Протоиерей Димитрий Галкин. Проповедь после всенощного бдения в день памяти пророка Илии

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Илия встретил своего Бога в пустыни в пещере, после того как прошел долгий путь в течение сорока дней и ночей. То, что ему дано было пережить, - совершенно новое, не открытое доселе Писанием о Боге. Бог не присутствует ни в сильном ветре, ни в землетрясении, ни в огне. Иными словами, Бога нет в том, что еще вчера было ответом на молитву Илии перед пророками Ваала. Это оружие оказывается как бы устаревшим.

Почему ему надо было идти в течение сорока дней? Сорок - это число дней, равное числу лет, в течение которых отцы должны были проходить через пустыню. Почему пещера, в которой было явление Бога Илии, находилась в Хориве? Хорив - это другое название Синая, где Моисей встретил Бога. Тогда Бог прошел там, проведя перед ним всю славу Свою. Покрыв Своей рукой лицо Моисея, которого Он поставил в расщелину скалы. Теперь Илия, паломник Хорива, выйдя из пещеры, покрыл лицо свое милотью, потому что Бог пройдет перед ним.

Есть много общего между Моисеем и Илией. Однако откровение, дарованное Илии о гласе хлада тонка, о голосе, который есть Божественное молчание, отлично не только от громоподобных чудес самого Илии. Речь идет о новом видении всего, что связано с Моисеем, и устрашающим даром Синайских скрижалей. Илия остается Илией, но в то же время он иной. Точно также Бог остается Богом, но Он по-иному, чем раньше, являет Себя человеку. В огне и в землетрясении на горе Синай, Бог остается невидимым. «Гора горела огнем до самых небес, и была тьма, облако и мрак. И говорил Господь к вам из среды огня; глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас» (Втор. 4, 11-12). Наступают иные времена. Надо, чтобы Моисей и Илия были увидены вместе, и увидены в том же самом свете. Ученикам Христовым будет дано увидеть не только свет Преображения Господня, но и участие в нем великих пророков. «И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9, 31).

Поразительна в библейском повествовании об Илии история Навуфея. Не возразив ни единым словом, царь Ахав позволяет царице Иезавели убить Навуфея за то, что тот не хочет отдать ей свой виноградник, расположенный вблизи дворца. Убить, прибегнув к помощи гнусных лжесвидетелей, чтобы ограбить. Илия выступает грозным обличителем преступников. За смерть Навуфея Ахав и Иезавель будут преданы горшей смерти: «Так говорит Господь: вот, Я наведу на тебя беды и вымету за тобой». Выбор между Богом и Ваалом никогда не кончается. И гнев Божий будет возгораться из века в век, пока не будет поставлен предел беззаконию.

Илия не познал смерти, но был взят на небо на огненной колеснице, запряженной огненной конницей. Для имеющих духовное зрение невидимое становится видимым. Место погребения Моисея никто не может обнаружить, а с Илией совершается небывалое чудо. Пророк хочет воспрепятствовать своему ученику стать свидетелем его восхождения на огненной колеснице. Никто не должен видеть этой тайны. Но может ли он избавиться от Елисея, который следует за ним до конца?

Дар избавления от смерти не дается просто. Требуется некоторое участие в этом и со стороны человека. В течение последующих веков в богоизбранном народе не угасает ожидание, что Илия снова придет. Но мы видим, какая разница между Илией, избавленным от смерти, и Сыном Божиим, принимающим смерть, чтобы оплатить долг за Илию. И не только за него. Будет еще у Илии после горы Фавор - гора Голгофа. Именно на Голгофе мы услышим насмешки по поводу ожидания возвращения Илии: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? То есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его» (Мф. 27, 45-49). В этот час Илия даст о себе знать в последний раз. Кажется, как на горе Преображения, он присутствует на Голгофе рядом с Господом. Но на этот раз он приобщается Христу в молчании, приобщаясь молчанию гласа хлада тонка, силе Господней, которая раскрывается в явлении предельной немощи. Однако церковное Предание свидетельствует, что последний раз наступит, когда он будет послан на землю накануне Второго Пришествия Христова, во время его проповеди о том, что грех и смерть - тождественные понятия, так же как сила и милость Господня, и будет за эту проповедь убит.

Благо нам, что мы умираем. Потому что только так можем мы приобщиться в полноте смерти Христовой, а значит и Его жизни, Его Преображению и Воскресению. Аминь.

протоиерей Александр Шаргунов

Cегодня Церковь празднует память святого пророка Божия Илии. В Третьей и Четвертой книгах Царств мы читаем о великих делах пророка, о чудесах, которые он совершал перед лицом народа израильского. Читаем о том, как, чтобы доказать бытие истинного Бога, он призывает четыреста пятьдесят пророков Вааловых и приносит жертву Господу, а они приносят жертвы своим богам; и жертву пророка по его молитве попаляет Божественный огонь, жертв же лжепророков огонь не касается.
Мы читаем о том, как Илия приходит в дом бедной вдовы и воскрешает ее сына, о том, как пророк бежит от гнева нечестивой царицы Иезавели в пустыню и, не находя в себе более сил на пророческое служение, в отчаянии взывает к Богу: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою». Но Бог утешает его, не только посылая ему воду и хлеб, но и таинственным, необычайным образом являясь ему «в тихом веянии ветра». Ощущая это легкое дуновение, Илия понимает, что Господь явился ему не в грозных явлениях природы - не в буре, не в землетрясении, не в огне, - но именно в легком дуновении ветра духовного. Этим дуновением Духа Святого Бог утешает пророка и дает ему новые силы.
Наконец, мы видим как Илия идет вместе со своим учеником пророком Елисеем, и Елисей узнает, что его учитель в этот день будет взят от него. Илия говорит: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». И Елисей отвечает: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Илия сказал: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так». Вскоре явилась огненная колесница, и вихрь вознес Илию на небо. Это был человек, который при жизни воскрешал мертвых, это был пророк, который не увидел смерти, но был вознесен Богом в Царствие Небесное.
Жизнь пророка Илии научает нас тому, какими были истинные пророки, призванные Богом на особое служение, на особую миссию - возвещать людям о Боге. Пророки были гонимы, и мы слышали сегодня в евангельском чтении слова Христа: «Пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4:44), - т. е. там, где он проповедует, он не бывает понят. У всех пророков были враги и недоброжелатели, люди, которые желали им смерти. Как и все люди, пророки имели свои немощи, и не всегда была им по силам та невероятно трудная миссия, которая была на них возложена - свидетельствовать о Боге людям, которые не хотели этого свидетельства слышать.
Читая о жизни других пророков, мы узнаем, что, когда Господь призывал их, некоторые из них отказывались. Один сказал, что он слишком юн, другой - Иона - вообще бежал от Лица Божия, сознавая, что нет у него сил исполнить возложенную на него Богом миссию. Пророк Илия в отчаянии просил у Бога смерти. Но пророков всегда подкрепляла благодать Божия, в своем служении они непосредственно соприкасались с Богом, встречали Его в личном духовном опыте.
Встречи эти бывали разные. Иногда Господь приходил в легком дуновении ветра, т. е. в некоем сокровенном духовном утешении, как это было с пророком Илией. Но бывало и так, что не только пророк, но и весь народ был свидетелем явления Божия, когда, например, тот же Илия с помощью огня решил показать, быть ли Господу или Ваалу Богом Израиля. В разные периоды человеческой истории Бог посылал людям пророков, чтобы от них люди услышали слово истины, чтобы они чудесами засвидетельствовали присутствие Божие и силу Божию. И во все эпохи пророки были людьми немощными - такими же, как мы с вами. Их пророческая миссия намного превышала их естественные человеческие силы, и они, не надеясь на собственные силы, искали помощи у Бога. Они просили у Бога духовного подкрепления в трудные минуты, когда были оставлены людьми, гонимы, когда враги искали их смерти. И Господь таинственным образом подкреплял их благодатью Святого Духа.
И еще одному научаемся мы из жизни пророка Илии - тому, что каждый пророк оставлял после себя духовное потомство. Пророки не были людьми, которые, подобно знаменитостям мира сего, ярко блеснув, исчезают. Пророки оставляли после себя учеников, поэтому дело, которому они служили, не умирало и после их смерти. Когда Илия был вознесен на небо колесницей Божией, Елисей взял его милоть, т. е. плащ, и ударил ею по воде, и вода расступилась, и Елисей понял, что духовное наследие пророка Илии перешло к нему. Нередко бывало, что ученики оказывались выше учителя, потому что дух, который был на одном пророке, переходил на другого и с еще большей силой действовал через него. Так духовное преемство переходило от одного пророка к другому, вплоть до последнего из пророков и первого из апостолов - Иоанна Крестителя. Затем оно переходило от одних апостолов к другим, затем к епископам, к священникам и ко всему народу Божию, который это благодатное свидетельство о Боге - также передавал из поколения в поколение; оно дошло и до нас, и ныне мы являемся его обладателями.
Потому, вспоминая ветхозаветных пророков, мы вспоминаем не каких-то людей, которые жили в древности и три тысячи лет назад прославились своими великими делами, но святых, духовное наследие которых продолжает жить в нашей Церкви. Вспоминая их и молясь им, мы надеемся хотя бы в малой степени проникнуться тем духом, которым они жили, и получить хотя бы частицу той благодати Божией, которая была дана им не ради них самих, но дабы помочь им нести нелегкую миссию свидетельства о Боге перед людьми, тот крест, под тяжестью которого и мы порой сгибаемся, не находя в себе сил, чтобы его понести.
Иногда мы говорим: Господи, это невозможно, этот крест слишком тяжел для меня. И тогда приходит благодать Божия в «веянии тихого ветра», и ее освежающее и укрепляющее дуновение дает нам новые силы.

Митрополит Иларион (Алфеев)

День памяти Илии Пророка
В те дни дивились народ словам благодати, исходившим из уст Иисуса, и говорили: не Иосифов ли это сын? Он сказал им: конечно, вы скажете Мне пословицу: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме. И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сирийца. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился.

Лк 4:22–30

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, Святая Церковь торжественно прославляет память честнаго славного пророка Божия Илии, одного из самых удивительных людей за всю историю человеческого рода. Этот святой был одновременно и величайшим пророком Ветхого Завета, и одним из двух праведников, призванных к тому, чтобы присутствовать при чуде Преображения Господня на Фаворской горе. Он же – один из двух праведников, которые в последнее время при пришествии Антихриста будут три с половиной года вновь проповедовать покаяние людям, воспримут мученический венец убиения и воскреснут в жизнь вечную при Втором пришествии Христовом. Подлинно, кто должен был быть сей человек, чтобы Промысел Божий избрал ему такой удел?

Пророк Божий Илия родился в десятом веке до Рождества Христова. Это было непростое время для избранного народа Ветхого Завета. После смерти царя Соломона царство разделилось на два. И если в Иудее хранилось еще истинное богопочитание, то большая часть колен израильских со столицей в Самарии в большинстве своем отошли от веры в Единого истинного Бога. В особенности это имело место при нечестивом царе Ахаве, большая часть жизни которого и пришлась на время подвига святого пророка Божия Илии.

Вспомним и само рождение пророка Божия. Как говорит нам Церковное Предание, его отец видел при его рождении Ангелов Божиих, которые пламенем окружали младенца и сопровождали самое его рождение. От юных лет Илия целиком посвятил себя служению Богу. Юношей он удалился в пустыню, а возмужав, начал обличать то идолопоклонство, в которое отступали израильтяне вместе со своим царем Ахавом и его женой – нечестивой царицей Иезавелью.

Иезавель была из рода язычников и научила своего мужа, чтобы он восстановил почитание золотых идолов-телиц. Перед ними приносились жертвы, и большинство народа впало в идолопоклонство. Ревнующий о славе единого истинного Бога пророк, не знавший таких гнусных слов, как политкорректность, толерантность и т.п., свидетельствовал о том, что люди губят свою душу, губят через грехи царя, ибо грехи царя и начальствующих особенно распространяются и имеют последствия в народе.

Пророк Илия стал молиться Богу о том, чтобы, если люди не покаются, последовало наказание для Израиля. И пророку было дано обещание, что три с половиной года на Израильскую землю не упадет ни капли дождя. Но и после такого предупреждения царь Ахав не покаялся. Небо затворилось. Сам пророк, удалившийся к источнику Хораф, был питаем по особому Промыслу Божию – это часто изображается на иконах пророка Илии – воронами, которые прилетали и приносили ему необходимую пищу. Святитель Иоанн Златоуст, между прочим, изъясняя, почему именно воронам было поручено питать пророка Божия Илию, говорит, что тем самым Господь его ревностную, но такую жесткую душу побуждал к милости и снисхождению. Вороны, как пишет Златоуст, есть птицы, которые не имеют жалости даже к своим птенцам и могут оставить их без пропитания, а здесь Промысел Божий, воля Божия сделала их питателями человека в пустыне. Так продолжалось три с половиной года.

Затем от Бога последовало еще одно повеление к пророку. Источник Хораф высох, а Илия был послан в Сарепту Сидонскую – небольшой город на севере от Святой Земли. В этом городе произошло событие, упоминание о котором вы слышали в сегодняшнем Евангелии. Пророк Божий встретился с некой вдовицей, бедной женщиной, которая изнемогала, как и весь Израиль, из-за неурожая, который их постиг. Однако, когда встретила Илию и он попросил ее дать ему пищи, она испекла ему хлеб из того последнего масла и последней муки, которые у нее были, и напитала пророка. И произошло удивительное чудо: все оставшееся время голода мука и масло в доме вдовицы не оскудевали, чудесным образом восполнялись за то милосердие и самоотвержение, которое она проявила ради человека Божия. Это было второе научение от Бога пророку Илие о цене милости.

Затем произошло еще одно удивительное событие, к которому пророк был призван: первый из праведников Ветхого Завета он сотворил чудо воскрешения умершего. У питавшей его вдовицы был сын, отрок, который через некоторое время заболел и умер. Вдовица сделала вывод, который тогда могли сделать люди, бывшие ближе к Богу и лучше знавшие, что такое святость, и который был тогда более простым и понятным, чем может нам показаться. Вдова решила, что ее отрок умер из-за того, что святой Божий пришел к ней в дом. Ее сын умер из-за того, что их греховная жизнь обычных людей несовметима со святостью Божией, которая проявилась в этом человеке, решила она. Современный человек скорее склонен считать, что встреча со святостью приносит нам непременно утешение, милость, какую-то духовную радость, но это далеко не всегда так. Грех обнажается при приближении святости, и очень часто рядом со святым человеком становится вовсе не легче, приятнее и светлее жить, чем нам было до того. Напротив, все то, что в нас есть и что мы привыкли скрывать, обнажается и становится труднее, и тяжелее, и больнее. Тогда люди понимали это лучше. Но, впрочем, сие было не только для обнаружения святости пророка, но и для обнаружения милости Божией. Пророк троекратно усиленно помолился, и отрок был воскрешен, вернулся к своей матери и прожил еще долго. И как говорят некоторые святые отцы, толкователи Священного Писания, именно этот мальчик, воскрешенный пророком, впоследствии станет другим пророком, который побывает во чреве кита и проповедует трехдневное воскресение Христово, – это будет пророк Божий Иона.

После этих чудес пророк Илия идет к царю Ахаву и возвещает ему, что время гнева Божия истекает, но кончится оно тогда, когда будет проведено испытание истинной веры. Пророк приглашает собраться всех жрецов языческих, и приходят 450 жрецов Ваала и 450 служителей других языческих божеств. Пророк Божий устроил состязание. Сначала на жертвенник положили идоложертвенное мясо. Илия сказал: «Молитесь своему Ваалу с тем, чтобы сошел огонь, и мы увидели, что он есть бог, который может принимать жертву». И они начали взывать: «Ваал, приди, Ваал, помоги». Так продолжалось несколько часов, и время достигло уже полудня. Пророк, видя, что ничего не происходит, начал над ними иронически шутить, говоря: «Наверное, ваш Ваал удалился или занят делами, или, поскольку это время полуденного зноя, покоя на Востоке, он спит сейчас, – попозже еще позовите, может, тогда сойдет огонь». Так они кричали и впадали в экстатическую пляску, и истязали себя бичеванием, но ничего, конечно, не произошло.

После этого пророк сказал: «А теперь будет принесена моя жертва, жертва истинному Богу». Он разложил все, как полагалось по закону Моисееву, и сказал: «Принесите, водоносы, воды!», и жертву, и жертвенник обливали трижды столь обильно, что ров, который был выкопан вокруг, заполнился водой. А после этого по молитве пророка с неба сошел огнь и попалил и жертву, и жертвенник, и воду – ничего не осталось. И все увидели, кто есть истинный Бог Израилев. После этого Илия, ревнуя о славе Божией, сам схватил и подвел к краю потока Киссона этих жрецов, сам убил их и скинул в эту реку, и тела их уплыли к Средиземному морю. Такова была его ревность о славе Божией, о имени Божием, и таким было его стояние против неправды. Как сказал бы много веков спустя русский философ и богослов , так он сопротивлялся злу силой. Это было по правде, и Бог принял это убиение лживых пророков – это было богоугодное дело святого пророка Божия Илии.

Царь Ахав сначала вразумился этим чудом, но потом случилось по известной пословице: ночная кукушка дневную перекукует. Нечестивая Иезавель, его жена-язычница, возмущенная убийством языческих жрецов, вновь побудила своего мужа вернуться к идолопоклонству. И тогда пророк, видя, что ничто не может подвигнуть душу царя и народа к покаянию, удаляется.

Илия идет сначала на юг Иудеи, в Вирсавию, и там обращается к Господу: «Господи, я не больше тех, которые были до меня, возьми мою душу!», имея в виду, что он не может больше свидетельствовать этим людям и жить с таким народом. Господь утешает его, Он побуждает его идти еще 40 дней и 40 ночей до горы, а там, Сам встречаясь с ним, говорит, что в Израиле есть еще семь тысяч неведомых праведников, которые сохранили веру в единого истинного Бога. Об этой беседе пророка с Богом есть удивительное свидетельство: Бог является пророку, сопровождаемый сначала землетрясением, огнем, бурей, но само явление Божие происходит «в гласе хлада тонка», в дуновении легкого ветра. Тогда пророк слышит голос Божий и получает вразумление и укрепление на дальнейшую жизнь и подвиг.

Еще дважды приходил Илия в Израиль для обличения Ахава. Царь покаялся, и поэтому его наказание было отдалено: сам он не увидел возмездия за свои грехи, но род его пресекся при его сыне Охозии, который, несмотря на вразумление пророка Божия Илии, остался при своих грехах и коснел в язычестве.

Пророк Божий Илия оставил после себя на служение Богу преемника – Елисея, избранного на последующее пророческое служение. Елисей видел последнее величайшее чудо, которое сопровождало конец земной жизни пророка Илии. Илия на огненной колеснице был восхищен на небо, не вкусив обычной смерти.

Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов в Книге Откровения говорит о том, что перед пришествием Антихриста Енох, ветхозаветный праведник, о котором мы читаем в Книге Бытия, и Илия вновь придут на землю. Три с половиной года они будут так же ревностно побуждать к покаянию тех, кто будет жить в последние времена, покажут великие чудеса, чтобы люди увидели славу Божию, будут убиты Антихристом и воскрешены Спасителем вскоре после этого при наступлении Его второго и славного пришествия.

Такого дивного праведника прославляет сегодня Святая Церковь. Это праведник, для которого Бог был в жизни всем, для которого не существовало иных ценностей, иных компромиссов. Ради Бога, Его истины, Его правды, Его света Илия не знал больше ничего. За это он стал величайшим избранником Божиим и величайшим свидетелем истины и правды Божией в Ветхом Завете, призванным к участию в Преображении в Новом Завете и поставленным привести к покаянию людей в последние времена.

Помолимся и мы, дорогие мои, этому великому пророку и попросим, чтобы Господь дал нам хотя бы часть его бескомпромиссности, его способности следовать только Евангелию, правде Божией, без применения всяческих человеческих поправок и корректив, гуманизмов и политкорректностей. Ничто не должно стать в душе человека выше и главнее, чем ревность о Боге и о правде Божией.

Имеется ввиду философия «непротивления злу силой» Л.Н. Толстого.

«Илия человек бе подобострастен нам, и молитвою помолися... и небо дождь даде, и земля прозябе плод свой» ().

Не удивительно ли, братие, что человек, подобострастный нам, повелевает небу, чтобы оно источило дождь, и земле, чтобы она произрастила плод свой? Кто поверил бы из людей настоящего времени, что человек может иметь такую силу духа, которой покоряются даже стихии? Кто из них имеет такую силу веры, чтобы, всецело положившись на Бога, всегда оставаться верным Ему в жизни и ни в чем не искать угождения людям? Таков был великий и славный пророк Израиля Илия. Исполненный огненной ревности о Боге Израилевом, он удаляется от общества людей, изменивших своему Богу, питается пищей, получаемой чрез ворона, и пьет воду из потока. Но и в своем уединении он не перестает сгорать духом ревности от пламенного желания очистить неправды Израиля, являясь воистину чрез свою молитву «колесницею Израиля и конницею его» ().

Его молитва была оплотом Израиля, спасая его от врагов, сохраняя в нем все более и более падавшую веру в истинного Бога и охраняя от нечестия соседних народов языческих.

Отчего же, братие, если Илия был человек, подобный нам, не видим мы теперь людей такого духа? Отчего никто из людей, познавших и уверовавших во Христа, Которого Илия будет, по верованию Церкви, только предтечею, когда во второй раз придет Господь на землю, не имеет столь сильной веры и столь пламенной ревности о Боге, какие имел Илия? Оттого, без сомнения, что мир как бы состарился во грехах и страстях своих, в которых живет, и чем далее идет время, тем все более теряют люди силу воли и уже не могут, как прежде, направлять ее на делание добра. Как человек, проживший много лет, почти не может изменить тех привычек, которые укрепились в нем с неодолимой силой в течение долгих лет жизни, так и мир, просуществовавший много веков без искреннего желания угождать Богу, все более и более становится неспособным веровать в Него и любить Его. «Огонь пришел Я низвести на землю» (), – говорил Господь, т. е. дух ревности огненной об исполнении воли Божией, как и о Себе Самом Он еще прежде чрез пророка говорил: «Еже сотворити волю Твою, Боже Мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева Моего» (). И вот мы видим теперь, что огонь этот все слабее начинает гореть в стареющемся от страстей своих мире и что сердца людей все более и более, как бы в дни старости, охлаждаются для любви к Богу и к созидающемуся среди людей Царствию Его. Не для того ли и должен Илия, исполненный пламенной ревности о Боге и взятый прежде живым на небо, снова прийти на землю в конце времен, чтобы воспламенить еще однажды в людях угасающее пламя любви к Богу и таким образом приготовить их к приближающемуся суду всего мира?

Впрочем, не та чудодейственная сила веры Илииной, которой он низвел огонь на землю и воскресил мертвого, нужна теперь для мира. Ибо не тогда должны мы радоваться, по слову Спасителя, когда даже сами бесы повинуются нам, а тогда, когда имена наши делаются «написанными на небесах» (). Не низведения огня величественного на землю должны желать мы, а того, чтобы души наши воспламенялись от неведомо действующего чудодейственного огня Божественной благодати. Некогда Илия в ревности о Боге Вседержителе, Которого оставил Израиль, удалился в пустыню и скорбел, но Бог явился ему не в буре, не в огне и не в землетрясении, а в веянии тихого ветра (). Этого тихого веяния Божественной благодати должны желать и мы для себя, чтобы неприметно созидала она в душах наших Царствие Божие.

И если в Царствии Божием, по слову Спасителя, даже "меньший" более по дарованиям благодати "большего между рожденными женами» Иоанна Крестителя (), то и ныне могут совершаться в душах наших действия более чудные, нежели все соделанное Илиею (). Если мы не можем иметь такой сильной и чудодейственной веры, какую имел Илия, то сохраним и умножим веру в то, что благодать может сохранить душу нашу от самой сильной и обольстительной страсти, если только с упованием на подаваемую нам благодать будем мы с нею бороться. Тогда и Илия, хотя, когда он заключал небо и снова молитвой своей отверзал его, оставался подобострастным нам слабым и немощным человеком, не обличит нас в день второго пришествия Христова, но молитвой своей отверзет двери имеющего явиться «нового неба», чтобы нам войти туда и «возлечь в Царствии Небесном» со всеми бывшими до нас праведниками. Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Церковь чтит память пророка Божия Илии. Пророк Илия подвизался в IX веке до Рождества Христова в Северном, так называемом Израильском царстве. В то время Еврейское царство было уже разделено на Южное, меньшее по своей площади, по своим размерам, и Северное, весьма успешное внешне и весьма обширное по своей территории. Но вместе с тем, если в Южном царстве Иудейском все-таки был храм, и южане как-то еще являли верность Богу Яхве, то, что касается северян, они стремительно скатывались к так называемому религиозному синкретизму. Что это такое? Вроде бы северяне были и не прочь чтить Бога Яхве, своего национального Бога, как они считали. Но вместе с тем, почему бы и не помолиться другим богам тоже, на всякий случай? И нашим, и вашим. И вот пророк Илия как раз против этого синкретизма, этой хромоты на два колена, как он говорил, и восстал со всем своим духом ревности, со всей своей огненной и пламенной проповедью.

Его жизнь описывается в Третьей и Четвертой книгах Царств – это весьма яркие описания. Наверное, имеет смысл обратить внимание на два момента из его жития. А именно знаменитое проречение Илии царю Ахаву. Царь Ахав – это Северо-Израильский царь, который находился под глубоким влиянием своей жены Иезавели. Иезавель была дочерью царя Сидонского, язычница по происхождению и по убеждению. И вот пророк Илия прорек Ахаву, что три года не будет дождя в Северном царстве, три года земля будет погибать и изнемогать от неурожая и засухи, доколе люди не вразумятся и не принесут жертву Богу истинному. Так и случилось. Через три года, как вы знаете, пророк Илия пришел к Ахаву, обличил его в нечестии и в дальнейшем повелел устроить соревнование между жрецами Вааловыми и пророком Божиим Илией. А именно по повелению Илии был сооружен жертвенник Ваалу….. Вообще что же такое «ваал»? «Ваал» или правильнее «Баал» — это общее название языческих богов, которым покланялись в Палестине, там было много разных баалов. Одному из баалов покланялись и в Северном царстве. Далее Книга Царств очень образно описывает, как жрецы Вааловы, соорудив жертвенник, возложив на него жертву, целый день, с утра до вечера, прыгали вокруг жертвы, кололи себя ножами, призывая имя Ваала. Для чего? А по условиям так называемого соревнования Бог истины должен был низвести огонь с неба и попалить жертву без, так сказать, участия человека. Илия издевался над жрецами Ваала, говорил, что, наверное, он спит, необходимо громче кричать, так как он занят. В конце концов, когда день уже клонился к вечеру, Илия велел соорудить жертвенник из двенадцати камней Богу истинному Яхве, далее помолился и, несмотря на то, что жертвенник был обильно возлит водой, внезапно огонь с неба ниспал и попалил жертву Илии. После этого народ воскликнул – «Яхве есть истинный Бог», и по приказу Илии, схватили этих самых жрецов Вааловых, и их всех зарезали. Нас это немного может шокировать – конечно, здорово, что огонь сошел с неба, здорово, что истина явилась таким ярким образом, но зачем же резать? Но таково было время. Когда мы с вами читаем Ветхий Завет, мы должны понимать, что он описывает ту ментальность, которая сейчас нам с вами не знакома и которая нас порой совершенно справедливо ужасает. Но таковы были, действительно, жесткие, жестокие, дикие времена. И пророк Божий Илия совершенно искренне, возогреваемый ревностью о Бозе, руководил этим убийством. После этого Пророк был вынужден бежать, поскольку Иезавель поклялась ему отомстить. Далее следует одно из важнейших откровений в Ветхом Завете. Удалившись на гору Хариф, Илия подвизался там в некоем унынии духа, и Бог утешил его видением, явлением Своим. Что же это было за явление? Сначала явился сильный ветер, как гласит библейский текст, ветер, раздирающий камни, терзающий камни, настолько он был силен. Но в этом мощном, могущественном ветре не было Бога. Потом явилось землетрясение – такая страшная стихия, которая говорит как бы о присутствии Бога, но и в землетрясении Бога тоже не было. Потом явился огонь всепожирающий. И в огне Бога не было. Вот, наконец, подул, как поэтично написано в славянском тексте, «глас хлада тонка», то есть веяние тихого ветра. В этом «гласе хлада тонка», веянии тихого ветра, и был Бог. Это одно из важнейших откровений Ветхого Завета, может быть, одно из первых по хронологии откровений Ветхого Завета о том, что Бог – это все-таки не Бог силы, не Бог кары, не Бог суда, а все-таки наш Бог – это Бог любви. Для Илии это было, конечно, потрясающим откровением. Еще раз подчеркиваю, это одно из важнейших откровений Ветхого Завета в принципе: Бог – есть Бог любви. И, конечно же, когда Илия резал жрецов Вааловых, он считал, что он искренне служит Богу, но вместе с тем он Бога понимал через призму своей психологии, психологии своей эпохи. Мы всегда мыслим антропоморфно, то есть мыслим через призму своих переживаний, своих представлений о мире. А вот все-таки Бог был в «гласе хлада тонка». И вот это ветхозаветное событие очень глубоко перекликается со знаменитой евангельской темой. Помните, когда Господь шел в Иерусалим, шел через Самарию…. Самаряне не приняли Христа и учеников, поскольку они имели вид паломников, идущих в Иерусалим. И вот тогда, что сказали Иоанн и Иаков – давай низведем, как Илия, огонь с неба на это селение и сожжем их, попалим их. Как же, мы – носители истины, а нас не приняли таким вульгарным образом! Что отвечает Христос? «Не знаете, какого вы духа». Вот это не что иное, как апелляция к тому ветхозаветному откровению, которому когда-то сподобился пророк Илия – «не знаете, какого вы духа». И вот это является очень важной фразой, о которой нам с вами надо, к сожалению, как можно чаще вспоминать и, о которой мы, к сожалению, очень часто вспоминаем. Часто нас обуревает ревность о Боге, часто в нас действует обида, когда не воспринимают нашу точку зрения, когда мы видим, как ругают веру, не принимают ее – мы готовы попалить, как ученики Христовы, огнем с неба этих богохульников. Но всегда давайте вспоминать, как Господь сказал – не знаете, какого вы духа, а дух – это дух любви. Это бесконечно сложно и тяжело придерживаться именно такой модели поведения, но она является единственной подлинно христианской. Аминь.

Статьи по теме