Тест на определение шизоидного типа. Профилактическая работа психолога в школе

Психологический тест. Описание его я нашёл в книге Н. Козлова "Истинная правда, или учебник для психолога по жизни" М., "Аст-Пресс" 1999. Задаётся ряд вопросов, после чего показывается результат в виде графика распределения Ваших предрасположений по 9 акцентуациям. Выводится их описание и рекомендации при положительном и отрицательном проявлении той или иной акцентуации.

Тип Рекомендации
Истероид 8 (-) (+) 8
Шизоид 8 (-) (+) 8
Параноик 5 (-) (+) 5
Эпилептоид 7 (-) (+) 7
Астеник 5 (-) (+) 5
Возбуждённый оптимист 5 (-) (+) 5
Депрессированный
-1 (-) (+) -1
Тревожно-ответственный 0 (-) (+) 0

Шизоид

С детских лет поражает ребёнок, который любит играть один, не тянется к сверстникам, избегает шумных забав, предпочитает держаться среди взрослых, иногда подолгу молча слушает их беседы. К этому иногда добавляется какая-то холодность и недетская сдержанность. Малоподвижное, как будто замороженное лицо... Это — шизоид.

Шизоиду природа выморозила чувства и вставила один интеллект, причём, как правило, без ориентиров. Смутный и плотный мир переживаний, тень предчувствий и пламя страстей, радость и стыд чувственности, всё то, что так близко поэтам и женщинам, — всё это не его мир. Он может им интересоваться, но усваивает его только в качестве иностранного языка. Его мир — мир понятий, схем и вычислений.

И что ему с этим делать среди людей, то есть того, что не вычисляется?

Он может разложить и проанализировать. А обольстить и соблазнить — для него так же невозможно, как пройти сквозь стену вслед за домашним привидением: ему нечем это сделать, у него для этого просто нет органов. У него отсутствует интуиция, и в компании ему трудно, как и компании с ним, где он всегда "белая ворона" и почти всегда "некстати". Он не может ловить "тонкие вещи" во взаимоотношениях: когда что сказать или промолчать, когда уйти или остаться.

Поэтому, как правило, он уходит.

В результате это человек, как будто всегда отгороженный от окружающих какой-то невидимой, как бы стеклянной, стеной. Он не может, да и редко хочет, разомкнуть своё одиночество и выйти к людям, к себе же во внутренний мир пускает крайне неохотно. Шизоид — это человек-отшельник, человек "не от мира сего". Чаще всего он неразговорчив ("не знаю, о чём ещё говорить"), однако с пол-оборота "грузит" подходящего собеседника своими теориями, например о строении мира. Шизоиды — это великие теоретики. Не умея поддерживать самый элементарный светский трёп, они глубоко просистематизируют и обобщат процесс общения; в жизни их элементарно обведут вокруг пальца, зато они напишут работу по психологии и философии человеческих взаимоотношений. В жизни они беспомощны, но в теории — всесильны.

А научные работы их называются примерно так: "Самая общая теория Всего".

Если шизоида не трогать, он совершенно безобиден, но при этом не приручается и остаётся "вещью в себе". Близким людям рядом с ним спокойно, но неуютно: шизоид не даст им ни тепла, ни любви и благодарности, а некоторые его поступки могут выглядеть жестокими. На самом деле он не жесток, а просто аналитичен, а его холодность — скорее неспособность почувствовать душу другого, отсутствие эмоционального резонанса. Тем не менее он всё-таки человек, и, если его "скорлупа" даёт трещину, он обнаруживает неожиданную для окружающих ранимость.

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.

Говорят, есть шкала психотипов. Как узнать, каким растет собственный ребенок, чтобы помогать ему бороться со своими отрицательными чертами? Зинаида К., Гомель.

Классификацию акцентуаций разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Опираясь на его труды и исследования русского психиатра Петра Ганнушкина, советский психиатр, заслуженный деятель науки Андрей Личко создал собственную типологию личности.

ПАРАНОИК

Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого.

Высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной), при этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.

Высокая энергичность; независимость; самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.

Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.

«Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.

Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут ранить словом окружающих. Собственной конфликтности не замечают.
Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела. Друзья - только соратники.

Отношение к учебе и работе. Тщательно изучают лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе не представляет ценности.
Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Непревзойденные генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных задач.

ЭПИЛЕПТОИД


С дошкольного возраста дети, предрасположенные к данному типу, бережливы по отношению к одежде, игрушкам. Резко реагируют на тех, кто пытается овладеть их собственностью; с первых школьных лет проявляют повышенную аккуратность.

Любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный, консервативность; высокий энергетизм (школьники охотно занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). В экстремальных ситуациях подростки становятся храбрыми и даже безрассудными; в обыденной жизни проявляют гневливость, взрывчатость, придирчивость.

Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в педантизм), надежность (всегда выполняют обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведут 2 будильника и еще попросят родителей разбудить), внимательность к здоровью.

: нечувствительность к чужому горю, чрезмерная раздражительность в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением правил.

«Слабое звено» психотипа : не переносят неподчинения себе и бурно восстают против ущемления собственных интересов.

Особенности общения и дружбы. Не заводят случайных знакомств, предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Если считают кого-то другом, то выполняют все обязательства, которые накладывает дружба. Измены ни в дружбе, ни в любви никогда не простят.

Отношение к учебе и работе. Отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, не прогуливают уроков, обычно отличники. Вырастая, лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим (например, финансист, юрист, учитель, военный и т. п.).

ГИПЕРТИМ

Относящиеся к этому психотипу с детства отличаются шумливостью, общительностью, смелостью; склонны к озорству. Им не хватает чувства дистанции в отношении со взрослыми.

Доминирующие черты характера: приподнятое настроение, экстравертированность, радость от общения, хорошее самочувствие и цветущий внешний вид.

Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность; настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг.

Поверхностность, неспособность сосредоточиваться на конкретном деле или мысли, постоянное стремление заняться чем-то более интересным в данный момент, перескакивание с одного дела на другое (такие ребята записываются сразу на несколько кружков или секций, но ни в один дольше 1–2 месяцев не ходят), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность
на безудержный риск.

«Слабое звено» психотипа: не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего кропотливости или резкого ограничения общения; их угнетают одиночество, вынужденное безделье.

Особенности общения и дружбы. Всегда выступают в роли весельчаков и балагуров. Их дом - место встречи друзей и просто знакомых, куда может прийти любой человек и оставаться до тех пор, пока ему это нравится. Всегда тянутся в компанию, среди сверстников стремятся к лидерству. Могут легко оказаться в неблагоприятной среде, склонны к авантюрам.
На глубокую привязанность не способны. Им присуща любовь к ближнему (а не ко всему человечеству); бросаются на помощь не раздумывая. В дружбе добры и незлопамятны. Обидев кого-то, быстро забывают об этом и при следующей встрече искренне обрадуются; если нужно, извинятся за нанесенную обиду и сделают приятное.

Отношение к учебе и работе . Школьники этого психотипа добивались бы значительных успехов, если не были бы так легкомысленны и могли сосредоточиться на одном предмете. Все предметы даются им легко, однако знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Постоянно опаздывают на уроки, прогуливают (особенно те занятия, на которых им скучно и нет возможности выразить себя). Легко наверстывают упущенное: например, перед контрольной работой или экзаменом не поспят одну ночь и выучат почти все.

Способны достичь успеха в любом деле. Вначале у них все спорится, появляются достижения, но если начинается рутинная работа, становится неинтересно, занятие перестает быть новым, то готовы при первой возможности бросить и переключиться на что-то другое.

Шумливые и сверхактивные, часто создают видимость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берутся за дело, планируют массу мероприятий, проводят совещания и т. п.), что помогает делать карьеру.

ИСТЕРОИД

Этот психотип виден с раннего детства. Милый малыш при большом количестве взрослых незнакомых людей без всякого смущения декламирует стихи, поет песенки, демонстрирует свои таланты и наряды. Главное для него - восхищенные зрители. Если гости сели за стол и забыли о нем, он непременно еще раз обратит на себя внимание. В случае неудачи опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце.

Доминирующие черты характера: демонстративность; стремление постоянно быть в центре внимания, иногда любой ценой; жажда постоянного восхищения или удивления, почитания, поклонения.

: упорство, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, находчивость, активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство (хотя после выплеска энергии перечисленные качества быстро выдыхаются).

Отталкивающие черты характера : склонность к интригам и демагогии, лицемерие, задиристость, бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, завышенная самооценка, обидчивость.

«Слабое звено» психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение вымыслов.

Особенности общения и дружбы. Постоянно нуждаются в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма их жизни (на людях и для людей). Но общаются, как правило, только с теми, кто выражает свое восхищение, боготворит их способности и талант. Очень часто избирательны, стремятся дружить с известными людьми, чтобы побыть в тени их славы, или с теми, кто проигрывает им, чтобы еще больше оттенить себя.

Отношение к учебе и работе . Часто это лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят ради удовольствия. Чтобы привлечь внимание, учатся не просто хорошо, а лучше всех, удивляя учителей своими способностями к разным предметам.
В принципе это одаренные, талантливые люди, которым легко даются профессии, связанные с художественным творчеством. Лучше всего им работается
вне коллектива и обязательных рамок.

ШИЗОИД

Со школьных лет такие дети любят играть одни, не тянутся к одноклассникам, избегают шумных забав, предпочитая общество более старших ребят. В подростковом возрасте бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, неумение сопереживать окружающим.

Доминирующая черта характера: интровертированность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно анализирующий окружающую действительность.

Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Как правило, это талантливые, умные и неприхотливые школьники. Продуктивные, могут долго трудиться над своими идеями, но не пробивают их, не внедряют в жизнь.

Отталкивающее черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Такие дети малоэнергетичны, малоактивны
при интенсивной работе - как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холодны. Их эгоизм несознательный.
В то же время они ранимы, т. к. самолюбивы. Не терпят критики их системы.

«Слабое звено» психотипа: не переносят ситуаций, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты,и насильственное вторжение посторонних в их внутренний мир.

Особенности общения и дружбы. Очень избирательны; людей почти не замечают, как и многих вещей материального мира. Но все же нуждаются в общении, отличающимся глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми контактируют, ограничен (как правило, они старше).
Характерна самодостаточность в сфере отношений, могут общаться с самим собой или с одним человеком. Друг - тот, кто хорошо понимает их особенности, не обращает внимания на странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера.

Отношение к учебе и работе. Способны и талантливы, но требуют индивидуального подхода, поскольку отличаются особым видением мира, своей, непохожей на другие точкой зрения на обычные явления и предметы. Умеют заниматься много, однако не систематически, т. к. трудно выполнять общепринятые требования, да еще не по придуманной ими самими схеме.
Когда видят, что педагог оценивает результат работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то проявляют весь свой талант. Если же учитель и родители требуют от детей этого психотипа решения задач строго определенным способом (как объясняли на уроке), то будут ходить в отстающих, несмотря на то, что им вполне по силам решить те же задачи несколькими оригинальными способами. Это относится не только к математике, но и к другим учебным предметам.
Чаще всего из таких ребят получаются отличные научные работники, например математики или физики-теоретики.

ПСИХАСТЕНОИД

Наряду с некоторой робостью и пугливостью такие дети имеют склонность к рассуждению и не по возрасту интеллектуальным интересам. С юных лет страдают от различных фобий - боязни незнакомых людей, новых предметов, темноты, остаться одному дома и т. п.

Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за свое будущее и близких.

Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.

Отталкивающие черты характера : нерешительность, определенный формализм, склонность к долгим рассуждениям, самокопание. Возможны опасения, касающиеся маловероятного будущего, по принципу «как бы чего не случилось» (отсюда вера в приметы).
Другая форма защиты от постоянных страхов - сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит мысль о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то неприятностей удастся избежать.
Таким подросткам трудно принимать решения, они постоянно сомневаются: все ли учли? Но если отважились, то начинают действовать немедленно, ибо боятся, что передумают.

«Слабое звено» психотипа: боязнь ответственности.

Особенности общения и дружбы . Стеснительны, застенчивы, не любят устанавливать новые контакты. Друзей у них немного, но эта дружба на века. Помнят мельчайшие детали отношений и от души признательны за внимание.

Отношение к учебе и работе . Способны заниматься, неподнимая головы, проявляя целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, т. к. боятся огорчить низкими оценками близких и преподавателей. Полученный результат сверяют по справочникам, словарям, энциклопедиям; позвонят другу, спросят у него.

Это идеальные подчиненные: аккуратно, точно и в срок выполнят любую работу, если задание конкретно и имеется инструкция, четко регламентирующая порядок его выполнения. Таким людям по душе спокойная профессия, например библиотекарь, бухгалтер, лаборант.

СЕНЗИТИВ

С первых шагов эти ребята боязливы, пугаются одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегают активных и шумных сверстников, но общительны с теми, к кому привыкли; любят играть с малышами: с ними чувствуют себя уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязаны, это «домашние дети»: стараются не покидать родных стен, не любят ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко (например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка).

Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность. Дети робки и застенчивы, особенно среди посторонних людей и в необычной обстановке. В себе видят множество недостатков.

Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Стремятся преодолеть свои слабые стороны.

Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

«Слабое звено» психотипа: не переносят насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательного отношения.

Особенности общения и дружбы . Контактируют с узким кругом людей, вызывающих у них симпатии. Всячески избегают знакомства и общения с бойкими и неугомонными. Делиться переживаниями и ощущениями предпочитают со старыми друзьями.

Отношение к учебе и работе. Учатся из-за нежелания огорчать родных и педагогов. Отвечать у доски стесняются, боятся, что обзовут выскочкой. При доброжелательном отношении педагогов показывают прекрасные результаты.
Работа для них - нечто второстепенное, главное - теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, поддержка руководителя. Могут быть исполнительными и преданными секретарями, помощниками и т. п.

ГИПОТИМ

Не проявляют особой радости, обижены на всех, прежде всего на родителей. На лицах выражение недовольства, расстройства из-за того, что сделали не так, как они хотели.

Доминирующая черта характера: постоянно в миноре.

Привлекательные черты характера: совестливость, острый критический взгляд на мир. Стремятся чаще быть дома, создавать уют и теплоту, избегая тем самым лишних волнений.

Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, уныние, склонность искать в себе болезни, почти нет интересов и увлечений. Быстрая утомляемость.

«Слабое звено» психотипа: открытое несогласие с иным восприятием действительности.

Особенности общения и дружбы. Часто и подолгу обижаются на окружающих и друзей, хотя остро нуждаются в общении, чтобы было кому жаловаться на жизнь, на то, что их не поняли, не оценили. Нравится рассказывать о трудных обстоятельствах, в которые попали. На советы собеседника приведут массу аргументов, почему ничего нельзя изменить и будет только хуже.

Дружить с такими детьми сложно: в любом человеке они видят возможную причину ухудшения своего настроения.

Отношение к учебе и работе. Проявляют себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но глубина и само содержание особенно не интересуют. Учатся из-за боязни плохой оценки. Ссылаясь на недомогание, могут пропустить занятия, чаще всего по физкультуре, трудовому обучению и другим предметам, преподаватели которых не делают скидок на плохое настроение.

Бывает, жалуются на людей, обстоятельства, просят дать другое задание. Но все повторяется: недостатки, отрицательные моменты в организации производства или черты в окружающих - целое восстание в душе. Трудно заниматься одним делом постоянно.

КОНФОРМНЫЙ ТИП

Этот тип встречается довольно часто. Дети соглашаются со всем, что предлагает ближайшее окружение, но стоит попасть под влияние другой группы - меняют отношение к тем же вещам на противоположное. Утрачивают личностное отношение к миру - суждения и оценки будут совпадать с мнением тех, с кем они общаются в данный момент. Причем они не выделяются, не навязывают своих суждений, представляя массу, согласную с лидером.

Доминирующие черты характера: чрезмерная приспособляемость к окружению, почти полная зависимость от семьи, компании. Жизнь протекает под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было как у всех». Это распространяется на стиль в одежде, манеру поведения, взгляды на важные проблемы. Эти подростки привязываются к группе сверстников и безоговорочно принимают систему ее ценностей без критики.

Привлекательные черты характера: дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость. Они не будут источником конфликтов или раздоров.
Слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с предложениями от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут раскаяться. Собственной смелости и решительности им недостает.
Если микроколлектив кажется значимым, имеет положительную направленность, то вместе с ним могут достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции.

Отталкивающие черты характера: несамостоятельность, почти полное отсутствие критичности в отношении себя и ближайшего окружения.

«Слабое звено» психотипа: не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа.

Особенности общения и дружбы. Легко устанавливают контакты с людьми, при этом подражают лидерам. Приятельские отношения непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Не стремятся первенствовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам.

Отношение к учебе и работе . Если в окружении все учатся хорошо, то и они будут прилагать усилия, чтобы не отстать от друзей. К работе относятся тоже в зависимости от настроя коллектива; способны демонстрировать трудолюбие, исполнительность, творчество и изобретательность, выполнять все, что поручено. А могут и отлынивать или делать работу формально, если рядом лодыри.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом боятся наказания, легко подчиняются сверстникам.

Доминирующие черты характера: полное непостоянство проявлений, зависимость от любого человека, который в эту минуту рядом. Легко поддаются влиянию.

Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении.
Часто внешне такие подростки послушны, готовы выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают; очень скоро забывают о своем слове или ленятся, придумывают массу причин, почему нельзя сделать обещанного.

Отталкивающие черты характера: тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, соглашательство, безответственность.

«Слабое звено» психотипа: безнадзорность, бесконтрольность.

Особенности общения и дружбы. Неконфликтны. Контакты их бесцельные. Могут быть в составе сразу нескольких групп, перенимая правила и стиль поведения каждого коллектива. Склонны жить сегодняшним днем; часами сидят перед телевизором, слушают музыку. Выполняют роль подручных у лидеров.

Отношение к учебе и работе. Под влиянием очередного увлечения могут начать учиться хорошо или забросить занятия, что неизбежно приведет к большим пробелам в знаниях. Дальнейшая учеба осложняется.
Знания их бессистемны, внимание неустойчивое, на уроках часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания делают
неохотно.
Хорошие специалисты из таких не получаются.

АСТЕНИК

С детства плохой сон, аппетит, часто капризничают, всего боятся. Чувствительны к громким звукам, яркому свету; их быстро утомляет даже небольшое количество людей; стремятся к уединению.

Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность.

Привлекательные черты характера : аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.

Отталкивающие черты характера: капризность, неуверенность в себе, вялость, забывчивость.
Такие подростки робки, стеснительны, имеют заниженную самооценку, не могут постоять за себя. Испытывают большую тревогу при изменении внешних обстоятельств, ломки стереотипов, т. к. их механизм психологической защиты - привыкание к вещам
и укладу жизни.

«Слабое звено» психотипа: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

Особенности общения и дружбы. Не стремятся к близким отношениям из-за неуверенности, не проявляют инициативы. Круг друзей ограничен.

Отношение к учебе и работе. Часто мешает заниженная самооценка. Постоянные сомнения, чувство тревоги и страх сделать ошибку не дают нормально работать на уроке, отвечать у доски, даже когда материал выучен. Труд утомляет, не приносит радости или облегчения. Тяжелый и напряженный вызывает раздражение. Нуждаются в периодическом отдыхе либо чередовании разных видов деятельности.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Часто простужаются. Способны расстроиться из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. Приятные слова, новый костюм или книга, хорошая новость быстро поднимают настроение, придают веселый тон разговору, но в любую минуту очередная «неприятность» может изменить все.

Доминирующая черта характера: крайняя изменчивость настроения от ничтожных поводов. Душевное состояние определяет все: аппетит, сон, общее самочувствие, желание общаться, учиться, работоспособность.

Привлекательные черты характера: добродушие, чуткость, привязанность, искренность, отзывчивость (в период приподнятого настроения). Верность тем, с кем в хороших отношениях, кого любят и о ком заботятся. Причем эта привязанность сохраняется, даже если настроение изменилось.

Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыльчивость, драчливость, ослабленный самоконтроль. Во время обычного разговора могут вспыхнуть и сказать что-то дерзкое и обидное.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение значимых людей, утрата близких или разлука с теми, к кому привязаны.

Особенности общения и дружбы. Все зависит от настроения. Если рады и довольны жизнью, то контакты устанавливают с большим желанием; если огорчены и не удовлетворены, то они минимальны.
Обладают развитой интуицией, легко определяют «хорошего» и «плохого» человека, выбирая себе приятеля. Предпочитают дружить с теми, кто в периоды спада настроения умеет отвлечь, утешить, рассказать что-то интересное, при нападках других - защитить, а в минуты эмоционального подъема - разделить бурную радость и веселье. Способны на преданную дружбу.

Отношение к учебе и работе. Характерна крайняя изменчивость; непредсказуемо реагируют на реплики и просьбы учителя или родителей: в ответ на замечание способны рассмеяться и радостно взяться исправлять ошибку, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчиняться законным требованиям педагога.
Знания поверхностны и бессистемны, т. к. такие подростки не управляют сами собой и не поддаются управлению со стороны взрослых.
Переключаются, забывают о плохом настроении, если работа заинтересовала, не надоедает, увлекает.

ЦИКЛОИД

Эти школьники не отличаются от сверстников, но периодически бывают необычно шумливыми, озорными, постоянно что-то предпринимают. Затем опять становятся спокойными и управляемыми. У подростков наблюдаются периодические фазы смены настроения, длительность которых - от нескольких дней до недели и более.

Доминирующая черта характера : циклические изменения эмоционального фона (приподнятое настроение исчезает, эмоциональный спад всех озадачивает).

Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность, когда на душе хорошо.

Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости
к окружающим. Если одолела грусть, то все валится из рук; что легко получалось вчера, сегодня требует невероятных усилий.
Во время спада труднее жить, учиться, общаться. Компании раздражают, риск, приключения, развлечения теряют свою привлекательность. На некоторое время становятся «домоседами».
Ошибки, мелкие неприятности в пессимистические дни переживаются очень тяжело. Еще вчера выиграли турнир, а сегодня игра не идет, тренер недоволен… Это угнетает, они не узнают свой организм, не понимают своего раздражения, не желают видеть близких людей.
На реплики и замечания отвечают с недовольством, хотя в глубине души сильно переживают из-за этих внезапных изменений. Чувства безысходности нет, они уверены, что через какое-то время все снова будет хорошо. Нужно только пережить период спада.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей, коренная ломка жизненных стереотипов.

Особенности общения и дружбы . Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием разговаривать даже с родителями
и близкими друзьями («как вы мне все надоели»). По-настоящему дружат с теми, кто понимает эту неизбежность перемены в отношениях и не обижается, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.

Отношение к учебе и работе. Периоды активной работы на уроках и дома сменяются этапами, когда наступает полное безразличие к чему-либо.
В работе все спорится и получается, пока это интересно; как только упало настроение, недовольны всем, что им ни предлагают.

По степени выраженности можно выделить 2 вида акцентуаций характера, что необходимо знать для индивидуального подхода в воспитании ребенка, при выборе профориентации, формы личной и семейной психотерапии:
явная акцентуация - крайний вариант нормы. Черты характера выражены в течение всей жизни;
скрытая акцентуация - обычный вариант нормы. Какие-то особенные черты характера проявляются в основном при психотравмах.

Эти 2 вида могут переходить друг в друга, на что влияют семейное воспитание, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера.


Наталья Григорьева, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ, кандидат мед. наук. 

Почти все психологи подчеркивали, что характер может быть более или менее выраженным.

Интенсивность проявления характера выражается понятиями "норма", "акцентуация", "патология или психопатия".

Нормальный характер – это характер без ярко выраженных личностных черт.

Акцентуация представляет собой яркое выражение личностных черт характера. Акцентуация характера рассматривается как крайний вариант нормы.

Патология или психопатия – болезненное проявление тех или иных черт характера, мешающее личности адаптироваться в обществе.

Различие между патологическими и нормальными характерами, включая акцентуации, очень важно, поскольку норма и акцентуация характера подлежат ведению психологии, а патология – психиатрии.

В практической психологии в основном благодаря усилиям психологов К. Леонгарда, А. И. Личко и А. П. Егидеса сформировались представления о психотипах личности, выражающихся через акцентуации характеров и были разработаны соответствующие им типологии, замечены некоторые устойчивые сочетания характерологических черт, причем оказалось, что таких сочетаний не бесконечное количество, а около десяти.

Наиболее продуктивной для практики делового общения является типология, разработанная А. П. Егидесом, базирующаяся на идеях П. Б. Ганнушкина. Ее особенность заключается в том, что, в отличие от классификации П. Б. Ганнушкина, который анализировал психопатические типы, и классификаций К. Леонгарда и А. Е. Личко, рассматривавших акцентуации, тяготеющие к психопатическим отклонениям от норм, в ней представлены психотипы личности в норме. Но, поскольку все начиналось с психиатрии, то в классификации психологических типов личности А. II. Егидеса сохранены исторические названия психотипов: паранойяльный, эпилептоид, истероид, гипертим, шизоид, психастеноид, сензитив, гипотим, конформный, циклоид.

Знание психотипов личности крайне важно для практики делового общения, поскольку позволит не только безошибочно разбираться в людях, выработать умение видеть в них как положительные, так и отрицательные черты характера, но и подскажет, как правильно строить свои отношения с ними, и, тем самым, эффективнее взаимодействовать с партнерами по деловому общению.

Психотип личности объединяет в себе психопатию, акцентуацию и рисунок личности.

Психопатия – это психопатический психотип. Акцентуация – психотип с ярко выраженными чертами характера как крайний вариант нормы.

Рисунок личности – психотип в норме.

В дальнейшем психопатии рассматриваться не будут, поскольку это область психиатрии, а не психологии. Все психотипы будут обсуждаться в рамках рисунка личности, т.е. явной нормы. Акцентуации представляют собой углубление рисунка личности, возникающее в результате воспитания и условий развития.

Выделим основы классификации психотипов личности А. П. Егидеса.

Психотип личности выделяется на основе доминирующих характеристик, которым подчиняются все проявления характера в его отношении к себе, людям, труду.

Такими доминирующими характеристиками будут: паранойяльный психотип – необычайная целеустремленность, высокий энергетизм и агрессивность;

эпилептоид – любовь к порядку, организованность, энергетизм и агрессивность;

истероид – тотальная демонстративность и эгоизм;

гипертим – повышенное настроение, жажда деятельности, неорганизованность;

шизоид – интровертированность, интенсивная работа мысли, склонность к теоретизированию;

психастеноид – неуверенность и нерешительность;

сензитив – повышенная чувствительность, тревожность и мнительность;

гипотим – слабая энергичность и постоянно пониженный фон настроения;

конформный – зависимость от окружения;

циклоид – смена двух противоположных состояний – гипертимного и гипотимного.

Другим основанием классификации психотипов является выделение уровня энергетизма, который может быть высоким или низким. Энергетизм проявляется прежде всего через работоспособность (в физике энергия – это способность тела совершать работу), доминантность (способность оказывать влияние на других), конфликтность (участие в конфликте, как известно, требует затрат энергии) и агрессивность.

Психотипы можно подразделить на высокоэнергетичные, агрессивные (нападающие) и низкоэнергетичные, дефензивные (защищающиеся).

Агрессивность поведения проявляется в том, что человек настроен на борьбу, он считает, что все время должен самоутверждаться, как правило, мало с чем считается, пытается одержать верх, не обращая внимания на потери, а если сталкивается с другим агрессивным, то начинается борьба.

И все же агрессивность нельзя рассматривать в чисто отрицательном плане. Умение настоять на своем, реализовывать цели, "пробивать" идеи – весьма ценное качество.

В экстремальных ситуациях агрессивность может выступать как храбрость, напористость, отвага в бою и т.д.

В классификации А. П. Егидеса психотипы представлены по мере убывания агрессивности и нарастания дефензивности. К высокоэнергетичным, агрессивным психотипам относятся паранояльный, эпилептоид, истероид. Очень условно можно считать, что дефензивные психотипы начинаются с шизоидов. Условно, потому что и у истероидов возникают защитные реакции, но защита у них используется как средство агрессивности. В отдельных случаях шизоиды тоже могут быть агрессивными, далее у психотипов определяющими реакциями становятся дефензивные.

У агрессивных психотипов есть одна общая черта – все они малоэмпатичны, т.е способны вчувствоваться в другого человека, нечувствительны к чужому горю. Эмоциональная холодность и низкая эмпатичность присущи и шизоиду.

В работах А. П. Егидеса выделяется логика психотипа, которая выражается в том, что основные черты личности влекут за собой особенности поведения в каждой конкретной сфере человеческих отношений, в каждом узле системы человек – предметы.

Доминирующие характеристики психотипов были представлены выше, далее рассмотрим, как они проявляются в логике психотипа на примере основных психотипов.

1. Паранойяльный.

Доминирующая характеристика паранойяльного психотипа – целеустремленность. Это человек, вся жизнь которого подчинена достижению определенной цели или ряда целей. При слишком выраженной целеустремленности человек способен не только полностью пренебрегать интересами окружающих, но и идти но их судьбам. Паранойяльный самостоятелен в выборе цели: он сам ставит цель, сам добивается ее, сам ведет за собой других.

В тесной связи с основным свойством (целеустремленностью), находятся такие свойства как высокий энергетизм и агрессивность. Большая энергетичность паранойяльных проявляется в их большой пробивной силе, направляемой на достижение их целей, а также в работоспособности.

Цели у паранойяльных – в социуме. Они творцы новых идеологий, новых экономических макросоциальных систем, новых течений в религии.

Работа и карьера. Если работа лежит в русле основной цели паранойяльного, то он – всегда на работе, всегда в работе. Паранойяльные предпочитают делать карьеру в сфере политики, на руководящих должностях в самых разных областях, чему способствует высокий энергетизм и высокие деловые качества. Паранойяльный руководитель отличается тем, что умеет быстро принимать решения и брать за них на себя полную ответственность. Его стиль руководства – авторитарный, со всеми его плюсами и минусами.

Учеба и эрудиция. Паранойяльный тщательно изучает те предметы, которые ему, как он считает, нужны, и совсем не обращает внимания на, по его мнению, ненужные. Для него характерны глубочайшие знания в избранной им области, иногда сочетающиеся с почти полным невежеством в других, "ненужных" ему областях.

Отношение к людям и общение. В отношениях с людьми у паранойяльного преобладают деловые просьбы, требования, распоряжения, приказания, инструкции. В то же время сам он резко сопротивляется даже обоснованным требованиям, если они идут вразрез с его интересами. В общении паранойяльный в основном конфликтен, поскольку он не испытывает потребности в общении как таковом, общение для него – средство для достижения цели, организации совместной деятельности, получения информации, но не для установления теплых контактов. Поэтому, вступая в общение, он постоянно задевает окружающих, наступает на их интересы и на чувства, которых не замечает.

Имидж. Телосложение весьма разнообразное, но с теми или иными видимыми или скрываемыми дефектами (очень низкий или очень высокий рост, непропорциональная полнота или худоба, длинная шея или ее отсутствие и т.д.). Лицо не очень правильное, с более, чем в норме, выраженной асимметрией.

Бросается в глаза безразличие к одежде, видна неаккуратность, но в меру. Если требует дело, может очень хорошо одеваться.

Движения у паранойяльного чаще всего энергичные, темп речи быстрый, голос громкий.

Психотехника общения. Паранойяльному психотипу нужно понимать, что его эгоцентризм, оправдываемый общественной значимостью, тяжелая для собеседника манера общения, делают его человеком трудным. Для паранойяльного главное – усвоить мысль, что люди могут быть дороже и важнее, чем цели, принципы и будущее и соответствующим образом корректировать свое поведение: больше думать о положительном в людях, больше говорить им об этом.

При общении с паранойяльным целесообразно соблюдать определенные правила психотехники общения: интересоваться его предложениями и достижениями, полностью отказаться от юмористических замечаний в его адрес, от обвинений и категоричности, поучений и назиданий, и тем более советов.

2. Эпилептоид.

Доминирующая характеристика эпилептоида – любовь к порядку. Люди, относящиеся к данному психотипу, стараются поддерживать порядок во всем (общественный порядок, порядок в вещах, в семье, соблюдать все нравственные законы и запреты, и все другие возможные правила).

Эпилептоиды на протяжении всей жизни, вплоть до старости, полны энергии. Эпилептоид, как и паранойяльный, очень агрессивен. Его агрессивность выражается в принуждении других соблюдать и наводить порядок как в области человеческих отношений, так и в вещах.

Работа и карьера. Эпилептоид чаще всего выбирает профессию, которая ему ближе по характеру, например, финансиста, офицера, юриста, преподавателя, а в процессе этой работы, связанной с поддержанием порядка, получают все большее развитие и сами черты его характера.

Эпилептоид не делает быстрой головокружительной карьеры, он будет медленно, но верно продвигаться по служебной лестнице.

Как руководитель эпилептоид очень требователен и придирчив как к себе, так и к другим. Он умеет быстро принимать решения, стиль его руководства, скорее, авторитарный. Эпилептоиды хорошо командуют и подчиняются.

Учеба и эрудиция. Эпилептоидов отличает целеустремленность в учении, в овладении накопленными человеческими знаниями. Учеба для эпилентоида – часть карьеры. Он, как правило, учится достаточно ровно, в соответствии со способностями. Эпилептоид может обладать фундаментальными познаниями, но в его эрудиции обычно не хватает ни широты, ни глубины, ни творческого элемента. В науке эпилептоиды разрабатывают чужие идеи, решая прикладные задачи.

Отношение к людям и общение. Из всех психотипов эпилептоид самый надежный, он выполняет свои обещания. Как и во всех остальных областях жизни, эпилептоид любит порядок в человеческих отношениях. Поэтому он не склонен к случайным знакомствам, а предпочитает общение со старыми друзьями, сослуживцами. В общении эпилептоид не склонен идти на неформальную близость, не раскрывается сам и не стремится поближе узнать другого. На конфликтогены эпилептоид чаще всего реагирует холодной напряженностью, он не сразу включается в неуправляемый конфликт. Эпилептоид какое-то время сдерживается, после чего взрывается. Он злопамятен и в меру мстителен, но он же умеет платить добром.

Имидж. Телосложение в своей основе правильное, но внешний вид зависит от еды и образа жизни. Лицо эпилептоида с правильными чертами, без резкой асимметрии, не полное, но и не слишком худощавое. Эпилептоидам свойственно постоянство в одежде, они предпочитают строгий классический стиль. Эпилептоид слегка старомоден и очень аккуратен.

Речь четкая, последовательная и понятная. Дикция хорошая, модуляции не слишком резкие. Перебить себя не дает, но и сам редко перебивает.

Движения четкие, размеренные, в меру резкие, но и достаточно пластичные.

Психотехника общения. Эпилептоиду следует понимать, что у него имеются конфлитогенные черты: стремление поставить партнера в позицию оценивания, отрицательные оценки, подробное инструктирование и требование повторить указания, назидательность, авторитарность, жесткость в голосе. Стоит отследить в себе и зафиксировать неприятные для людей тенденции, даже если они кажутся целесообразными, и скорректировать их. Эпилептоид должен говорить себе: человек дороже порядка.

В отношениях с эпилептоидом целесообразно соблюдать табель о рангах, учитывать статус, отличия, заслуги, соблюдать установленный порядок, если он не противоречит резко другим общепринятым установлениям и не забывать о таких его положительных качествах, как порядочность и организованность, самодисциплина и надежность.

3. Истероид.

Доминирующая черта истероида – тотальная демостративность, стремление быть в центре внимания. Если эта черта развита в рамках рисунка личности, то такая личность просто любит находиться в центре внимания. Если речь идет об акцентуации, то довольно много усилий прикладывается человеком к тому, чтобы это внимание завоевывать.

Одно из проявлений демонстративности – эгоизм, постоянная забота о себе, сосредоточенность мыслей на себе, учет только своих собственных желаний. В целом у таких людей завышенная самооценка.

Истероиды энергичны, но гораздо менее, чем ранее описанные психотипы, обычно они быстро выдыхаются после всплеска энергии.

В отличие от эпилептоида и паранойяльного, у которых очень развито рациональное начало, истероид – ярко выраженный художественный, чувственный, а не мыслительный тип.

Работа и карьера. Истероид – талантливый, разносторонне одаренный, особенно, что касается художественных способностей, человек. Он высокопродуктивен в художественном творчестве.

Истероиду очень свойственно стремление к власти, желание повелевать, чувствовать себя выше других. Поэтому истероид всегда стремится к повышению по службе, к карьерному росту. Истероид – руководитель обычно очень труден в общении для коллектива и также, как и паранойятельный, редко может сплотить вокруг себя учеников – его легче любить издалека.

Учеба и эрудиция. Сама учеба в школе или в институте для истероида лишь повод для общения, он ходит не учиться, а общаться. В учебе он способен, но ленив. Поскольку у него есть цель – показать себя, то результаты хорошие. При этом многое зависит от того, в какой коллектив попал истероид, что в этом коллективе считается престижным. Кругозор истероида во многом похож на кругозор гипертима – широкий, по не глубокий. Он может прилагать определенные усилия, чтобы расширить свою эрудицию, если это принято в его кругу. Если же в его кругу принято блистать дорогими вещами, то он будет ориентирован именно на это.

Отношение к людям и общение. Поскольку истероиду нужны зрители, то он очень общителен. Общение в тех или иных формах – его основная сфера деятельности. Однако истероид любит общаться только с теми, кто им восхищается. В коллективе истероиду трудно ужиться, так как он постоянно демонстрирует свое превосходство, ведет себя высокомерно, перебивает и т.д. Истероид пытается влиять на людей в основном при помощи средств манипулятивного характера, в отличие от эпилептоида, у которого они в основном ультимативные. Манипулируют с очень большой психологической тонкостью. Сами любят похвалы в свой адрес, признание, лесть.

Истероид очень ненадежен в деловом общении, ему нельзя доверять долговременные проекты и коммерческую информацию.

Имидж. Внешне истероид сразу обращает на себя внимание (необычной прической, цветом волос, одеждой, яркой косметикой и т.д.).

У истероидов четко выраженная фигура, форма лица – чаще правильный овал, шея с тенденцией к "лебединости".

Все пропорционально, гармонично. Истероиды очень пластичны. У них прекрасная дикция, мелодичные интонации. В целом и пластика, и речь истероидов артистичны, но на лице, в одежде, в движениях – во всем у истероидов маска. Они не аутентичны. Аутентичные люди – это люди без маски, истероиды же постоянно играют не себя.

Психотехника общения. Истероиду можно посоветовать, чтобы он постоянно, буквально каждые несколько минут, посылал себе импульсивные самовнушения: интересуюсь другими больше, чем собой. Это будет способствовать, в том числе и улучшению его репутации. Иначе он рискует прослыть эгоистом, неотзывчивым, негуманным, неуживчивым и т.д.

Людям, связанным с истероидом по работе, нужно принимать его таким какой он есть, с его плюсами и минусами, памятуя о том, что минусы других психотипов могут быть хуже. Если хвалить истероида или откровенно и искренне им восхищаться, его талант будет возрастать. Стимулируя какие-то действия истероида, имеет смысл апеллировать к его благородству и к оценке его поведения людьми, например: "Это будет хорошо выглядеть". Наиболее успешно оказывать влияние на истероида, делая это при свидетелях, при зрителях.

4. Гипертим.

Доминирующая характеристика гипертима – двигательная гиперактивность. Энергетичность гипертима проявляется в первую очередь не в агрессивности, а в постоянно повышенном настроении. Его хорошее настроение почти не зависит от того, что происходит кругом: даже в стрессовых ситуациях он весел и подбадривает других. Энергия, которая бьет из гипертима через край, не дает ему возможности сосредоточиться на чем-то одном, он не организован.

Работа и карьера. В связи с огромной активностью, общительностью и способностями гипертима ему самому и окружающим кажется, что он достигнет успеха в любом деле. И действительно, поначалу любое дело у него спорится, ему удастся что-то начать, что-то организовать, предложить, придумать. Однако когда начинаются рабочие будни, ему становится неинтересно, он гаснет, дело надоедает ему и он его бросает, переключившись на другое.

Видимость активной деятельности приводит к тому, что гипертима быстро продвигают по службе, выдвигают на руководящую работу. Несмотря на бурную развиваемую деятельность, организатор он плохой, с делом не справляется, и его переводят на другую должность. Даже если гипергима понизят, то он все равно не унывает, так как в принципе может и командовать, и подчиняться.

Учеба и эрудиция. О таких учениках всегда говорят, что он "способный, но ленивый". Все дается ему легко, ему кажется, что он все знает, но знания неглубоки и несистемны. Гипертим ни в чем, в том числе и в учебе, не может соблюдать дисциплину. Эрудиция поверхностна, хотя он может ею блеснуть, так как в силу способностей все схватывает на лету.

Отношения к людям и общение. Обычно у гипертима со всеми хорошие отношения, и он производит на людей благоприятное впечатление. Гипертиму не свойственен эгоизм, он привык делиться даже последним. Альтруизм – одна из его наиболее заметных черт. При этом гипертим не честолюбив, он очень общителен, общение для него – ценность номер один. В процессе общения у него много конфликтогенов и много синтонов одновременно. Гипертим много обещает, но выполняет свои обязательства только после многочисленных напоминаний. С другими психотипами гипертим уживается легко.

Имидж. Это очень активный, подвижный человек, крепкого телосложения, часто склонный к полноте. Голова как бы врастает в туловище, лицо мясистое, круглое. Гипертим не переживает но поводу своей внешности, хотя чаще всего он некрасив.

Его движения пластичны и скоординированы, темп речи быстрый, и хотя артикуляция хорошая, в спешке гипертим может проглатывать окончания слов и фраз.

Одеваться он может по-разному, но чаще всего неоднородно, неодностильно, во всем его облике чувствуется некоторая небрежность.

Психотехника общения. На гипертимов, не выполняющих обещания, нельзя обижаться. Этому психотипу вообще трудно удерживать программу, поэтому он нуждается в напоминаниях, контроле, подталкиванию.

5. Шизоид.

Главная черта шизоида – склонность к теоретизированию. Это ярко выраженный мыслительный тип, теоретически переосмысливающий внешний мир, перерабатывающий объективную реальность в какие-то формулы и укладывающий их в прокрустово ложе самостоятельно созданных, а не выведенных из объективного мира схем.

Мысль шизоида (в отличие от паранойяльного, мыслящего в одном направлении) свободно развивается, бесцельно плывет по волнам его сознания. Он творит свободно и бесцельно – просто выдает продукт своей умственной деятельности.

Шизоида характеризует интровертированность – малая контактность и сконцентрированность на своем внутреннем мире.

Шизоид мало энергетичен, у него мало внешней активности при интенсивной работе мысли.

Работа и карьера. Чаще всего шизоиды занимаются теоретическими науками, философией, они могут стать и композиторами, сочиняющими обычно очень сложную, оригинальную музыку. При неблагоприятных обстоятельствах оказываются неудачниками, работающими на непрестижной работе и читающими заумные книги – вечными ассистентами и младшими научными сотрудниками.

Главное для шизоида – свободное творчество, а не положение, занимаемое в обществе. Именно шизоиды – творцы великих открытий.

Научные достижения шизоида, совершенно не связываемые им с карьерным ростом, могут иногда привести к его назначению на руководящую должность, однако руководить он не хочет и не умеет, принимать решения и управлять людьми не может, поэтому в таких ситуациях либо сам отказывается от занимаемого поста, либо его отстраняют. Оставаться на руководящей должности длительное время шизоид сможет при наличии хорошего заместителя, который будет заниматься организаторской стороной дела.

Учеба и эрудиция. Очень талантливые и способные шизоиды могут хорошо учиться, если им будет обеспечен индивидуальный подход. Шизоид очень эрудирован, обладает выдающимися познаниями во многих областях, особенно в тех, которые относятся к его профессиональной деятельности. Любимое занятие шизоида – чтение. Будучи столь эрудированным, шизоид, однако, не умеет, да и не хочет демонстрировать свою эрудированность.

Отношение к людям и общение. Отношения с людьми у шизоидов складываются непросто. Им трудно выражать мысли так, чтобы их поняли. Еще труднее им быть понятыми в их психологических переживаниях. Поэтому общаются они избирательно – с теми, кто понимает их духовные запросы, кто может поддержать интеллектуальный разговор.

Обычно шизоид не высокомерен, склонен принять чужую точку зрения и спокойно разъяснить свою, крайне редко прибегает ко лжи. Шизоиды достаточно надежны, хотя и не настолько, насколько эпилептоиды и психастеноиды. У шизоидов совершенно не развита эмпатия.

Неаккуратность бросается в глаза, как и диснластичность движений. Она проявляется во всем: в квартире, одежде, прическе. В целом шизоид к одежде безразличен.

Психотехника общения. Нужно ценить шизоида за глубину и оригинальность мыслей, за его эрудицию, за его помощь в решении сложных умственных задач. Повлиять на шизоида почти невозможно.

6. Психастеноид.

Ведущая черта психастеноида – неуверенность: ему свойственно сомневаться во всем: в правильности любого своего поступка, вывода, мысли. Психастеноид – мыслительный тип, он постоянно погружен в размышления, чаще всего в глобальные (нравственные искания). Очень справедлив к другим и придирчив к себе, склонен к непротивлению злу.

Работа и карьера. В работе психастеноид хороший исполнитель, очень обязательный и аккуратный работник. Ему нетрудно подчиняться, если указания начальства носят логичный и упорядоченный характер. Если же он оказывается в подчинении у руководителя, у которого постоянно меняется настроение, то начинает нервничать. Психастеноиду приятна тихая, аккуратная и неторопливая работа, он почти никогда не делает карьеры, не способен занимать руководящую должность из-за своей малой энергичности, не умеет ни требовать, ни принимать решения.

Учеба и эрудиция. Только в учебе проявляется целеустремленность, не свойственная психастеноиду в других областях деятельности. Психастеноид способен заниматься целыми днями, вдумываться в учебный материал, заучивать его. Он никогда не пропускает занятий, выполняет все задания. Психастеноид размышляет медленно, не спеша, но в результате оттачивает свою мысль до блеска. Чтение – одно из его любимейших занятий. Эрудиция у него широкая, как широк и объем знаний.

Отношение к людям и общение. Психастеноид испытывает глубокое сочувствие к чужому горю, эмоционально поддерживает, по не умеет действенно помочь. Он застенчив, боится новых контактов, общения с новыми людьми, ему сложно прикладывать усилия для того, чтобы произвести впечатление. В своих старых взаимоотношениях психастеноид очень привязчив, ценит глубокий личностный контакт, а не общение со многими. В противоположность истероиду, он никогда не направляет юмор на других, не язвит и не иронизирует: обычно шутит над собой, причем глубоко и тонко, в общении неконфликтен.

Имидж. Это худой, астенического сложения, тихий незаметный человек. Как и шизоид, он непластичен, несколько неуклюж. Темп речи психастеноида медленный, растянутый. Говорит тихо, совершенно не умеет выступать перед аудиторией, даже состоящей всего из нескольких человек. Одет всегда аккуратно, чисто.

Психотехника общения. Высокоэнергетичным психотипам нужно стараться не оказывать сильного психологического давления на психастеноида и ценить его положительные качества: нравственность, порядочность, серьезность, осторожность, справедливость. Следует учитывать также и то, что психастеноид очень нерешителен: принимая решения, он долго раздумывает и собирается, но если решается, то делает все очень тщательно и добросовестно.

7. Сензитив.

Ведущие черты сензитива – тревожность, мнительность, страх, обусловленные высокой чувствительностью. Люди этого типа испытывают страх перед миром и стараются как можно меньше с ним контактировать.

Работа и карьера. В работе чувствительному сензитиву важно не столько дело, сколько взаимоотношения между сотрудниками, особенно отношение начальства, поэтому они могут быть очень хорошими, исполнительными и преданными секретарями, помощниками. Карьеры сензитив не делает и не стремится к ней. Он не может не только потребовать чего-то от подчиненных, но и обратиться с просьбой к начальству.

Учеба и эрудиция. Сензитивы неплохо учатся, во-первых, из-за страха перед экзаменами, во-вторых, из-за своего желания не огорчать родителей. Наибольшую трудность представляют для сензитива экзамены в силу его настроенности на экзаменатора, которому при желании нетрудно доказать, что экзаменующийся не готов. При доброжелательном подходе экзаменатора сензитив может ответить блестяще. В жизни он полагается не на эрудированность, а на другие свои качества – доброту, внимательность и т.д.

Отношение к людям и общение. Чувствительность сензитива наиболее ярко проявляется в развитой эмпатии – в его умении чувствовать другого человека. Сензитивы очень добры, отзывчивы, легко могут поставить себя на место другого человека, даже начать полностью жить его жизнью, но затрудняются, если нужно приложить энергию для конкретной действенной помощи. Сензитивам свойственна большая ранимость при отсутствии обидчивости. Для того чтобы уверенней чувствовать себя в жизни, они с удовольствием поддаются влиянию более сильной личности.

Имидж. Описывая внешность сензитива, люди часто употребляют такие характеристики, как "милый", или "очень миленький": на его лице отражаются добродушие и внимательность, его выражение симпатично. Одевается сензитив немодно: он не очень расположен следить за своей внешностью.

Психотехника общения. При общении с сензитивом нужно учитывать его положительные (доброта, спокойствие, внимательность к людям, эмпатичность) и отрицательные (страх, медлительность, несамостоятельность) стороны.

8. Гипотим.

Доминирующая характеристика – постоянно пониженное настроение на фоне быстрой утомляемости и очень низкой энергетичности. Настроение гипотима понижено настолько, что он близок к состоянию депрессии. Из-за низкой энергетичности гипотим неудачлив, поэтому жизнь редко предоставляет ему какие-то подарки: ему остается лелеять свои обиды по принципу "мои несчастья лучше ваших".

Работа и карьера. Обычно гипотимы недовольны своей работой, где бы они ни работали. Они постоянно жалуются на невезение на работе и просят помощи у знакомых в устройстве на "хорошее" место работы. Но и перейдя на другое место, они по-прежнему будут недовольны, так как оценивая все критически, всегда обращают особое внимание именно на отрицательные стороны жизни. Поэтому при жалобах гипотима лучше всего ему просто посочувствовать, но не пытаться исправить его положение. Карьеры гипотим не сделает. Он может выдвинуться на волне критики с помощью своего острого критического видения, но дальше этого не пойдет в силу малой энергетичности.

Учеба и эрудиция. Гипотимы могут неплохо учиться, так как они могут хорошо заучить конкретный материал, выполнить задания, но не от тщательности и добросовестности, как эпилептоиды или психостеноиды, а скорее от страха получить плохую отметку, или страха перед недовольством преподавателя и родителей. Само содержание изучаемого материала гипотимов не интересует. Гипотим малоактивен, поскольку у него почти пег интересов и увлечений, его эрудиция бедна.

Отношение к людям и общение. Гипотимы нуждаются в наличии круга общения для того, чтобы было кому жаловаться. Им нравиться ставить окружающих в известность о тяжелой ситуации, в которой они находятся, а затем аргументированно отвергать все советы о возможных путях выхода из нее: "...это я уже пробовал..." и т.д. Общаться с гипотимами трудно всем окружающим, но и ему трудно с людьми, поскольку его восприятие людей устроено таким образом, что он замечает в первую очередь плохое. У гипотима можно наблюдать очень интересное соотношение ранимости и обидчивости – обидчивость у него сильнее ранимости. Даже не будучи сильно задетым и не очень переживая, гипотим будет сильно обижен на партнера по общению, так как быть обиженным – его основная привилегия в жизни.

9. Циклоид.

Циклоиды – это люди, в психотипе которых происходит периодическая смена гипертимной и гипотимной фаз. Причем в гипертимной фазе черты гипертима у циклоида могут быть выражены ярче, чем у самого гипертима. В гипотимной фазе циклоид находится в основном в депрессивном состоянии. Частота, с которой сменяются эти две фазы, может быть различной. У некоторых людей эти постоянные колебания настроения от одной крайности в другую происходят буквально несколько раз в течение суток. А у других циклоидов подобные колебания могут быть связаны со сменой времен года.

10. Конформный.

К данному психотипу относятся люди, которые, не имея своего собственного личностного стержня как такового, постоянно ориентируются на важную для себя группу – семью, компанию, сослуживцев и действуют так, как принято в этой группе.

11. Неустойчивый.

Если конформная личность зависит от мнения группы и может его удерживать, то неустойчивый удерживать ничего не может и колеблется в зависимости от того, с кем он оказался рядом. Однако в его чертах могут проявляться свойства не любого психотипа, а только малоэнергетичного.

Психотипы не следует разделять на "хорошие" и "плохие": нужно принимать их такими, какие они есть, со всеми их достоинствами и недостатками: каждый из них незаменим в своей области, на своем месте. Как пишет А. П. Егидес, паранойяльные и эпилептоиды движут историю. Без их деятельности не было бы исторического развития. Шизоиды генерируют идеи. Паранойяльные вычленяют некоторые социально значимые идеи из множества других, придают им силу, образуют движения за эти идеи. Эпилептоиды доводят идею паранойяльного до общества, организуя других эпилептоидов и неэпилептоидов. Истероиды – творческие личности, Гипертимы наполняют мир своей энергией. Психастеноиды хорошие исполнители, сензитивы дарят коллективу душевное тепло. Гипотимы обладают острым критическим взглядом.

Люди не должны переделывать друг друга, целью должно стать правильное общение с учетом свойств личности окружающих, стремление помочь каждому найти то самое место, где он может наилучшим образом проявить себя, принести максимальную пользу, развить и реализовать все заложенные в нем особенности, способности и таланты.

В жизни психотипы редко встречаются в "чистом виде". Обычно каждый человек обладает свойствами двух-трех из них, сочетая их в различной степени.

Каждому, наверное, хотелось бы знать, отчего тот или иной человек совершает именно такие поступки. Что двигает человеком для совершения определенных действий и высказываний? Каждый человек исключителен и индивидуален по-своему, но схожесть черт у людей все же есть. Словами и действиями людей, в основном руководят их психотипы или психологические типы личности. Узнав эти психотипы, можно получить навыки лучшего понимания людей.

Психологами психологические типы личности разделяются на множество видов. В чистейшей форме они попадаются редко. Но определенные черты психотипа могут быть более выражены у определенного человека, чем прочие. Психологические типы накладывают отпечаток почти на все: манеру одеваться, говорить, думать. Зная хорошо человека, вы можете безошибочно определить какой у него психотип.

Давайте рассмотрим некоторые из них:

Шизоид - это первый психологический тип. Для этого психотипа характерна склонность к теоретизированию. Этот человек - мыслитель, но действий он не предпринимает. Как правило, он ведет неторопливый и бесстрастный образ жизни. Не выделяется, он больше слушает, чем разговаривает. Одежду эти люди предпочитают без затей, главное для них - это удобство. Люди этого психотипа чаще всего бывают учеными либо выбирают схожие профессии.

Истероид - это психотип противоположен шизоиду. Истероид и шизоид являются взаимоисключающими психологическими типами, редко встречающимися в темпераменте одного человека.

Для истероида жизненный путь является ярким приключением, где он играет главную роль. Эти люди склонны ко всему необычному, что выражается в увлечениях, привычках, манере одеваться и поведении. Их основная черта - оригинальность. Истероидный тип чаще всего можно встретить среди женщин, для которых целью жизни является быть единственной и неповторимой. Люди истероидного типа выбирают творческие профессии: художник, певец, актер.

Эпилептоид - это самая размеренная разновидность среди психологических типов. Люди с таким психотипом довольно педантичны и консервативны. В одежде их предпочтение отдано классическому стилю, они пунктуальны и расчетливы, во всем любят порядок. Эпилептоиды не прощают непостоянство и рассеянность. Из людей этого психотипа получаются довольно строгие учителя и требовательные руководители. Однако не все так «сладко» - людям этого психологического типа свойственна вспыльчивость, эксплозивность, агрессия. Многие из них чувствуют постоянное превосходство над окружающими, поэтому сильно эгоистичны.

Гипертим является самым необычным и авантюрным психотипом (если не считать истероидов, конечно). У таких людей энергия бьет ключом, они прирожденные лидеры и новаторы. Способны совершить рискованные и необдуманные поступки. Гипертримы обычно сначала делают, а потом задумываются о последствиях. Люди, которым характерен такой психологический тип, отдают свои предпочтения экстремальному спорту, среди них много журналистов и военных.

Астеник является полной противоположностью психологического типа гипертима. Астеники - это люди, довольно неуверенные в себе. Проявляется это в скромном поведении, тихом голосе, аккуратной и неброской одежде. Незаметность является целью жизни таких людей. Люди этого психотипа всегда опасаются осуждения, и быть непонятыми. Астеники, как правило, выбирают скромные и тихие профессии, которые обеспечивают наименьшее общение с людьми.

Неустойчивый психотип - это самый пассивный пример, какие известны психологическим типам. Часто носит название "конформный ". У людей такого типа наблюдается абсолютное нежелания сопротивления обстоятельствам. Они просто «плывут по течению» и не задумываются о том, что принесет им жизнь. Это довольно ленивые люди, с легкостью, оказывающиеся под чужим влиянием. Специальность они обычно выбирают по указанию родителей, а лучше, как у родителей.

Лабил - этот психологический тип живет сердцем. Это человек настроения, которое может безосновательно очень быстро и резко меняться. Характер таких людей — это характер капризного ребенка, способного по любому поводу закатить истерику или от всей души восторгаться самой ничтожной мелочи. Часто этот психологический тип называют еще «циклоидами » или «циклотимиками », как раз из- за этой самой цикличности в настроении. Очень склонны к депрессиям.

Сензитив является самым эмоциональным из всех психологических типов. Большинство черт, присущих ему, есть и у других психотипов. Люди с таким психологическим типом стесненно ощущают себя в большом обществе, способны обижаться на грубость, резко воспринимают критику. Имеют склонность к комплексу неполноценности. Часто уступают в спорах и не могут доказать собственную точку зрения. Нередко страдают различными неврозами.

В одном человеке можно рассмотреть совмещение психологических типов. В таком случае человек может быть наделен диаметральными свойствами. Но, в большинстве случаев, в темпераменте одного человека можно встретить близкие по свойствам психологические типы.

Следует добавить, что различные специалисты в области душевного состояния и здоровья человека (психологи, психиатры, психотерапевты), выделяют еще множество видов и подвидов психологических типов личности человека, существуют различные классификации, мнения и терминология в этой области, начиная с банальных попыток древних ученых и философов (), разделения людей на экстра- и интровертов , и, заканчивая современными сложными классификациями, включающих до тридцати различных психологических типов человека.

Наш проект разделяет современные тенденции в подходе к классификации типов личности, поэтому в мы собрали мощные психологические инструменты для комплексного и индивидуального подхода к анализу именно вашей личности.

Статьи по теме