Архиепископ Верейский Евгений: «Храм св. Татианы при МГУ является образцом сотрудничества с вузом

Служение сестер «Красного Креста» сестричества св. мц. Татианы началось в 1993 году и сегодня оно насчитывает 50 сестер милосердия. Они ухаживают за пациентами в больницах и на дому, при необходимости оказывают экстренную медицинскую помощь во время богослужений в храме Державной иконы Божией Матери, участвуют в городских выставках, форумах, конференциях социальной направленности, выступают на ежегодных Рождественских чтениях в Москве.

Сестра милосердия призвана сочетать в себе медицинские знания, навыки взаимодействия с больными и престарелыми людьми, сочувствие и сострадание к ним, умение оказать духовную поддержку. По словам прп. Аввы Дорофея, «разумно служащий служит для того, чтобы приобрести милостивое сердце». А преподобный Паисий Святогорец говорил: «Чудо происходит, когда ты соучаствуешь в боли другого».

Мы беседуем с главной сестрой Сестричества милосердия св. мц. Татианы, старшей сестрой отделения «Красный Крест» Ксенией Феодосьевной Громаковой


– Ксения Феодосьевна, расскажите, пожалуйста, как начиналось служение «Красного Креста» в храме Державной иконы Божией Матери?

– Служение «Красного Креста» началось еще до того, как образовался приход. В начале 1990-х годов, когда появилась возможность приходить в Церковь открыто, многие услышали Божий призыв служить ближним и сердечно откликнулись на него. По благословению прот. Василия Лесняка прихожанки Спасо-Парголовского храма начали помогать больным в 122-й медсанчасти. Это движение возглавил врач Сергей Владимирович Филимонов. В 1993 г. по благословению насельника Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря арх. Пантелеимона Борисенко в больнице начал создаваться приход св. вмч. и цел. Пантелеимона, куда вошли и те, кто помогал больным. Врач Сергей Владимирович Филимонов стал священником. Под его руководством, его молитвами и стараниями созидался приход, рождалось сестричество милосердия св. мц. Татианы.

В начале 1990-х мы в основном оказывали социальную помощь больным: ходили в магазин за продуктами, звонили по телефону или писали письма родственникам (мобильной связи еще не было). Вскоре стало ясно, что только социальной помощи недостаточно, для служения необходимы профессиональные знания и навыки.

Сейчас сестры получают не только медицинское образование – по специальности «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», но и духовное образование в Духовно-просветительском центре им. свт. Иннокентия Московского при нашем храме, а также духовную подготовку к служению на специальных сестринских занятиях.

– Чем занимаются сестры Красного Креста? Каковы особенности их служения?

– В настоящее время сестры исполняют послушания в 122-й клинической больнице, областной клинической больнице, госпитале ГУВД, клинике акушерства и гинекологии СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. Действует патронажная служба.

Служение в больнице начинается в 7:30 утра, сестры «Красного Креста» приходят в отделение и ухаживают за больными. Кто имел в семье тяжело больных, представляет, как это непросто. Сейчас выросли требования, уход за больными обязательно должен осуществляться на высоком уровне. Основные профессии сестер отделения «Красный Крест» самые разные: медики (врачи, медсестры), инженеры, филологи, педагоги, биологи, психологи, экономисты, одна из сестер является начальником пассажирской службы авиакомпании. Сестры приходят к больным в свободный день, многие – до или после рабочего дня на основном месте работы.

Они оказывают больным духовную помощь и поддержку: беседуют с ними, помогают желающим подготовиться к Таинствам Крещения, Покаяния и Причастия, читают Евангелие, Псалтирь, духовные книги, по просьбе больных молятся вместе с ними, помогают священнику при совершении Таинств в стационарах, на дому, в Церкви.

– Служение больным – дело непростое – и физически, и психологически. Что дает силы служить, не падать духом?

– Во-первых, мы вводим сестру в послушание постепенно, потому что не все могут, оказавшись рядом с тяжело больным человеком, сразу быть готовыми ему помочь: можно хотеть помочь за дверью, а около постели больного растеряться или поддаться чувству брезгливости. А здесь надо забыть себя и помнить, для чего ты пришел. Это реальная помощь людям. Служение больным рассматривается Церковью как служение Христу через тех, кого Господь посылает. Мы учимся благодарить Бога за то, что Он послал человека, через которого мы можем Ему послужить. Бывает так, что сестры приходят уставшими, а уходят окрыленными, радостными. Господь восполняет силы и покрывает Своей благодатью. Самое главное – увидеть в каждом больном Христа. Это непростое дело, которому нужно учиться.

Что нам помогает? У нас есть благословленное духовниками молитвенное правило, которое сестры читают до и после послушания. Сестры укрепляются участием в церковных Таинствах, призыванием помощи Божией, молитвой, обращением к Божией Матери, святой мц. Татиане, святым целителям и диакониссам, ангелам Божиим. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7,7) . Если сестра искренне желает помогать больным, если она готова учиться и просит в молитве помощи – Господь даст ей умения и силы. Не каждый имеет такую силу воли, чтобы сразу много понести, но постепенно сестры учатся, а более опытные помогают им.

– Я всю жизнь являюсь свидетелем этого служения. Моя мама и ее сестры были врачами. Мама часто брала меня с собой навещать больных родственников и знакомых. Нередко я бывала у мамы на работе и с детства видела ее труды. Затем сама стала врачом. В Церкви происходит соединение добрых дел с верой в Бога и молитвой, что и превращает эти дела в служение. Посвящать свои дела Господу, просить укрепления и помощи нас научили здесь, в Сестричестве. Благодарю Бога за то, что он привел меня в Церковь, в Сестричество, сделал членом большой семьи, дал духовных наставников: прот. Сергия Филимонова, прот. Григория Антипенко, матушку Юлию Антипенко.

– Ксения Феодосьевна, что бы вы пожелали сестрам, которые служат в «Красном Кресте», и тем, кто только хочет послужить, присматривается к служению?

– Преподобноисповедник Сергий (Сребрянский) – духовник Марфо-Мариинской обители, в книге «По стопам Христа» писал для сестер: «Ежедневно, вставши от сна, скажи сама себе: «Я решилась идти по стопам Христа, моего Спасителя; Господи, благослови и помоги мне сегодня исполнить на деле во внутренней и внешней моей жизни это мое сердечное желание и долг…». Тем, кто еще только хочет послужить, я бы пожелала не бояться, не откладывать. Господь позвал и дает возможность сейчас послужить Ему. Слышишь Божий призыв? Иди скорее: «Иду, Господи, благослови!». Даст ли Господь такую возможность еще раз – мы не знаем.

А тем, кто уже служит, я бы пожелала укрепления от Господа и духовного, и телесного. За 20 лет служения мы, конечно, очень изменились… И с радостью встретим тех, кто захочет прийти нам на смену и перенять наш опыт – все, чему Господь нас научил и продолжает учить.



Желающих потрудиться на ниве милосердного служения приглашаем каждый понедельник в 17.30 на акафист святой мученице Татиане в храм Державной иконы Божией Матери по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Культуры, д.4, к.3. Желательно взять благословение духовника на милосердное служение. После акафиста вы сможете побеседовать с главной сестрой Сестричества Ксенией Феодосьевной Громаковой. Уточнить время акафиста можно в расписании богослужений или по телефону у дежурного храма (812) 334-15-86, 557-78-98.

Сестричество милосердия св. мц Татианы: dommil om

Анастасия (5.06. 1901, Петергоф - 17.07.1918, Екатеринбург), мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых), вел. кнж., 4-я, младшая, дочь святых мучеников имп. Николая II и императрицы Александры Феодоровны. Крещена 17 июня 1901 г. в церкви Б. Петергофского дворца духовником имп. четы протопр. Иоанном Янышевым, восприемниками А. стали императрица Мария Феодоровна, вел. кн. Сергей Александрович, вел. кнг. Ольга Александровна, принцесса Ирена Прусская. Императрица Мария Феодоровна возложила на вел. княжну высший жен. орден Российской империи - Екатерины вмц. В ознаменование рождения А. в Москве были открыты 1-я и 2-я Анастасьинские рукодельные школы для девочек, а также списаны недоимки с беднейших лиц за лечение в больницах.

С 1906 г. царская семья постоянно жила в Александровском дворце Царского Села, чтобы дети были ближе к природе; вел. княжны, в т. ч. маленькая А., много занимались рукоделием. Императрица лично руководила воспитанием детей, строго следила за выбором книг, отдавая предпочтение англ. авторам. С 8-летнего возраста вел. княжны получали систематическое образование, все преподаватели приезжали во дворец, на уроки физики вел. княжны ездили в Реальное уч-ще. Заведующим учебной частью был П. В. Петров, преподававший рус. язык, с ним А. была особенно дружна и с 1909 г. состояла в переписке, закончившейся в 1918 г., незадолго до гибели вел. княжны. Ее письма к наставнику остроумны, содержат много рисунков; эпистолярный и художественный таланты А. были отмечены флигель-адъютантом имп. Николая II А. А. Мордвиновым (ГАРФ. Ф. 683. Оп. 1. Д. 8. Л. 44, 50-51).

Дети в царской семье были очень дружными. Двух старших сестер звали «большими», младших - «маленькими». А., отважная, чрезвычайно остроумная, обладавшая несомненным актерским даром, была любимицей своей крестной - вел. кнг. Ольги Александровны, считавшей ее самой веселой, одаренной и доброй из сестер (Воррес. С. 260, 264-266).

По традиции имп. дома каждая из дочерей государя в определенном возрасте становилась почетным шефом одного из полков и получала чин полковника. 5 июня 1914 г., ко дню своего рождения, А. получила чин полковника 148-го Каспийского пехотного полка.

Вел. княжны принимали активное участие в благотворительной деятельности императрицы. Ежегодно в Ялте проводился день «Белого цветка»: государыня и дети отправлялись из Ливадии в Ялту с корзинами белых цветов, средства от продажи к-рых предназначались на лечение больных туберкулезом. С начала первой мировой войны императрица и вел. княжны посвятили себя служению раненым в лазаретах в Царском Селе. Для сбора благотворительных средств и в память о своем лазарете при Феодоровском соборе в Царском Селе младшие вел. княжны издали почтовую карточку с видом лазарета (ГАРФ. Ф. 611. Оп. 1. Д. 67. Л. 139) и альбом «Царская семья» (ГПИБ).

В нач. марта 1917 г. все дети, кроме мц. вел. кнж. Марии Николаевны, заболели корью. 2 марта имп. Николай II отрекся от престола. 1 авг. 1917 г. царская семья была сослана в Тобольск, куда ее добровольно сопровождали преданные слуги. Царскую семью поселили в доме губернатора, вскоре было налажено обучение младших вел. княжон и цесаревича, продолжались занятия музыкой, иностранными языками, ставились спектакли.

26 апр. 1918 г. по приказу из Москвы имп. Николая II, императрицу Александру Феодоровну и вел. кнж. Марию Николаевну перевезли в Екатеринбург, на попечение остальных сестер был оставлен больной цесаревич цесаревич Алексий. 23 мая мч. цесаревич, вел. княжны мученицы Ольга, Татиана и А. также были доставлены в Екатеринбург. Царскую семью поместили в доме инженера Н. К. Ипатьева, где был введен тюремный режим. Царские дочери сами выпекали хлеб, готовили еду из скудного продовольственного пайка. В это трагическое время общая молитва объединяла семью, жизнь к-рой определялась верой, надеждой и терпением. По просьбе узников в «дом особого назначения» допускали духовенство для проведения редких служб. Заключенные ежедневно молились и готовились к смерти. 17 июля в 2 ч. ночи узников разбудили и приказали спуститься в полуподвальный этаж дома, где они были расстреляны; раненых цесаревича, А. и горничную Анну Демидову добивали выстрелами и ударами штыков. Тела убитых были сожжены в старых рудниковых шахтах урочища Четырех Братьев. Отдельные останки царской семьи, найденные судебным следователем Омского окружного суда Н. А. Соколовым, впосл. были переданы в храм св. прав. Иова Многострадального Русской Православной Церкви за границей, заложенный в Брюсселе 2 февр. 1936 г. и освященный 1 окт. 1950 г. в память мч. Николая II, его семьи и всех новомучеников Российских. Найденные в 1991 г. «екатеринбургские останки» Русская Церковь не считает возможным «принять с абсолютной достоверностью» как останки царской семьи.

Тайное убийство царственных мучеников, сокрытие тел и свидетельств преступления породили слухи о спасении узников из дома Ипатьева. Вскоре появились и многочисленные самозванцы, называвшие себя царскими детьми (подробную библиографию о самозванцах см.: Тайны Коптяковской дороги. С. 125-232). Самой известной из них была А. Андерсон (по мужу Манахэн, урожд. Ф. Шанковская, она же А. Чайковская), долгие годы выдававшая себя за А. При помощи сторонников Андерсон (дат. принца Вольдемара, герц. Георгия Лейхтенбергского и др.) была развернута широкая кампания по поддержке Лжеанастасии, претендовавшей на вклады царской семьи в европ. банках. Воспитатели вел. княжны П. Жильяр и А. Теглева, камердинер А. А. Волков и ближайшие родственники - вел. кнг. Ольга Александровна, принцесса Ирена Прусская, кн. Ф. Юсупов - не признали в самозванке А., в судах по делу Андерсон против нее выступили вел. кн. Владимир Кириллович и Ассоциация российских дворян Америки. Умерла Лжеанастасия 12 февр. 1984 г.; ее длительная борьба за свое признание вызвала появление киноверсий и даже мультфильмов, главной героиней к-рых была А., дочь имп. Николая II, чудом избежавшая гибели («Анастасия: тайна Анны», М. Чомски, 1986; мультфильм «Анастасия», Дж. Блат, Г. Гольдман, 1997, и др.). Эти версии основаны на записках Г. фон Ратлеф-Кайльманн, сиделки А. Андерсон (Rathlef-Keilmann H. von. Anastasie? Enquête sur la survivance de la plus jeune des filles du tsar Nicolas II / Publ. par P. v. Kugelgen avec la collab. du grand duc André de Russie, du duc georges de Leuchtenberg et autres. P., 1929).

В 1981 г. царская семья была канонизирована РПЦЗ. Канонизация А. Русской Церковью в Соборе новомучеников Российских состоялась на Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г.

На месте бывш. дома Ипатьева (разрушенного в 1977 в связи с притоком паломников) строится храм-памятник «на крови» во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. 23 сент. 2000 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II служил молебен на месте строящегося храма и поместил в его основание закладную грамоту. В Москве в 2000 г. для храма свт. Николая в Пыжах была написана икона «Святые царственные мученики», в центре к-рой есть мощевик, хранящий молочный зубик одного из младших детей царской семьи (возможно, А.), переданный храму племянником и наследником П. Жильяра.

Архивные материалы: ГАРФ. Ф. 683 [Вел. кнж. Анастасия Николаевна]; Д. 4 [Письма и телеграммы имп. Николая II, 1909-1915]; Д. 5 [Письма и телеграммы имп. Александры Феодоровны, 1909-1915]; Д. 8 [Письма вел. кнг. Ольги Александровны, 1909-1917]; Д. 54 [Письма П. В. Петрова]; Ф. 611. Оп. 1. Д. 67 [Письма П. В. Петрову от вел. кнж. Анастасии Николаевны, 1909-1918]; Ф. 601. Оп. 1. Д. 1156 [Письма вел. кнж. Анастасии Николаевны отцу, имп. Николаю II, 1907-27.02.1917].

Источники: Непеин И. Г. Перед расстрелом: Последние письма царской семьи (Тобольск, 1917 - Екатеринбург, 1918). Омск, 1992; Письма святых царственных мучеников из заточения. СПб., 1996р; Тайны Коптяковской Дороги: Дело веры: Мат-лы к рассмотрению вопроса о так называемых Екатеринбургских останках, предположительно принадлежащих к членам царской семьи и верным слугам их. М., 1998; Соколов Н. А. Предварительное следствие, 1919-1922 гг. // Российский архив. М., 1998. Вып. 8; Канонизация святых в XX веке / Комис. Свящ. Синода РПЦ по канонизации святых. М., 1999.

Литература: Царская семья. Пг., 1915; Жильяр П. Трагическая судьба русской императорской фамилии. Ревель, 1921; он же. Император Николай II и его семья. Вена, 1921. М., 1991р; он же. Тринадцать лет при Русском дворе. П., 1978; он же. Трагическая судьба Николая II и царской семьи. М., 1992; Мосолов А. А. При дворе последнего императора. СПб., 1992; Волков А. А. Около царской семьи. М., 1993; Мельник (Боткина) Т. Воспоминания о царской семье и ее жизни до и после революции. М., 1993; Титов И. В. Отма: Несколько слов о вел. княжнах Ольге, Татьяне, Марии и Анастасии Николаевнах // Дворянское собрание. М., 1996. № 4. С. 28-45; Тютчева С. И. За несколько лет до катастрофы // Наше наследие. 1997. № 41. С. 65-76; Джунковский В. Ф. Воспоминания: В 2 т. М., 1997; Мейлунас А., Мироненко С. Николай и Александра: Любовь и жизнь. М., 1998; Ден Л. Подлинная царица: Восп. близкой подруги государыни имп. Александры Федоровны. Последняя великая княгиня: Восп. / Й. Ворреc. М., 1998; Юсупов Ф. Мемуары: В 2 кн.: До изгнания, 1887-1919. В изгнании. М., 1998; Царские дети. М., 1999; Детство в царском доме: ОТМА и Алексей: Кат. выст. ГИМ 29 дек. 2000 г.- 31 марта 2001 г. М., 2000.

Л. Б. Максимова

25 января — престольный праздник домового храм при МГУ — не только праздник одного из храмов Москвы, но и день рождения Московского университета. Два этих события было бы неправильно разделять — свидетельством настоящей связи академической образованности и православной веры вот уже на протяжении 12 лет является само существование этого храма.

На вопросы о роли храма св. мц. Татианы при МГУ отвечают председатель и ректор , настоятель храма протоиерей Максим Козлов, проректор МГУ В.В. Белокуров и главный редактор интернет-издания «Татьянин день» Юлиана Годик.

Архиепископ Верейский Евгений, председатель учебного комитета РПЦ, ректор московских духовных школ

— Храм мученицы Татианы при МГУ — первый из храмов, открытых при вузах России. Уже после того как открылся в 1995 году храм св. мц. Татианы, стали по его примеру открываться и другие храмы, но это стало возможным именно благодаря такому прецеденту. Немаловажно и то, что сейчас храм является образцом и в плане регулярного, текущего сотрудничества с вузом, с его администрацией.

Те добрые отношения, которые сложились у храма с руководством МГУ, что я действительно могу видеть во время служб 25 января, становятся образцом для других вузов. С одной стороны, это ненавязчивость своего присутствия, что позволяет руководству вуза не иметь каких-то ненужных обвинений со стороны секулярного мира, а с другой стороны — достаточно плотное и плодотворное сотрудничество в культурной и просветительской сфере.

Настоятель храма св. мц. Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов

— Одной из важнейших задач, стоящих сейчас перед нами, является миссия среди молодежи и студентов. Поэтому мы всегда находимся в процессе поиска той или иной формы этой миссии. Безусловно, все версии того, что называется изданием «Татьянин день», рождались с миссионерской целью — и его прежний печатный вариант и нынешняя попытка создания интернет-портала с тем же названием.

Все эти формы, в конечном итоге, — поиск того, чем мог бы стать храм при светском вузе. В течение 12 лет мы пытаемся дать ответ на вопрос, что такое миссия в университете. Но чем больше проходит времени, тем больше становится ясно, что мы знаем лишь то, что ничего не знаем. Более того, никто не знает, как организовать социально значимое миссионерское свидетельство в интеллелектуально-продвинутой среде. Мы скорее шли от противного. Само по себе хождение священника по учебным корпусам успеха не принесет, чтение разовых лекций соберет только православных. Социальное служение важно, но оно находит отклик не во многих сердцах.

Публичное слово — одна из немногих остающихся возможностей. Сама по себе электронная форма более мобильна, но, к сожалению, ежедневную или даже еженедельную газету финансово организовать на данный момент невозможно, к тому же степень доверия к печатным СМИ со стороны молодежи невелико.

Существуют два уровня свободы: один — для «продвинутых», тех, кто пользуется Интернетом, ездит заграницу и читает по-английски, и второй — для тех, кто смотрит «два канала плюс региональный», и эти свободы очень различны. Предполагаемая аудитория издания «Татьянин день» относится именно к первой категории. Для этих людей Интернет — самая естественная область встречи и получения информации, область, которой больше всего доверяют. По реальным интеллектуальным и жизненно-практическим возможностям, это наиболее перспективная часть нашего общества, и разговор с этой аудиторией должен вестись с учетом того, что из себя эти люди представляют.

Владимир Викторович Белокуров, проректор МГУ, начальник Управления научной политики, организации научных исследований и информатизации МГУ

— В начале 1990-х годов идея воссоздания домового храма широко овладела университетскими массами. Эта идея была популярна вообще в студенческой и преподавательской среде как символ возвращения добрых традиций университета. И не случайно, что Ученый совет университета, по предложения ректора МГУ В.А. Садовничего, проголосовал за поддержку этой идеи, хотя были и противники, настроенные довольно агрессивно, что создавало сложности в немедленной передаче самого здания Церкви. Однако в 1995 году состоялось первое богослужение в стенах, еще требующих реставрации.

Мы очень рады, что с самого начала Святейший Патриарх задал правильное направление для существования Церкви в светском учебном заведении: у нас ведь не было опыта, это был первый храм при вузе. Можно ведь было изначально сделать какие-то шаги, не способствующие дальнейшему существованию храма, но с самого начала все было сделано очень мудро.

Важно, что и преподаватели и студенты стали посещать храм. Важно, что в храме не только совершаются богослужения, но и проводится работа по научным мероприятиям, конференциям, выставкам. Важно, что есть интернет-издание «Татьянин день», где поднимаются очень острые темы.

Но прежде всего хочется остановиться на традиционном для нас дне 25 января. Это и храмовый праздник, и день рождения МГУ, и мы очень рады, что Святейший Патриарх служит в этот в день единения университетских людей и людей Церкви в нашем университетском храме.

Важно отметить, что воссоздание храма не способствовало разъединению людей университета — в большинстве своем люди восприняли это положительно.

Хотелось бы пожелать, чтобы усиливалась воспитательная роль храма. В месте, где находится икона, русский человек ведет себя определенным образом. То же самое можно сказать и об МГУ в целом — до людей постепенно должна доходить мысль о том, что они не просто учатся или работают в Московском университете, в котором, помимо прочего, существует и православный храм. Это должно давать совершенно особый настрой.

Юлиана Годик, главный редактор интернет-издания «Татьянин день»

— Миссионерский посыл имеет свою специфику. Обычно миссионерские сайты носят катехизаторский характер: людям рассказывают о жизни и существовании людей в Церкви — от обрядовых до вероучительных моментов. Смысл нашего миссионерского посыла — рассказать миру о том, что думает православный человек о мире, попытка анализа, отклика на происходящее вокруг. Очень важно показать, что в Православии есть люди, умеющие думать, оценивать ситуацию и расставлять. Именно поэтому мы публикуем и материалы не связанные непосредственно с церковной жизнью. Православному человеку мир интересен, но при этом он должен иметь внутренние принципы и уметь им соответствовать. Для православного человека нет тем, на которые он не мог бы дать ответа.

"Веди свою жизнь так, чтобы всякий вечер ты мог сказать себе: один день моей жизни убавился, одно доброе дело прибавилось". (Старец Фаддей Витовницкий)

Святая мученица Татиана родилась в знатной римской семье - ее отец трижды избирался консулом. Он был тайным христианином и воспитал дочь преданной Богу и Церкви. Достигнув совершеннолетия, Татиана не стала выходить замуж и все свои силы отдала Церкви. Она была поставлена диаконисой в одном из римских храмов и служила Богу, в посте и молитве ухаживая за больными и помогая нуждающимся. Праведность свою Татиане предстояло увенчать венцом мученичества.

Когда Римом начал править шестнадцатилетний Александр Север (222 - 235), вся власть сосредоточилась в руках злейшего врага и гонителя христиан Ульпиана. Кровь христианская полилась рекой. Схвачена была и диакониса Татиана. Когда ее привели в храм Аполлона, чтобы заставить принести жертву идолу, святая помолилась - и внезапно произошло землетрясение, идола разнесло на куски, а часть храма обрушилась и придавила жрецов и многих язычников. Бес, обитавший в идоле, с воплем бежал от того места, при этом все видели пронесшуюся по воздуху тень. Тогда стали бить святую деву, выкололи ей глаза, но она терпела всё мужественно, молясь за своих мучителей, чтобы Господь открыл им духовные очи. И Господь внял молитве Своей рабы. Палачам открылось, что четыре Ангела окружили святую и отводили от нее удары, и им слышан был Глас с небес, обращенный к святой мученице. Все они, восемь человек, уверовали во Христа и пали к ногам святой Татианы, прося отпустить им их грех против нее. За исповедание себя христианами они были подвергнуты пыткам и казнены, приняв Крещение кровью. На другой день святую Татиану вновь предали мучениям: ее обнажили, били, стали резать бритвами ее тело, и тогда из ран вместо крови истекло молоко и в воздухе разлилось благоухание. Мучители изнемогли и заявили, что кто-то невидимый бьет их самих железными палками, девять из них тут же умерли. Святую бросили в темницу, где она молилась всю ночь и с Ангелами воспевала хвалы Господу. Настало новое утро, и святую Татиану вновь привели на суд. Пораженные мучители увидели, что после стольких страшных мучений она явилась совершенно здоровой и еще более сияющей и прекрасной, чем прежде. Ее стали уговаривать принести жертву богине Диане. Святая сделала вид, что согласна, и ее привели к капищу. Святая Татиана перекрестилась и стала молиться. - и вдруг раздался оглушительный удар грома, и молния испепелила идола, жертвы и жрецов. Мученицу снова жестоко истязали, а на ночь опять бросили в темницу, и снова к ней явились Ангелы Божии и исцелили ее раны. На следующий день святую Татиану привели в цирк и выпустили на нее голодного льва; зверь не коснулся святой и стал кротко лизать ее ноги. Льва хотели загнать обратно в клетку, и тут он растерзал одного из мучителей. Татиану бросили в огонь, но и огонь не повредил мученице. Язычники, думая, что она чародейка, остригли ей волосы, чтобы лишить ее волшебной силы, и заперли в храме Зевса. Но силы Божией нельзя отнять. На третий день пришли жрецы в окружении толпы, готовясь принести жертвы. Отворив храм, они увидели поверженного в прах идола и святую мученицу Татиану, радостно призывающую Имя Господа Иисуса Христа. Все пытки были истощены, ей вынесли смертный приговор, и мужественная страдалица была усечена мечом. Вместе с ней, как христианин, был казнен и отец святой Татианы, открывший ей истины веры Христовой.

Святая мученица Татиана, моли Бога о нас!

Молитва.

О, святая мученице Татиано, невесто Сладчайшего Жениха Твоего Христа! Агнице Агнца Божественнаго! Голубице целомудрия, благоуханное тело страданьми яко одеждами царскими одеявшая, к ликом небесным сопричтенная, ликующая ныне во славе вечной, от дней юности служительнице Церкве Божия, целомудрие соблюдшая и паче всех благ Господа возлюбившая! Тебе мы молимся и тебе мы просим: внемли прошениям нашим сердечным и не отвергай молений наших, даруй чистоту тела и души, вдохни любовь к Божественным истинам, на путь добродетельный введи нас, ангельское охранение испроси у Бога нам, наша раны и язвы уврачуй, юность огради, старость безболезненну и безбедну даруй, в смертнем часе помози, поминай наша скорби и отраду даруй, посети нас сущих в темнице греха, на покаяние настави скоро, возжи пламень молитвы, не остави нас сирых, да славяще страдания твоя, возсылаем хвалу Господу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Кондак.

Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, от кровей твоих преиспещрена, и яко красная голубица к небеси возлетела еси, Татиано. Темже моли присно за чтущия тя.

Тропарь.

Агница Твоя, Иисусе, Татиана зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся и спогребаюся крещению Твоему и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную приими мя, с любовью пожершуюся Тебе: тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Александра Феодоровна (25.05.1872, Дармштадт - 17.07. 1918, Екатеринбург), мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе С.-Петербургских святых), императрица Всероссийская (1894-1917), супруга мч. имп. Николая II Александровича. Дочь вел. герц. гессенского Людвига IV и вел. герцогини Алисы, урожд. принцессы Великобритании и Ирландии, второй дочери королевы английской Виктории. В крещении получила имя Алиса Виктория Елена Бригитта Луиза Беатриса. Кроме принцессы Алисы в семье вел. герц. Людвига IV были дети: Виктория, Элла (буд. вел. кнг. мц. Елисавета Феодоровна), Эрнст Людвиг, Ирена. Воспитанием детей руководила мать, высокообразованная женщина, известная своей благотворительной деятельностью. Во время эпидемии дифтерита вел. герцогиня Алиса заразилась, ухаживая за больными, и скончалась в возрасте 35 лет 14 дек. 1878 г. В 1901 г. жители Дармштадта в знак благодарности установили на собранные ими деньги памятник с надписью: «Алиса - незабвенная великая герцогиня». Потеряв мать, принцесса Алиса с 6 лет жила у бабушки, королевы Виктории. При англ. дворе она получила воспитание и разностороннее образование, свободно говорила и писала на неск. языках. В семье за веселость и красоту ее звали «солнечный луч». В юности принцесса Алиса посещала лекции на философском фак-те Гейдельбергского ун-та, где получила диплом бакалавра философии. Впосл. историки отмечали теоретический ум императрицы и называли ее письма, в к-рых детально освещалось состояние рус. имп. двора и столичного Петербурга, «историческим материалом первостепенной важности» (Кизеветтер. С. 322). Культура ведения дневника и переписки отличала принцессу Алису с детства, это качество она привила своим детям. Не случайно последние представители династии Романовых, по словам историков, принадлежат «к числу лучше всего документированных в истории» (Мейлунас, Мироненко. С. 11). Кроме письменных источников сохранилось более 150 тыс. фотографий имп. семьи, в к-рой каждый имел личный фотоаппарат; известны более тысячи альбомов с фотоснимками (ГАРФ, РГАКФД).

В июне 1884 г. 12-летняя принцесса Алиса впервые посетила Россию, приехав на свадьбу сестры, принцессы Эллы, и вел. кн. Сергея Александровича. В янв. 1889 г. по приглашению вел. кн. Сергея Александровича принцесса вновь приехала в Россию вместе с братом и отцом. Гости провели 6 недель в Сергиевском дворце в С.-Петербурге. Юная принцесса вызвала глубокое чувство у наследника рус. престола цесаревича Николая Александровича, однако в имп. семье надеялись на брачный союз цесаревича с королевской фамилией Франции, невестой наследника хотели видеть Елену Луизу Генриетту, дочь Луи Филиппа Бурбона Орлеанского, гр. Парижского. В авг. 1890 г. принцесса Алиса гостила у вел. кнг. Елисаветы Феодоровны в Ильинском, но цесаревич не смог ее увидеть. В 1894 г. резко ухудшилось здоровье имп. Александра III Александровича, и вопрос о престолонаследии и женитьбе цесаревича решился быстро.

2 апр. 1894 г. Николай Александрович выехал в Кобург, чтобы сделать предложение принцессе Алисе. Его сопровождал протопр. Иоанн Янышев, духовник имп. семьи в 1883-1910 гг., к-рый должен был преподать принцессе основы Православия. Е. А. Шнейдер, учительнице вел. кнг. Елисаветы Феодоровны, поручили обучить принцессу Алису рус. языку. 8 апр. 1894 г. состоялась помолвка, принцесса Алиса и цесаревич Николай 12 дней провели в Кобурге, Дармштадте, а затем месяц - в Англии. Обручение принцесса Алиса считала счастливейшим событием в своей жизни, оставалось решить вопрос о переходе в Православие. Принцесса была очень религиозна и не решилась изменить лютеранству, но помогла настойчивость сестры, вел. кнг. Елисаветы Феодоровны, присоединившейся к Православию после 8 лет брака. По просьбе вел. княгини протопр. Иоанн Янышев полгода прожил при Гессенском дворе, ежедневно занимаясь и беседуя с принцессой Алисой, и впосл. стал ее духовником.

Осенью 1894 г. в Дармштадт стали приходить тревожные вести о здоровье имп. Александра III, 5 окт. принцесса получила телеграмму, срочно вызывавшую ее в Россию. 10 окт. она приехала в Крым, в Ливадию, где пробыла вместе с имп. семьей до 20 окт.- дня смерти имп. Александра III. 21 окт. в церкви ливадийского дворца принцесса Алиса была принята в лоно правосл. Церкви через Миропомазание и наречена Александрой Феодоровной в честь мц. царицы Александры. 14 нояб. 1894 г., в день рождения императрицы Марии Феодоровны, когда были дозволены отступления от строгого траура, состоялось бракосочетание имп. Николая II и А. Ф. в церкви Зимнего дворца. 14 мая 1896 г. в Успенском соборе Московского Кремля состоялось коронование царственной четы. Императрица стремилась стать «настоящей помощницей во всех отношениях» своему самодержавному супругу. Протопр. военного и морского духовенства Георгий Шавельский писал, что государыня видела «в лице своего мужа священного Помазанника Божия. Став русской царицей, она сумела возлюбить Россию выше своей первой родины» (Шавельский. Т. 2. С. 294). В семье родились 4 дочери: святые мученицы вел. княжны Ольга Николаевна (3 нояб. 1895), Татиана Николаевна(29 мая 1897), Мария Николаевна (14 июня 1899), Анастасия Николаевна (5 июня 1901). 30 июля 1904 г. на свет появился долгожданный, вымоленный у Бога наследник престола - св. мч. цесаревич вел. кн. Алексий Николаевич, к-рому передалась наследственная болезнь потомков королевы Виктории - гемофилия. Государыня несла заботы о воспитании и обучении детей, о здоровье всех членов семьи, особенно сына. Первоначальное обучение наследника она вела самостоятельно, позже пригласила к нему выдающихся педагогов и наблюдала за ходом учения. Благодаря большому такту императрицы болезнь цесаревича была семейной тайной.


Постоянное беспокойство за жизнь Алексия стало одной из причин появления при имп. дворе Г. Е. Распутина. По мнению врачей, состоявших при наследнике, Распутин обладал способностью останавливать кровотечение с помощью гипноза, поэтому в опасные моменты болезни он становился последней надеждой на спасение ребенка. Второй причиной появления Распутина при дворе были его личные качества «тонкого эксплуататора доверия Высоких Особ к его святости» (Руднев. С. 73). По словам митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова), председателя синодальной Комиссии по канонизации святых, «в отношении с Распутиным присутствовал элемент человеческой немощи, связанный у императрицы с глубоким переживанием неизлечимости смертельно опасной болезни сына, а у императора обусловленный стремлением сохранить мир в семье сострадательной уступчивостью материнским терзаниям императрицы... Видеть в отношениях Царской Семьи с Распутиным признаки духовной прелести, а тем более недостаточной воцерковленности - нет никаких оснований» (из доклада на Архиерейском Соборе 2000 г.). В историографии существовало мнение, что деятельность императрицы и «влиявших» на нее Распутина и фрейлины А. А. Вырубовой имела политическое значение (В. Д. Набоков, М. Н. Покровский), что А. Ф. во время первой мировой войны отстаивала интересы Германии. Это мнение полностью необоснованно. По личному приказу государя было проведено секретное расследование «клеветнических слухов о сношениях императрицы с немцами и даже о ее предательстве Родины». Установлено, что слухи о желании сепаратного мира с немцами, передаче императрицей немцам рус. военных планов распространялись герм. генеральным штабом. После отречения государя Чрезвычайная следственная комиссия при Временном правительстве пыталась и не смогла установить виновность Николая II и А. Ф. в к.-л. преступлениях. Хотя о заключении комиссии было хорошо известно, его «замалчивание» привело к появлению отрицательных свидетельств о личности А. Ф. (В. Д. Набоков, М. Н. Покровский, В. А. Канторович и др.).

По свидетельству современников, императрица была глубоко религиозна. Церковь являлась для нее главным утешением, особенно в то время, когда обострялась болезнь наследника. Фрейлина С. К. Буксгевден отмечала, что А. Ф. верила «в исцеление через молитву», к-рое связывала со своим происхождением со стороны Гессенского дома от Елисаветы Тюрингенской (Венгерской) (1207-1231), устроившей в Марбурге, Айзенахе, Вартбурге больницы во имя вмч. Георгия и св. Анны и лечившей прокаженных (в 1235 канонизирована католич. Церковью в связи с чудесными исцелениями у ее гробницы). Императрица выстаивала полные службы в придворных храмах, где ею был введен монастырский богослужебный устав. Комната А. Ф. во дворце представляла собой «соединение спальни императрицы с кельей монахини. Огромная стена, прилегавшая к постели, была сплошь увешана образами и крестами» (Орем. С. 26). Под образами стоял аналой, покрытый древней парчой. В июле 1903 г. Николай II и А. Ф. участвовали в торжестве прославления и открытия мощей прп. Серафима Саровского, на средства имп. семьи были сооружены рака и сень для мощей. За год до этого императрица прислала в Саровскую пуст. лампаду и церковные облачения с просьбой ежедневно служить молебен о ее здравии в часовне, устроенной над могилой прп. Серафима. Она была уверена, что благодаря молитвам преподобного Россия получит наследника (Витте. С. 221).

Заботами имп. семьи было воздвигнуто неск. правосл. храмов. На родине А. Ф., в Дармштадте, построен правосл. храм во имя св. Марии Магдалины в память первой российской императрицы из Гессенского дома - Марии Александровны. 4 окт. 1896 г. в Гамбурге в присутствии Николая II, А. Ф., вел. кнг. Елисаветы Феодоровны, вел. герц. гессенского в память коронования российского императора и императрицы был заложен храм во имя Всех святых. На свои средства имп. семья по проекту архитекторов С. С. Кричинского и В. А. Покровского создала в Александровском парке Царского Села Феодоровский городок с придворным собором во имя Феодоровской иконы Божией Матери, освященным 20 авг. 1912 г., где была устроена молельная с аналоем и креслом для государыни. Подземный храм во имя прп. Серафима Саровского явился подлинной сокровищницей старинной иконописи и церковной утвари, в нем находилось Евангелие царя Феодора Иоанновича. Под покровительством императрицы работали комитеты по сооружению храмов в память моряков, погибших в русско-япон. войне 1904-1905 гг., и собора Св. Троицы в Петрограде.

Одним из первых начинаний императрицы, прославившейся своей благотворительной деятельностью, стало покровительство имп. жен. Патриотическому об-ву (рескрипт имп. Николая II от 26 февр. 1896). Необычайно трудолюбивая, много времени посвящавшая рукоделию, императрица организовывала благотворительные ярмарки и базары, где продавались самодельные сувениры. Под ее покровительством находилось множество благотворительных орг-ций: Дом трудолюбия с учебными мастерскими кройки и шитья и детским интернатом, Об-во трудовой помощи образованным лицам, Дом трудолюбия образованных женщин, Ольгинский приют трудолюбия для детей лиц, находящихся на излечении в больнице св. Марии Магдалины, Попечительство имп. Человеколюбивого об-ва для сбора пожертвований на ремесленное образование бедных детей, Об-во трудовой помощи «Улей», царскосельские Об-во рукоделия и Школа народного искусства для обучения кустарному делу; Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества, Братство во имя Царицы Небесной в Москве (при нем существовал приют для 120 детей - слабоумных, калек, эпилептиков - со школой, мастерскими, ремесленным отд-нием), Приют-ясли 2-го временного Комитета попечительства по охране материнства и младенчества, Приют им. императрицы А. Ф. в Харбине, ясли Петергофского Благотворительного об-ва, 4-й Петроградский комитет Всероссийского попечительства об охране материнства и младенчества с убежищем для матерей и яслями-приютом, «Школа нянь» в Царском Селе, учрежденная на личные средства А. Ф.; царскосельские Община сестер милосердия Российского об-ва Красного Креста (РОКК) и Дом государыни-императрицы для призрения увечных воинов, Крестовоздвиженская община сестер милосердия РОКК, 1-й Петроградский дамский комитет РОКК, Михайловское в память ген. М. Д. Скобелева об-во врачебной помощи малообеспеченным женам, вдовам, детям и сиротам воинов, при об-ве существовали амбулатория, стационарное отд-ние, приют для девочек - сирот воинов, а также Всероссийское Александро-Невское братство трезвости, при к-ром работали школа, детский сад, дачный поселок, книжное издательство, народные хоры.


В период русско-япон. войны А. Ф. лично подготовила санитарные поезда и склады медикаментов для отправки на театр военных действий. Наибольшие труды несла императрица во время первой мировой войны (1914-1918), когда Россия потеряла убитыми, ранеными и пленными до 5 млн. чел. С начала войны А. Ф. и ее старшие дочери прошли курсы ухода за ранеными в Царскосельской общине. В 1914-1915 гг. имп. поезд побывал в Москве, Луге, Пскове, Гродно, Двинске, Вильне, Ковно, Ландварово, Ново-Свенцянах, Туле, Орле, Курске, Харькове, Воронеже, Тамбове, Рязани, Витебске, Твери, Лихославле, Ржеве, Вел. Луках, Орше, Могилеве, где императрица и ее дети посещали раненых воинов. Для подвижных и полевых складов императрицы создавались специальные поезда. При каждом складе были походная церковь и священник. Для оказания материальной поддержки раненым солдатам и их семьям были учреждены Верховный совет по призрению семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов, Всероссийское об-во здравниц в память войны 1914-1915 гг. Под покровительством императрицы находились лазареты: при Доме трудолюбия им. Е. А. Нарышкиной, при петроградском Ортопедическом ин-те, при Михайловском в память М. Д. Скобелева об-ве и др. В Зимнем дворце работал в 1914-1917 гг. Комитет склада императрицы.

Исключительный интерес для рус. культуры, истории, науки представляют предметы дворцового быта, коллекции древностей, собрания книг и произведений искусства, составленные императрицей и августейшей семьей. Все имп. заказы, предназначенные для дворцов, были уникальны, дубликаты не допускались. Б-ка императрицы и вел. княжон в Зимнем дворце насчитывала ок. 2 тыс. томов, там же хранились и рукописи. Книги А. Ф. находились также в Ливадии, Царском Селе, они отмечены экслибрисом и являются произведениями издательского и переплетного искусства. Бо́льшая часть имп. б-ки, раритетные издания, оказалась продана за границу, несмотря на меры по охране дворцов, принятые со дня ареста имп. семьи, только часть книжного собрания хранится в РГБ. Поддержка А. Ф. и имп. семьей фирмы Фаберже стала предпосылкой появления нового направления в прикладном искусстве - «императорского стиля», «дизайна и стиля Фаберже». А. Ф. коллекционировала древности и оказывала содействие ученым. Она получила почетный диплом Археологического ин-та, комитет по сооружению в Москве Музея изящных искусств им. имп. Александра III избрал ее почетным членом за активное содействие музею, Пергамский зал музея был назван в честь императрицы. Под покровительством государыни находилось имп. Общество востоковедения, имевшее целью «распространение среди восточных народов точных и правильных сведений о России, а также ознакомление русского общества с материальными нуждами и духовною жизнью Востока». А. Ф. была искусной художницей, в храме св. Марии Магдалины в Дармштадте сохранились вышитые ею иконы. К нач. 1903 г. она сделала рисунки рус. костюма для благотворительного бала в Зимнем дворце, консультируясь с директором Эрмитажа И. А. Всеволожским. Императрица была одета в золотую парчовую одежду, созданную по эскизам с одежды царицы Марии Ильиничны. Др. работой А. Ф. является рисунок знака для частей имп. конвоя. Императрица коллекционировала произведения из многослойного стекла и лично делала указания по производству имп. фарфоровым и стеклянным заводам.

2 марта 1917 г. имп. Николай II отрекся от престола за себя и наследника. 8 марта по постановлению Временного правительства императрица с детьми была арестована ген. Л. Г. Корниловым в Царском Селе, в тот же день в Могилёве был арестован государь, 9 марта доставленный в Царское Село под конвоем. 1 авг. 1917 г. царская семья отбыла из Александровского дворца Царского Села в ссылку в Тобольск, где прожила 8 месяцев в заключении в доме губернатора. А. Ф. преподавала детям Закон Божий, иностранные языки, занималась рукоделием, живописью, чтением духовных книг. Общая молитва объединяла семью, жизнь к-рой определялась верой, надеждой и терпением. Окруженные врагами, узники обращались к духовной лит-ре, укрепляли себя примерами Спасителя и святых мучеников и готовились к мученической кончине. Находясь в заключении, императрица подарила детям книги: «Житие и чудеса святого праведного Симеона Верхотурского», «Житие преподобного отца нашего Серафима Саровского», «Утешение в смерти близких сердцу», «О терпении скорбей», «Благодеяния Богоматери человеческому роду через Ея святые иконы». Многочисленные пометы в книгах, особенно в книгах императрицы, свидетельствовали о высоком духовном состоянии царской семьи - о вере, смирении, всепрощении, желании быть верными заветам Господа (Мефодий (Кульман). С. 68). Среди книг А. Ф. были «Лествица» прп. Иоанна Лествичника, «О терпении скорбей, учение святых отцов, собранное епископом Игнатием Брянчаниновым», Молитвослов и Библия. Эти книги были найдены и тщательно описаны Н. А. Соколовым, судебным следователем по особо важным делам Омского окружного суда, к-рому после вступления в Екатеринбург Сибирской армии и Чехословацкого корпуса (25 июля 1918) А. В. Колчаком было поручено расследование дела об убийстве царской семьи.

26 апр. 1918 г. государь, государыня и вел. кнж. Мария Николаевна по приказу из Москвы выехали в Екатеринбург, оставив на попечение старших сестер больного Алексия, 30 апр. их заключили в находившийся на углу Вознесенского просп. и Вознесенского пер. дом, принадлежавший ранее инженеру Н. К. Ипатьеву. Большевики называли его «домом особого назначения», а узников - «жильцами». Дом, обнесенный высоким забором, охраняли более 30 чел. 23 мая, в 2 ч. утра, вел. княжны Ольга, Татиана, Анастасия и вел. кн. Алексий также были доставлены в Екатеринбург. Жизнь царской семьи была подчинена тюремному режиму: изоляция от внешнего мира, скудный продовольственный паек, часовая прогулка, обыски, враждебность стражи.


12 июля под предлогом приближения к Екатеринбургу Чехословацкого корпуса и частей Сибирской армии большевистский Уралсовет принял постановление об убийстве царской семьи. Существует мнение, что военный комиссар Урала Ф. И. Голощекин, в нач. июля 1918 г. побывавший в Москве, получил на это согласие В. И. Ленина. 16 июля Ленину была отправлена телеграмма, в к-рой Уралсовет сообщал, что казнь царской семьи более не терпит отлагательств, и просил немедленно сообщить, нет ли у Москвы возражений. Ленин на телеграмму не ответил, что в Уралсовете, возможно, сочли знаком согласия. Руководство исполнением постановления принял на себя Я. М. Юровский, 4 июля назначенный на пост коменданта «дома особого назначения».

В это трагическое время императрицу отличали необыкновенное величие духа и «изумительно светлое спокойствие, которое потом поддерживало ее и всю ее семью до дня их кончины» (Жильяр. С. 162). 16 июля, за неск. часов до казни, она записала в своем дневнике: «Татьяна читала духовную литературу. Все ушли. Татьяна осталась со мной и читала: святого пророка Амоса и пророка Авдия» (Александра Феодоровна. Дневниковые записи, переписка. С. 467).

Обстоятельства убийства членов царской семьи и их приближенных в ночь с 16 на 17 июля и последующего уничтожения их останков стали известны благодаря расследованию Соколова. В 2 ч. ночи узников разбудили и приказали спуститься в полуподвальный этаж дома, где царская семья была расстреляна вооруженными палачами из ЧК. По их свидетельствам, императрица и старшие дочери успели перед смертью перекреститься. Первыми были убиты государь и государыня. Они не увидели казни своих детей, к-рых добивали штыками. Комиссар снабжения Уральской обл. П. Л. Войков, похитивший с тела императрицы подаренное государем кольцо с рубином, доставил серную кислоту и бензин для уничтожения тел убитых в старых рудниковых шахтах урочища Четырех братьев. Отдельные останки царской семьи, найденные Соколовым, были переданы в храм прав. Иова Многострадального Русской Православной Церкви за границей, заложенный в Брюсселе 2 февр. 1936 г. и освященный 1 окт. 1950 г. в память Николая II, его семьи и всех новомучеников Российских. В этом храме хранятся найденные иконы, кольца царской семьи и Библия, подаренная А. Ф. цесаревичу Алексию. В 1981 г. царская семья была канонизирована РПЦЗ.

В 1991 г. под Екатеринбургом Свердловской областной прокуратурой было официально вскрыто захоронение, обнаруженное Г. Т. Рябовым в 1979 г. по описанию в «Записке Я. М. Юровского» и принятое им за могилу царской семьи (Тайны Коптяковской дороги. С. 3). 19 авг. 1993 г. Генеральной прокуратурой РФ было возбуждено следственное дело за № 18-123666-93 по расследованию убийства царской семьи и образована правительственная комиссия по идентификации и перезахоронению обнаруженных останков. Член правительственной комиссии митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков) сделал офиц. заявление об итогах исследования «екатеринбургских останков»: «Полагаю, их нельзя принять с абсолютной достоверностью» (ЖМП. 1998. № 4. С. 31). 26 февр. 1998 г. состоялось заседание Свящ. Синода, в его определении говорится, что «Священный Синод высказывается в пользу безотлагательного погребения этих останков в символической могиле-памятнике. Когда будут сняты все сомнения относительно «екатеринбургских останков» и исчезнут основания для смущения и противостояния в обществе, следует вернуться к окончательному решению вопроса о месте их захоронения» (Там же. С. 10). По решению властей перезахоронение останков произведено 17 июля 1998 г. в Петропавловском соборе С.-Петербурга, отпевание возглавил настоятель собора. Синодальная Комиссия по канонизации святых под председательством митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия нашла «возможным поставить вопрос о причислении к лику святых страстотерпцев... императрицы Александры Феодоровны» (Доклад митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия... по вопросу о мученической кончине царской семьи, предложенный на заседании Священного Синода РПЦ 10 окт. 1996 г.). Постановлением Свящ. Синода от 10 окт. 1996 г. и определением Архиерейского Собора РПЦ 18-22 февр. 1997 г. данная позиция была одобрена. Канонизация А. Ф. и др. царственных мучеников в Соборе новомучеников Российских состоялась на Архиерейском Соборе 2000 г.

На месте бывш. дома Ипатьева (разрушенного в 1977 в связи с притоком паломников) строится храм-памятник «на крови» во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. 23 сент. 2000 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II служил молебен на месте строящегося храма и поместил в его основание закладную грамоту.


Архивные материалы:

ГАРФ. Ф. 640 [Имп. Александра Феодоровна]; Ф. 601 [Имп. Николай II]; Ф. 543 [Колл. ркп. Царскосельского дворца]; Ф. 6787. Оп. 1. Д. № 7 [Мат-лы комис. по вопросу о передаче благотворительных об-в в ведение Мин-ва Гос. призрения]; ГИМ ОПИ. Ф. 505. Д. № 24 [Мат-лы учеб. характера Имп. Александры Феодоровны]; ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. № 2077 [Дневник прот. Беляева].

Источники: Список лечебных заведений внутреннего района Империи, находящихся в ведении Главноуполномоченного Российского общества Красного Креста и других учреждений и ведомств, к 1 янв. 1915 г. Пг., 1915; Лавров А. П. Верховный совет по призрению семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов, состоящий под Августейшим покровительством Ея императорского величества государыни императрицы Александры Феодоровны. Справ. (испр. по 1 апр. 1916). Пг., 1916; Письма императрицы Александры Феодоровны к императору Николаю II / Пер. с англ. В. Д. Набокова. Берлин, 1922. Т. 1-2; Переписка Николая и Александры Романовых. М.; Пг.-Л., 1923-1927. Т. 3-5; Падение царского режима: Стеногр. отчеты допросов и показаний, данных в 1917 г. в Чрезвычайной следств. комис. Временного правительства. М.; Л., 1924-1927. 7 т.; Дневник императора Николая II, 1890-1906. М., 1991; Дневники императора Николая II. 1894-1918. М., 1992; Материалы, связанные с вопросом о канонизации царской семьи. [М.], 1996; Письма святых царственных мучеников из заточения. СПб., 1996р; Определения Священного Синода // ЖМП. 1998. № 4. С. 10; К проблеме «екатеринбургских останков»: [Мат-лы] // Там же. С. 30-49; Покаяние: Мат-лы правительственной комис. по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского императора Николая II и членов его семьи. М., 1998; Александра Феодоровна Романова, имп. Дневниковые записи, переписка. М., 1998; Александра Феодоровна Романова, имп. О браке и семейной жизни. М., 1999; Александра Феодоровна Романова, имп. Свет дивный: Дневниковые записи, переписка, жизнеописание. М., 1999.

Литература: В память Священного коронования Их Имп. Величеств Николая Александровича и Александры Феодоровны в Москве 14 мая 1896 года. СПб., 1896; Путешествие по России и за границей Их Имп. Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Феодоровны, 13 авг.- 19 окт. 1896 г. СПб., 1896; Германия в церковно-религиозном отношении с подробным описанием православно-русских церквей / Сост. прот. А. П. Мальцев. СПб., 1903; Гастфрейд Н. А. Обзор благотворительных учреждений в Германии. СПб., 1905; Шамборант А. В. Русский Царь с Царицею на поклонении московским святыням. СПб., 1909; Бельский Л. Легенды и повести о Святой Елисавете Венгерской, ландграфине Тюрингенской. М., 1910; Из моего альбома: 60 фотогр. снимков Е. И. В. Государыни Имп. Александры Феодоровны. Пг.; М., 1915; Березин В. Л. Святой пример царственных женщин. Пг., 1916; От Ее Имп. Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны: Памятка воину на 1916 год. М., 1916; Щеглов В. В. Собственные Е. И. В. библиотеки и арсеналы: Крат. ист. очерк, 1715-1915. Пг., 1917; Жильяр П. Император Николай II и его семья. Вена, 1921. М., 1991р; Кологривов К. Арест государыни императрицы Александры Феодоровны и августейших детей их величеств // Рус. летопись. 1922. Кн. 3; Лукомский Г. К. Последняя ночь в Александровском дворце // Накануне. 1922. № 189. 18 нояб. С. 2-3; Кизеветтер А. А. Письма императрицы Александры Федоровны к императору Николаю II // СЗ. 1922. № 13. С. 322-334; Витте С. Ю. Воспоминания. М.; Пг., 1923. Т. 1; Гурко В. И. Царь и царица. П., 1927; Канторович В. А. Александра Федоровна: (Опыт характеристики). Л., 1927; Шуленбург В. Э. Воспоминания об Императрице Александре Феодоровне. П., 1928; Buxhoeveden S. The life and Tragedy of Alexandra Fedorovna, Empress of Russia. L., 1928; Орем С. И. Заговор: Ист. заметки. Белград, 1931; Савченко П. Государыня Императрица Александра Федоровна. Белград, 1939. Джорд., 1983; Польский М., прот. Государь император Николай II и его семья - новые мученики российские. Джорд., 1949. Ч. 1. С. 218-264; Мельгунов С. Екатеринбургская драма: (Из неизд. кн. «Революция и царь») // Возрождение. 1949. Июль. С. 13-21; Шавельский Г. И. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Н.-Й., 1954. М., 1996. 2 т.; Almedingen E. M. The Empress Alexandra. L., 1961; Рассветный: Светлой памяти императрицы Александры Феодоровны // Возрождение. 1962. № 127. Июль. С. 38-62; Из бумаг А. В. Тырковой-Вильямс: Запись рассказа кнг. С. Васильчиковой // Возрождение. 1964. № 156. Дек. С. 94-100; Андоленко С. Клевета на императрицу // Там же. 1968. № 204. Дек.; Киселев А., прот. Память их в род и род...: То, что надо знать, сохранить, донести. Н.-Й., 1981. М., 1990р; Паломничество царя-мученика благочестивейшаго Государя имп. Николая Александровича. Н.-Й., 1986; Гибель царской семьи: Мат-лы следствия по делу об убийстве царской семьи (авг. 1918 - февр. 1920) / Сост. Н. Росс. Франкфурт-на-Майне, 1987; Грибанов Э. Д. Российские нагрудные медицинские знаки. Рига, 1989; Фрейлина ее величества: Дневник и восп. А. Вырубовой. М., 1990; Руднев В. М. Правда о царской семье и «темных силах» // Светлый отрок: Сб. ст. о царевиче-мученике Алексее и др. царственных мучениках. М., 1990; Соколов Н. А. Убийство Царской семьи. М., 1990; Дитерихс М. К. Убийство Царской Семьи и членов Дома Романовых на Урале. М., 1991. 2 ч.; Альбом фотографий имп. Александры Феодоровны, 1895-1911 / Публ. З. И. Перегудовой // Рос. архив. М., 1992. Вып. 2-3. С. 463-466; Вильчковский С. Н. Царское Село. СПб., 1992; Мэсси Р. Николай и Александра. М., 1992; Российский императорский дом: Дневники. Письма. Фотографии / Сост. А. Н. Боханов, Д. И. Исмаил-Заде. М., 1992; Волков А. А. Около Царской семьи. М., 1993; Земляниченко М. А., Калинин Н. Н. Романовы и Крым. М., 1993; Мельник (Боткина) Т. Воспоминания о царской семье и ея жизни до и после революции. М., 1993; Радзинский Э. С. «Господи... спаси и усмири Россию»: Николай II: жизнь и смерть. М., 1993; Федорова В. Царские библиотеки // Родина. 1993. № 11. С. 32-35; Воейков В. Н. С царем и без царя. М., 1994; Николай и Александра: Двор последних русских императоров, кон. XIX - нач. XX в.: Кат. выст. / Сост. Е. А. Анисимова и др. СПб., 1994; Болотин Л. Царское дело: Мат-лы к расследованию убийства Царской Семьи. М., 1996; Мефодий (Кульман), еп. Из духовного сокровища Царской семьи // ЖМП. 1996. № 11. С. 68-73; Нектария (Мак Лиз), мон. Свет невечерний: Жизнь Александры Феодоровны Романовой, последней Всероссийской императрицы. М., 1996; Платонов О. А. Терновый венец России: Николай II в секретной переписке. М., 1996; Иванова Т. К., Логунова Е. П. Николай II и его семья в Петергофе. Петергоф, 1997; Боханов А. Н. Николай II. М., 1998; Мейлунас А., Мироненко С. Николай и Александра: Любовь и жизнь. М., 1998; Подурец А. М. Саров: памятник истории, культуры, православия. Н. Новг., 1998; Пчелов Е. В. Генеалогия рода Романовых, 1855-1997. М., 1998; Рябов Г. Т. Как это было: Романовы: сокрытие тел, поиск, последствия. М., 1998; Сергий (Страгородский), архим. Письма из Сарова 13-22 июля 1903 года. М., 1998; Тайны Коптяковской дороги: Дело веры: Мат-лы к рассмотрению вопроса о так называемых Екатеринбургских останках, предположительно принадлежащих к членам царской семьи и верным слугам их. М., 1998; Соколов Н. А. Предварительное следствие, 1919-1922 гг. // Рос. архив. М., 1998. Вып. 8; Ден Ю. Подлинная Царица: Восп. близкой подруги имп. Александры Федоровны. СПб., 1999; Канонизация святых в XX в. / Комис. Свящ. Синода РПЦ по канонизации святых. М., 1999; Несин В. Н. Зимний дворец в царствование последнего императора Николая II (1894-1917). СПб., 1999.

Л. Б. Максимова

Статьи по теме