Вышивка гладью картины цветы. Вышиваем гладью цветы и картины

Вышивка гладью среди всех подвидов этого рукоделия как ничто иное близка к живописи: полученные изделия кроме как картинами не назвать - настолько живые и объемные они получаются. А самый часто используемый мотив в вышивке гладью, конечно же, цветы и иные элементы флоры. Начинающим можно просто пытаться воплощать несложные схемы цветов в вышивке гладью, более опытным мастерицам - составлять из нескольких рисунков композиции.

Китайская вышивка гладью : основные принципы

Главный инструмент и материал в этом несложном деле - плотная и эластичная ткань (хотя при должном опыте можно даже работать с капризным шифоном): для тренировок опытные рукодельницы советуют брать бязь, которая предварительно пропаривается или отутюживается, чтобы в дальнейшем не произошло случайных деформаций, сводящий весь труд на «нет». Также желательно иметь пяльцы, которые зафиксируют определенное натяжение ткани, мягкие хлопковые нитки (идеальны «мулине»), и иглу, чей номер зависит от выбранного материала и ниток.

Стежки при вышивке гладью - китайской и традиционной - ровные, в длину не более 7 мм., выкладываться могут не только в продольном или поперечном направлении, но и по диагонали, а также по окружности, когда из центра игла выходит несколько раз, но уходит всегда в разные точки. Заполнение контура обычно происходит несколькими рядами, поскольку удлинять стежки нельзя, это негативно отразится на картине, а размеры элемента почти всегда превышают указанные 7 мм. При этом стежки выполняются швом «вперед иголку» и обязательно очень плотно прилегают друг другу - здесь кроется та самая основа гладкости получаемого полотна.

В качестве схемы для вышивки гладью (цветов, листьев и пр. элементов) можно для тренировок брать даже обычные раскраски для малышей: в них достаточно крупные детали, чтобы отработать простой стежок. При этом там можно найти большое разнообразие идей, которые привлекут даже опытных мастериц.

Мастер-класс вышивки гладью: маки



Если Вы еще не уверены в собственных силах и крепости навыков в вышивке гладью, маки - отличный вариант для пробных тренировок. Вышить их стебель труда не составит, поэтому все внимание будет отдано бутону цветка. Именно с ним предстоит выполнить основной объем работы. Предварительно подготавливаются инструменты: игла подходящего размера, ручка, лист кальки, ткань, на которой появится рисунок, а также нитки. Для максимально объемного и реалистичного цветка мака необходимы нитки черного цвета, а также нескольких оттенков красного - они должны варьироваться от темного к средней светлоты. Также понадобится приглушенный желто-зеленый и темная зелень для стебля.

  1. Выбранный рисунок распечатывается в необходимом размере, переводится на кальку, и с нее уже - на ткань. При хорошем восприятии линий Вы можете даже без кальки сразу перенести эскиз будущего цветка на ткань: делать это лучше всего ручкой, но очень тонкими линиями - так он не сотрется, как если бы Вы работали карандашом, и в то же время потом без проблем отстирается.
  2. Почти все элементы маков будут вышиваться простой (прямой) гладью: начинать рекомендовано от оснований лепестка, выполняя их в черном цвете, затем переходить к темно-красной середине и нейтрально-красной кайме лепестка. Направление соблюдается одинаковое, иголка каждый раз уходит со стороны центра бутона к концам лепестков. Чтобы увеличить ширину лепестка, стежки чуть смещаются диагонально, а для округлого края варьируется их длина.
  3. Изменения в технологии начинаются, когда дело доходит до передних лепестков с подогнутым краем: чтобы показать их объем, требуется поменять направление стежков в прямо противоположную сторону и немного увести в диагональ.
  4. Сердцевина мака вышивается по окружности черными нитками, семенная коробочка - приглушенными желто-зелеными, создавая вид пушистого круглого шарика, нити каждый раз выходят из центра и тянутся к краям окружности.
  5. Стебли мака рукодельницы рекомендуют вышивать стебельчатым швом, а листья выполнять той же простой гладью, но теперь точкой выхода считать среднюю вертикальную линию листа, от которой стежки будут уходить к краям и вверх, ложась диагонально. К самой верхней точке (острому углу листа) они должны становиться короче, и все сильнее тянуться вверх.

Если Вы хотите получить более нежные цветы, замените черный на чистый красный, вместо красного средней светлоты используйте выбеленный оттенок, а кайму лепестков также оформляйте красным - это позволит проставить солнечные блики на цветках. То же касается листьев: общее осветление гаммы значительно изменит восприятие вышивки.

Как работать с рисунками для вышивки гладью: цветы и листья






Если разобрать попадающиеся на глаза схемы цветов для вышивки гладью (да и не только их), можно заметить, что сами по себе они мало чем отличаются от простых эскизов на скорую руку. Они совершенно плоские, и это может сказаться на итоговой работе. Поэтому опытные мастерицы рекомендуют не просто перевести выбранный рисунок на ткань, но сначала провести с ним подготовку, которая заключается в создании объемов и впадин. Или, если говорить иначе - проставлении теней и бликов.

Обычный лепесток, если он одноцветный, рисуется в форме смягченного треугольника, и помимо этих линий в нем нет ничего. Ваша задача - карандашом или ручкой отметить зоны, на которые активно падает свет, и те, что затенены. Вдобавок, Вы можете представить, изгибается ли этот лепесток, или лежит абсолютно ровно. Даже в последнем случае вся его поверхность не может выглядеть одинаково - где-то появятся мелкие блики, где-то дадут о себе знать прожилки. Только после того, как Вы продумаете каждую клеточку цветка, можно переносить рисунок на ткань.

Вы можете использовать абсолютно любой рисунок цветов для вышивки гладью как схему, если переведете его в черно-белый режим и усилите контрастность, превратив ранее объемный вариант - в плоский и четкий. Главное, чтобы Вам было удобно работать с элементами, и Вы могли понять, в каком направлении вести стежки для той или иной части изображения.

Гладь . Гладью называется вышивка, в которой гладьевыми стежками заполняется свободный контур узора. В основном выполняется растительный узор самыми разными цветами ниток на разных тканях. Распространены белая гладь, гладь с настилом, теневая гладь, прорезная и т. д.

Белая гладь получила свое название потому, что выполняется чаще всего белыми нитками на тонких тканях (маркизете, крепдешине, батисте) тонкими нитками - мулине, шелк. Ниже описываются наиболее распространенные приемы этой техники.

«Пышечка» (рис. 7а)-контур узора прошивается швом «вперед иголку» и затем вышивается гладьевыми стежками, плотно прилегающими друг к другу. «Пышечка» может быть вышита с настилом (рис. 76). Контур также прошивается швом «вперед иголку», затем внутренняя часть «пышечки» заполняется настилом хлопчатобумажными катушечными нитками. Сверху «пышечка» вышивается плотными гладьевыми стежками за контур в направлении, противоположном стежкам настила.

«Листик» (рис. 7в) - контур прошивается стежками «вперед иголку». Листик может быть вышит прямыми или косыми стежками. Если листик выполняется с настилом, то стежки настила прокладываются вдоль листика.

Гладь «в раскол» (рис. 7г). Название этого вида означает, что мотив вышивки поделен на две части. Узор прошивают по контуру швом «вперед иголку», в том месте, где предполагается раскол узора, прошивают две параллельные строчки. Внутреннюю часть узора заполняют настилом. Стежки настила должны ложиться в направлении, противоположном предполагаемой вышивки гладьевыми стежками. Сначала вышивают целую часть мотива и, дойдя до места раскола, гладьевыми стежками заполняют одну сторону. Иглу вкалывают по внешнему краю за строчку и внутри между параллельными строчками. Вышив одну сторону, приступают ко второй.

«Цветочек» (рис. 7д). Цветочек середине выполняется «пышечка», заполняется настил внутри каждого лепестка. В зависимости от того, как предполагается вышивать лепестки - стежками вдоль или поперек, кладется и настил - поперек или вдоль. Для получения более выпуклого узора мотив может быть вышит с несколькими слоями настила.





Вышивка гладью по схемам: рисуем иголкой цветок

Вышивка гладью (либо как её ещё называют «художественная вышивка») была известна с давних времён. Умение создавать вышивку всегда было в цене. Эта разновидность рукоделия в довольно небольшой срок стала популярной по всему миру. Во времена Киевской Руси при помощи вышивки делали украшения для многих предметов: не только обуви и одежды, но и даже для лошадиных сёдел.

В современности есть множество специализированных мастерских, в которых по вашему заказу могут изготовить вышитый костюм, какой-либо предмет быта. Однако вышивание не утратило своей традиции как домашний вид рукоделия.

В этой статье мы познакомим вас с вышивкой гладью и самыми простыми и доступными схемами, которые можно использовать, чтобы быстро и легко украсить любое изделие по вашему желанию.

Существует два варианта глади: односторонняя и двухсторонняя. Они являются наиболее популярными её видами. Также есть ещё и русская гладь, белая, атласная, теневая, гладь без настила и с ним. В зависимости от вида вышиваемой глади, могут меняться и приёмы вышивки.

Сегодня вы научитесь новому для вас приёму - так называемому «рисованию иголкой по ткани». Потому что довольно часто вышивку гладью ставят в сравнение с видами художественного искусства.

Чтобы создать красивую вышивку гладью, вам потребуется: схема вашей будущей вышивки, которую вы сможете нарисовать самостоятельно либо же найти готовую в различных источниках. По тематике вы сможете подобрать любую понравившеюся вам вышивку. Но для начала советуем вам взять простой и лёгкий для вышивки узор - цветок. Таким цветком, к примеру, может стать ромашка, вышивка которой может украсить наволочку на подушке или же женский носовой платочек.

В качестве основы для вышивки можете взять батист, бязь, хлопчатобумажную или льняную ткань.

Нитки предпочтительнее выбрать из натуральных волокон, например, хлопчатобумажные мулине необходимых цветов. Обязательным атрибутом для начинающей мастерицы являются пяльцы. Их размер будет зависеть от масштабов вашей будущей вышивки.

В случае, когда размеры вашего рисунка составляют десять сантиметров в диаметре, тогда пяльцы необходимо выбрать диаметром десять - двадцать сантиметров. Допустимым является больший масштаб пялец, но, ни в коем случае, не меньший, нежели у самого узора. Это объясняется тем, что двигать вышивку не допустимо, потому как попавший лоскут ткани с вышивкой под ободок пялец может быть полностью испорчен.


Также необходимо подготовить иглы для вышивки с небольшой длиной, и ушко иголки нужно выбирать с большим объёмом, нежели стандартное. Советуем взять иглу по длине в двадцать пять - тридцать миллиметров. Если игла будет длиннее этой предложенной нормы, у вас возникнут неудобства и трудности в процессе вышивки. Выбирая толщину иголки, нужно также учитывать, какой толщины будет ваша ткань. При плотных тканях советуем использовать более тонкую иголку, по сравнению с её толщиной для лёгких видов ткани.

Чтобы перенести схему на тканевую основу, нужно приобрести карандаш. Также вам понадобится калька. При помощи этих двух инструментов вам нужно будет произвести перевод схемы вышивки на ткань, используя утюг. В результате чего узор отобразится на ткани. Потом, постирав готовое изделие, штрихи от карандаша исчезнут. Карандаш можно заменить стандартной копиркой.

На этом подготовительный этап завершён.

Затем начинаем непосредственно сам процесс вышивки. Накладываем тканевую основу на круг меньшего диаметра и зажимаем его кругом большего диаметра пялец. Сам узор должен расположиться в центральной части сжатых пяльцев. Затем нужно расправить все складочки ткани и максимально натянуть тканевую основу по всем сторонам.

При вышивке нашего цветка будет работать двусторонней гладью, которая является самым лёгким способом вышивки и всегда хорошо понятна для начинающих рукодельниц.

Вышивку будем осуществлять в 2 нитки. Вставляем зелёное мулине в ушко иголки. Ромашка имеет узкие листочки, которые удобно будет вышивать. С верхнего угла листочка начинаем делать вышивку, применяя косой стежок (под углом к жилке листка, которая находится по центру). Вышивку делаем лишь с одной его стороны.

Стежки должны получаться похожими на живые листья. Петельки нужно делать близко друг к другу, чтобы не оставлять просветов.

Завершив этот этап вышивки, необходимо произвести замену нитки на светло-зелёный цвет. Далее делаем вышивку второй части листка. Листочек завершен. Подобным образом делаем все последующие листки.

Ветки создаём, применяя стебельчатый шов. По внешним признакам он похож на шнурок. Небольшие стежки должны ложиться рядом (как и по косой) и слегка перекрывать один другого.

Переходим в вышивке самой ромашки. Сначала создаём серединку. Для этого можно использовать мулине жёлтого или оранжевого оттенка. Деталь круглой формы советуем вышивать так называемой «русской» гладью с настилом. При этом прошиваем сердцевинку небольшими стежочками по кругу.

Затем делаем прямые стежки по вертикали на один - два миллиметра меньше того размера, которым делали сердцевинку.

Потом вышиваем сердцевинку цветочка прямыми горизонтальными стежками, полностью придерживаясь её диаметра. В результате получается выпуклой формы шарик, который называют «пышечкой».


Подобные элементы смотрятся весьма красиво и впечатляюще.

Далее переходим к созданию лепестков. Если учесть, что ромашка имеет белый цвет, она невыразительно будет смотреться на светлом фоне. Вышивая, вы можете фантазировать. Не бойтесь проводить эксперименты. Попробуйте взять за основу светло-голубой или же бледно-розовый оттенок для вышивки лепестков. А ещё можете попробовать вышивать их нитками шелка. А по самому контуру обработать более тёмными мулине. Здесь вариантов не счесть! Творите!

А уже потом вы сможете создавать более сложные вышивки в виде букета.

Гладь относится к одному из древнейших видов вышивки, недаром большая часть вышивок на национальных костюмах различных народов Европы, от венгров до украинцев и от литовцев до белорусов, выполняется именно этим способом. Кроме этого, гладь является основной техникой вышивания различных картин и панно, в которых вышивка покрывает не только отдельные фрагменты ткани, но все полотнище. По географии распространения и широте применения глади принадлежит безусловное лидерство среди всех видов вышивки. К тому же гладь весьма демократична, в зависимости от выбранного рисунка, качества и цвета нитей она будет уместна и на простой хлопковой кофточке, и на вечернем платье, и на джинсах.

По своей сути, гладь – это плотное покрытие стежками выбранного рисунка, при этом покрытие может быть как полным, так и частичным, например, только по кромке, или по кромке и центру детали.
По технике выполнения гладь подразделяется на две большие группы: двустороннюю и одностороннюю гладь. При двусторонней глади рисунок покрывается плотными стежками и с лицевой, и с изнаночной стороны. При односторонней на изнаночной стороне обозначается только контур рисунка, но нет покрывающих стежков.
Двусторонняя гладь широко применяется при вышивке цветов, геометрических и растительных орнаментов, выполнении рисунков в стиле народных узоров, для вышивки монограмм. Исторически двусторонняя гладь зародилась в странах Дальнего Востока, Китае и Японии, где широко использовалась для украшения одежды.

Техника двусторонней глади

При выполнении двусторонней глади рисунок равномерно заполняется от контура к контуру прямыми или косыми стежками. Контуры рисунка можно предварительно наметить швом «вперед иголку», это позволит закрепить узор и поможет избежать деформации ткани в месте вышивки.
Техника выполнения двусторонней глади состоит из нескольких простых этапов:
♦ рисунок необходимо перенести с кальки на ткань;

♦ ввести иглу у одного края контура и вывести острие с противоположной стороны контура;
♦ вытянуть нить и проложить следующий стежок с минимальным расстоянием от первого;
♦ равномерно заполнить весь контур рисунка (рис. 4).


Рис. 4. Техника выполнения двусторонней глади без настила
При вышивке гладью нельзя завязывать узелки, так как маленькие легко пройдут через сильно натянутую ткань, а большие будут ощущаться сквозь узор и портить готовое изделие. Поэтому для закрепления нити необходимо сделать внутри контура рисунка несколько стежков с небольшим шагом «вперед иголку», потянуть нить за рабочий конец, пока хвостик свободного конца нити не сократится до 5–6 мм, после чего вывести иглу у контура рисунка (рис. 5).
При заполнении рисунка стежки скроют свободный хвостик нити.
Так как двусторонняя гладь выполняется одношаговыми стежками, она чаще всего используется для вышивки небольших деталей, чтобы расстояние от одного края контура до противоположного не превышало 1–1,5 см.

Рис. 5. Способ закрепления нити при вышивании
Стежки могут прокладываться в продольном, поперечном, веерообразном направлении, в последнем случае они выполняются от центра к внешнему краю. При заполнении контура стежки могут класться прямыми рядами или с наклоном.
Двусторонняя гладь выполняется с настилом и без. В первом случае рисунок с внешней стороны или с обеих сторон будет выпуклым, а во втором вышивка будет плоской. Настил, как правило, выполняют более толстыми, чем мулине, хлопчатобумажными нитками под цвет ткани.
По технике настил представляет собой ряд параллельных строчек, выполненных швом «вперед иголку» внутри контура рисунка. Для получения более объемной вышивки настил можно сделать двойным, т. е. полностью заполнить ткань между контуром 2 раза, или даже тройным. Чтобы нити настила не просвечивали и не перемешивались с нитями самой вышивки, настил выполняют поперек вышивальных стежков, а при вышивании круглых деталей, например, ягодок, лепестков, серединок цветов, настил делают в форме концентрических кругов, однако в некоторых разновидностях глади его выполняют вдоль вышивальных стежков (рис. 6).

Рис. 6. Техника выполнения двусторонней глади с настилом
Двусторонняя гладь как универсальный способ украшения ткани имела весьма широкое географическое распространение. При этом в каждой местности формировалась своя форма вышивки, что привело к развитию многочисленных подвидов данного типа вышивки. Название нового вида техники вышивания давалось по названию местности, где сформировался новый способ вышивания гладью. Вот только несколько наиболее распространенных разновидной двусторонней глади.

Белая мстерская гладь

В отличие от большинства видов глади, известных по местности, в которой они зародились, белую гладь чаще всего называют по цвету, опуская малопонятное и неблагозвучное название местности, в которой она сформировалась. Однако именно в этом небольшом селении Владимирской области в XVIII столетии монахинями местного монастыря были заложены основы той белоснежной глади с воздушными рисунками, которая и сегодня продолжает вызывать изумление у иностранных туристов, с удовольствием приобретающих вещи, декорированные мстерской гладью. Для этой глади характерно использование небольших вышивальных фрагментов, преимущественно растительных орнаментов, и только белоснежного мулине в одно сложение.

В XIX и XX столетиях метреская белая гладь широко использовалась для оформления постельного белья, скатертей, парадных полотенец, а позднее украшения воротничков, рукавов, детской одежды. Чтобы нити продолжали оставаться белыми, монахини, а позднее и обычные вышивальщицы, каждые 15 мин мыли руки, дабы смыть выделяющийся пот и прилипающую грязь.
Сегодня мстерскую гладь используют преимущественно для оформления постельного белья и скатертей из тонких хлопчатобумажных тканей (рис. 7).
Техника мстерской глади в целом повторяет классическую технику выполнения двусторонней глади, описанную выше. Можно выполнять как в плоском варианте, так и с настилом.



Рис. 7. Вышивка белой гладью

Китайская художественная гладь

Так как искусство вышивания если и не зародилось на Востоке, то именно там достигло кульминации, не удивительно, что именно китайская вышивка поражает своим совершенством в передаче цветов и оттенков, богатством вышитых образов и сюжетов, фантазией мастеров и высоким мастерством в работе с капризным шелком. За все эти особенности китайская техника работы с вышивкой получило своей второе название – художественная вышивка. Освоить эту технику не так легко, однако именно она позволяет создавать настоящие картины, не уступающие по своей реалистичности художественным полотнам, а иногда за счет живого перелива шелка и превосходящие их.
Главная особенность китайской (сучжоуской) художественной вышивки – заполнение плотными стежками разной длины больших деталей. При этом каждая деталь выполняется несколькими оттенками близких по цвету нитей, что и позволяет создать рельефность изображаемых предметов и придать изображению реалистичность. Техника китайской глади представляет собой двустороннюю плоскую гладь, в которой короткие стежки постепенно заполняют собой весь контур подготовленного рисунка. В отличие от обычной глади, здесь стежки кладутся не от контура до контура, а выполняются внутри рисунка в несколько рядов, постепенно смещаясь как по горизонтали, так и по вертикали рисунка, при этом в вышивке постоянно чередуются цвета нитей для полной цветопередачи (рис. 8).


Рис. 8. Техника выполнения китайской глади
Выполняется китайская вышивка косыми стежками, для работы используются натуральные шелковые нити. В качестве тканевой основы для вышивки служит натуральное полупрозрачное шелковое полотно зеленых, бежевых, бордовых, коричневых цветов.
При вышивке по шелку важно правильно работать иглой, чтобы острие входило и выходило из ткани строго перпендикулярно, иначе игла может зацепить тонкое переплетение и сделать на шелке затяжку. Китайскую вышивку нельзя выполнять на пяльцах, зажим ткани может деформировать и повредить тонкий шелк, поэтому для картины заранее необходимо подготовить деревянный подрамник, поверх которого натягивается полотно. Концы полотна заворачивают за рамку и с обратной стороны подкалывают кнопками или прибивают тонкими гвоздиками.

Двусторонняя японская свободная теневая гладь

Этот вид глади является немного измененным вариантом китайской. Характерен для японской техники вышивания шелковых полотен, в которой повышенное внимание уделяется цветовым переходам для достижения теневого эффекта.
Выделение отдельных мест вышивки более светлыми и темными оттенками одного цвета позволяет полотну приобрести трехмерность, сделать его визуально объемным и одновременно достичь большой реалистичности в передаче объектов природы, от цветов до натюрмортов и пейзажей.
Техника выполнения данного вида глади заключается в свободном заполнении заранее намеченного контура нитями подобранных оттенков, при этом переход от одного оттенка цвета к другому должен быть постепенным, без четкого выделения границ, один цвет должен как бы вытекать из другого, для чего в вышивке применяют стежки гладью различной длины.
Выполняется вышивка японской свободной теневой глади нитями из натурального шелка в одно сложение, без настила. Чаще всего этот вид глади используется для вышивки цветов, растительных орнаментов, пейзажей и натюрмортов.

Выполнение лепестков цветов
1. Рисунок необходимо перенести с кальки на ткань. Наметить внутри рисунка границы перехода цвета плавной изогнутой линией, разделив лепесток на 3 части. Частей может быть и больше, в зависимости от количества используемых оттенков. При необходимости, сделать тонкую штриховку, показывающую направление стежков. При вышивке растений стежки кладутся по естественным продольным линиям: у лепестков от внешнего контура к центру, при вышивке листьев от внешнего контура к центральной жилке листа. При вышивке листьев можно нанести контуры для выделения также поперечных жилок листа боле темным цветом.
2. Свободный конец нити закрепить в середине верхней трети лепестка.
3. Ввести иглу у одного края контура и вывести острие с противоположной стороны контура.
4. Сделать справа второй стежок, немного перекрыв контур.
5. Третий стежок закрепить немного выше контура.
6. Постепенно заполнить первый ряд контура стежками разной длины, то переступая за черту контура, то немного не доходя до нее (рис. 9).
При вышивке данного типа важно помнить о том, что стежки нужно класть плотно друг к другу, придерживаясь очертаний контура, но не повторяя его. Для того чтобы добиться постепенного перехода цвета, стежки надо заканчивать то до контура, то немного закрыв его, чтобы при выполнении следующего ряда добиться плавного перетекания цвета без четких границ.
7. Заполнить стежками оставшуюся левую часть верхней трети лепестка слева направо.
8. Сменить нить на более темную и заполнить следующий контур, начиная работу от центра детали направо, после чего выполнить вышивку левой части контура. Стежки закрепить между стежками верхнего ряда.

Рис. 9. Техника выполнения теневой глади
9. Еще раз сменить нить на следующий оттенок цвета, еще более темный, чем первый, и аналогично вышить нижний контур лепестка.
При вышивке листьев стежки кладут от внешней части листа к внутренней, постепенно переходя от более светлых оттенков к темным. Внешний контур заполнятся более короткими стежками, чем второй и третий, расположенные ближе к середине листа, с небольшим углом наклона, имитируя естественное расположение волокон в листе (рис. 10).

Рис. 10. Техника выполнения листьев теневой гладью

Двусторонняя штриховая гладь

Современная комбинированная техника вышивки гладью. Может выполняться как на машинке, так и вручную. Широко используется при вышивании растительных орнаментов на одежде и предметах быта. По технике представляет собой частичное заполнение рисунка вдоль контура или всего контура свободными стежками, которые могут варьироваться как по длине, так и по направлению (рис. 11).

В изделиях, выполненных в данной технике, штриховая гладь используется для выделения контура крупных деталей, а в центре деталей могут использоваться основные швы, мелкие детали могут выполняться обычной двусторонней гладью.

Рис. 11. Техника выполнения штриховой глади
Стежки могут укладываться как плотно, так и в разреженном варианте, как бы заштриховывая узор.

Односторонняя гладь

Большинство используемых сегодня видов глади представляют собой варианты односторонней вышивки, при которой вышитый рисунок виден только с лицевой стороны, а на изнанке в зависимости от того или иного варианта техники виден либо контур рисунка, либо стежки с пропусками в определенном направлении. При односторонней глади использовать изнаночную сторону в качестве лицевой нельзя, поэтому она не подойдет для двусторонних элементов одежды, например, воротничков или шарфов, для украшения полотенец или штор, но ее можно использовать для отделки тех предметов, у которых изнаночная сторона либо закрывается подкладкой, либо не видна при использовании предметов в обиходе. Например, скатерти, чехлы для мебели, планки и манжеты на рубашках и блузках, пояса.
В отличие от двусторонней глади, односторонняя вышивка гладью получила широкое распространение в национальных вышивках различных славянских и европейских народов, от украинцев до венгров. Наиболее распространенные техники односторонней глади: счетная русская гладь, владимирская гладь верхошов, русская гладь, полтавская гладь.

Счетная гладь

Счетная гладь широко используется при украшении народных или стилизованных под фольклорные костюмы предметов одежды геометрическими орнаментами, где требуется повторение одного рисунка. Ее особенность заключается в том, что в процессе вышивания необходимо вести счет нитей основы, так как стежки кладутся параллельно друг другу с пропуском в 1–2 нити основы. Эта техника, являющаяся одной из старейших, при вышивке цветов может использоваться для заполнения контуров листьев или лепестков небольшого размера. Техника счетной глади достаточно проста и заключается в том, что иглу с нитью после сделанного стежка с лицевой стороны не возвращают на исходный контур рисунка, откуда начинался стежок, а выводят на лицевую сторону с той же стороны контура, закрепив стежок за пропущенную нить основы. В результате на лицевой стороне получается ровно заполненный узор, а с обратной стороны только обозначенный короткими стежками его контур. При данном способе вышивки практически не используется настил, так как, во-первых, он будет виден с внешней стороны сквозь неплотные стежки глади, а во-вторых, стежки настила нечем закрывать с изнаночной стороны. Выполняется гладь небольшими стежками, заполняющими весь контур рисунка, поэтому подходит для небольших по размеру вышивальных фрагментов (рис. 12).


Рис. 12. Схема стежков для выполнения счетной глади

Русская гладь

В отличие от счетной, русская гладь представляет собой последовательный ряд стежков, плотными рядами заполняющих подготовленный узор. По своей технике русская гладь напоминает шов «вперед иголку», однако в отличие от него лицевой стежок делается длинным, а изнаночный максимально коротким, в идеале это просто закрепление стежка за 1–2 нити основы. Стежки делают небольшими, около 5 мм, пропуск между ними не превышает 1 мм.
За счет дополнительного крепления за нити ткани, которые как бы разделяют один стежок на несколько частей, русскую гладь используют для вышивания больших узоров: крупных листьев, лепестков цветов. Для работы в основном используют мулине в одно сложение.
Технику выполнения узоров русской гладью можно разделить на 5 основных этапов:

♦ свободный конец нити закрепить у выбранного края контура;
♦ прошить контур рисунка швом «вперед иголку»;
♦ вывести иглу у одного из края контура узора, проложить строчку до противоположного края, через каждые 5 мм стежок закрепить за одну нить основы, для чего вывести иглу на изнанку, пропустить одну нить и вывести снова с лицевой стороны;
♦ дойдя до противоположного края, закрепить стежок за одну нить основы и вывести нить снова на лицевую сторону. Проложить новую строчку в максимальной близости к первой.
При этом стежки нового ряда выполнять так, чтобы пропуск нитей основы приходился примерно на центр стежков соседнего ряда, т. е. стежки соседних рядов должны выполняться в шахматном порядке.
Равномерно заполнить весь рисунок, обведенный контуром (рис. 13).

Рис. 13. Техника выполнения русской глади
Благодаря неравномерному пропуску нитей основы, в узоре визуально создается впечатление полностью заполненного рисунка, без пропуска нитей основы. Русская гладь в традиционном варианте выполняется только белым мулине по хлопчатобумажным или льняным тканям светлого полотна, на которых пропуск нитей будет практически незаметным. В современной вышивке может использоваться для вышивания цветов. Техника идеальна для начинающих, так как позволяет создавать эффектные вышивки в короткие строки, не требует подготовки и высокоразвитого художественного вкуса, дает максимальный результат декорирования изделий при небольших временных затратах.

Полтавская гладь

Полтавская гладь представляет собой один из вариантов счетной глади, которая используется для вышивки цветов и узоров с растительным орнаментом в украинском народном стиле. Главное отличие от русской глади – в способе закрепления стежка. Если в русской глади длинный стежок для закрепления делится на ряд коротких, каждый из который прикрепляется к нитям основы, то в полтавской глади вышивальный стежок закрепляется 1–2-мя прикрепами, или короткими косыми стежками, которые прикрепляют длинный стежок в 1–2-х местах к полотну (рис. 14).

Рис. 14. Техника выполнения полтавской глади
Выполняют вышивку параллельными рядами вдоль долевой нити ткани, прикрепы стежка располагают в соседних рядах в шахматном порядке. Закрепление стежка производится на следующем шаге после его выполнения, для чего нить выводится на лицо под сделанным стежком, выполняется прикреп, нить снова выводится на изнанку и пропускается на лицо в месте следующего прикрепа, после чего с изнаночной стороны пропускается до контура, откуда выполнялся стежок. Таким образом, во время выполнения прикрепа нить возвращается к первоначальному месту выполнения стежка, после чего выполняется соседний стежок.
Дополнительное прикрепление стежков позволяет сделать вышивку плотной даже при значительной длине стежка. Подходит для вышивания цветов и листьев, если кратчайшее расстояние между соседними сторонами контура рисунка превышает 1 см.

Владимирский верхошовский

Техника этого вида глади была разработана владимирскими золотошвейками, которые из-за дороговизны материала вынуждены были придумывать самый экономный его расход. Этот вид глади считается одним из самых быстрых, простых в выполнении и экономных в плане расходования ниток. Как правило, владимирский верхошов применяется для вышивок цветов и других растительных мотивов по плотным тканям: драпу, сукну, шерсти. Для вышивания используются толстые нити типа ирис или мулине в 6–8 сложений. Выполняется работа в несколько этапов:
♦ рисунок перенести с кальки на ткань;
♦ свободный конец нити закрепить у выбранного края контура;
♦ вывести иглу у одного из края контура узора, выполнить стежок, заполняя все пространство рисунка до противоположной стороны контура;
♦ вывести нить с той же стороны около сделанного стежка и проложить второй стежок;
♦ заполнить все пространство контура (рис. 15).

Рис. 15. Техника выполнения владимирского верхошва
Заполнение рисунка от контура до контура происходит быстро и узор покрывается плотно, а за счет чистой изнанки расход нитей по сравнению с двусторонней гладью уменьшается в 2 раза. Если стежки для заполнения рисунка от контура до контура должны быть больше 1 см, их закрепляют прикрепами. Нити кладут от центра к контуру, заполняя узор либо полностью, либо частично. При выполнении длинных узких узоров контур заполняется стежками по форме узора, с учетом самого узкого места между противоположными сторонами рисунка.

nie moge otworzyc wzoru sara moon dziewczyna z bukietem może ktos ma zapisany i mi wyśle proszę

508 Наталья 15 сен

Скажите, пожалуйста, можно ли перезагрузить эту схему? Pattern maker не распознает, так написано при загрузке. Заранее благодарна.

Скажите, пожалуйста, можно ли перезагрузить схему "Слива"? Pattern maker не распознает, так написано при загрузке. Заранее благодарна. Оксана Дереновская

Здраствуйте.может кто знает где можно найти полную схему зимний пейзаж из журнала вышивка для души.журнал 2009 года,6 спецвыпуск.

Здравствуйте, у кого есть схема первый поцелуй ангелы, поделитесь пожалуйста.

501 Ольга 19 фев

Какой бесплатной программой открыть ваши схемы?

500 Nadijka 11 фев

Якою програмою відкрити файл xsd

программа называется pattern maker, если мне не изменяет память

Jukka, у вас проблема не со скачиванием, а с открытием этого файла. То есть на вашем компьютере не установлена нужная программа для открытия xsd-файлов

Дорогие пользователи и гости сайта, всех с прошедшими праздниками! Извините, что был занят и не успел поставить фирменную шапку от Авроры. Правда в прошлом году она висела на месяц больше, чем нужно:) Надеюсь, вы меня простите...

Всех с праздниками наступившими! Кто разрабатывает сам схемки? Подскажите пожалуйста программку в контурной глади для бисера. Спасибо!

Дорогие рукодельницы, если у вас не получается скачать, открыть, подгрузить фото внимательно прочитайте раздел F.A.Q. вверху на главной панели!

Frosya, внимательно прочитайте раздел F.A.Q. вверху на главной панели.

Помогите, пожалуйста!!!Не могу скачать. Пишет...Этому файлу не сопоставлена программа для выполнения этого действия..html*CRAZY*

Здравствуйте, помогите, пожалуйста=))) хотела закинуть свои работы в галерею, но не получается. просит адрес изображения. как его правильно указать? *HELP**HELP**HELP**HELP*

Добрый вечер. Всех с Новым годом и Рождеством! Спасибо еще раз авторам и администраторам сайта за прекрасную работу в старом году. Желаю дальнейшего процветания!!!

Pochemu mne pishut shto ,jet prav ?

Наталья, возможно у Вас, как и у меня уже) закончился лимит скачиваний в сутки?) если так то только ждать до завтра;)

незнаю, я так же зарегестрировался и все ок) сайт просто замечательный *THANK*

Хотела скачать схему. Требовалась регистрация. Зарегистрировалась... теперь у меня нет прав для скачивания этого файла. Что делать дальше?

Не знаю, ребята, как у вас (не очень довольных) скачивается, у меня лично все замечательно и скачивается, и на компе открывается

Раминад, по правилам можно скачивать 5 схем в сутки. Сутки считаются со времени захода на сайт, т.е если вы скачивали в 18:00 20 ноября, то следующий раз вы сможете скачать 21 ноября в 18:01.

Nataly, все схемы на сайте представлены в форматах.xsd и.pat, кроме того, файлы заархивированы, с целью уменьшения размера. И потом, вы всегда можете погуглить другие сайты с "нормальным" форматом.

я несколько дней не заходила на сайт, а мне все-равно пишут при скачивании: превышен лимит скачивания. почему

я не могу скачать и открыть схему!!! почему вышивки крестиком нет в нормальном форматеjQuery112406915778113139641_1479297456700???

Золушка, внимательно прочитайте раздел F.A.Q. вверху на главной панели. Там подробно рассказано как и чем открывать схемы на сайте.

не могу открыть схему вышивки скатерти "Оливковая ветвь"

Polinaposysoeva, все программы на сайте можно скачать бесплатно

Татьяна, внимательно прочитайте раздел F.A.Q. вверху на главной панели

не могу открыть схемы

Здравствуйте! Подскажите, сколько стоит лицензия на cross stitch?

Спасибо за чудесные ландыши! Одно удовольствие вышивать по схемам вашего сайта:-):-)

Ясно. Спасибо.

Татьяна, потому что Аврора так захотела. И это желаниние левой пятки админа -- не вариант как то закрыть

мы с производителями ниток имеем такое же отнощение как дюймовочка к колбку

Vita, и все предыдущие. Господа и дамы, Aurora пыталась за всем следить. Нитки и все прочее- там не все так просто, как кажется. одни производители впихивают свое, другие свое

Здравствуйте! Почему есть ограничение в скачивании?

Vita, к сожалению,таблица не обновлялась

467 Vita 23 сен

Здравствуйте, скажите пожалуйста, в палитре ниток комбината им.Кирова для РМ, которые выложены на сайте, палитра перевода уже с новыми номерами ниток?(просто файлы созданы в 2012г., а палитра у них поменялась после этого)

465 Катерина 6 сен

Доброго дня Вам! Мені дуже подобається ця схема, проте вже 1,5 місяця я не можу її скачати, а вишивати потрібно терміново! Я вже замучила всіх, хто хоть трішки розбирається в компютері. Будь-ласка, скиньте схему та мою ел. [email protected] бо скоро закипить голова

Наталья, слева на панели в разделе Статьи прочитайте Программа PCStitch

Я скачала программу PCStitch 10 но не могу разобраться. помогите (((все закрыла и как начать не знаю.

Добрый вечер

Дорогие рукодельницы, все скачивается и открывается. Прочитайте раздел F.A.Q. вверху на главной панели.

Добрый день всем. Помогите скачать схему " Отец с малышом" Скачивается ссылка а не схема. Спасибо.

Статьи по теме