Почему мужчины и женщины ненавидят друг друга? Почему женщины так ненавидят друг друга

Беседа с Андреем Яхимовичем (группа «Цемент»), одним из тех, кто создавал не только латвийский, но и советский рок, основателем Рижского рок-клуба, мудрым контркультурщиком и настоящим рижанином – как хороший кофе с черным бальзамом с интересным собеседником в Старом городе Риги. Неожиданно, обреченно весело и парадоксально.

«Каждая собака – личность»

Интервью со специалистом по поведению собак

Антуан Наджарян - известный на всю Россию специалист по поведению собак. Когда его сравнивают с кинологами, он утверждает, что его работа - нечто совсем другое, и просит не путать. Владельцы собак недаром обращаются к Наджаряну со всей страны: то, что от творит с животными, поразительно и кажется невозможным.

Юрий Арабов – один из самых успешных и известных российских сценаристов. Он работает с очень разными по мировоззрению и стилистике режиссёрами. Последние работы Арабова – «Фауст» Александра Сокурова, «Юрьев день» Кирилла Серебренникова, «Полторы комнаты» Андрея Хржановского, «Чудо» Александра Прошкина, «Орда» Андрея Прошкина. Все эти фильмы были встречены критикой и зрителями с большим интересом, все стали событиями. Трудно поверить, что эти сюжеты придуманы и написаны одним человеком. Наш корреспондент поговорила с Юрием Арабовым о его детстве и Москве 60-х годов, о героях его сценариев и религиозном поиске.

«Да, она страхолюдина та еще! Бедра как у слона. Ноги – кошмар. Целюлитик бы можно и прикрывать в таком возрасте. Выглядит как мешок картошки. А лицо всё спрохудилось. Никакая пластика не исправит. Старуха старухой»

Это пишет некая Тамара Борисова в комментах к фото одной голливудской звезды, выходящей из супермаркета. Сама Тамара Борисова, судя по её профилю, учитель.

«Ой, эта то чего вылезла опять? Ни рожи ни кожи. Насосола уже всем вокруг и теперь учит других как жить. Всегда была прошманде, такой и осталась. Что в ней мужики только находят? Шалава же. Рот как общественный туалет. А внешне? Грудь отвисшая, фу. Плечи как у гориллы. Губы - только пылесосить. Одевается вечно как с помойки».

А это пишет в инстаграме под фотографией одной российской ведущей некая Лариса Б. Переходим на страничку Ларисы Б. и там у нас классика: «Любящая жена. Мать Артемочки и чудо-Светочки. Всем приветики!» И фоточки милые милые. Одни детишки, ангелочки.

И, это же, каждый раз такое! Женщины ненавидят друг друга. Причем в грубой форме. Главная женщина последних недель, потрясающая Галь Гадот, и та попала под раздачу. Нос у неё не тот. Бедра, опять же, как у слона. Руки перекаченные и совсем не изящные. Брови как у мужика. Без макияжа и доспехов – простушка, никто не взглянет.

Ладно, окей, есть критика. Не нравится тебе задница Джей Ло – можно об этом сказать. Бесит Лоуренс или Эмма Стоун – скажи это. Это норм. Проблема в остервенении. В жесткаче. В унижениях и сравнениях с мешком картошки. Вот, почему это так доставляет: назвать другую женщину шалавой, обосрать с ног до головы её внешность и потом в соседнем обсуждении заряжать про мораль и о том, что вокруг одни скоты. Это всегда же одни и те же люди. Те, кто обсирают и те, кто радеют за высшие культурные ценности. «Ой, мир сейчас полон таких уродов. Это такое моральное падение нации! Сожгла бы всех в печи тварей!»

Но давайте даже не про мораль, а чисто про женское. Вы же, как бы, девочки. Girl power и все такое. У вас же «особый женский мир». Предназначение. Вы типа друг за друга горой. Феминизм, наконец.

Вот, будь я женщиной и (что очевидно) будь я феминисткой, я бы ввел термин #женскийфашизм. А как иначе? Как еще назвать все эти: «у неё рот как общественный туалет», «мразота с отвисшей грудью». Что это такое? Свобода самовыражения? Или, типа любимый отмаз всех эти учительниц и любящих мамаш: «Она же публичная фигура, вот я и пишу про неё, что хочу. Вы мне рот не затыкайте!»

Нет, котик. Ты пишешь про неё такой ад, который находится за пределами всех допустимых норм hate-speech. Ты унижаешь, ты дискредитируешь, ты дискриминируешь. Ты поступаешь плохо. Нельзя мешать человека с говном. Можно ненавидеть человека. Он может тебя бесить. Но эти чувства не должны выражаться в виде комментариев зека о новом сокамернике.

Рассказывала свекрови об инциденте, случившемся недавно на одном из столичных пляжей. Напомню, что отдыхающие рядом с неофициальным нудистским пляжем пожаловались на загорающую топлес девушку в правоохранительные органы, в результате чего все закончилось потасовкой и задержанием.

Все правильно! - ответила свекровь. - И везде это надо запретить. Противно смотреть на обнаженную женскую грудь. Фу! Как вспомню пляжи турецкие, аж в отпуск ехать не хочется.

Противно человеку на грудь смотреть. А со своей-то как жить?

Женщины ненавидят себя и ненавидят друг друга.

Вы можете себе представить, чтобы мужской журнал опубликовал статью на тему "Как себя полюбить"? Смешно, да? Нонсенс.

Только девочек с детства учат стесняться себя и своего тела.

Помню, много лет назад на дачной веранде лежала стопка журналов "Здоровье". В одном из номеров была опубликована статья-рассказ о первых месячных. Завуалированная история о том, как девушка обнаружила на простыне и ночной рубашке пятна и в ужасе бегала по дому, не зная, как спрятать "этот стыд". Статья, признаться, внушала ужас.

Женщине стыдно все. Она должна стыдиться своей физиологии, небритых ног, беременности и собственной груди. И стыдить других, если они осмелятся выставить что-то напоказ.

Пусть даже и подсознательно, но внутри каждой женщины есть установка, что мужчина - это хозяин жизни. Первый сорт. А ты девочка. Второй номер. Приложение.

Вспомните, что приписывают женщине, когда хотят похвалить ее сильные стороны: "баба с …". И это комплимент, потому что круто быть мужчиной. У них нет гормональных бурь, у них не рвутся колготки и не вываливается из лифчика грудь. Ум, смелость, способность к логическому и аналитическому мышлению как будто достаются мужчинам исключительно по праву рождения.

Сын. Наследник. Мужик. Это звучит гордо. А что девочка? Девочка-припевочка. Снова нюни распустила.

Кто, как не женщина, может как следует унизить другую женщину. Женщины поддерживают и транслируют стереотипы о себе же, и это называется внутренней мизогинией. Все это происходит не от хорошей жизни. Находясь внутри женоненавистнического дискурса, мы вынужденно начинаем надеяться на "дивиденды" от привилегированного класса - мужчин: смотрите, парни, я такая же, как вы, я тоже смеюсь над "тупыми телочками". Это попытка занять более комфортную позицию в отсутствие выбора. Стокгольмский синдром.

"Ведет себя, как баба", "сама напросилась", "у тебя просто ПМС".

Слишком много косметики? Тупая кукла. Вообще без косметики? Ленивая уродина.

Когда речь заходит о праве не брить ноги или не краситься, больше всех возмущаются женщины.

Почему так происходит? Потому что внутренняя мизогиния обуславливает жесткую иерархию внутри женской среды. Женщина должна соответствовать определенным репродуктивным, возрастным, физиологическим и другим требованиям. Все разнообразие характеров, личностей, желаний, возможностей сводится к некой шаблонной "нормальной женщине" с жестко прописанными требованиями к ней. В свою очередь женщинам остается соревноваться друг с другом за право быть лучшей в рамках этого одного-единственного шаблона. Вместо того чтобы понять, что нет и не может быть единственно верной модели, и наслаждаться собственной единичной уникальностью.

Только женщина бывает падшей, только женщина может осквернить своим присутствием, только женщина на корабле - к беде. Мать-одиночка. Старая дева. Баба с пустым ведром. Разведенка.

Зато старый конь борозды не испортит.


Пару дней назад в социальной сети было опубликовано объявление о поиске сотрудников. Туристической компании требовался бухгалтер. В комментариях под постом был задан вопрос: есть ли шанс у женщины 45 лет с внешностью "не очень" ? Прочтите эту фразу еще раз. И еще.

В случае аварийной ситуации на дороге даже женщина говорит с презрением в голосе: "Спорим, баба за рулем".

Что делать? Можно начать с того, чтобы научиться понимать: ум, глупость, профессионализм, сила или слабость - это качества человека. А не исключительно мужчин и не исключительно женщин. И перестать приписывать какие-то характеристики целой группе как раз и навсегда данные.

Каждая из нас ненавидит себе подобную. И правы те, кто считают, что женской дружбы нет. Даже самые крепкие отношения длиной в 20 лет в один прекрасный день могут разбиться о какой-то, казалось, незначительный момент жизни. Да и кому она нужна была, эта глупая моя «подруга»?! Какие же бабы тупые. И жирные.

Примерно так мы размышляем относительно других женщин. Пускай не вслух. И даже внутри себя не всегда громко. Но если честно: сколько раз в день ты плохо думаешь о женщинах? Больше 10 или 20? Начальница бесит (наверняка, с кем-то переспала, чтобы теперь командовать мной); в Instagram эта толстуха свои жирные ляжки показывает, а ей лайки ставят; на дорогах водить не умеют: понапокупали прав да на машины… у мужиков выпросили; в метро ужас вообще что: эта безвкусно одета, а эта что на меня косо смотрит?! БЕСЯТ!

И ведь женщины повсюду, от них никуда не скрыться. Вот и приходится мило улыбаться и делать вид, что все в порядке, что мы можем адекватно существовать вместе, даже несмотря на то, что так сильно друг друга ненавидим.

Кадр из сериала «Сплетница»

В чем же причина такой «всепоглощающей любви»? Отвечая на этот вопрос, стоит обратиться к детству. Именно тогда закладывается и формируется личность. Кто главный наш воспитатель? Мама. Именно она учит нас всяким женским премудростям из серии: «Ты же девочка, а значит…», «Девочкам нельзя…», «Девочка должна…» и тому подобное. Так как спектр этих девичьих правил не сильно широк, получается, что все женщины планеты подпадают под него. Формируются примерно одинаковые личности. И если одна особа решила выделиться, казнить ведьму немедленно! Причем мы и сами порой готовы метафорически расправиться с той или иной женщиной, которая оступается или же ее поведение не соответствует стандартам. Мы больше радуемся ее провалу, чем сопереживаем. И в этом ужас. Вообще женщины крайне редко умеют радоваться чужому успеху. Особенно женскому.



Кадр из сериала «Сплетница»


Немаловажную роль играет и внешность. Как же мы любим перемывать косточки тем, кто, по нашему мнению, выглядит «не очень» или не подпадает под каноны красоты (интересно, кто их придумал?). Десятилетиями мы убеждаем друг друга: «Женщина должна быть красивой и ухоженной. Для себя. Исключительно». Да бросьте! Для мужчины, для других женщин, общества, в конце концов. Но никак не для себя. Каждая знает: любой промах во внешнем виде обойдется ей очень дорого. Вот и стараемся всегда быть лучше всех. И желательно так, чтобы нам завидовали. Но, конечно, для себя. Для кого же еще?! Да и правильное питание, и селфи из зала утром и вечером - тоже только по своему желанию. Я же не та толстуха с целлюлитом. И как ее вообще замуж взяли? Глаз нет что ль?



Кадр из сериала «Сплетница»

Мы часто повторяем в разговоре с мужчинами о том, как сильно нас бесят «эти тупые телки/бабы/женщины», подразумевая, что «я же не такая!». Но по факту: мы просто таким образом пытаемся влиться в мужской мир, чтобы они приняли нас туда. Но этого никогда не случится. Ты не особенная, не мужчина в юбке. И другие женщины о тебе говорят те же слова, что и ты о них.

Нужно ли сегодня в атмосфере дискуссий о феминизме и равноправии доказывать, что женщины не хуже мужчин? Удивительно, но да. Убеждение, что женский пол «недотягивает» до мужского, отношение к женщинам как к созданиям преимущественно глупым, слабым или опасным - всё это мизогиния, или, другими словами, женоненавистничество. Разлитое в обществе невидимым слоем, порой в умиленно-покровительственной форме , оно закреплено в народной мудрости («курица не птица, баба не человек ») и даже в философских трудах. Шопенгауэр предлагал считать женщину «родом промежуточной ступени между ребенком и человеком», а Отто Вейнингер радикализировал тезис и заявил, что «женщина - ничто». В итоге на свет появляются книги с заголовками вроде «Конец феминизма: чем женщина отличается от человека », и не стоит принимать их за частный случай мракобесия.

Текст: Елена Низеенко

Оправдание изнасилований женщин
и шутки про «телочек» - лишь часть того, что делает мизогиния с обществом

В сознании людей, подверженных мизогинии, мужчина за рулем дорогой машины ее заработал, а женщина - « » и, садясь за руль, тут же становится причиной смертельной опасности на дороге. В свою очередь, ум, решительность и способность логически мыслить будто бы достаются мужчинам по умолчанию и праву рождения. Подобные стереотипы дают возможность делить людей на высший сорт и сорт похуже, пронизывая все сферы жизни и конструируя сложную сеть иерархий, основой которой остается мнение, что женщины во многом или во всём уступают мужчинам. Этот патриархальный тезис, который многие принимают за аксиому, определяет конфигурацию властных отношений в обществе, создает платформу для дискриминационных настроений по половому признаку и формирует поле неравных возможностей.

Однако не стоит думать, что мизогиния свойственна только мужчинам. Существует понятие внутренней мизогинии , когда женщины поддерживают стереотипы «все бабы - стервы», «женщины не способны логично мыслить» или «сама напросилась», соглашаясь, что «тут не поспоришь» и «так оно и есть». Проблему внутренней мизогинии и ее вредоносности поднял феминизм, и именно он предложил и стал использовать практики ее распознавания и ликвидации. Отслеживая примеры и женоненавистнические фразы-маркеры среди женщин, феминистская оптика дает возможность разбираться , как мы становимся агентами самодискриминации, к каким последствиям это приводит и как с этим бороться.



Столь негативное отношение к своему же полу вроде бы парадоксально, но из-за того, что оно повсеместно, женская мизогиния никого не шокирует. К тому же, продемонстрированная «своими», негативная оценка «слабого пола» вызывает больше доверия и выглядит неоспоримой данностью, с которой соглашаются даже сами женщины. Мизогиния льется из приемника голосом Ирины Аллегровой («все мы бабы - стервы »), со страниц женских изданий («мне проще общаться с мужчинами ») и даже из уст знаменитых активисток («миллионы телочек, желающих слабости и подчинения »). Если умножить такие реплики на количество раз, которое они звучат каждый день, становится ясно, что проблему не стоит недооценивать.

Подчеркнутое презрение, а то и ненависть к своему полу берется не на пустом месте и не от хорошей жизни. Использовать внутренне-мизогинические практики мы начинаем вынужденно, зачастую неосознанно рассчитывая на «дивиденды» в виде социального одобрения. В первую очередь это дает чувство принадлежности к мужскому, более привилегированному обществу, повышение собственного статуса в сравнении с другими женщинами и в конечном итоге более комфортную позицию в условиях патриархата. Негласные установки, что вести себя «как баба» - плохо, а «как мужик» - наоборот, хорошо, приводят к тому, что у женщин возникает желание дистанцироваться от «телочек» и в целом от своего пола, осуждая «женские» черты, а также перенимать мужские модели поведения. Наверняка многие из нас могут вспомнить, как предпочитали вести себя «по-пацански», а в крайних случаях - выбирать исключительно мужской круг общения, воспроизводя патриархальную логику и подтверждая, что «говорить с женщинами особо не о чем».



«Женщины» и «мужчины» - это абстрактные группы, придуманные и наделенные определенными смыслами нами самими

Подобные предубеждения против своего же пола порождает и традиционное разделение профессий и интересов по гендерному признаку: на «умные-мужские» (спорт, наука, политика) и «глупые-женские» (вязание, кулинария, мода). Даже в адрес Wonderzine регулярно звучат обвинения, что изданию для современных и прогрессивных женщин негоже писать о нарядах, рецептах еды и косметике. Как вспоминает выпускница историко-филологического факультета РГГУ, «в нашей интеллектуальной компании считалось приличным носить джинсы, кеды и большие рюкзаки, а на всех нарядных девушек я все годы своей университетской жизни смотрела свысока, полагая их без исключения дурочками. Высшим же шиком бытового поведения для девушки считалось умение пить водку без запивки и без закуски: когда один юноша заметил, что я «пью водку по-мужски», счастью моему не было предела. Сейчас, конечно, вспоминать об этом смешно». В результате «девичьи разговоры», «девичьи мысли» и «девичьи интересы» в народе характеризуются как бессодержательные, бессмысленные и ничтожные - и эти взгляды зачастую разделяют и сами женщины.

Другой триггер женской мизогинии связан с внутренней иерархией в женской среде. Женские роли ограничены разнообразными рамками: национальности, телесного соответствия канону, возраста, репродуктивных способностей, сексуальности и так далее. На их основании и формируется некий унифицированный «идеал» женщины. Всё разнообразие личностей, характеров, увлечений и способностей сводится к единой позиции «Женщина», с фиксированным набором предписаний и возможностей. Это, в свою очередь, вынужденно иерархизирует женщин по степени соответствия шаблону и заставляет соревноваться между собой за право быть лучшей из подобных, а не наслаждаться своей уникальностью. Этот же эффект постоянной «женской конкуренции» дает и публичная радикализация «змеиной», «вражиной» сущности женщин, подпитывающая недоверие к другим женщинам, а также ставящая под сомнение возможность полноценной женской дружбы и взаимной поддержки.

Внутренняя мизогиния также концентрируется там, где артикулируется позиция «сама виновата» - где ищутся и находятся причины для избиения или изнасилования женщин. В комментариях к нашумевшей трагедии Татьяны Андреевой можно увидеть еще одну грань внутренней мизогинии в случае изнасилований: мысль о том, что самооборона - это не по-женски. Жутковатая «нормализация» женщин предполагает, что активная позиция защиты невозможна, а то и уголовно наказуема. Мизогинический посыл трактовок этой истории в том, что «нормальная женщина»: а) не окажется в мотеле; б) не окажется в ситуации склонения к тому, чего ей не хочется (секс по принуждению); в) поймет опасность ситуации заранее и не попадет в такую ситуацию в принципе. Если женщина в ситуацию таки попала, значит, с ней что-то не так.



Мизогиния преподносится как вопрос надуманный и несерьезный в мире,
где есть «проблемы поважнее»

При этом мизогиния зачастую преподносится как вопрос надуманный, несерьезный и неполитический в мире, где есть «проблемы поважнее». У самого термина мизогиния, как и у феминизма, сложились негативные коннотации - в итоге вместо того, чтобы высвечивать проблемные зоны существования женщин, сами эти понятия требуют оправданий и объяснений еще на этапе входа в общественные дискурсы. Хороший пример - недавняя бурная дискуссия по поводу использования слова «телочка». Позиция феминисток, настаивающих на неуважительном подтексте этого слова и его связи с более жесткими формами дискриминации женщин, воспринималась многими как «бабья дурь», не имеющая ничего общего с решением «серьезных» проблем.

Площадки для женоненавистничества не единичны и не ограничиваются фейсбучными спорами про «телочек». Если в профессиональной сфере директорки подбирают персонал, исходя не из профессиональных и личных свойств потенциального специалиста, а из нежелания работать в женском коллективе - это внутренняя мизогиния. В академической среде женщины могут блокировать институциональное развитие женщин при активном продвижении мужчин в академической карьере, выдвигая на меру весов не научные достижения кандидатов, а половую принадлежность. Телесность, сексуальные практики, отношения с собственной репродуктивностью - сферы, где каноничные представления о «нормальности» оформляются в систему, обнаруживающую и стигматизирующую «ненормальных». Такого рода действия и практики поддерживают костер внутренней разобщенности и ненависти женщин друг к другу, подпитывая его не только снаружи, но и изнутри.

Видеть мизогинию вокруг себя - значит понимать, что некоторые неприятные моменты в жизни могут быть связаны не с отношением к конкретной женщине, а с отношением к ней как части группы людей определенного пола с набором унифицированных признаков. «Ты дура, не потому что дура, а потому что баба». Агрессию и презрение, адресованные к группе, можно и нужно опознавать. А дальше нужно решать, задавать ли вопросы только к тому, что делать с последствиями агрессии, или же попробовать менять собственные рамки комфорта и конструировать собственную позицию относительно конкретных людей (а не их пола), стараясь преодолеть рамки мизогинии. Может статься, каждая из нас использует мизогинические формулы в своей жизни - эти коды не так легко распознать, когда они направлены вовне. Знание это также помогает осознавать свои собственные предубеждения и предрассудки. Выводить их на поверхность, делать видимыми - шаг в сторону поддержки всех женщин в их разнообразии и самой себя не в последнюю очередь.









Рожать, отстаивать свои интересы, быть активистками, с удовольствием домохозяйничать, стремиться к карьерной состоятельности - любая активность хороша до поры, пока не вменяется как единственно верная для каждой женщины мира. Оправдание изнасилований женщин и шутки про «телочек» - лишь часть того, что делает мизогиния с обществом. Когда женоненавистничество становится плотным и предельно реальным фоном жизни каждого человека, общество дробится в соответствии с риторикой патриархата. Противоядием для нас может стать понимание, что «женщины» и «мужчины» - это абстрактные группы, придуманные и наделенные определенными смыслами нами самими. Ведь в первую очередь мы - люди. Глупость, решительность, эмоциональность, стремление завести детей, профессиональность - по большому счету, это всё про человека. Какого она или он пола, вопрос второстепенный.

Если использовать фильтр на мизогинию в повседневности, можно обнаружить, как по-новому переосмысляются некоторые вещи. Например, стереотипная фраза «если женщину избили, это она сама напросилась» перестает быть констатацией «природной» способности женщины «довести» мужчину до физического насилия. Вопросы уже можно ставить по-другому: хотим ли мы быть участниками сообщества, в котором бить/избивать людей любого пола - это нормально; как сформировалось представление о допустимости физического рукоприкладства в отношениях; стоит ли игнорировать тот факт, что поддержка и сплоченность женщин против рукоприкладства - это выгодная стратегия становления новых позиций для женщин, где серая зона домашнего насилия как минимум начинает освещаться законодательно и так далее.

В целом внутреннюю мизогинию можно назвать эффективным инструментом для конструирования разобщенности женщин. Пелена из предрассудков, стереотипов, клише и ненависти окутывает патриархальное общество, иерархизирует женщин, вменяет унифицированный вариант «нормы» в нашем поведении, запросах, ожиданиях друг от друга и от себя. При этом внутренняя мизогиния уводит женщин от себя так далеко, как только может. Она объективирует и разделяет нас, а также заставляет смотреть друг на друга через призму вечной конкуренции.

Статьи по теме