Самостоятельные и проверочные работы по русскому. Самостоятельные работы по русскому языку

Самостоятельная работа для 9 класса. Тема: Типы придаточных в сложноподчиненном предложении

Спишите сложноподчинённые предложения, расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы. По вопросу и союзу (или союзному слову) определите вид придаточного.
Карточка 1.
1. По ночам когда кроны деревьев волнами накатывали друг на друга он (Дуглас) метал свой взор словно луч маяка во все стороны поверх буйного моря ясеня дуба и клена.
2. Его окрыляла высота самой внушительной башни в городе что позволяла ему реять на июньских ветрах.
3. Том с папой присели чтобы запустить свои руки в глубь хрустящей лозы.
4. Он (Дуглас) опустил руку чувствуя как ее обволакивает онемелость.

Карточка 2.
1. На третий день лета под вечер дедушка в очередной раз вышел из передней двери чтобы окинуть безмятежным взглядом два пустых кольца на потолке веранды.
2. Около семи если встать у окна гостиной послышится скрежет стульев отодвигаемых от столов.
3. На следующий день никто не помнил о чем они толковали весь вечер.
4. Дуглас приникал к земле так тихо и неподвижно что взрослые забывали о его присутствии и строили планы на его и свое будущее.
5. Перед табачным магазином в тот вечер собрались люди чтобы жечь дирижабли топить линкоры взрывать динамит и отведать своим фарфоровым ртом бактерий которые в один прекрасный день их прикончат.
Карточка 3.
1. Смерть – это ее(сестры) высокое детское кресло когда он стоял рядом спустя четыре недели и вдруг осознал что она никогда уже не будет в нем сидеть смеяться и плакать и вызывать в нем ревность своим появлением на свет.
2. Когда он(дедушка) проснулся в три часа дня, яркий ободряющий солнечный свет лился сквозь окна.
3. Временами отчаявшись Лео Ауфман слонялся по улицам издерганный, встревоженный вздрагивающий от далеких раскатов смеха подслушивал детские шуточки наблюдал что вызывало у них улыбку.
Р.Брэдбери "Вино из одуванчиков"Карточка 1.
1. По ночам, когда кроны деревьев волнами накатывали друг на друга, он (Дуглас) метал свой взор, словно луч маяка, во все стороны поверх буйного моря ясеня, дуба и клена.
он , сказуемое-метал кроны , сказуемое-накатывали , вопрос – (по ночам) каким?, союз-когда
2. Его окрыляла высота самой внушительной башни в городе, что позволяла ему реять на июньских ветрах. (Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – высота , сказуемое-окрыляла позволяла , вопрос – (высота) какая?, союзное слово-что , придаточное определительное).
3. Том с папой присели, чтобы запустить свои руки в глубь хрустящей лозы.
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – Том с папой , сказуемое-присели , грамматическая основа придаточного предложения: сказуемое-запустить , вопрос – (присели) с какой целью?, союз-чтобы
4. Он (Дуглас) опустил руку, чувствуя, как ее обволакивает онемелость.
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – он , сказуемое-опустил , грамматическая основа придаточного предложения: подлежащее- онемелость , сказуемое-обволакивает , вопрос – (чувствуя) что?, союз-как
5. Он (Дуглас) аккуратно расставил на прилавке столбики из пятицентовиков, десятицентовиков и четвертаков, как шахматист, озабоченный тем, что следующий ход может вывести его на солнечную сторону…
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – он , сказуемое-расставил , грамматическая основа придаточного предложения: подлежащее- ход , сказуемое-может вывести , вопрос – (шахматист, озабоченный) чем?, союз-что , придаточное изъяснительное).

Карточка 2.
1. На третий день лета, под вечер, дедушка в очередной раз вышел из передней двери, чтобы окинуть безмятежным взглядом два пустых кольца на потолке веранды.
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – дедушка , сказуемое-вышел , грамматическая основа придаточного предложения: сказуемое-окинуть , вопрос – (вышел) с какой целью?, союз-чтобы , придаточное обстоятельственное цели).
2. Около семи, если встать у окна гостиной, послышится скрежет стульев, отодвигаемых от столов. (Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – скрежет , сказуемое-послышится , грамматическая основа придаточного предложения: сказуемое-встать , вопрос – (послышится) при каком условии?, союз-если , придаточное обстоятельственное условия).
3. На следующий день никто не помнил, о чем они толковали весь вечер.
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – никто , сказуемое-не помнил , грамматическая основа придаточного предложения: подлежащее-они , сказуемое-толковали , вопрос – (не помнил) чего?, союзное слово-о чем , придаточное изъяснительное).
4. Дуглас приникал к земле так тихо и неподвижно, что взрослые забывали о его присутствии и строили планы на его и свое будущее.
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – Дуглас , сказуемое-приникал , грамматическая основа придаточного предложения: подлежащее-взрослые , сказуемое-забывали и строили , вопрос – (приникал) в какой степени?, союз-что , придаточное обстоятельственное степени).
5. Перед табачным магазином в тот вечер собрались люди, чтобы жечь дирижабли, топить линкоры, взрывать динамит и отведать своим фарфоровым ртом бактерий, которые в один прекрасный день их прикончат.
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – люди , сказуемое-собрались , грамматическая основа придаточного предложения: сказуемое-жечь, топить, взрывать и отведать , вопрос – (собрались) с какой целью?, союз-чтобы , придаточное обстоятельственное цели, грамматическая основа второго придаточного предложения: подлежащее-которые , сказуемое- прикончат , вопрос –(бактерии) какие?, союзное слово-которые , придаточное определительное).

Карточка 3.
1. Смерть – это ее(сестры) высокое детское кресло, когда он стоял рядом спустя четыре недели и вдруг осознал, что она никогда уже не будет в нем сидеть, смеяться и плакать и вызывать в нем ревность своим появлением на свет.
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – смерть , сказуемое-кресло он , сказуемое-стоял и осознал , вопрос – (кресло) какое?, союзное слово-когда , придаточное определительное, грамматическая основа второго придаточного предложения: подлежащее-она , сказуемое- не будет сидеть, смеяться и плакать , вопрос –(осознал) что?, союзное слово-что , придаточное изъяснительное).
2. Когда он(дедушка) проснулся в три часа дня, яркий ободряющий солнечный свет лился сквозь окна. (Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – свет , сказуемое-лился , грамматическая основа придаточного предложения: подлежащее – он , сказуемое-проснулся , вопрос – (лился) когда?, союзное слово-когда , придаточное обстоятельственное времени).
3. Временами, отчаявшись, Лео Ауфман слонялся по улицам, издерганный, встревоженный, вздрагивающий от далеких раскатов смеха, подслушивал детские шуточки, наблюдал, что вызывало у них улыбку.
(Грамматическая основа главного предложения: подлежащее – Лео Ауфман , сказуемое-слонялся , подслушивал, наблюдал , грамматическая основа придаточного предложения: подлежащее – что , сказуемое-вызывало , вопрос – (наблюдал) что?, союзное слово-что , придаточное изъяснительное).

3класс.

Определение рода и падежей имён существительных

1.Спиши, вставляя пропущенные буквы, определи род.

Адр_с, г_зета, в_гон, со_нце, в_кзал, Кирил_, д_рога, т_л_фон, с_м_лёт, _кскурс_я, Ин_а, пас_аж_р, гиган_ский, опас_ный, шёл_, ал_ея, кол_екц_я, м_ро_, мё_.

2. Спишите. Определи падеж имён существительных.

Тр_щ_т м_розы. Иней запуш_л д_ревья. На ёлке и осинке л_жат ша_ки сн_га. Вот белка прыгает с ветки на ветку. Дятел стучит на в_рхушке д_рева св_им кре_ким клювом.

М_ро_ зат_нул пру_ л_дом. Мя_кий белый к_вёр покрыл х_лодную землю.

Фонетика.

Ф.И.___________________________________________________________

Вопрос 1Сколько звуков в слове коньки?

Вопрос 4Определи сколько в слове угольки букв и звуков.

Вопрос 5Что обозначает мягкий знак?

твёрдость согласных мягкость согласных

Определение рода и числа у прилагательных.

1. Вставь окончания. Обозначь род и число имён прилагательных.

Умн___книга, что тёпл___ дождь для всходов. Утренн___роса - добр___ слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается. Дождлив___лето хуже осени. Добр___слава лежит, а худ___бежит.

2. Определи падеж существительных.

Ходить в музей, взобраться на холм, подарить другу,

прислушаться к совету, дружить с природой, находился за рекой,

слетел с головы, написал без ошибки, вьётся в воздухе, пекут на

фабрике.

3*. Определи род существительных. Подбери к этим существительным подходящие по смыслу прилагательные.

Простыня __________________________________________,

ту / фля _____________________________________________,

полотенце _________________________________________,

блюдце ____________________________________________,

рельс _____________________________________________,

кофе ______________________________________________.

Окончание имён прилагательных.

Ф.И._____________________________________________

1. К данным именам существительным подбери по 3 имени прилагательных, которые обозначают разные признаки.

Образец: берег (какой? по форме)- обрывистый, пологий, крутой.

Кольцо (какое? По материалу)-_______________________________________,

Яблоко (какое?) по цвету)-___________________________________________,

Комната(какая? По размеру)-________________________________________,

Ягода(какая? По вкусу)-_____________________________________________,

Стол(какой? По форме)-_____________________________________________,

Цветок(какой? По месту, где растёт)-_____________________________________________.

2. Спиши, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные, чтобы получился рассказ про зайца.

Этот _____ зверёк живёт в лесу. У него __________ , ________уши, ______ хвост. Передние лапы _____ , а задние -______ . Шубка у зверька летом ______ , а зимой- ______ .Морковка, _______ капуста – любимые лакомства животного. А зимой и ______ кора хороша. _____ зверёк всего боится.

Повторение изученного.

1. Вставь пропущенные буквы.

Реч__, врач__, вещ__, луч__, сторож__, ноч__, мыш__, лож__, багаж__, чертёж__, глуш__, плащ__, товарищ__, рож__, печ__, полноч__.

2. Вставь пропущенные буквы. Укажи падеж существительных.

Прошло знойн___ лет__ .Наступила з__л__тая осень. По __пушкам растут гр__бы. Среди п__жухлой тр__вы кр__снеют подо__синовики. По краю ельника можно найти сколь__кие грузди, душ__стые рыж__ки. Стар___ пни п__крыты __пёнками. М__ховые болота усыпаны румяной клюквой. На п__ляне горят грозд__я р__бины.

Дни ст__ят похож__е. Небо высок___ и прозрачн___. На дне руч__я в__дна кажд___ тр__винка. Ум__лкают птич__ь г__л__са. В л__су т__ш__на и покой.

3. Спиши пословицы. Исправь ошибки. Подчеркни не с глаголами.

Правда в агне не горит и в ваде не тонет. Чюжой зимли мы не хатим и сваей не отдадим. Ссора до дабра не даведёт. Не трудиться, так и хлеба не добиться.

1 класс. Тест.

  • 1. Переведи печатные буквы в письменные, найди общий признак, одну букву допиши сам: а, б, в.
  • 2. Переведи печатные буквы в письменные, найди общий признак, одну букву допиши сам: Л, М, Т.
  • 3. Составьте из данных букв три слога с верхним соединением и три слога с нижним: В, л, м, о, у, е, ш, н, б, я, ы, и.
  • 4. Спиши предложение. Составь к нему второе, подходящее по смыслу:
  • Дети играли в песочнице.
  • 5. Спиши с печатного текста, добавляя подходящие по смыслу слова:
  • Наступила ………… . Прилетели…………. птицы.
  • 6. Прочитай слова, раздели на слоги. Поставь ударение.
  • Олень, акула, ива, осы, ели.
  • Дерево, река, пароходы, окно, роза.

Друг, стол, дуб, мальчик, пень


Инициатива и мыслительная активность учащихся становятся неотъемлемой частью современного урока, а проблема выработки форм и методов обучения не только обеспечивающих прочные знания основ наук, но и воспитывающих самообразовательные навыки, является одной из актуальных проблем педагогики. Эту проблему можно решить путем усиления самостоятельной работы учащихся во всех звеньях учебного процесса.

Под самостоятельной работой при изучении русского языка мной понимается такой вид мыслительной деятельности, который организуется и направляется учителем и в процессе которого учащиеся, приобретая необходимые знания и навыки, учатся наблюдать языковые явления, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, рассуждать, овладевают такими логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью.

Главная цель такой работы - научить ребят добывать знания самостоятельно , а для этого необходимо систематически воспитывать у учащихся привычку к самостоятельной работе. На уроках необходимо создавать условия для формирования умений и навыков самостоятельной работы. Самостоятельно упражняясь в чтении, письме и грамматике, учащиеся не только совершенствуют свои знания и навыки, но и учатся самостоятельно учиться.

Воспитательную силу самостоятельной работы для формирования творческой личности отмечал Л.Н. Толстой: “Если ученик в школе не учится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать”.

Самостоятельная работа должна иметь место на всех этапах обучения: при объяснении нового теоретического материала учебника, при закреплении, в процессе выполнения разнообразных упражнений, при обобщающем повторении, наконец, в процессе выполнения контрольных заданий.

Виды самостоятельной работы на уроках русского языка

На уроках русского языка можно использовать различные виды самостоятельной работы:

  • самостоятельная работа с учебником, со справочной литературой;
  • подготовка письменного и устного сообщения;
  • самостоятельное выполнение упражнений комбинированного характера (например, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания);
  • задания, которые предполагают наряду с воспроизведением усвоенных знаний внесение некоторых элементов творчества (составление словосочетаний и предложений, составление схем и таблиц, изложения и сочинения с грамматическим заданием);
  • творческие работы;
  • конспектирование;
  • самостоятельная (контрольная) работа по определенной теме;
  • контрольное тестирование.

Самостоятельная работа с учебником на уроках русского языка

1. На уроках русского языка при изучении нового теоретического материала я часто использую самостоятельную работу с учебником. Например, при изучении темы «Графика как раздел лингвистики» учащиеся внимательно читают текст, делят его на части, формулируют заголовки частей, затем составляют простой или сложный план. Такая работа помогает учащимся активно включаться в работу, выделять главное, самостоятельно отбирать и систематизировать материал.

Сочинение-миниатюра

Сочинение-миниатюра - это один из видов самостоятельной работы на уроке, который позволяет не только развить речь учащихся, но и развивает умение наблюдать, делать вывод. В учебнике С.И. Львовой представлена система типовых упражнений «Сочинение-миниатюра». Поэтому на уроках используют такой вид работы. Например, напиши сочинение-миниатюру на тему “Осенний дождь”, “Мое любимое время года” и т.д., напиши рассказ по рисунку, состав диалог.

В учебнике С.И. Львовой предусмотрены такие упражнения для самостоятельной работы, где задания составлены так, что правильность выполнения может быть проверена самими учащимися. Например, объясните лексическое значение слов путем подбора синонимов. Проверьте себя по словарику синонимов. Таким образом развивается и навык самоконтроля.

Тестирование на уроках русского языка

В старших классах постоянно использую такой вид работы, как . Оно позволяет быстро выявить уровень качества знаний у учащихся, а также указать на пробелы в знаниях. В 5-6 классах тоже начинаю вводить (10-15 мин.). Например, тест «Правописание не с существительными», «Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных».

Организация самостоятельной работы позволяет развивать у учащихся интерес к изучению русского языка, формировать умение самостоятельно применять имеющиеся и приобретать новые знания, навыки, развивать творческую и познавательную активность.

Тебенькова Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ с УИОП пгт Афанасьево Кировской области

Разделы: Начальная школа

Учебный цикл – это фрагмент процесса обучения, в течение которого учащиеся усваивают некоторую отдельную порцию учебного материала.

Построение учебного цикла зависит от целей изучения материала, от его содержания, от выбранных методов, форм и средств обучения, от личностных свойств учителя и учеников.

Вот так выглядит структура учебного цикла:

  1. актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала;
  2. сообщение нового материала;
  3. репродуктивное закрепление;
  4. тренировочное закрепление;
  5. итоговое закрепление;
  6. контроль знаний.

По русскому языку я чаще всего провожу трехурочные циклы. Они состоят из урока изложения нового материала с репродуктивным закреплением, урока решения задач и урока самостоятельной работы. Под руководством профессора Г.Г. Левитаса мною разработаны дидактические материалы по русскому языку для учащихся 3 и 4 классов.

Я хотела бы остановиться на самостоятельной работе на уроках русского языка по технологии учебных циклов.

Самостоятельная работа – это средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Основная цель ее – научить ребят мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, усваивать учебный материал, развивать навык письма.

На разных типах уроков я применяю разнообразные самостоятельные работы. Все они только тогда дают положительный результат, когда они представляют определенную систему.

При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований я выдвигаю следующие:
а) система самостоятельных работ должна способствовать приобретению учащимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей;
б) система должна удовлетворять принципам доступности и систематичности;
в) входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию;
г) последовательность выполнения классных самостоятельных работ должна логически вытекать из предыдущих работ и готовить почву для выполнения последующих заданий.

В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время.

Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода. Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельными учащимися, я вовремя переключаю успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений свожу до минимума, а другим даю значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило и научились самостоятельно его применять.

Самостоятельная работа не может эффективно проходить без помощи и указаний извне. Учеников нужно готовить, т.е. наглядно показывать приемы работы, сопровождать четкими объяснениями, записями на доске. Уроки самостоятельной работы не только по основным разделам я провожу отдельно. Это дает возможность отследить успешность усвоения материала учащимися и вовремя ликвидировать пробелы. Данные уроки имеют следующую структуру:

а) Проверка знания теоретического материала. (10 минут.)

б) Подготовка к самостоятельной работе. (15 минут.)

Под моим руководством учащиеся выполняют задания, аналогичные первым (самым простым) заданиям самостоятельной работы. Эти записи остаются на доске на все время самостоятельной работы.

в) Самостоятельная работа. (15 минут.)

Первые четыре задания – это типовые задания по изучаемому материалу, достаточные для получения четверки; пятое задание – более сложное – для отличников; шестое – повышенной трудности – на отдельную пятерку.

На таких уроках ученики все время заняты делом.

Приведу пример урока самостоятельной работы в 3 классе по теме “Изменение глаголов по числам”. (Приложение 1)

Самостоятельные работы, разработанные мною, сгруппированы и представляют собой рабочую тетрадь.

Еще одним видом самостоятельной работы на уроке является предметный диктант. Слово “диктант” имеет иное значение, чем в традиционном преподавании русского языка. Этим словом называется короткая работа, протекающая так: я устно даю учащимся несколько заданий (обычно пять), а учащиеся, выполняя эти задания, дают письменные ответы. Задания предлагаю такие, чтобы ответы на них были короткие. Цель диктанта – “расшевелить” умственную деятельность ребят, подготовить к изучению нового материала, вспомнить предыдущий. Провожу его в начале урока изучения нового материала. На его выполнение отводится пять минут. Один ученик пишет диктант на скрытой части доски, а остальные на листочках или в тетрадях. Я читаю задание дважды или включаю запись, а дети пишут ответы. Далее проводится проверка и выставляются первые оценки за данный вид работы на уроке. В данном случае преследуется еще одна цель – дети учатся слушать задание и выполнять его. Часто привлекаю к составлению заданий к диктантам самих детей.

Вот пример диктанта для учащихся 3 класса по теме “Разделительный твердый знак. Мягкий и твердый знаки”.

1. Запишите слово по транскрипции [вараб’и ].

2. Разберите по составу слово вьюга .

3. Подберите однокоренное существительное к прилагательному веселый .

4. Верно ли высказывание “разделительный мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласным ”.

5. В слове с…ел или с…вел вы напишите разделительный твердый знак?

Для первоначального закрепления учебного материала использую тетради с печатной основой (ТПО). Задания, составленные мной в соответствии с изучаемой темой, содержат алгоритм выполнения заданий, в которых пропущены фрагменты. Ученик, заполняя пропуски, тем самым участвует в обсуждении. Такая письменная речь является достаточной заменой устной речи ученика на уроке. Кроме того, тетради с печатной основой являются опорой ученику в выполнении первых заданий по новому материалу. Каждый ребенок работает в ТПО с индивидуальной скоростью.

Приведу пример заданий по теме “Три типа склонения имен существительных” (4 класс).

Задание 1. Заполни пропуски.

К 1-му склонению относятся имена существительные _____________ и ____________ рода с окончаниями ______,_______.

Например:_____________________________

Ко 2-му склонению относятся имена существительные __________ рода с нулевым окончанием и ________________рода с окончаниями -О, -Е.

К 3-му склонению относятся имена существительные ____________________ рода с ____________ окончанием, оканчивающиеся на ___.

Например:______________________________

Задание 2. Определи склонение у существительного СИНИЦА.

Решение. Сначала определим ________ у существительного. Для этого подставим слова ОНА,________. Синица – ____ рода. Выделим окончание. Для этого ____________ слово.

(изменю, подберу однокоренное)

(Нет) ___________. Значит, окончание в слове СИНИЦА – ___. Существительное _____ рода с окончанием ___ относится к (ко)___ склонению.

Задание 3. Какое из данных существительных относится ко 2 склонению: фасоль или картофель?

Решение. Определим _____ у существительного _____________. Подставим слова ___,____. Это существительное ____ рода с ___ знаком на конце. Значит, существительное _____________ относится к (ко)____склонению.

Ответ: ____________________

Задание 4. Докажите, что существительное глушь – 3 склонения.

Решение. Определим род слова _________, для этого подставлю слова_______________

(он, мой; она, моя; оно, мое)

Существительное ГЛУШЬ – _____ рода с __ на конце. Значит, существительное ГЛУШЬ – ____ склонения.

Задание 5. Определи склонение у выделенного существительного.

Школьники слушали рассказ о жизни космонавтов.

Решение. Поставим существительное ____________ в именительный падеж. Что? _______. Это существительное ___ рода, т.к. можно подставить слова ____, ______ с __ на конце. Значит, существительное ЖИЗНИ -____ склонения.

Таким образом, самостоятельные работы по технологии учебных циклов дают положительный результат: вызывают у моих учеников желание изучать предмет, видеть в нем необходимость, развивают интерес и потребность в знаниях.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Вариант 1

ЧАСТЬ 1

1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

1) осень3) поёт

2) радостный4) быстро

подросток

1) медвежонок3) досрочный

2) выращивал4) трёхлетнему

3. Укажите пример, в котором есть слово, образованное путём перехода из одной части речи в другую.

1) назначить часовым3) собирать подснежники

2) ревущий водопад4) в нашем училище

4. Какое выражение используют,когда говорят о чём-то ненужном, никчёмном?

1) комар носа не подточит3) палка о двух концах

2) гроша ломаного не стоит4) на дороге не валяется

5. Каким синонимом можно продолжить данное ниже предложение? Земля, по которой мы ходим, всегда воспринималась нами как символ чего-то прочного, твёрдого и ... .

1) хрупкого3) чужого

2) далёкого4) незыблемого

6. Какие 2 средства выразительности используются в приведённом ниже предложении?

Эта радостная весть, будто утренний свет, озарила наш край,

погружённый во мрак, и в глазах людей засияла надежда.

A) сравнение Б) ирония

B) гипербола Г) антоним Д) метафора

1) А, Б3) А, Г

2) В, Д4) А, Д

7. В каком ряду все слова относятся к одной части речи?

1)удивление, странный, недоумевать

2) серебряный, нашему, опытом

3) седьмой, миллионер, несколько

4) написал бы, читаем, приходите


8. Какое явление проиллюстрировано следующими примерами: сильный - сильнее; красивый - самый красивый"?

1)переход из одной части речи в другую

2) изменение по родам

3) образование степеней сравнения

4) суффиксальный способ словообразования

1)тетрадь - имя существительное 3-го склонения

2) прекрасный - имя прилагательное относительное

3) сочинить - глагол совершенного вида

4) никто - отрицательное местоимение

«У глаголов перед суффиксом -Л- пишется та же гласная, что

и перед -ТЬ в неопределенной форме»?

1)решать - решает3) читал - прочитал

2) жить - живите4) посеять - посеял

11. В каком ряду даны такие слова, для написания которых необходимо определить, к какой части речи они относятся?

1)ж..лтый, капюш..н

2) пр..школьный, пр..неприятный

3) (не)был, (не)глупый

4) об..явление, в..юга

1) сильнее всех3) возле ихнего дома

2) пара сапог4) стрижёт

13. У какого слова в приведённом ниже предложении НЕВЕРНО определена синтаксическая роль?

Мифы зародились в глубокой древности.

1) мифы - подлежащее 3) глубокой - определение

2) зародились - сказуемое4) (в) древности - дополнение

1)У некоторых животных мозг не больше маленького зёрнышка.

2) Мозг человека разделён на два полушария - левое и правое.

3) Клетки, находящиеся в стволе, снабжают мозг энергией и обеспечивают активность.

4) Если работа левого полушария нарушается, человек не может понимать чужую речь и говорить.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Вариант 1

ЧАСТЬ 2 Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1)Так уж повелось на свете: человек почти никогда не замечает того, что его окружает в будничной обстановке. (2)Его вн.. (1) мание привлекает все (не) (2) обычное, странное, экзотичное. (3)Какая (3) (нибудь) странная зверюшка, обитающая за тридевять земель, сплошь ирядом бывает изучена лучше, чем многие наши постоянные спутники, с которыми мы бок о бок провод.. (4) м жизнь.

(4)Из 332 видов наших зверей только одна летяга овладела искусством планирующего полета и сделала его главным средством передв.. (5) жения. (5)Казалось бы, этаособенность зверька должна была заинтересовать натуралистов, но этого не произошло. (6)К сож.. (6) лению, белку-летягу накрепко забыли и охотоведы, и зоологи.

(7)Серебристо.. (7) серый мех летяги нежен и пушист. (8)Он очень напоминает ценный мех шиншиллы и мог бы стать дорогим украшением изысканных дамских туалетов. (9)Но скорняки не нашли способа сделать шкурку летяги достаточно прочной. (10)________, несмотря на пр.. (8) влекательность меха этого зверька, зоологи считают, что летяги в «хозяйствен.. (9) ом отношени.. (10) безразличны». (11)Обидно, когда интерес к тому или иному животному обусловлен тем, насколько он полезен человеку. (12)Летяга - редкое животное, и встреча с замечательным зверьком-планеристом оставит глубокий и радостный след в вашей памяти.

(По О. Гусеву)

пропущенной орфограммы


16. На какой вопрос в этом тексте нет ответа?

1)Каким уникальным свойством обладает белка-летяга?

2) Почему летяга не представляет интереса как пушной зверь?

3) Как люди относятся к тому, что для них сталопривычным и обыденным?

4)Что помогло скорнякам найти средство, улучшающее мех летяги?

1)показать, что окружающий нас мир таит в себе много интересного и загадочного

2) доказать, что мех летяги не уступает по качеству меху шиншиллы

3) рассказать о способах разведения летяги в условиях неволи

4) раскрыть физические механизмы, позволяющие летяге планировать

безразличны (предложение 10)? В случае необходимости обратитесь к словарю.

1) нина кого не похожи 3) бесполезны

2) такие же, как все 4) некачественны

19. Среди предложений первого абзаца укажите такое, в котором для усиления выразительности используются синонимы. Напишите номер этого предложения.

20. Из предложения 11 выпишите определительное местоимение.

21. Найдите в первом абзаце возвратный глагол. Запишите его в начальной форме.

22. Запишите словами в соответствующей грамматической форме число, которое употребляется в предложении 4

23. Среди предложений 3-7 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи местоимения. Напишите номер этого предложения.

24 . Какое слово (сочетаниеслов) должно стоять на месте пропуска в предложении 10?

1) Зато3) Вероятно

2) Поэтому4) В то же время

25. Среди предложений 10-12 найдите такое, в котором есть сказуемое, выраженное именем существительным. Напишите номер этого предложения.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Вариант 2

ЧАСТЬ 1

1. В каком слове буква Д обозначает [т]?

1) отдых3) загородка

2) холодный4) победа

2. Какое слово имеет такой же морфемный состав, что и слово неласковый

1) полетим3) соломенный

2) подбородок4) шестилетний

3. Укажите пример, в котором есть слово, образованное способом сложения.

1) вечнозелёные леса 3) заниматься изучением

2) пешеходный переход 4) более миллиарда

4. Какое выражение используют для того, чтобы обозначить нечто неясное, непонятное?

1) правая рука3) выжатый лимон

2) тёртый калач4) тёмный лес

5. Каким словом следует закончить данное ниже предложение?

Поэт видел гармонию во всём: в далёком и близком, в вечном и мимолётном, загадочном и ...

1) таинственном3) удивительном

2) нелепом4) привычном

6. Какие 2 средства выразительности используются в следующем предложении:

«Лес, накрытый чёрной тенью дождевой тучи, испуганно затих,

и даже юные листочки, только что весело игравшие солнечными

бликами, в страхе замерли» 1

A)сравнение Б) гипербола

B) эпитет Г) антоним Д) олицетворение

1) В, Д3) А, В

2) Б, Г4) Б, Д


7. В каком ряду все слова относятся к одной и той же части речи?

1)двенадцатый, столетний, несколько

2) который, тебе, любой

3) профессия, занимать, обязан

4) отважен, бескорыстный, честность

8. Какое явление проиллюстрировано следующими примерами: искать - найти; ехать - приехать

1) приставочный способ словообразования

2) изменение глагола по лицам

3) видовые пары глаголов

4) изменение глагола по временам

9. У какого слова НЕВЕРНО определены морфологические признаки?

1)окажется - глагол I спряжения

2) замечательный - качественное прилагательное

3) (в) долине - существительное 1-го склонения

4) моему - личное местоимение

10. Каким примером можно проиллюстрировать следующее правило:

«У существительных третьего склонения на конце после шипящих

пишется Ь»?

1)гнаться3) темень

2) горечь4) беречь

11. В каком ряду даны такие слова, для написания которых необходимо определить, к какой части речи они относятся?

1)уб..рать, к..медия3) медвеж..нок, стереж..т

2) ра..бежаться, бе..конечный4) ус..ный, опас..ный

12. В каком примере допущена грамматическая ошибка?

1) в обоих случаях3) наилучший

2) килограмм яблок4) берегёт

13. У какого слова неверно определена синтаксическая роль в предложении: «Весело потрескивают в печи поленья»

1) поленья - подлежащее 3) весело - определение

2) потрескивают - сказуемое4) (в) печи - обстоятельство

14. Укажите сложное предложение.

1)Попробуйте присесть возле костра и некоторое время посмотреть на

2) Собирается вода в какой-нибудь впадине, и постепенно появляется

3) Жителям Севера олени заменили овец, коров, лошадей.

4) Олимпийские игры в наше время стали общемировым праздником спорта.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Вариант 2

ЧАСТЬ 2 Прочитайте текст и выполните задания к нему.

(1)Люди зачастую скользят р.. (1) внодушным взором по поверхност.. (2) мира, не обращая вн.. (3) мания на то, что их окружает. (2)А если бы они решились остановит.. (4) ся и заинтересованно всмотреться, то обнаружили бы рядом с собой много необычного, любопытного и примечательного.

(З)Вот, например, маленький красный жуч.. (5) к с семью чёрными точками, которого мы называем божьей коровкой. (4)Казалось бы, это

(не).. (6) казистое существо не таит в себе ничего особенного. (5) _______ стоит поближе познакомиться с ним, и тогда откроется много замечательного.

(б)Во-первых, следует сказать о том, что насчит.. (7) вается более 4000 видов божьих коровок, которые расселились по всем частям света и всюду сумели обжит.. (8) ся.

(7)Во-вторых, следует знать, что божьи коровки - очень полезные насекомые. (8)Они поедают бесчислен.. (9) ые легионы тлей, и если бы не этот прожорливый жучок, то во многих районах страны тли уничтожили бы все сады, леса и огороды. (9)Посмотрите на зеленеющий лес, на цветущие яблони в саду, на поспевающие овощи в огороде... (10)Теперь мы знаем имя неустанного защитника, который не позволяет вред.. (10) носным тлям превратить нашуземлю в мёртвую пустыню.

(11)Вотвам и обыкновенная букашка!

(По О. Гусеву)

15. Заполните таблицу. Пропущенные буквы вставьте в таблицу в соответствии с указанным номером орфограммы. Если букву вставлять не нужно, оставьте клетку пустой.

пропущенной орфограммы


16. На какой вопрос в тексте нет ответа?

1)Что нужно сделать человеку, чтобы открыть рядом с собой мир, полный чудес и загадок?

2) Почему маленького красного жучка стали называть божьей коровкой?

3) Где обитают божьи коровки?

4) Какую пользу приносят божьи коровки людям?

1)доказать, что насекомые - это самая многочисленная и самая разнообразная группа животных на Земле

2) объяснить, как произошли названия насекомых

3) показать, что окружающий нас мир таит в себе много интересного

4) призвать людей кборьбе с насекомыми-вредителями

18. В каком значении в тексте используется слово неказистый (предложение 4)? В случае необходимости обращайтесь к словарю.

1)крошечный

2) вредный, враждебно настроенный

3) непривлекательный

4) редкий, уникальный

19. Среди предложений 1-5 найдите такое, в котором для усиления выразительности используются однородные члены. Напишите номер этого предложения.

20 . В предложении 2 найдите переходный глагол. Запишите его в начальной форме.

21. Из предложения 3 выпишите относительное прилагательное.

22 . Запишите словами в соответствующей грамматической форме число, которое употребляется в предложении 6.

23 . Среди предложений 6-10 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи местоимения. Напишите номер этого предложения.

24. Какое слово (сочетаниеслов) должно стоять на месте пропуска в предложении 5?

1) Всегда3) Ведь

2) В то же время4) Однако

25 . Среди предложений 5 - 7 найдите такое, в котором есть сказуемое, выраженное именем существительным. Напишите номер этого предложения.

Статьи по теме