Кто такой алеша попович. Кем были три богатыря на самом деле

Если хотите почувствовать дух русской старины, поезжайте в Ростов Великий – на родину былинного богатыря Алеши Поповича.

Крещение Ростова

В летописи Ростов впервые упомянут за 862 годом как уже существующий крупный город на землях народа меря. Об этом древнем финно-угорском племени напоминают названия местных рек и сел: Которосль, Нерль, Шурскол, Пужбол.

Православие пришло на эти земли летом 991 года. Ростовских жителей крестил сам великий князь Владимир. Но ростовчане еще долго оставались приверженцами язычества. Два первых епископа-грека столкнулись с враждебным к себе отношением местных жителей и были вынуждены бежать из Ростова. А русский епископ Леонтий не отступил. Он до конца нес свое служение и принял мученическую смерть от рук язычников. Мощи святителя Леонтия покоятся в Успенском кафедральном соборе под спудом.

Успенский собор

Главный храм Ростова, Успенский собор, поражает своей красотой и размерами. Его высота 60 метров! Он был освящен около 1512 года и является пятым по счету храмом, который был построен на этом месте.

Изначально здесь стояла дубовая церковь, возведенная по приказу князя Владимира еще в тот год, когда крестился Ростов. А первый каменный храм был построен Андреем Боголюбским, сыном Юрия Долгорукого, в 1161 году. Вероятно, именно в нем молился герой русских былин Алеша Попович, который жил в ХIII веке и был сыном настоятеля Успенского собора. Потому и звался – Попович. А 11 июня 1314 года в Успенском соборе состоялось Таинство Крещения младенца Варфоломея – спустя годы он станет известен всей Руси как Сергий Радонежский.

В конце Х века ростовским княжеством правил сын Владимира – Ярослав Мудрый. Затем власть перешла к его младшему брату Борису, который стал первым русским страстотерпцем, прославленным в лике святых вместе со своим братом Глебом. Именно из Ростова князь Борис отправился в Киев навстречу смерти от рук убийц, подосланных его родным братом Святополком.

Кто поможет в учебе

Варфоломей родился в семье ростовских бояр Кирилла и Марии. В 7 лет его отдали учиться грамоте, но учеба отроку не давалась. Варфоломей со слезами молился Богу о даровании книжного разумения, и вот однажды он встретил недалеко от своего двора инока, стоящего под дубом. Мальчик попросил монаха помолиться о нем и пригласил к себе в дом.

Родители Варфоломея предложили иноку угощение, но тот сказал, что прежде надо вкусить пищи духовной и попросил мальчика почитать Псалтырь. Тот открыл книгу и к всеобщему удивлению начал читать. С тех пор Варфоломею учеба давалась без труда.

В 1427 году на том месте, где стоял дом родителей Преподобного Сергия, был построен Троицко-Сергиев Варницкий монастырь в память о святом угоднике. Без малого пятьсот лет в его стенах непрерывно совершалась молитва. Но в 1919 году монастырь закрыли. За годы советской власти он разрушился практически полностью, и когда обитель передали Церкви, ее пришлось отстраивать заново.

В монастыре можно увидеть чудом сохранившийся колодец – по преданию, из него брали воду еще родители Преподобного. А место встречи отрока Варфоломея с таинственным иноком находится недалеко от монастырских стен и обозначено поклонным крестом. Если у вашего ребенка проблемы с учебой, помолитесь на этом месте вместе с ним Преподобному Сергию о даровании ума и помощи в изучении наук.

Сколько-сколько?

Знаменитая звонница Успенского собора сохранила до наших дней все 15 колоколов.

Вот самые большие из них:

Сысой – 2000 пудов, отлит в 1681 году. Назван так по имени отца митрополита Ионы Сысоевича, схимонаха Сысоя.

Полиелейный − 1000 пудов, отлит в 1687 году. Название по-гречески означает «многомилостивый».

Лебедь – 500 пудов, отлит в 1687 году. Назван так за красивый «полетный» голос. Знаменитая звонница Успенского собора сохранила до наших дней все свои 15 колоколов.

Голодарь – 140 пудов, отлит в 1807 году. В этот колокол звонили во время Великого поста – отсюда и название.

Посчитайте, сколько весят эти колокола в килограммах? Один пуд равен 16 кг.

Если от стен Ростовского кремля спуститься к озеру Неро, то можно увидеть Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, основанный еще в Средние века (до него совсем недалеко – минут двадцать неторопливой прогулки по берегу). Самый известный его насельник – святитель Димитрий Ростовский, чье знаменитое творение «Жития святых» и сейчас у многих стоит на книжных полках.

В Ростове святитель Димитрий провел последние годы жизни. Здесь он дописал четвертую, последнюю, книгу Четей-Миней, основал славянско-греческое училище. И без устали боролся с пьянством, невежеством и расколом. Так как святитель всю жизнь радел о просвещении, его, как и преподобного Сергия, считают покровителем учащихся.

В 1757 году, через полвека после кончины, Димитрий Ростовский был причислен к лику святых. День его памяти – 4 октября по новому стилю. Примечательно, что это единственный святой, прославленный в XVIII веке. В знак признания его заслуг перед Отечеством императрица Елизавета Петровна велела изготовить для его мощей серебряную раку. А в 1760 году Екатерина II, совершившая пешее паломничество к мощам святого, повелела только что основанную крепость на юге России назвать в честь Димитрия Ростовского. Сейчас это город Ростов-на-Дону.

Ростовские радости

Главный сувенир из Ростова – конечно же, ростовская финифть. Финифть – это роспись по эмали на медной пластине. В этой технике делают серьги, браслеты, кулоны, кольца. Роспись и в наши дни только ручная – удивительно тонкая и нежная.

November 10th, 2013

После очень долгого перерыва возвращаюсь к все еще На очереди у нас вот такая тема от esvidel : «А ещё интересно. Читала про Илью Муромца. А как насчет Алёши Поповича и Добрыни Никитича?»

Про Илью Муромца я вам подробно рассказывал вот тут — вспоминайте: А теперь что мы знаем о других героях:

Былинный Алеша Попович встречается в летописях под именем Александра Поповича. Александр Попович был одним из выдающихся «хоробров» Ростовской земли. Тверская летопись, составленная на основании ростовских летописей под 1224 г. рассказывает об Александре Поповиче следующее. «Бе бо некто от ростовских житель Александр, глаголемый Попович, и слуга бе у него именем Тороп; служаше бо той Александр великому князю Всеволоду Юрьевичу…». Когда старший сын Всеволода Юрьевича Константин получил в удел Ростов, Александр Попович перешел на службу к Константину и верно служил ему, так же верно, как и отцу его.

Между Константином и его младшим братом Юрием возникла борьба из-за престолонаследия. В этой борьбе деятельное участие принял и Александр Попович. Когда Юрий отправился на Константина с войском, Константин отступил к Костроме и сжег ее. Войско Юрия остановилось на реке Ишне недалеко от Ростова. Тогда выступил против Юрия Александр Попович с войсками и убил много слуг Юрия, части которых, говорит летописец, видны и до сих пор на реке Ишне.

В победоносной битве Константина с тем же Юрием на реке Узе опять принимает участие храбор Александр Попович и его слуга Тороп; товарищем Александра был Тимоня Золотой пояс, былинный Добрыня. В битве был убит храбор Юрия Юрята. В Липецкой битве, происшедшей между Юрием, в союзе с его братом Ярославом, с одной стороны, и Константином в союзе с Мстиславом Мстиславовичем Удалым, с другой стороны, опять фигурирует Александр Попович: Юрий потерпел поражение; в битве пал другой его храбор — боярин Ратибор. Константин занял престол во Владимире и через два года скончался. Тогда Александр Попович, опасаясь мести со стороны Юрия за убиение Юряты и Ратибора и многих других, решил покинуть Ростово-Суздальскую землю. Он собрал совет из своих «храбрых» в одном городе у гремячего колодца на реке Узе. На совете решено было, вместо того, чтобы служить разным князьям и избивать друг друга, отправиться на службу к великому Киевскому князю Мстиславу Романовичу Храброму. Мстислав был очень рад, что к нему на службу поступил такой славный храбор, как Александр Попович с товарищами, и похвалялся, что теперь он справится с каким угодно врагом. Дальнейшие события показали Мстиславу, что он ошибается: в битве с татарами на Калке (1223 г.) он потерпел поражение, причем пал и Александр Попович с другими семьюдесятью «храбрыми».

В Никоновской летописи Александр Попович представлен уже современником Владимира святого. Под 1000 г. рассказывается следующее: «Прииде Володарь с половцы к Киеву, забыв благодеяния господина своего кн. Владимира, демоном научен. Владимиру же тогда в Переяславцы на Дунаи: и бысть смятение велие в Киеве. И изыде нощию во сретение им Александр Попович, и уби Володаря и брата его и иных множество половец уби, а иных в поле прогна. И се слышав Володимер, и возрадовася зело, и возложи на нь (него) гривну злату и сотвори и (его) вельможа в палате своей». Рассказанное здесь событие, как предполагают, отнесено Никоновской летописью к 1000 году, ошибочно: в действительности оно может отнестись к 1110 г., когда Владимир Мономах находился в Переяславце на Дунает; в отсутствии Владимира Володар Перемышльский мог в самом деле привести к Киеву половцев.

По-видимому, заметка Никоновской летописи представляет отголосок древней былины об освобождении Киева от врагов Александром Поповичем. Современная былина на этот же сюжет напоминает летописное сказание. Василий Прекрасный (соответствующий былинно-летописному Володарю) осадил Киев: он хочет завладеть столицей, сжечь святые церкви, князя Владимира казнить, княгиню Евпраксию взять себе в жены. Алеша предлагает своей дружине напасть на врагов и освободить Киев: «Выслуга наша, — говорил Алеша, — не забудется, а пойдет про нас слава великая про выслугу нашу богатырскую…». Алеша с дружиной напускается на великую рать Василия Прекрасного и разбивает ее. Разбежалась сила великая по полю широкому, по тем кустам ракитовым, очистила дорогу прямоезжую. Когда Алеша проехал в Киев, он был за свой подвиг награжден селами и проселками, городами с пригородами; не закрыта была ему и казна княжеская.

Под 1001 г. в Никоновской летописи опять сообщается об Александре Поповиче: «Александр Попович и Ян Усмошвец, убивый печенежского богатыря, избиша множество печенег и князя их Родмана и с тремя сыны его в Киев к Володимеру приведоша. Володимер же сотвори празднование светло и милостыню многу раздаде по церкавам и по монастырем, и убогим, и нищим и по улицам больным и клосным (увечным) великия кади (кадки) и бочки меду и квасу, и перевары, и вино поставляше и мяса, и рыбы, и всякое овощие, что кто требоваше и ядяше». Эта заметка, может быть, является отголоском былины о борьбе Алеши с Тугарином. Что касается описания пиршества у Владимира, то оно тоже напоминает былинное описание, напр., после поражения Калина: «Ай, как тут солнышко Владимир князь на радости на великой для удалых для молодцов забирал столованье почестен пир; ай как начали пить, кушать, добром проклаждаются, над собой невзгоды боле не начаются… Публиковал он указы строгие по городу по Киеву, растворил он все кабаки, чтобы весь народ пил да зелено вино: кто не пьет зелена вина, тот бы пил да пива пьяные, а кто не пьет пивов, тот бы пил меды стоялые, чтобы все да веселися».
Все эти данные рисуют Алешу Поповича могучим дружинником-храбором, явившимся из Ростово-Суздальской области на службу к Киевскому князю в начале XII в., причем процесс циклизации песен о киевских богатырях заставил приурочить время деяний Алеши к эпохе Владимира святого. Приблизительно до XVII-XVIII в. Алеша Попович выступает с положительными чертами. С течением времени, под влиянием, вероятно, вероятно, прозвища (Попович), Алеше начинают приписывать поповские черты, а это в свою очередь привлекло к имени Алеши ряд сказаний, в которых рисуются несимпатичные черты духовного сословия. Вследствие этого Алеша приобрел следующие качества: он коварен, хитер, обманщик, предается любовным похождениям.

Алеша Попович и Тугарин Змеевич

Под именем Тугарина разумеют историческое лицо — половецкого хана Тугоркана (как под именем Идолища разумеют половецкого хана Боняка). О Тугоркане наши летописи рассказывают следующее. В 1094 году «сотвори мир Святополк с половци и поя себе жену, дщерь Тугорканю». В 1096 г. «воева Куря с половци у Переяславля и Устье пожже, месяца мая 24 день…Сего же месяца приде Тугоркан, тесть Святополчь, к Переяславлю, месяца мая 30…и сдея Господь в тот день спасенье велико: месяца иулия в 19 день побежени быша иноплеменници, и князь их убиша Тугоркана, и сына его и ини князи; много врази наши ту падоша; на заутрие же налезоша (нашли) Тугоркана мертва, и взя и Святополк, аки тестя и врага, и привезше и к Кыеву, погребоша и на Берестовем».
Весьма вероятно, что родственные или враждебные отношения между Святополком, великим киевским князем, и половецким ханом Тугорканом и послужили историческим зерном, из которого развились былины о взаимных отношениях Владимира, Евпраксии и Тугарина; гибель Тугоркана, в свою очередь, послужила основой для поэтического изображения Алеши с Тугарином.

Принято считать, что образ Алеши Поповича взят с реального человека. Прототипом его был боярин из Ростова, которого звали Александр (Олеша) Попович, которого иногда называют Александром Ростовским. Александр Попович был известным воином своего времени. На поединках и в междуусобных сражениях между князьями он сразил немало хороших бойцов. Погиб он служа киевскому князю Мстиславу Старому в сражении при Калке в 1223 году. К слову сказать, сам Мстислав Старый тоже погиб в той битве. Это было одно из редких сражений, когда русские и половцы выступали вместе против монголов. К сожалению, наши войска тогда потерпели поражение и погибло очень много воинов, богатырей и князей с дружинами.

По разным сведениям, Алеша Попович был сыном попа ростовского Леонтия (Левонтия). Но сведения различаются. Несомненно одно, отцом Алеши был поп. Но вот версии места рождения Алеши не сходятся. По одной версии, он был родом из городка Пирятин, который находится в Полтавской области. В другом варианте рассматривается деревня Селище (нынче покинутая), которая расположена в Ростовском районе Ярославской области.

Но существует и другая версия происхождения Алеши Поповича. Здесь считается, что былины об Алеше Поповиче были и раньше, до рождения Александра Поповича (Ростовского). А так как Александр был знаменитым воином своего времени, то его образ наложился на образ былинного героя.

  • Известный украинский писатель Тарас Шевченко написал «Думу об Алеше Поповиче», когда приезжал в город Пирятин.
  • Алтайский вариант былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» отличается от других вариантов. В нем Алеша Попович фигурирует вместе со своим слугой, а название былины звучит как «Алеша Попович и Еким Иванович «.
  • В былине «Добрыня Никитич и Алеша Попович» Алеша Попович сватался к жене Добрыни Никитича — Настасье Никулишне, но свадьба не состоялась — Добрыня вернулся из отлучки (правда, отлучка длилась аж 12 лет).
  • Существует вариант былины «Алеша Попович и сестра братьев Петровичей (Збродовичей)» , где Алеше Поповичу отрубили голову.
  • В 2009 году власти Украины приняли решение поставить памятник Алеше Поповичу в городе Пирятов.

Добрыня Никитич , это былинный богатырь. В отличии от Алеши Поповича и Ильи Муромца, Добрыня Никитич всегда, или почти всегда, состоит на службе у князя Владимира. Он воевода княжеской дружины. В результате, он выполняет большинство своих подвигов именно благодаря службе у князя Владимира. По характеру Добрыня Никитич храбр, но одновременно и обладает дипломатическими способностями. В результате, он является как-бы личным порученцем князя, выполняя не только свои обязанности по службе, но и деликатные поручения князя Владимира. По своей значимости в былинном эпосе русского народа, Добрыню Никитича можно назвать вторым по известности и популярности богатырем. На первом месте стоит Илья Муромец.

Происхождение образа Добрыни

Былинный Добрыня, при сравнении с летописным Добрыней, дядей Владимира, кажется не имеющим с ним ничего общего. В то время, как летописному Добрыне принадлежит едва ли не руководящее значение до вступления Владимира на престол Киевский и долгое время спустя после этого, Добрыня былинный занимает при дворе Владимира второстепенную роль. Мало того, былинный Добрыня жалуется матушке на свою судьбу: он жалеет о том, что мать не родила его горючим камешком, что она не бросила этот камешек на дно синего моря, где он лежал бы спокойно и был бы избавлен от необходимости ездить по чистому полю.

Это несходство может быть объяснено тем, что под именем Добрыни в былинах воспевается не один Добрыня, дядя Владимира, но и ряд других Добрынь, которые были смешаны с первым. Так, в Тверской летописи рядом с Александром Поповичем (Алешей Поповичем былин) упоминается его товарищ Добрыня (Тимоня) Златопояс; а в Никоновской летописи упоминаются Александр Попович, его слуга Тороп и Добрыня Разанич Златый Пояс.

Некоторые былины о Добрыне, действительно, выводят его из Рязани; отец его — торговый гость Никитушка Романович. Во всяком случае в былинах о Добрыне есть некоторые черты, которые могут иметь связь с историческим дядей Владимира: добывание невесты для Владимира представляет несомненный отголосок истории с Рогнедой.

Добрыня и Марина

Имя любовницы Змея Марины — позднейшего происхождения, именно Марина Мнишек, знаменитая жена Лжедмитрия I (начала XVII в.), которая приравнена была народной молвой к чародейкам. Имя Марина, очевидно, вытеснило из былины более древнее имя, вероятно, половецкое.
Изложенная былина любопытна по тем бытовым отношениям древности, которые она отражает. Добрыня обивает (по некоторым былинам — случайно) милого Марины-иноземки (степнячка); Марина мстит Добрыне, прибегая в тому виду внушения, который в древности назывался чародейством, и заставляя Добрыню влюбиться в нее. Затем Добрыня освобождается от гипноза и убивает Марину. Такие отношения могли возникать очень часто.

Добрыня и Змей

В борьбе Добрыни с Змеев-Горынищем и его змеенышами изображаются столкновения, мирные договоры и из нарушение между русскими и степняками. Имя «Змей» олицетворяет врага, вражескую силу; прозвище «Горынищ» указывает на связь родины или столицы степняков с горной страной.
На обработку былины о борьбе Добрыни со Змеем должны были повлиять духовные стихи о св. Егории и Федоре Тироне.

Добрыня участвует в добывании Владимиру невесты

В основу этой былины, по-видимому, легло событие отмеченное летописью под 980 г., именно сватовство Владимиром дочери Рогволда Полоцкого Рогнеды. В Лаврентьевском списке летописи, под 1128 г., это событие излагается так: «О сих же Всеславичах (полоцких) сице есть, яко сказаша ведущие (т.е. знающие певцы) прежде: яко Роговолоду держащю и княжащю Полотьскую землю, а Володимиру сущю Новегороде детьску сущю, еще и погану и бе у него Добрыня воевода и храбор, а наряден муж: и с посла к Роговолоду и проси у него дщери (его) за Володимира. Он же рече дщери своей: «хощищь ли за Володимир»?

Она же рече: «не хочю розути робичича, но Ярополка хочю»; бе бо Роговолод пришел из заморья, имяеше волост свою Полтеск. Слышав же Володимер, разгневася о той речи, еже рече: «не хочю я за робичича»; пожалися Добрыня и исполнися ярости, и поемша вои идоста Полтеск и победиста Роговолода. Роговолод же вбеже в город, и приступивше к городу и взяша город, и самого яша, и жену его и дщерь его; и Добрыня поноси ему и дщери его, нарек ей рабичица, и повел Володимеру быти с нею перед отцем ея и матерью. Потом отца ея уби, а саму поя жене, и нарекоша ее имя Горислава».
Между былиной и этим летописным преданием есть, при различии их, значительное сходство: во-первых, действие происходит в земле находящейся на западе, по летописи в Полоцкой области, по былине в земле Литовской; во-вторых, на сватовство невесты получается отказ; невеста добывается насилием, причем главную роль играет Добрыня, по летописи разбивший Рогволода и овладевший Полоцком, а по былине перебивший всех татар до единого.

Добрыня и поленица-женщина

Встреча Добрыня с богатырской женщиной (как и аналогичгая встреча Ильи Муромца с бабой Горынинкой), по-видимому, является отголоском древне-русских отношений с Кавказом. Поленица Настасья Никулична — иноземка. Это видно из ее слов, напоминающих слова Святогора Илье: «думала-же русские комарики покусывают, ажно русские богатыри пощалкивают». В кавказских сказаниях о нартах последним приходится сталкиваться не только с великанами мужчинами, называемыми эмегенами, но и с великанами женщинами. Эмегены, мужчины и женщины, одарены гигантским ростом и огромной физической силой; они людоеды и живут в пещерах. По-видимому, образы эмегенов — отголоски очень древнего быта эпохи охотничьего периода и матриархата, когда часть женщин по образу жизни не отличалась от мужчин.

Большинство историков склоняются к тому, что у былинного богатыря Добрыни Никитича был реальный прототип. Это дядя великого князя Киевского Владимира Святославовича (известен как Владимир Ясно Солнышко) Добрыня. Добрыня был братом матери князя (Малуши) и состоял на службе воеводой княжеской дружины. Точные даты жизни воеводы Добрыни неизвестны, но происходили эти события на рубеже тысячелетий. Князь Киевский Владимир Святославович правил до 1015 года нашей эры и наиболее известен тем, что при нем произошло крещение Руси. Согласно историческим данным, Добрыня обладал следующими качествами: «умен, образован, ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях» (Киреев. II, 49).

Есть и другая версия историков. Добрыня был племянником князя Владимира. Но это менее распространенная версия. Все же принято считать прототипом Добрыни Никитича дядю князя Добрыню. Этим, кстати, объясняется то, что князь поручал Добрыне личные и деликатные поручения. Согласно тем же историческим сведениям, Добрыня был сыном Малка Любечанина Мсиши-Люта (Мстислава Лютого) Свенельдича. А сын Добрыни, Константин Добрынич, какое то время был посадником Новгородским.

Напомню вам еще какие нибудь версии из старинной истории РУСИ: или вот , а вот есть такая версия, сто представляла из себя Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Алеша Попович – младший из трех богатырей, основных героев русского эпоса. Имя Алеша в Древней Руси было уменьшительным от Александра. В летописях упоминается не сколько Александров Поповичей, живших в разное время. Один из них сражался с половцами и в 1100 году, другой был дружинником ростовского князя Константина Всеволодовича и в 1216 году участвовал в Липицкой битве против владимирского князя Юрия; третий – погиб в битве с татарами при Калке в 1223 году.

Вопрос о том, послужил ли какой-нибудь из этих героев прообразом Алеши Поповича или же произошел обратный процесс, и летописцы, составлявшие летописи через несколько веков после описываемых в них событий наделили реальных персонажей именем былинного богатыря, – остается открытым.

В былинах говорится, что Алеша родился в Ростове Великом и был сыном «ростовского попа».

В разных былинах образ Алеши Поповича поворачивается разными гранями. В более древних он прежде всего воин, отважный, хотя и несколько безрассудный – «напуском смелый». Позже Алеша нередко предстает легкомысленным хвастуном и «бабьим прелестником».

Центральная былина из цикла об Алеше Поповиче рассказывает о его победе над Тугарином Змеевичем. В своей основе эта былина одна из самых древних. В ней Алеша Попович еще не находится на службе у князя Владимира, а является независимым странствующим воином, разъезжающим по свету со своим товарищем-оруженосцем в поисках подвигов и приключений. В образе Тугарина слились воедино два персонажа: более древний, мифический – крылатый змей, и более поздний, исторический – половецкий хан Тугор-кан, убитый в Киеве в 1096 году.

О змеиной природе Тугарина говорит его отчество – Змеевич, а также способность летать по воздуху. Но в былине крылья не являются его неотъемлемой принадлежностью: он их «надевает», причем почти во всех вариантах былины указывается, что крылья – «бумажные».

Исторически достоверно упоминание о том, что слуги несут Тугарина «на золотой доске» – такой способ передвижения был характерен для степных владык.

Победил Алеша Тугарина и привез в Киев на княжий двор Тугаринову голову, бросил среди двора Владимирова. «Гой, еси, Алеша Попович млад! Ты мне свет дал, пожалуй ты живи в Киеве, служи мне, князю Владимиру!» – было к нему радостное слово князя стольнокиевского. Радость князя отразилась радостью по всему Киеву, разошлась от Киева по всей Руси…

Интересен образ княгини Апраксии, неверной жены князя Владимира. Прообразом ее можно считать Евпраксию Всеволодовну, сестру Владимира Мономаха. Евпраксия была выдана замуж за саксонского графа Штадена, вскоре овдовела и стала женой императора Священной Римской империи Генриха IV. Современники называли Евпраксию «бесстыдной, развратной женщиной». Впоследствии она бежала от мужа, обвинив его во многих злодеяниях, и вернулась в Киев. Народная молва могла приписать ей связь с Тугор-каном, хотя в действительности он был убит за год до ее возвращения в Киев.

Имя Алеши Поповича известно многим людям. Этот богатырь является легендарным русским героем. Его образ считается фольклорным, а также собирательным, однако многие историки называют имена тех людей, которые могли стать его прототипами. Какие подвиги совершил Алеша Попович? Об этом пойдет речь в данной статье.

Характер

Богатырь Алеша Попович младше Добрыни Никитича и Ильи Муромца. Он является самым молодым в этой троице. Это объясняет его поведение и некоторые черты характера. Так, если взглянуть на известную картину Виктора Михайловича Васнецова, можно заметить, что Алеша Попович изображен менее воинственным, чем другие богатыри. Оружие, которым он пользуется, - это лук со стрелами. На полотне «Богатыри» можно увидеть гусли, которые привязаны к седлу. Это говорит о веселом нраве Алеши Поповича.

Его вид нельзя назвать грозным, он в некоторой степени скучающий. Это объясняется тем, что молодой богатырь был склонен к авантюрам, брани, приключениям. Даже врагов он побеждал при помощи хорошо развитой смекалки и хитрости, а не силы. В некоторых былинах сказано о хромоте героя. Он был удалым, ловким, хитроумным и находчивым, что позволяло ему находить нестандартные решения для победы над врагами.

Богатырь Алеша Попович является самым нетипичным из тех, которые известны русскому народу. Он хвастлив, не слишком добродетелен, падок до женщин. Люди, которые слагали былины о нем, выделяли как положительные, так и отрицательные черты его характера. Например, он был способен на коварные и даже злые шутки.

Происхождение

Существует несколько версий, кто мог стать прототипом Алеши Поповича. Большинство историков сошлись во мнении, что огромную роль в создании образа богатыря сыграл боярин Александр Попович родом из Ростова. О нем не единожды упоминается в знаменитой Он является участником Липецкой битвы, а также сражения на Именно в этой битве он погиб в 13 веке. Какие подвиги совершил Алеша Попович? Два важнейших подвига - это победа над Идолищем и над Тугариным змеем. Однако эти победы были одержаны задолго до сражения на Калке, почти за два столетия до него. Таким образом, сопоставляя Алешу Поповича и ростовского боярина, историки не объясняют два его важнейших подвига.

Искусствовед по имени А.М. Членов представил другую версию того, кто же на самом деле явился прототипом богатыря. Он убежден, что наиболее правильно будет сопоставлять его с Ольбергом Ратиборовичем, который является боярином по происхождению и соратником Владимира Мономаха по службе.

Кроме этих версий, существуют другие. Так, прототипом Алеши Поповича мог стать либо сын попа, либо житель г. Пирятина, расположенного на Полтавщине, либо богатырь Олеша, он же - Александр-хоробр. Он известен как исторический и общественный деятель. Жил он в Ростовской земле в 12-13 столетиях.

Список их достаточно большой, практически все они описаны в многочисленных былинах. Среди них - сражения с Тугариным змеем, Идолищем, а также спасение сестры Збродовичей. В этих былинах богатырь является главным героем. В других же рассказах он выступает в качестве второстепенного персонажа.

Победа над Идолищем поганым

Первым подвигом Алеши Поповича является победа над Идолищем. Об этом сказано в «Повести временных лет». Согласно сохранившемуся тексту, случилось это в 95 году 11 столетия. Так, на переговоры с русским князем приехал половецкий хан по имени Итларь. Встреча должна была состояться в Переяславле. Князь приказал Алеше Поповичу убить противника, что тот и сделал, расстреляв хана из лука через дыру в крыше.

Историк Борис Рыбаков утверждает в своих трудах, что Идолище - это искаженное половецкое имя Итларь, а точнее - форма «Итларище поганый». Именно этот подвиг стал уникальным случаем во всей традиции былин. Дело в том, что только в нем совершено убийство врага во дворце, а не в «чистом поле».

Победа над Тугариным змеем

Какие три подвига Алеши Поповича известны лучше всего? Один из них - это победа над Тугариным змеем. Уже в 19 столетии ученые догадывались, кого именно так называли, а в 20 веке это предположение озвучил историк В. Ф. Миллер. Итак, «Тугарын змей» - это хан половцев по имени Тугоркан, принадлежавший династии Шураканидов. Это означало «змея» на его родном языке.

Согласно былинам, Тугарин змей был непобедимым чудищем, обладающим невиданной силой. Только Алеша Попович решился сразиться с ним в чистом поле. По преданиям, чудище было окружено огненными змеями, а его конь обладал бумажными крыльями. Перед началом боя Алеша помолился, чтобы на землю пролился дождь. Его крылья намокли, после чего Тугарин не смог летать. На земле же он не обладал такой огромной силой, что обеспечило Алеше победу в поединке.

Алеша и сестра Збродовичей

Какие подвиги совершил Алеша Попович? Спас сестру Збродовичей. Князь Владимир, который правит в Киеве, пирует. В разгар празднества участники пира начинают хвастаться. Только братья Петровичи-Збродовичи молчат. Тогда князь Владимир интересуется, почему они не хвастаются. Они рассказывают, что их любимая сестрица Оленушка Петровна заточена в горнице, спрятана от посторонних глаз.

Тогда Алеша заявляет, что живет с ней, как «муж с женой». Чтобы доказать правдивость своих слов, он бросает снежком в окно Оленушке. Когда она спускает из окна белое полотно, братья злятся и везут сестру в поле, чтобы отрубить ей голову. Однако Алеша Попович спасает девушку и везет ее под венец.

Алеша Попович в культуре и искусстве

Какие подвиги совершил Алеша Попович, мы вспомнили. Этот русский богатырь вместе с Добрыней Никитичем и Ильей Муромцем не раз становился персонажем литературы, полотна, музыки. Один из пароходов, известный в настоящее время как «Володарский», раньше назывался в честь Алеши Поповича.

В литературе образом богатыря вдохновился писатель Николай Радищев. Этот персонаж появился в его поэме «Алеша Попович, богатырское песнотворение», изданной в 1801 году. Также была создана одноименная баллада А.К. Толстого. Образ этого героя появился в операх А. Гречанинова и А.П. Бородина. Алексей Шутов, и исполнили роли богатыря в кинофильмах «Приключения в Тридесятом царстве», «Илья Муромец» и «Реальная сказка» соответственно. Кроме фильмов, были созданы мультики, в которых также можно было увидеть Алешу Поповича. Такая мультипликационная картина, как «Алеша Попович и Тугарин Змей», премьера которой состоялась в 2004 году в России, посвящена одному из подвигов богатыря.

Одна из наиболее известных картин, на которой изображен Алеша Попович, называется «Богатыри». Она написана русским живописцем Виктором Михайловичем Васнецовым. Кроме того, написал полотно с изображением героя. В настоящее время оно находится в Доме ученых в Санкт-Петербурге. Это самые известные изображения Алеши Поповича, хотя, безусловно, их намного больше.

кл слова: Алёша Попович, википедия, биография, богатыри, русский стиль, история

Алёша Попович — сын ростовского попа Ле(в)онтия (редко Фёдора). Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.), но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой. Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названного брата Добрыни Никитича, посягает на его права; он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образ Алёши Поповича отражает определённую противоречивость и двойственность.

Рождение Алёши Поповича было чудесным, напоминающим рождение Волха: оно сопровождается громом; «Алёшенька Чудородыч млад», едва родившись, просит у матери благословенья погулять по белу свету, не пеленать его пеленами, но кольчугою; он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Хитрость и ловкость Алёши Поповича сродни «хитростям-мудростям» Волха, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Волха. Женой Алёши Поповича в былинах о нём и сестре Збродовичей (Петровичей и т. п.) становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Олёна, Олёнушка (Еленой зовется и жена Волха). Это женское имя как бы подвёрстывается к имени Алёши Поповича (варианты Олёша, Валеша и Елешенька) — Елена и Олёнушка, и таким образом формируется «одноимённая» супружеская пара, подобная Волос-Велес — Волосыня или Елс — Елесиха.

«Матримониальная» неудача Алёши Поповича повторяется и в былинах о неудачном сватовстве Алёши Поповича к жене Добрыни Никитича Настасье Никулишне во время отсутствия её мужа (Алёша Попович распространяет ложный слух о гибели Добрыни) и в одном из вариантов былины об Алёше и сестре Збродовичей, где братья отсекли Алёше Поповичу голову за то, что он опозорил их сестру (в остальных вариантах этого сюжета Алёше Поповичу грозит опасность, как и сестре Збродовичей Настасье Збродичне, которой братья собираются отсечь голову). Когда сестра должна вот-вот расстаться с жизнью, Алёша Попович просит не губить её и отдать её ему в жёны.

Одним из наиболее архаичных сюжетов, связанных с Алёшей Поповичем, считается его бой с Тугарином. Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём. Бой Алёши Поповича с Тугарином происходит нередко у воды (Сафаст-река). Одолев Тугарина, Алёша Попович рассёк его труп, разметал по чистому полю (аналогично действиям Индры в отношении поверженного Вритры). Сходным вариантом сюжета о бое Алёши Поповича с Тугарином является былина «Алёша убивает Скима-зверя», где противник Алёши Поповича многим напоминает Тугарина.

Происхождение образа

Обыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил суздальский боярин Александр (Олеша) Попович. Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол Юрия Всеволодовича, причём Александр Попович сразил в поединках нескольких лучших воинов Юрия. Со смертью Константина и вокняжением Юрия (1218) он отъехал к киевскому великому князюМстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году.

Это отождествление некоторыми учёными однако ставится под сомнение: они полагают, что актуализация темы Александра Поповича в поздних летописных сводах может отражать знакомство с былинами об Алёше Поповиче. В. В. Иванови В. Н. Топоров отмечают, характерные архаичные реликты в описаниях самого Алёши Поповича; по их мнению в персонаже просвечивают его некогда более тесные связи с хтонической стихией. С другой стороны, нет ничего необычного в том, что знаменитый воин, чем-то поразивший воображение современников по мере развития эпоса оторвались от своей исторической почвы и заместил гораздо более древнего мифологического героя.

В былинах «Алёша Попович и Тугарин» и «Добрыня и змей» Алёша Попович имеет отчество Леонтьевич, а в былине «Алеша Попович и Тугарин» указано, что он «Сын попа Леонтия Ростовского».

Статьи по теме