы в а ю:

  1. Считать с 01 сентября 2016 года работающими в МБДОУ «Романовский детский сад №1» следующих работников:

Филиалы не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о филиале, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации (ст. 27 п.4, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации")

В положении о филиале может указываться:

1. Общие положения

2. Цели и предмет деятельности филиала

3. Участники образовательных отношений

4. Управление филиалом

5. Имущественная и финансовая деятельность Филиала

6. Создание и ликвидация Филиала, внесение изменений в настоящее Положение

По каждому филиалу, осуществляющему образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала (ст.91 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации")

Страсти уже улеглись, родители успокоились. Безопасность детей на прежнем - высоком - уровне.

Что является плюсами такого преобразования?

  1. Сформировалось единое образовательное пространство.
  2. Рабочие программы педагогов, локальные акты приведены к единым требованиям
  3. Ресурсы, имеющиеся в распоряжении нашего учреждения, стали доступны другим
  4. Перспектива в плане выстраивания диалога в профессиональной сфере. Педагоги включены в единый коллектив, единое методическое пространство, участвуют в совместных педсоветах, методических объединениях, обмениваются опытом, выбирают наиболее оптимальную систему взаимоотношений.
  5. Воспитанники филиалов включены во все совместные мероприятия, которые проводятся у нас в детском саду, что является мощным средством социализации.

Один из главных минусов – управлять большой страной (в данном случае, образовательным комплексом) намного сложнее, чем маленьким государством (одним детским садом), а в силу территориальной расположенности филиалов (20-30 км) друг от друга, я, как руководитель, не имею возможности часто посещать свои филиалы.

Попробуйте не сопротивляться изменениям, которые приходят в вашу жизнь. Вместо этого, пусть жизнь живет через вас. И не волнуйтесь, что она переворачивается вверх дном. Откуда вы знаете, что жизнь, к которой вы привыкли лучше, чем та, которая настанет?


С 1 сентября 2014 г. все детские сады г. Москвы вошли в состав . Возможно, подобная реорганизация в будущем ждет и региональные дошкольные организации, в особенности малокомплектные организации. О , возникающих в процессе слияния детских садов и школ, рассказывает директор центра образования № 345 г. Москвы Наталья Тверская.

Стоит ли создавать учебно-образовательные комплексы ?

Наталья Викторовна, расскажите о процедуре слияния детских садов и центра образования № 345.

Н.Т.: В состав нашего центра образования уже более 15 лет входит дошкольное отделение, размещенное в отдельно стоящем здании. И сейчас, когда в Москве создаются образовательные комплексы, в состав которых входит несколько садов, школ и организаций дополнительного образования, мы уже накопили большой опыт работы с дошкольными отделениями. В настоящее время завершается процесс реорганизации образовательного комплекса. В него войдут две школы, в том числе наш центр образования с дошкольным отделением, и два детских сада, которые, в свою очередь, два года назад были созданы путем реорганизации на базе четырех детских садов.

Таким образом, в составе комплекса будет пять зданий для дошкольных групп. Следует отметить, что мы присоединяем детские сады компенсирующего вида, в которых созданы все условия для детей с речевыми дефектами, детей-инвалидов, в том числе с ДЦП. Все детские сады объединяются в структурное подразделение комплекса «Дошкольное отделение». Кроме этого, каждый детский сад будет иметь свое собственное имя: «Лукоморье», «Солнышко» и другие.

На Ваш взгляд, объединение детских садов и школ - правильное решение?

Н.Т.: Да. Во-первых, всеми финансовыми вопросами должны заниматься квалифицированные специалисты: бухгалтеры, экономисты, юристы, сотрудники канцелярии. Они ведут работу в интересах всего комплекса, включая детские сады: закупки в детском саду в рамках 44-го федерального закона осуществляются централизованно, бухгалтерская служба составляет общий план финансово-хозяйственной деятельности и т. д. Разумеется, не каждый детский сад, особенно малокомплектный, может себе все это позволить. Вот и приходилось обучать старшего воспитателя или педагога-психолога организации закупок или ведению делопроизводства. А в образовательном комплексе создаются специальные централизованные службы.

Поэтому работники дошкольного отделения могут спокойно заниматься своим любимым делом - воспитанием детей. Во-вторых, в образовательном комплексе формируется общая образовательная среда, попадая в нее, дошкольники становятся ее частью. Например, воспитанники нашего дошкольного отделения всегда принимают посильное участие в мероприятиях центра образования совместно со школьниками. Это значительно облегчает адаптацию не только выпускников дошкольного отделения к школе, но и их родителей, которые порой переживают больше своих детей. В образовательном комплексе формируется единое родительское сообщество. Для родителей дошкольников очевидны задачи, стоящие перед школой. Когда они приводят трехлетнего ребенка в сад, то сразу знакомятся и со школой, учителями начальных классов, получают представление о том, что ждет их ребенка в дальнейшем.

В образовательном комплексе формируется единое родительское сообщество. Для родителей дошкольников очевидны задачи, стоящие перед школой. Когда они приводят трехлетнего ребенка в сад, то сразу знакомятся и со школой, учителями начальных классов, получают представление о том, что ждет их ребенка в дальнейшем.

Какой вид должны иметь учебно-образовательные комплексы?

Какова структура управления дошкольными отделениями в составе образовательного комплекса?

Н.Т.: Возглавляет образовательный комплекс директор. Детские сады курирует заместитель директора по дошкольному и начальному образованию, тем самым обеспечивается преемственность между этими уровнями образования.

В детских садах работают старшие воспитатели, некоторые из них - бывшие заведующие. Они занимаются непосредственно организацией образовательного процесса и по всем вопросам обращаются к заместителю по дошкольному и начальному образованию.

Раз в неделю проводится административное совещание, в котором участвуют все заместители. Мы обсуждаем, что сделано, что не удалось и по какой причине, какие возникли трудности, ставим задачи на следующую неделю. Если требуется оперативная встреча, собираемся внепланово.

Кроме того, после слияния детского сада и школы в нашем центре образования создан внутренний сайт. Каждый учитель и воспитатель может зайти на него через компьютер или свои мобильные устройства в любой точке школы или детского сада, так как Интернет у нас доступен везде

Мною был издан приказ, в соответствии с которым все работники центра образования должны ежедневно в 8 часов утра, в 3 часа дня и в 5 часов вечера выходить в локальную сеть, чтобы просматривать объявления в чате. Завучи, воспитатели, учителя пишут в чате обо всем, что происходит в центре образования: проведении открытых занятий, праздников, сдаче отчетности, выходе новых документов (с которыми можно ознакомиться там же, в локальной сети) и т. д. Таким образом поддерживается постоянное общение, и все работники центра образования находятся в курсе событий. Эта инновация внедрена пока только в нашем центре, но после реорганизации мы планируем распространить ее на весь образовательный комплекс

Как удалось выстроить отношения с заведующими детских садов? Ведь их фактически понизили в должности…

Н.Т.: Если у людей остается интересная работа, перспектива профессионального роста, уважение детей, их родителей и коллег и все это обеспечивается достойной заработной платой, то люди будут работать с удовольствием, как бы их должность не называлась. Кроме того, не следует забывать, что в последние годы на заведующих детскими садами было возложено тяжелое бремя финансово-хозяйственной деятельности в условиях резкого повышения самостоятельности образовательных организаций. А в рамках образовательного комплекса эта задача будет решаться его службами.

Персонал учебно-образовательных комплексов

Каково соотношение уровня заработной платы педагогов в школе и в дошкольном отделении?

Н.Т.: В прошлом году в нашем центре образования зарплата учителей составляла примерно 60 тыс. руб. В детском саду заработная плата воспитателей была не выше 30 тыс. руб. - в среднем 22-28 тыс. руб. На сегодняшний день зарплата в детском саду выросла и в среднем составляет 40 тыс. руб. Возможность ее повышения появилась в том числе за счет внебюджетных средств. По завершении процесса реорганизации дополнительные средства появятся за счет экономии, в частности, уменьшения расходов на коммунальные услуги, в результате оптимизации штатного расписания комплекса и (или) увеличения объема платных образовательных услуг. Например, чтобы очистить крышу от снега, школа заплатит 100 тыс. руб., каждый детский сад - по 50 тыс. руб. Для нас как единой организации эта же услуга обойдется дешевле - не 250 тыс., а 200 тыс. руб. Сэкономленные средства могут пойти на увеличение зарплаты. Финансовая самостоятельность организации имеет свои преимущества - мы видим, сколько у нас денег, решаем, куда и как их можно распределить.

Пришлось ли в ходе реорганизации сокращать обслуживающий персонал детских садов?

Н.Т.: Дело в том, что уже полтора года обслуживающий персонал - медсестры и повара - не являются штатными сотрудниками нашего центра. В школе так было всегда - за питание детей отвечала сторонняя организация, с которой департамент образования заключал контракт на обслуживание. Медицинские работники были сотрудниками медицинских учреждений.

В детских садах теперь также: департамент образования на три года заключает контракт с организацией, обеспечивающей питание воспитанников. При этом удалось оставить наших поваров на своем месте. Например, повара и его помощника, которые в нашем дошкольном отделении проработали 30 лет, перевели в штат организации, обеспечивающей питание, без потерь в зарплате.

С медицинскими работниками сложнее: после перевода в штат медицинского учреждения ставки их заработной платы оказались ниже, чем в детском саду. Надеюсь, эта проблема тоже со временем решится. В детском саду медицинский работник не может быть приходящим. Медсестра должна утром принимать детей и весь день находиться в учреждении, следить за санитарно-гигиеническим состоянием помещений, здоровьем воспитанников, проводить профилактические мероприятия.

На мой взгляд, постепенная передача всех непрофильных функций на аутсорсинг - правильное решение. Заключив договоры на охрану, медицинское обслуживание и организацию питания, мы оставляем за собой функцию контроля.

Перспективы и развитие учебно-образовательных комплексов

Каковы перспективы развития детских садов в Вашем образовательном комплексе?

Н.Т.: Сейчас у молодых семей есть большая потребность в ясельных группах для детей от полутора лет. Наш детский сад готов принимать детей этого возраста. У нас есть и педагоги, которые могут с ними работать, и материальная база. Дошкольное отделение занимает новое здание, которое семь лет назад строилось по проекту, предусматривающему размещение ясельных групп.

Кроме того, мы предполагаем открыть группы выходного дня и кратковременного пребывания детей. Услуги группы выходного дня очень востребованы родителями, у которых появилась возможность в субботу и воскресенье на несколько часов оставить ребенка в детском саду.

Повышенный спрос вызвала еще одна идея. Мы предложили молодым родителям услугу по обучению воспитанию ребенка. Наши педагоги оказывают методическую помощь, консультативную поддержку, объясняют родителям, как учить ребенка рисовать, одеваться, быть послушным.

Что бы Вы пожелали руководителям детских садов, которым предстоит процедура присоединения к школе?

Н.Т.: Прежде всего не нужно бояться присоединения. Детский сад и школа должны быть одной командой! Объединение обязательно даст хороший результат. Чем дольше мы работаем с дошкольниками, тем больше я убеждаюсь в том, что это так.

Тема реорганизации дошкольных учреждений и присоединения «слабых» или малочисленных к «сильным» и успешным сделалась актуальной в последнее время. Зачем необходимы слияния в образовании? Что даёт оно «сильным» и «слабым» участникам, и чем будет измеряться эффективность каждого слияния? Как гласит народная китайская мудрость, «если в чистый ручей добавить сточные воды, два чистых ручья не получишь». Пока еще рано говорить, насколько это высказывание верно в отношении реорганизации дошкольных учреждений поселка Прогресс, однако первые плюсы и минусы уже очевидны.

Итак, плюс 1-й . Включение в образовательный комплекс нескольких детских садов позволяет оптимизировать штатное расписание дошкольного отделения с целью повышения зарплаты основному персоналу, а также производить выплаты стимулирующего характера с учетом внутреннего рейтинга подразделений учреждения.

Минус объединения заключаются в следующем: из-за реорганизации многие заведующие теряют свои рабочие места. Что же на практике, а точнее, по информации, предоставленной администрацией, на сегодняшний день детский сад № 16 «Золотая рыбка» - это объединенное в одно целое дошкольное образовательное учреждение, которое имеет два здания, одного заведующего и одного заместителя. Администрация детского сада «Амурчонок» после сокращения без работы не осталась, им предоставлены рабочие места.

Плюс 2-й. На сегодняшний день воспитанники детского сада "Амурчонок" не переехали в другое здание, а значит, большого стресса не испытали.

Минус : Как сообщает администрация поселка, данный вопрос может возникнуть уже очень скоро. На это имеются как объективные, так и субъективные причины. С одной стороны, есть необходимость предоставления здания для Центра внешкольной работы, с другой, согласно требованиям СанПиНа, группы и в «Амурчонке», и в «Золотой рыбке» недоукомплектованные.

Хотя и в переезде детей, по словам администрации, так же есть свой плюс. Несмотря на то, что группы в «Амурчонке» укомплектованы мебелью, игровым оборудованием, к сожалению, само здание не соответствует современным требованиям, а именно: спальни удалены от групповых, что составляет значительные неудобства и трудности, образовательные зоны не полностью укомплектованы с учетом федеральных государственных требований. Так, например, в детском саду имеется только один зал для занятий и физической культурой, и музыкой. Отсутствует инструктор по физической культуре. Таким образом, дети, посещающие МДОБУ № 21, были лишены возможности получать консультационную помощь от социального педагога, учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре по вопросам воспитания, обучения и развития. Все вышеперечисленное имеется в детском саду «Золотая рыбка», а значит, качество дошкольного образования будет намного выше.

Как говорят сухие отчеты, реорганизация ДОУ путем присоединения способствует повышению эффективности их работы, позволяет обеспечить развитие сети образовательных учреждений в соответствии с требованиями современной экономики и социальной сферы, а кроме того, создает условия для оптимизации организационных ресурсов и финансовых затрат государства по управлению образовательными учреждениями. Что же получится на деле, время покажет, главное, чтобы экономия не отразилась на наших детях.

Наталья Родионова

Плюсы и минусы оптимизации


Информация, изложенная в письме воспитателя МДОУ № 11 «Солнышко» Анастасии Клементьевой («СР» от 31 мая) рассмотрена и проверена. Полагаю, что на столь эмоциональное обращение автора письма подвигло уважение к руководителю этого дошкольного учреждения и восхищение её организаторскими способностями.


Вполне разделяю эти чувства. Действительно, Людмила Васильевна Зиновьева - талантливый руководитель. Об этом говорят не только её награды и звания, но и отзывы подчинённых, их нежелание расставаться со своей заведующей. Однако с призывами Анастасии Клементьевой не согласен, к тому же, вероятно в порыве чувств, автор обращения выдала свои предположения и домыслы за реальные факты. Поэтому считаю, что нужно объективно, без эмоций рассмотреть ситуацию по ре-структуризации детских дошкольных учреждений, подсчитать её плюсы и минусы. Уверен, что это позволит и читателям «Северного рабочего», и сотрудникам детсадов самим сделать вывод, нужна ли реструктуризация и как она отразится на детях, персонале детских садов и на руководителях ДОУ.

Что это за зверь - реструктуризация?
В штате каждого детсада - юридического лица, независимо от количества групп, есть заведующая, завхоз, методисты или старшие воспитатели, а также воспитатели, помощники воспитателей, повара, вспомогательные рабочие. И в самое ближайшее время в штате КАЖДОГО садика - юрлица появится своя бухгалтерия. Такое право даёт детским дошкольным учреждениям Закон об образовании.
Согласитесь, что для небольших детских садов на четыре-пять групп содержать всю административно-хозяйственную надстройку - дорогое удовольствие. Скорее даже - непозволительная роскошь. Впрочем, для бюджета большого детсада это тоже довольно чувствительно. А не содержать надстройку нельзя.
Если есть юридическое лицо, должны быть как минимум руководитель и главный бухгалтер. Деньги на их содержание с неба не падают, а расходуются из фонда заработной платы этого самого садика. Следовательно, на увеличение зарплат помощников воспитателей и поваров - самых дефицитных и низкооплачиваемых работников - денег остаётся всё меньше. Как, впрочем, и на другие нужды.
Чтобы исправить ситуацию, с 2010 года управление образования (УО) администрации Северодвинска проводит оптимизацию (ре-структуризацию) сети подведомственных образовательных учреждений. План-график реструктуризации утверждён приказом начальника УО от 30.11.2009 № 605. Попросту говоря, из двух-трёх детских садов - юридических лиц делается одно юрлицо с одной заведующей, бухгалтерией и методистом на несколько садиков. Объединение доходов нескольких детских садов в рамках одного юрлица позволяет более эффективно использовать финансы: увеличить объёмы ремонтных работ, обновить основные средства учреждения, увеличить, в конце концов, фонд стимулирующих надбавок. Так, например, количество штатных единиц административно-управленческого аппарата в настоящий период в ДОУ № 11 и № 69 - по четыре единицы. После реорганизации в штатном расписании высвобождаются три единицы, в том числе одна единица заведующего, одна - заведующего хозяйством, одна - старшего воспитателя. Однако фонд оплаты труда в этих садиках никто не уменьшает. Считайте сами, выгодно ли это основному персоналу?

Все в автономку
За год такая реорганизация была проведена в 25 детских садах. На их базе создано 11 укрупнённых до-школьных образовательных учреждений. В каждом из них - собственная бухгалтерская служба (очередной шаг для перехода к автономному учреждению). Хочу подчеркнуть, что для детей, посещающих эти укрупнённые садики, практически ничего не изменилось, хотя кадровая служба отметила, что в реорганизованных детских садах стало меньше незанятых вакансий. Поэтому можно предположить, что и внимания к детям в таких учреждениях стало больше.
Кстати, реорганизация пройдёт не только в малогруппных садиках. Она за-тронет все без исключения детские дошкольные учреждения, включая и те, что расположены в новых кварталах, в округе Заозёрном. В целом в сфере дошкольного образования из 56 юридических лиц предполагается создать не более 30.
Теперь об автономности. Кроме 11 укрупнённых садов - юридических лиц ещё 14 детских садов перешли на самостоятельное ведение бухгалтерского учёта, то есть стали ближе к автономным. В числе первых - ДОУ № 86, 89, 3, 91, 44 и 8. Эти учреждения носят статус центра развития ребёнка и достойно представляют нашу систему дошкольного образования на всех уровнях, в том числе и всероссийском. Однако реорганизация коснётся и их.
А автономное учреждение у нас в городе (да и в Архангельской области) пока только одно - ДОУ № 86 «Жемчужинка». Оно работает в пилотном режиме, выявляя все непростые моменты перехода и работы в статусе автономного. Это сделано для того, чтобы тем, кто пойдёт следом, было легче.

Что даёт реорганизация?
Летом, когда сокращается количество детей, посещающих детские сады, работа учреждений становится экономически невыгодной. Согласитесь, держать штат поваров и административно-хозяйственный комплекс на две-три группы - это расточительство. Но если это одно юридическое лицо - укрупнённый детский сад, то решить проблему гораздо проще. Ожидаемая экономия коммунальных расходов за счёт консервации на летний период одного здания составляет в среднем 70 тысяч рублей. Сэкономленные средства могут быть направлены на мероприятия по энергосбережению и энергоэффективности, другие нужды, в том числе и на увеличение фонда стимулирующих вы-плат основному персоналу. На эти же цели расходуется и экономия, полученная в течение всего года.
Теперь об объединении «Солнышка» и «Дюймовочки». В соответствии с постановлением администрации Северодвинска муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Дет-ский сад № 11 «Солнышко» комбинированного вида» реорганизовано в форме присоединения к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 69 «Дюймовочка» комбинированного вида».
Решение о назначении заведующей МДОУ № 69 «Дюймовочка» будет приниматься после завершения процедуры реорганизации. Но уже сейчас могу сказать, что опытные заведующие у нас - на вес золота.
В минувшем учебном году вышли на пенсию по достижении пенсионного возраста пять руководителей детских садов, и Людмила Васильевна Зиновьева, её талант руководителя очень нужны системе образования. Предлагая ей возглавить объединённые детские сады, мы уверены, что она сумеет задать там верный тон, создать дружный коллектив и, что самое главное, безопасные и комфортные условия для детей.

Отделим мух от котлет
Автор письма, опубликованного в «Северном рабочем», утверждает, что, сокращая заведующих, управление образования открывает новые ставки. Это её мнение. А факты таковы. В управлении образования администрации Северодвин-ска в течение 2009 года сокращено три ставки специалистов, в 2010 году - 19,5. Численность специалистов УО в связи с реорганизацией образовательных учреждений и переходом их на финансовую самостоятельность в дальнейшем будет сокращаться.
В 2010 году управлением образования создано муниципальное учреждение «Строительно-ремонтно-эксплуатационная служба Северодвинска». Экономия средств по результатам исполнения муниципального задания этим учреждением в 2010 году составила более 3,5 млн. рублей. Деньги направлены на развитие учреждения и выполнение дополнительного объёма ремонтных работ. С января 2011 года в МАУ «СРЭСС» переданы функции по профилактическому техническому и аварийно-диспетчерскому обслуживанию подведомственных учреждений, штатная численность учреждения - не более 63 единиц. Следует подчеркнуть, что одновременно из штатных расписаний учреждений образования выведено 182,15 штатных единиц долж-ностей рабочих (сантехников, плотников и др.).
Я также не раз говорил о том, как мы решаем проблему дефицита кадров в детских садах. Напомню: там сейчас не хватает 35 воспитателей, 42 помощников воспитателей (цифры соответствуют уровню прошлого года), в два раза выросло число вакансий поваров. Надо отметить, что дефицит кадров в садиках характерен для многих городов Архангельской области и всей России.
В настоящее время в Северодвинске создана рабочая группа при заместителе главы администрации по социальным вопросам для разработки механизмов повышения фондов оплаты труда работников дошкольных учреждений. Вопросы по предоставлению услуг до-школьного образования, улучшению условий труда работников детских садов находятся на постоянном контроле администрации Северодвинска.
Сергей ПОПА, начальник управления образования администрации Северодвинска

Статьи по теме