План описания фгп. Физико-географическое положение Африки




  1. Климат.

  2. Внутренние воды.

  3. Почвы.



  4. Государства и столицы










  1. Физико-географическое положение материка.

  2. Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые.

  3. Климат.

  4. Внутренние воды.

  5. Почвы.

  6. Природные зоны. Растительный и животный мир.

  7. Население. Хозяйственная деятельность.

  8. Государства и столицы
План характеристики физико-географического положения материка.

  1. Положение материка по отношению к экватору.

  2. Положение материка по отношению к нулевому меридиану.

  3. Положение материка по отношению к тропикам

  4. Крайние точки, их координаты.

  5. Протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.

  6. Определить в каких климатических поясах расположен материк

  7. Положение материка по отношению к морям и океанам.

  8. Положение материка по отношению к другим материкам.

  9. Особенности физико-географического положения материка.

Урок–практикум по географии в 7-м классе на основе интеграции алгоритмической и проблемно поисковой технологий.

Тема урока: "Физико-географическое положение материка Африка"

Цель урока : Выявить особенности географического положения материка Африка.

Задачи урока


  • Образовательные: Продолжить формирование практических умений учащихся работать с картами атласа, пользоваться типовыми планами-алгоритмами, использовать вычислительные навыки, анализировать, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, группировать материал по указанным признакам.

  • Воспитательные: Продолжить воспитание личностных качеств; чувства коллективизма, ответственности, личной сопричастности происходящему.

  • Развивающие: Развивать мышление школьников, для чего предусмотреть создание на уроке проблемной ситуации и обучение учащихся её решению: организовывать свою учебную деятельность и работать в заданном темпе; использовать, ранее приобретённые ЗУН для получения знаний и использования их в новой ситуации; свертывать полученную информацию и записывать её в тетрадь; формировать элементы творчества на основе решения проблемных задач.
Оборудование: Физическая карта мира, атласы, учебники, типовые планы, контурные карты, фонограмма «Звуки Африки»

Тип урока : Изучение нового материала.

Формы организации учебной деятельности: практическая работа на основе интеграции алгоритмической и проблемно-поисковой деятельности.

Приёмы деятельности учителя: Эврестическая беседа. Организация работы учащихся по типовым планам, картам атласа, тексту учебника, контурным картам.

Деятельность учащихся : Выполнение практической работы с использованием карт атласа и типовых планов-алгоритмов. Решение проблемы урока. Ведение записи в рабочей тетради. Работа на контурной карте.

Опорные знания, внутрипредметная и межпредметная интеграция: градусная сетка, определение географических координат (география); вычислительные навыки (математика).

Планируемые результаты: Приобретение знаний об особенностях географического положения материка Африка. Закрепление умений работать с картами атласа, типовым планом-алгоритмом, контурной картой.

Ход урока

Организационный момент.

Подготовка к изучению нового материала: актуализация знаний учащихся .

– Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится…

Для этого мне понадобиться ваша помощь.

Прозвенел сейчас звонок.

Начинаем наш урок.

Будем мыслить, изучать

И открытья совершать.

Ребята, вы готовы к этому? Итак, вперёд!


У Вас на столе листочки с улыбками или без улыбки. Выберите ту, которая бы отразила ваше настроение.

(рефлексия с начала урока и в конце урока - итог)

На уроках географии в 7 классе мы рассмотрели общие закономерности природы нашей планеты. На прошлом уроке мы перешли к изучению материков.

Я предлагаю провести арт обстрел и проверить ваши знания. За 3 правильных ответа и работу на уроке как всегда будет результат.

Вспомните, пожалуйста, что называется материком?

Ответ: Материки - значительные участки суши, со всех сторон окруженные океаном.

Какие вы знаете материки? Покажите их по карте.

Ответ: Материки: Африка, Австралия, Южная Америка, Северная Америка, Антарктида, Евразия.
В предыдущей теме мы рассмотрели общие закономерности природы южных материков, которые подчинены закономерностям развития географической оболочки.

Какие материки относятся к южным материкам?

Ответ: К южным материкам относят Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду.
Все ли материки расположены полностью в южном полушарии?
Ответ: Нет. Австралия и Антарктида полностью лежат в южном полушарии, а Африка и Южная Америка лежат и в южном и в северном полушария.

Почему Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду мы относим к южным материкам?

Ответ: Все четыре материка имеют общую историю развития природных условий - они были частью единого материка Гондваны.

На прошлом уроке мы познакомились с планом (алгоритмом), по которому будем изучать каждый материк.

План характеристики материка.


  1. Физико-географическое положение материка.

  2. Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые.

  3. Климат.

  4. Внутренние воды.

  5. Почвы.

  6. Природные зоны. Растительный и животный мир.

  7. Население. Хозяйственная деятельность.

  8. Государства и столицы
Посмотрите что стоит первым вопросом и почему?.

Ответ: Первый вопрос плана: физико-географическое положение.
Частная задача к первому действию алгоритма.

Что значит “определить географическое положение любого географического объекта”?

Ответ: Географическое положение - это “адрес” географического объекта, по которому можно найти его на Земле. То есть мы должны определить местонахождение данного объекта на земном шаре.

Физико-географическое положение материка – это положение материка относительно поверхности Земли, других географических объектов, оказывающих влияние на его природу.
Коль к планете нашей приглядишься

Из ракетной различишь дали

Материк имеет форму сердца

Ярко- красный цвет его земли


О каком материке идет речь?

Ответ: Африка

Тема нашего урока: Физико-географическое положение материка Африка. И сегодня на уроке мы определим местонахождение материка Африка на земном шаре.

Для работы на уроке вы можете использовать учебники, карты атласа, Фронтальное обсуждение. Мы будем сегодня выполнять практическую работу.

В тетрадях для практических работ записываем тему.(НА ДОСКЕ)

ФГП МАТЕРИКА АФРИКА

Оборудование: карты атласа, учебник, план-алгоритм .

Прежде чем продолжить работу запишем Д\З §24, к.к

Какое бы место на нашей планете мы с вами не изучали бы,о нем обязательно можно будет сказать, что оно самое, самое…

Каждый материк имеет определение со словом самый.

Евразия – самый?...(большой).

Антарктида – самый?...(холодный).

Африка – самый?...(жаркий).

Чтобы вы назвали еще в Африке самое….



  • Самая великая пустыня – Сахара (7,82 млн. км²)

  • Самая длинная река мира – Нил с Кагерой (6671 км)

  • Самое обширное песчаное пространство – пустыня Калахари

  • Самая высокая температура на Земле – Эль-Азизия (Ливия) +58°С

  • Африка – самый жаркий материк

  • Самый древний (Да! Ученые все больше склоняются к мысле о том, что именно Африка представляет собой прародину человечества. Каждый землянин может сказать «Я родом из Африки»)

  • Самый большой по площади после Евразии (СЛАЙД)
Площадь (СЛАЙД) S Африки – 29,2 млн. км² (1\5 часть суши) –ЭТО БЕЗ ОСТРОВОВ

А с островами часть света Африка – 30,3 млн. км 2

(СЛАЙД) Название АФРИКА


  1. (от лат. Afrikus – безморозный, не знающий мороза).

  2. Слово “Африка”, как полагают ученые, происходит от названия берберского племени “Афригии”, которое жило на севере материка. В последствии это название распространилось на весь материк.
3.В XVI в. ученый Мухаммед аль-Вазан писал что названия «Африка» (по-арабски «Ифрика») происходит от слова «фарака» которое означает «разделить». Возможно, что в названии материка заложено именно это содержание, так как Красное море отделяет Африку от Азии.

Основная проблема урока.

Вопрос, на который мы должны ответить в конце урока: “Каковы особенности физико-географического положения материка Африка? ”

Чтобы определить физико-географическое положение материка, мы должны познакомьтесь с типовым планом (алгоритмом) характеристики физико-географического положения материка.

Такой план есть у каждого из вас, есть он и в учебнике на стр.311(УЧЕБНИК)

План характеристики физико-географического положения материка.


  1. Положение материка по отношению к экватору.

  2. Положение материка по отношению к нулевому меридиану.

  3. Положение материка по отношению к тропикам

  4. Крайние точки, их координаты.

  5. Протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.

  6. Определить в каких климатических поясах расположен материк

  7. Положение материка по отношению к морям и океанам.

  8. Положение материка по отношению к другим материкам.

  9. Особенности физико-географического положения материка.
Работы много, поэтому будем работать по группам.

Ряд у окна – 1 группа – АФ

Средний ряд – 2 группа – РИ

Ряд у стены – 3 группа - КА

А общими стараниями мы соберем название материка АФ - РИ- КА

Решение проблемы:

(СЛАЙД) Работаем следующим образом: Читаем вопрос плана и записываем его в тетрадь. Затем обсуждаем, и представитель группы даёт ответ. Если вы согласны, то делаете запись в тетрадь. На подготовку 2-3 мин. (по песочным часам)

Ряд у окна – 1 группа – АФ

1. Положение материка по отношению к экватору.

Ответ: Экватор пересекает материк и делит материк на две части: равные по протяженности, но разные по площади. Большая по площади часть материка расположена к северу от экватора, а меньшая к югу. Времена года в северной и южной части противоположны: когда в северном полушарии лето, в южном – зима Близость экватора влияет на количество получаемого тепла и осадков, их распределение по временам года

Средний ряд – 2 группа – РИ

2. Положение материка по отношению к нулевому меридиану.

Нулевой меридиан пересекает материк и делит материк на две неравные части. Большая часть материка расположена к востоку от нулевого меридиана, а меньшая - к западу.

Ряд у стены – 3 группа - КА

3.Положение материка по отношению к тропикам.

Африка лежит между тропиками,между 35 параллелями, в экваториальных и тропических широтах; в жарком тепловом поясе.

(СЛАЙД) 4. Крайние точки, их координаты.

Крайние точки материка это мысы, т.е. те участки суши, которые дальше всего вдаются в море.

Все вместе

Северная - м. Рас-Энгела – (37 гр. с. ш, 10 гр. в. д.).

Ряд у окна – 1 группа – АФ

Южная - м. Игольный – (35 гр. ю.ш, 20 гр. в. д.).

Средний ряд – 2 группа – РИ

Западная - м. Альмади – (15 гр. с. ш, 18 гр. з. д.).

Ряд у стены – 3 группа - КА

Восточная - м. Рас-Хафун – (10 гр. с. ш, 52 гр. в. д.).

(СЛАЙД) 5. Протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.

Ряд у окна – 1 группа – АФ

Протяженность Африки север - юг:

Чтобы определить расстояние по меридиану в градусах нужно определить на каких широтах находятся крайние северная и южная оконечности материка и градусные значения сложить (так как измерение идет от экватора) градусов37 гр. + 35 гр. = 72 гр. ; затем, зная,что длина дуги меридиана в 1 градус равна 111 км., то протяженность материка составит: 111 км.* 72 = 7992 км.

Средний ряд – 2 группа – РИ

Протяженность материка запад – восток: Запад-восток по 10 0 с.ш.

14º+52º=66º 66º*109,6 км = 7233,6 км

Ряд у стены – 3 группа - КА

На выбор


(СЛАЙД) ВЫВОД. От протяженности материка зависит влияние океанов, континентальность климата, разнообразие природных условий. .

(СЛАЙД) 6. Определить в каких климатических поясах расположен материк

Экваториальный

Субэкваториальный

Тропический

Субтропический

Высокие температуры весь год.

Предполагаемые ответы учащихся: Африка расположена по обе стороны от экватора. Большая часть материка лежит в жарком тепловом поясе. Африка расположена ближе к экватору, чем к полюсам.
(СЛАЙД) 7. Положение материка по отношению к морям и океанам, элементы береговой линии

На западе материк омывает Атлантический океан. На севере Средиземное море. На востоке Индийский океан. На северо-востоке Красное море.

проливы: Гибралтарский – разделяет части света – Европу и Африку, соединяет – Атлантический океан и Средиземное море. Суэцкий канал – отделяет Африку от Азии и соединяет Средиземное море с Красным. Баб- эль-Мандебский пролив

Аденский – соединяет воды Красного моря и Индийского океан

Элементы береговой линии есть на ваших карточках- алгоритмах, они помогут вам правильно оформить к\к


    1. Гибралтарский пролив

    2. Средиземное море

    3. Суэцкий канал

    4. Красное море

    5. Баб- эль-Мандебский пролив

    6. Аденский залив

    7. Сомали (полуостров)

    8. Индийский океан

    9. Мозамбикский пролив

    10. о. Мадагаскар

    11. Атлантический океан

    12. Гвинейский залив

    13. Канарские острова

Материк имеет простые очертания Островов и полуостровов мало.

(СЛАЙД) 9.Положение материка по отношению к другим материка

Материк удален от Австралии, Антарктиды, Северной Америки и Южной Америки.

на значительное расстояние, за исключением Евразии. На севере Средиземное море и Гибралтарский пролив (14 км) отделяет её от Европы. На северо-востоке Африка соединяется с Азией узкой полоской суши – Суэцким перешейком шириной 200 км. В XIX в. здесь был построен Суэцкий канал.

Ты, на дереве древней Евразии

Исполинской висящая груши

Близость к Евразии – континентальность климата Северной Африки

Формулирование решения проблемы и основной проблемы урока. Закрепление и осознание. Систематизация знаний.

Теперь я предлагаю ответить на вопрос, который был задан в начале урока: “Каковы особенности физико-географического положения материка Африка?”

(СЛАЙД)ТЕСТ


  1. Крайней западной точкой материка является:

  2. Экватор пересекает Африку:

  3. Материк омывается на востоке водами океана:

  4. Дальше других от Африки расположен материк:

  5. Какую часть от площади суши составляет площадь Африки?
Имеет выгодное физико-географическое положение.

Подведение итога урока. Оценка работы учащихся на уроке.

Я знала, всё у нас получится,

Африку мы с вами будем знать.

Всем путешественникам

В журнал поставлю «хорошо» и «пять».

И в заключение хочу сказать,

Что лучше географии предмета не сыскать.

Мир географии огромен,

Стремитесь вы его познать.

Ведь правильно сказал Константин Паустовский: «Познания и странствия неотделимы друг от друга»

Рефлексия (выберите картинку, лежащую у вас) – итог рефлексии

Звучит музыка

Африка – неизлечимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли – латерита, услышишь многоголосный бой тамтамов, увидишь в отблески ночных костров в какой-нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычайным континентом, порой веришь в правдоподобие неправдоподобных легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение.

Организация домашнего задания.

Текст параграфа 18. Самостоятельно проработать материал об открытии и изучении материка. Выбрать маршрут путешествия одного из исследователей, нанести маршрут его путешествия на контурную карту и составить рассказ об этом путешествии и путешественнике (можно с использованием дополнительного материала).

Разделы: География

Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю что, если мы видим порой
Сны, которым найти не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой!

Цели и задачи урока:

  • познакомить с физико-географическим положением Африки;
  • научить давать характеристику ФГП материка;
  • показать особенности береговой линии материка;
  • продолжить формировать умение работать с картами.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: Карта полушарий и физическая карта Африки, атласы, контурные, ментальные карты.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

План урока

  1. Создание образа материка
  2. Практическая работа
  3. Закрепление

Хорошо, когда изучение материка начинается с небольшого, но яркого и эмоционального рассказа с демонстрацией слайдов, фотографий, опережающих заданий и т. д. и т. п.

Слово учителя

Ребята, все Вы с детства помните стихотворение Корнея Чуковского “Доктор Айболит”. Давайте, вспомним его… Итак, сегодня мы приступаем к изучению Африки. Кто из Вас может показать Африку на карте полушарий?

Запишите число и тему урока.

Среди других континентов Африка занимает особое место. Вторая по площади – 1/5 суши нашей планеты. Африка - континент контрастов. В географическом отношении Африка изучена не полностью, еще предстоит изучить глубинные районы тропических лесов.

Вопросы к классу

Ребята, скажите Африка это часть света или материк? (и часть света и материк)

К какому древнему материку принадлежит Африка? (Гондвана)

Слово учителя

“Африка – неизгладимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли – латерита, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров

в какой -– нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычным континентом, порой веришь в правдоподобие неправдоподобных легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение.

Пришельцу покажутся поистине удивительными многие обычаи и быт африканцев…” (В. Корочанцев).

Какие вы знаете стихотворения об Африке? (примеры)

И снова думать я стал о тебе, моя Африка
Родина, древний очаг фараонов,
Земля пирамид, созданных чьей-то непостижимой волей.
Африка, родина, словно Луна, ты плывешь, развернув свой парус.
Но куда?

Я под звездами неба в раздумье сидел,
И луна над моей головой проплывала
Спокойно и неторопливо
Словно лодка под парусом, тихо плыла
Известным путем, принимая покорно
Начертанный свыше удел,
Не сомневаясь ни в чем,
Не пытаясь что-либо менять
В своей безмятежной судьбе.

Для учащихся звучит песня из телефильма А. Рыбникова на слова Ю. Михайлова про “Красную шапочку”.

Слово учителя

Для вас отзвучала известная песня.

Она приглашает в добрый и чудесный мир.

Мы в Африку с вами отправимся ныне,

Но кто объяснит это странное имя?

Откуда название “Африка” взято?

Найдите ответ в своих книгах, ребята. (см. учебник стр. 110)

Есть другое объяснение. Еще есть перевод довольно серьезный.

С латинского “Африка” - безморозный, а на древней карте Эратосфена – Ливия.

Как нам добраться до поставленной цели?

Готовы ли вы? Правильно сели?

Короток путь до нее, иль велик

Нас ждет замечательный материк

А на пути возникают проблемы

Ну почему такова наша тема?

Мы же в Евразии братцы живем,

А Африку раньше других познаем.

(Дети формируют ответ, учитель обобщает : самый жаркий материк; имеет самую большую пустыню; разнообразные природные комплексы; крупнейшие массивы экваториальных лесов; самую длинную реку Нил; реку, пересекающую экватор дважды – Конго, она и самая полноводная; место обитания крупных млекопитающих – слонов, бегемотов, носорогов, жирафов…; на Африканском континенте найдена совершенно фантастическая находка – костные останки возрастом 130 000 лет. (смотри журнал “Знание сила”. Август 1989г.)

Ну, а сейчас у меня предложение: поговорим о ее географическом положении. Определение географического положения материка является первой учебной задачей при его изучении, и необходимо показать способы ее решения.

Практическая работа

см. План описания географического положения материка в учебнике стр. 311.

Прием определения географического положения материка

План Состав приема Ожидаемый ответ
1.Положение материка на градусной сетке:

а) по отношению к экватору и начальному меридиану

б) положение по широте и протяженность с севера на юг.

в) положение по долготе и протяженность с запада на восток.

2. Положение материка относительно других объектов:

а) относительно других материков

б) относительно океанов.

1. Определить положение материка на градусной сетке:

а) положение относительно экватора и нулевого меридиана, в каком полушарии находится и в какой его части

б) Между какими градусами широты расположен, координаты крайних северной и южной точек, протяженность с севера на юг в градусах и в километрах.

в) Между какими градусами долготы расположен, координаты крайних западной и восточной точек, протяженность с запада на восток в градусах и километров.

2. Определить положение относительно других объектов:

а) какие материки расположены поблизости, в каком направлении, как отделяются?

б) Океаны, образованные ими моря, заливы и проливы, омывающие материк, характер береговой линии.

а) Экватор пересекает Африку почти посередине, следовательно, материк расположен в северном и южном полушариях. Начальный меридиан пересекает Африку на западе, и большая ее часть лежит в восточном, а меньшая – в западном полушариях.

б) Африка расположена между 37 о с. ш. и 35 о ю. ш., пересекается Северным и Южным тропиками. Крайняя северная точка – м. Эль-Абъяд – 37 о с. ш.; крайняя южная точка – м. Игольный – 35 о ю. ш. Протяженность с севера на юг по 20 о в. Д. составляет (32 о +35 о) Х 111 км =3774 км; приблизительно в 2 раза больше, т. е. около 7500 км.

в) Африка расположена между 17 о з. д., крайняя западная точка – м. Альмади - 17 о з. д., крайняя восточная точка – м. Рас- Хафун – 51 о в. Д. Протяженность с запада на восток по экватору составляет (43 о – 9 о) Х 111 км = 34 о Х 111 км = 3774 км; в самой широкой части вдоль 20 о с. ш. приблизительно в 2 раза больше,т. е. около 7500 км.

а) Африка расположена очень близко от Евразии, на юго – западе от нее, и отделяется узким Суэцким перешейком, по которому проложен Суэцкий канал.

б) С севера Африка омывается Средиземным морем и отделена от Европы очень узким Гибралтарским проливом; с запада – Атлантическим океаном, который образует в экваториальной части большой Гвинейский залив; с востока – водами Индийского океана и Красного моря. Береговая линия материка слабо изрезана.

2. Устная работа по выполнению второго пункта плана может сочетаться с заполнением контурной карты или контура материка вычерченного в тетради.

3. После того как все описания ФГП материка сделано, следует подвести итог работы.

Открытие и исследование материка.

Перед рассказом об истории исследования материка учитель спрашивает учащихся, каких путешественников по Африке они знают, что читали об этом?

1. Изучение этого пункта происходит на основании сообщений заранее подготовленных учащихся, используя дополнительный материал. Например:

Бартоломеу Диаш

Португальский мореплаватель, обучавший многих своих спутников искусству мореплавания. Впервые его имя было упомянуто в кратком официальном документе в связи с освобождением его от уплаты пошлин на слоновую кость, привезенную с берегов Гвинеи. В 1481 г. он командовал одним из судов, отправленных к Золотому берегу. В этой экспедиции участвовал и безызвестный тогда Христофор Колумб. В 1487 г. он вновь отправился вдоль берегов Африки. Достиг мыса Доброй Надежды. Но команда потребовала повернуть назад, и Диаш подчинился.

При подготовке новой экспедиции в Индию, Диаш руководил строительством кораблей. Главой экспедиции назначили Васка да Гаму. Диаш сопроводил суда Гамы до островов Зеленого Мыса.

Васко да Гама

Этому человеку посчастливилось осуществить мечту многих мореплавателей – достиг далекой Индии. И вернулся оттуда прославленным и богатым вельможей. Он был военным и придворным не в меньшей степени, чем мореплавателем.

Весной 1494 г. Гама получил приказ четыре корабля и 170 человек, отплыл из Португалии к берегам Африки. Спустя четыре месяца обогнув мыс Доброй Надежды и пришел к восточному берегу Африки. Спустя 26 месяцев с грузом товаров и пленников вернулся назад. В 1524 г. ему было предложено отправиться в качестве вице-короля в Индию и восстановить там процветание португальских колоний. Но, пробыв в Индии 3 месяца, да Гама заболел и умер, оставив о себе славу выдающегося мореплавателя, мудрого руководителя и хорошего администратора.

2. На основе текста учебника заполнить таблицу (выполнить дома)

Закрепление.

1. Предлагаю игру: ученики заканчивают предложение.

Африка по середине пересекается …

Нулевой меридиан пересекает Африку с …

Африку омывают океаны, их по количеству …

С севера материк омывается …

Восточной крайней точкой материка считается …

Гвинейский залив расположен с … материка.

Самый большой остров близ берегов Африки…

2. Географические задачи

Как объяснить происхождение географических названий западного побережья Африки?

После успешной экспедиции Бартоломеу Диаша южная оконечность Африки получила название мыс Доброй Надежды. На что надеялись Б. Диаш и его последователи?

Все молодцы! Поработали славно. Теперь переходим к домашнему заданию.

Домашнее задание: параграф №24,ответить на вопросы в конце параграфа; заполнить таблицу; задания по к/к: подписать объекты береговой линии.

Литература

  1. О. В. Крылова Уроки географии. М., Пр., 1990.
  2. Н. А. Никитина Поурочные разработки по географии 7 класс М., 2005.
  3. О. В. Крылова материки и океаны. М., Пр., 2002.
  4. В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев География материков и океанов 7 класс М., Фрофа 2004.
  5. С. А. Огурцов Географические названия Омск, 1961.
  • Физико-географическое положение материка.

  • Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые.

  • Климат.

  • Внутренние воды.

  • Почвы.

  • Природные зоны. Растительный и животный мир.

  • Население. Хозяйственная деятельность.

  • Государства и столицы.

«Географическое положение Африки. История исследования».

  • Тема урока


Задача урока:

  • Познакомить с планом характеристики материка

  • Ввести понятие географическое положение материка

  • Раскрыть приемы определения географического положения материка

  • Изучить особенности географического положения Африки и их влияние на природу материка.















Особенности материка

  • По размерам Африка уступает лишь Евразии её площадь составляет 29,2 млн.км2

  • Около ½ её территории занимают пустыни и полупустыни. Снежные шапки поднимаются над просторами саванн.

  • В Африке протекает самая полноводная река восточного полушария Конго и самая длинная река мира Нил.

  • Африка самый жаркий материк Земли.


План описания ФГП материка


Географическое положение материка Африка


Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана.


Определить географические координаты крайних точек Африки.

  • 1 вариант.

  • Северная точка- мыс Бен-Секка

  • Южная точка- мыс Игольный

  • 2 вариант

  • Западная точка- мыс Альмади

  • Восточная точка – мыс Рас-Хавун


План описания ФГП материка

  • Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана.

  • Найдите координаты крайних точек материка в градусах и протяженность материка в километрах с севера на юг и с востока на запад.

  • В каких климатических поясах расположен материк?

  • Определите, какие моря и океаны омывают материк?

  • Как расположен материк относительно других материков?


Физическая карта Африки


История исследования материка


Открытие и исследование материка



Давид Ливингстон

  • Английский путешественник по Африке. Ливингстон прожил в Африке двадцать восемь лет как миссионер и исследователь.

  • Открыл области Замбези и многих частей Южной и Центральной Африки

  • Составил современную карту «Черного материка»

  • Открыл водопад Виктория

  • Изучил верховья реки Конго, озеро Ньяса



Город Куруман, в котором Д.Ливингстон прожил восемь лет


Пароход, на котором Д.Ливингстон плавал по Замбези


Д.Ливингстон и Г.Стенли на озере Танганьика


Туземцы несут изнуренного лихорадкой Д.Ливингстона.


Василий Васильевич Юнкер

  • Русский исследователь Африки.

  • Изучал Центральную и Восточную Африку

  • Проводил топографические работы, метеорологические и гидрологические наблюдения



План описания физико-географического положения материка:

    Размеры материка;

    Положение материка относительно экватора и начального меридиана;

    В каких полушариях расположена бóльшая часть материка;

    Какие океаны и моря и где (по сторонам горизонта) омывают материк;

    Крайние точки материка и их географические координаты;

    Положение материка относительно других материков;

    Вывод о физико-географическом положении материка.

Практическая работа: Определение типов климатов Африки по климатограммам.

Ход работы:

По приведённым в атласе климатограммам (стр. 15) определите тип климата городов Аддис -Абеба, Алжир, Валлен и Дебунджа, обосновав свой ответ по годовому ходу температуры воздуха и выпадения осадков.

Практическая работа: Составление характеристики одной из рек Африки.

Ход работы:

Используя карты атласа, текст учебника, справочную и дополнительную литературу, дайте характеристику одной из рек Африки по следующему плану:

План характеристики реки:

    В какой части материка находится река;

    К бассейну какого океана относится река;

    Длина реки и направление её течения;

    Местонахождение истока реки и его географические координаты;

    Куда впадает река, вид устья и его географические координаты;

    Крупнейшие левые и правые притоки;

    Характер течения реки, наличие порогов и водопадов;

    Основные типы питания и режим реки;

    Крупные города, расположенные на реке;

    Использование реки человеком.

Вариант 1. Нил . Вариант 2. Конго . Вариант 3. Нигер . Вариант 4. Замбези .

Практическая работа: Составление по картам и другим источникам знаний описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран Африки.

Ход работы:

Работа проводится в виде доклада, реферата, сочинения по типовому плану:

План физико-географической характеристики страны:

    Название страны и её столица;

    Физико-географическое положение страны:

а) положение страны на материке;

б) площадь территории;

в) с какими странами и где граничит;

г) положение страны относительно омывающих её морей и океанов;

    Природные особенности страны:

а) особенности строения земной коры, главные формы рельефа и полезные ископаемые;

б) характерные черты климата (климатические пояса, средние температуры января и июля, годовое количество осадков и их сезонность);

в) внутренние воды (крупнейшие реки и озёра, их характерные черты);

г) природные зоны;

д) преобладающие почвы;

е) типичные представители растительного и животного мира;

    Население и его хозяйственная деятельность:

а) численность и размещение населения;

б) преобладающие народы;

в) крупнейшие города;

г) какие полезные ископаемые добываются;

д) ведущие отрасли промышленности;

е) главные сельскохозяйственные культуры и отрасли животноводства;

ж) влияние хозяйственной деятельности человека на природную среду.

Ход работы: Работа выполняется в течение нескольких уроков!

При изучении темы ”Географические положение Австралии”, используя физическую карту Австралии (атлас, стр. 17), на контурной карте Австралии:

    Красным цветом обозначьте экватор, жёлтым - Южный тропик;

    океаны : Индийский и Тихий;

    моря : Арафурское, Коралловое и Тасманово;

    заливы : Карпентария и Большой Австралийский;

    проливы : Торресов и Бассов;

    острова : Новая Гвинея и Тасмания;

    полуострова : Арнемленд и Кейп-Йорк;

    крайние точки : мыс Йорк, мыс Юго-Восточный (Саут-Ист-Пойнт), мыс Стип-Пойнт и мыс Байрон;

3. Определите координаты крайних точек Австралии.

При изучении темы ”Рельеф Австралии” обозначьте:

    равнины : Центральную низменность;

    горы : Большой Водораздельный хребет;

    высшую точку материка : гору Косцюшко (2228 м);

    низшую точку материка : уровень озера Эйр (-16 м).

При изучении темы ”Климат Австралии” обозначьте:

    тёплое течение : Восточно-Австралийское;

    холодное течение : течение Западных Ветров;

    район формирования экваториальным воздушных масс : буквами ЭВМ;

    районы формирования тропических воздушных масс : буквами ТВМ;

    пункт с максимальной температурой воздуха : Юкла (+51 о С);

    пункт с минимальной температурой воздуха : Онслоу (-3 о С);

    пункт с максимальным годовым количеством осадков : Кэрнс (2243 мм);

    пункт с минимальным количеством осадков : Центральная Австралия (127 мм).

При изучении темы ”Внутренние воды Австралии” обозначьте:

    реки : Муррей, Дарлинг, Купер-Крик;

    озеро : Эйр.

При изучении темы ”Природные зоны Австралии” обозначьте:

    пустыни : Большая Песчаная, Большая пустыня Виктория.

Практическая работа: Сравнение географического положения Австралии и Африки.

Ход работы:

Используя карты атласа, заполните таблицу ”Сравнение географического положения Австралии и Африки”:

План

Черты сходства

Черты различия

Австралия

Африка

1. Размеры материков

2. Положение материков относительно экватора и начального меридиана

5. Характер береговой линии

Практическая работа: Обозначение на контурной карте названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.

Ход работы:

Используя физическую карту Южной Америки (атлас, стр. 19), на контурной карте обозначьте:

    Красным цветом – экватор, жёлтым – Южный тропик, зелёным – 50 о ю.ш.;

    Подпишите названия следующих географических объектов:

· океаны : Атлантический и Тихий;

· море : Карибское;

· залив : Ла-Плата;

· проливы : Дрейка и Магелланов;

· канал : Панамский;

· острова : Огненная Земля, Фолклендские (Мальвинские), Тринидад, Галапагос;

· крайние точки : мыс Гальинас, мыс Кабу-Бранку, мыс Фроуэрд, мыс Горн и мыс Париньяс и определите их координаты.

При изучении темы ”Рельеф Южной Америки” обозначьте :

· равнины : Амазонскую, Ла-Платскую и Оринокскую низменности, Бразильское и Гвианское плоскогорья, Патагонское плато (Патагонию);

· горы : Анды;

· высшую точку : гору Аконкагуа (6960 м);

· вулканы : Котопахи и Сан-Педро;

· низшую точку материка : Салинас-Чикас (-42 м) на полуострове Вальдес.

При изучении темы ”Климат Южной Америки” обозначьте :

· тёплые течения : Гвианское, Бразильское и Наска;

· холодные течения : Перуанское, Фолклендское и течение Западных Ветров;

· район формирования экваториальным воздушных масс : буквами ЭВМ;

· район формирования тропических воздушных масс : буквами ТВМ;

· район формирования умеренных воздушных масс : буквами УВМ;

· пункт с максимальной температурой воздуха : Кордова (+46 о С);

· пункт с минимальной температурой воздуха : Сармьенто (-33 о С);

· пункт с максимальным количеством осадков : Буэнавентура (более 9000 мм) в Колумбии;

· пункт с минимальным количеством осадков : Антофагаста (1 мм) в Чили.

При изучении темы ”Внутренние воды Южной Америки” обозначьте :

· реки : Амазонка, Мараньон, Укаяли, Риу-Негру, Мадейра, Тапажос, Ориноко, Парана, Парагвай, Уругвай, Сан-Франциску;

· озёра : Маракайбо и Титикака;

· водопады : Анхель и Игуасу.

При изучении темы ”Природные зоны Южной Америки” обозначьте :

· пустыню : Атакама.

Практическая работа

Сравнение физико-географического положения Африки и Южной Америки.

Ход работы:

Используя карты атласа и текст учебника, заполните таблицу ”Сравнение географического положения Африки и Южной Америки”:

План

Черты сходства

Черты различия

Африка

Южная Америка

1. Размеры материков

2. Положение материков относительно экватора и начального меридиана

3. В каких полушариях находятся

4. Океаны, омывающие берега материков

5. Характер береговой линии

6. Положение относительно других материков

Практическая работа: Сравнение крупных речных систем Африки и Южной Америки.

Ход работы:

Используя карты атласа, тест учебника и другую литературу, заполните таблицу (работа выполняется по вариантам):

План

Черты сходства

Черты различия

Река Африки

Река Юж. Америки

Положение на материке

К бассейну какого океана относится

Площадь бассейна

Местонахождение истока и его координаты

Вид устья и его координаты

Длина главной реки

Направление течения

Характер течения

Питание реки

Режим реки

Крупнейшие левые притоки

Крупнейшие правые притоки

Страны, расположенные в бассейне реки

Крупнейшие города

Использование реки человеком

Вариант 1. Сравнение Конго и Параны. Вариант 2. Сравнение Нила и Амазонки. Вариант 3. Сравнение Замбези и Ориноко.

Практическая работа: Обозначение на контурной карте стран Южной Америки и их столиц.

Ход работы:

    Используя атлас (стр. 10 - 11), на контурной карте Южной Америки обозначьте: Аргентину, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Гайану, Гвиану (фр.), Колумбию, Панаму, Парагвай, Перу, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Фолклендские острова (брит.), Чили, Эквадор и подпишите названия их столиц (административных центров).

    Чёрным цветом закрасьте колониальные владения Франции и Великобритании.

    Зелёным цветом закрасьте страны, не имеющие выхода к морю.

    Красным цветом закрасьте страну, расположенную на двух материках.

Практическая работа: Обозначение на контурной карте названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.

Ход работы:

Используя физическую карту Северной Америки (атлас, стр. 22), на контурной карте Северной Америки обозначьте:

    Красным цветом – экватор , жёлтым – Северный тропик , зелёным – 50 о с.ш ., синим – Северный полярный круг ;

    Подпишите названия следующих географических объектов:

· океаны : Тихий, Атлантический и Северный Ледовитый;

· моря : Берингово, Чукотское, Бофорта, Баффина, Карибское;

· заливы : Аляска, Калифорнийский, Гудзонов, Святого Лаврентия, Мексиканский;

· проливы : Берингов, Девисов, Датский, Гудзонов, Флоридский, Юкатанский;

· канал : Панамский;

· острова : Канадский Арктический архипелаг, Гренландию, Баффинову Землю, Ньюфаундленд, Кубу, Ямайку, Гаити, Ванкувер, Алеутские, Святого Лаврентия;

· полуострова : Лабрадор, Флориду, Юкатан, Калифорнию, Аляску;

· крайние точки : мыс Мёрчисон, мыс Марьято, мыс Принца Уэльского, мыс Сент-Чарльз и определите их координаты.


  1. Приказ № от 20 г. Рабочая программа по учебному курсу «География материков и океанов» 7 класс

    Рабочая программа

    ... . Учебное электронное издание. География . Наш дом Земля . Материки , океаны , народы и страны . Мультимедиа учебник для учащихся 7 классов общеобразовательных учебных заведений. Авторы учебного материала...

  2. Рабочая программа по географии линия в. П. Дронова, издательство «дрофа»

    Рабочая программа

    Реализации рабочей программы используется учебно -методический комплект, включающий: Базовый учебник Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География : Наш дом Земля (материки , океаны , народы и страны ). 7 класс . – М.: Дрофа...

  3. Отчет о результатах самообследования негосударственное образовательное учреждение Центр Спорта и Образования «локомотив»

    Отчет

    ... География 7 КЛАСС География . Наш дом Земля : Материки , океаны , народы и страны . 7 класс . Учебник для общеобразовательного учреждения И.В. Душина, В.А. Щенёв, В.А. Коринская География . Наш дом Земля : Материки ,

Методическая разработка урока: Физико- географическое положение Африки.

Класс: 7

Цель: знакомство с географическим положением Африки.

Задачи:

    Образовательные познакомить с физико-географическим положением Африки; научить давать характеристику ФГП материка; показать особенности береговой линии материка; познакомить с новым способом обработки информации – картосхемами.

    Развивающие – развивать умение комплексного использования физической и контурной карт; использовать ранее приобретенные ЗУН для получения знаний и использования их в новой ситуации;

    Воспитательные – продолжить воспитание личностных качеств, привитие аккуратности, наблюдательности.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Формы работы: эвристическая беседа с постановкой проблемного вопроса, сообщения учащихся, дифференцированно-групповая, самостоятельная работа.

Оборудование: физическая карта мира, учебник В. А. Коринской, И.В. Душиной, В.А.Щенева «География материков и океанов», атласы, рабочие тетради учащихся, раздаточный материал, мультимедийное оборудование (презентация используется по ходу всего урока

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Здравствуйте, ребята! На наших уроках мы не раз совершали путешествия. Вспомните, где мы с вами уже побывали, что исследовали? (Океаны)

Но на этом наши путешествия не закончились. Впереди нас ждет много нового и интересного, т. к. мы отправляемся в путешествие по материкам! Назовите существующие материки

Учащиеся называют и показывают океаны на настенной карте

Показывают материки

Новый материал

А) введение в тему

Наше путешествие начнется со знакомства с одним из интереснейших материков Земли, а каким, определите сами!

На экране демонстрируются слайды с видами Африки, и идет сопроводительный текст:

« Этот материк считают наиболее вероятной прародиной человека. Это родина многих народов, больших и малых. Они любят свою землю и гордятся ею, считая её необыкновенной. Здесь есть все. И прекрасные пальмовые рощи, и дикие непроходимые джунгли, искрящиеся водопады, раскаленные солнцем пустыни и бескрайние саванны. Этот материк славится своими пирамидами и пигмеями, баобабами и жирафами».

За морем-океаном в тени Килиманджаро
Купается огромный и добрый бегемот,
Там зебры и жирафы,там небо дышит жаром,
Кокосовые пальмы, бананы круглый год.
В саванне бродят львы и прячутся гориллы,
Шипят в пустыне змеи, качая головой.
И щелкают зубами большие крокодилы,
Когда проходят мимо них слоны на водопой.

На каком материке мы можем встретить таких животных и растения?

О каком материке идет речь? Как определили?

Много интересного и загадочного можно встретить на этом материке. Даже происхождение названия материка «Африка» до сих пор вызывает споры.

Проблемная задача. Представьте теперь, что вы путешественники. Экспедиция отправляется на один из южных материков и по возвращении из экспедиции вы должны рассказать об особенностях природы материка.
Как вы думаете, с какими компонентами природы вам необходимо познакомится, чтобы вы смогли рассказать о своеобразии материка. Обсудите ответы

Совершенно верно вы определили круг вопросов, с которыми нам необходимо познакомиться при изучении материка.

Таким образом, на прошлом уроке мы с вами знакомились с планом (алгоритм), по которому будем изучать материк. Давайте решим, в каком порядке и почему будем отвечать на вопросы, чтобы составить характеристику материка?

Еще раз вспомним план характеристику материка (форзац учебника)

План характеристики материка.

    Физико-географическое положение материка.

    Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые.

    Климат.

    Внутренние воды.

    Почвы.

    Природные зоны. Растительный и животный мир.

    Население. Хозяйственная деятельность.

    Государства и столицы.

Посмотри те еще раз и какой вопрос у нас самый первый?

Итак, тема сегодняшнего урока: Физико - географическое положение Африки.

Что значит “определить географическое положение любого географического объекта”?

Константин Георгиевич Паустовский сказал «Познания и странствия неотделимы друг от друга» (высказывание на доске) .

Ну что ж, мои друзья, в путь!

Для работы на уроке вы можете использовать учебники, карты атласа,

Основная проблема урока.

Вопрос, на который мы должны ответить в конце урока : Каковы особенности физико-географического положения материка Африка?

    Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы более точно определить местонахождение материка на земном шаре?

    Какие карты мы будем использовать для описания материка?

Называют материк

Артур

Обсуждение в парах.

Предполагаемые ответы учащихся. Необходимо познакомиться с растительным и животным миром материка; узнать о климате, рельефе и полезных ископаемых материка; познакомиться с народами, населяющими материк и странами; определить, где находится материк .

Географическое положение - это “адрес” географического объекта, по которому можно найти его на Земле. То есть мы должны определить местонахождение данного объекта на земном шаре.

Предполагаемые ответы учащихся: Определить площадь материка. Какие океаны его омывают? Какие материки близко расположены, а какие удалены?

Физическая карта Африки, физическую карту полушарий.

Чтобы определить физико-географическое положение материка, мы должны ответить на эти вопросы, используя сказанные вами карты. А теперь мы будем работать с типовым планом (алгоритмом) характеристики физико-географического положения материка.

План характеристики физико-географического положения материка.

    Положение материка по отношению к экватору.

    Положение материка по отношению к нулевому меридиану.

    Крайние точки, их координаты.

    Протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.

    Площадь материка.

    Положение материка по отношению к морям и океанам.

    Положение материка по отношению к другим материкам.

    Особенности физико-географического положения материка.

Решение проблемы:

Работаем следующим образом: Читаем вопрос плана и записываем его в тетрадь. Если вы согласны, то делаете запись в бортовом журнале

    Положение материка по отношению к экватору

На что влияет положения материка вблизи экватора?

2. Положение материка по отношению к нулевому меридиану .

3. Крайние точки, их координаты.

4 . Протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах

5. Площадь материка

6 . Положение материка по отношению к морям и океанам

Изрезанность берегов

7. Положение материка по отношению к другим материкам

Знакомство с планом хар-ки ФГП

Экватор пересекает материк и делит материк на две части: равные по протяженности, но разные по площади. Большая по площади часть материка расположена к северу от экватора, а меньшая к югу

количество получаемого солнечного тепла и осадков, их распределение по временам года .Времена года в северной и южной части противоположны: когда в северном полушарии лето, в южном – зима

Нулевой меридиан пересекает материк и делит материк на две неравные части. Большая часть материка расположена к востоку от нулевого меридиана, а меньшая - к западу.

Самостоятельное исследование в парах. Работа с картами атласа. Определение географических координат по карте атласа. Нанесение их на контурную карту.

Северная - м. Рас-Энгела – (37 гр. с. ш, 10 гр. в. д.).

Южная - м. Игольный – (35 гр. ю.ш, 20 гр. в. д.).

Западная - м. Альмади – (15 гр. с. ш, 18 гр. з. д.).

Восточная - м. Рас-Хафун – (10 гр. с. ш, 52 гр. в. д.)

. Протяженность Африки север - юг: 37 гр. + 35 гр. = 72 гр. Так как длина дуги меридиана в 1 градус равна 111 к м., то протяженность материка составит: 111 км. 72 = 7992 км.

Протяженность материка запад – восток: 52 гр. + 18 гр. = 70 гр. Так как по экватору длина дуги в 1 градус равна 110 км ., то длина материка будет равна: 110 км. 70 = 7700

Пользуясь справочным материалом атласа назовите площадь материка.

Площадь материка - 30.3 млн. кв. км. – это второй по величине материк.

Найдите на карте на карте, затем нанести на контурную карту цифры

На контурной карте подписать объекты береговой линии: Атлантический океан, Индийский океан, Средиземное и Красное моря, Гвинейский и Аденский заливы, Гибралтарский, Мозамбикский и Баб-эл-Мандебский проливы, острова: Мадагаскар, Канарские и т.д.

Изрезанность берегов слабая, ровные

Африка удалена от Ю. Америки,Австралии, Антарктиды и С. Америки на значительное расстояние, за исключением Евразии. На севере Средиземное море и Гибралтарский пролив (14 км) отделяет её от Европы. На северо-востоке Африка соединяется с Азией узкой полоской суши – Суэцким перешейком шириной 200 км. В XIX в. здесь был построен Суэцкий канал. Суэцкий канал -судоходный бесшлюзовый канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное море. Зона канала считается условной границей между двумя континентами, Африкой и Евразией и имеет Огромное значение для мирового судоходства

Стат. Справка:

Строился канал 10 лет

Длина 161 км

Ширина от120км до 318 км

Глубина более 16 м.

физкультминутка

Музыкальная физкультминутка

Первичное закрепление

Какое важное событие ожидает нас в 2014 году в феврале месяце?

А что является логотипом этого мероприятия?

Правильно, Логотип олимпийских игр выглядит как пять объединенных между собой колец разных цветов. Этот логотип так же нанесен и на олимпийский флаг, который имеет белый фон означающий мир во всем мире. В 1913 году Пьер де Куберт придумал такой логотип, он считал, что национальные цвета всех стран включены в эти пять колец, а не привязаны к какому-либо из континентов как принято думать сейчас. Если вы посмотрите на флаг абсолютно любой страны, вы увидите, что на нем есть хотя бы один цвет из пяти цветов колец. На сегодняшний день полагают что каждый цвет это какой-либо континент. А как вы думаете, какой цвет вы предложите Африку? А почему?

Давайте подведём итог всему сказанному. Ответьте на вопрос – выгодное ли у Африки физико-географическое положение?

Тест – Выберите верные утверждения.

    Африка посередине пересекается экватором

    Начальный меридиан не пересекает Африку.

    Северная точка материка – м. Игольный

    Южная точка- м. Игольный

    Восточная крайняя точка- м. Рас - Хафун

    Западная крайняя точка -м. Альмади

    Африку омывают океаны: Атлантический и Индийский.

    Самое соленое море, омывающее берега Африки – Средиземное.

    С севера берега омывает Средиземное море.

    Гвинейский залив расположен с севера

    Самый большой остров вблизи берегов материка – Мадагаскар .

Олимпиада в Сочи

логотип 5 колец

Черный цвет

Ответ: ФГП Африки выгодное; материк лежит во всех 4-х полушариях земного шара. Африка представляет собой сплошной массив суши со слабо изрезанной береговой линией.

Ответы: 1,4, 5,6, 7, 9, 11

Ватман,

Игра «Что такое?» называется географический объект, надо уточнить что это? (мыс, остров, полуостров и т д) и показать по карте

    (мыс) Игольный,

    (мыс) Альмади,

    (мыс) Рас – Хафун,

    Атлантический (океан),

    Индийский (океан),

    Средиземное (море),

    Гвинейский (залив),

    (полуостров) Сомали,

    (остров) Мадагаскар,

    Гибралтарский (пролив),

    Суэцкий (канал, перешеек )

Рефлексия

Итак мы сегодня:

1) Самостоятельно узнали ответы на все проблемные вопросы;
2) Узнали, что материк Африка расположен по обе стороны от экватора, по обе стороны от нулевого меридиана, второй материк по площади, омывается Атлантическим и Индийским океаном, близко расположен к материку Евразия, имеет выгодное физико-географическое положение;
3) Овладели обобщенным способом описания физико–географического положения материка;
5) Закрепили навыки работы с картой, глобусом, учебником, алгоритмом;
6) Очень хорошо поработали самостоятельно и в коллективе и думаю, что получили от этого большое удовлетворение. Молодцы

Домашнее задание

Текст параграфа. Самостоятельно проработать материал об открытии и изучении материка. Выбрать маршрут путешествия одного из исследователей, нанести маршрут его путешествия на контурную карту и составить рассказ об этом путешествии и путешественнике (можно с использованием дополнительного материала).

Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю что, если мы видим порой
Сны, которым найти не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой!

Н. Гумилев

Спасибо за урок!

Статьи по теме