Алексей маресьев краткая биографическая справка. Доклад: Маресьев Алексей Петрович летчик-истребитель

Биография Алексея Маресьева летчика Советского Союза кратко изложена в этой статье.

Летчик Алексей Маресьев биография кратко

Биография Маресьева Алексея Петровича начинается 20 мая 1916 года. Он родился в городе Камышине. Отец мальчика умер, когда ему было всего лишь 3 года. Мать сама растила троих сыновей, работая на деревообрабатывающем заводе уборщицей.

Получив среднее образование в школе, он сразу пошел работать токарем на лесозаготовительный завод. Но вместе с этим Алексей Маресьев мечтал только о небе. Он 2 раза подавал документы в летное училище. И два раза на медицинской комиссии его заворачивали. Причиной этого был ревматизм, от которого юноша страдал с детства.

В 1934 году он попал на стройку в Комсомольск-на-Амуре. Здесь Алексей Маресьев записался в аэроклуб и совершил первый полет.

Маресьев Алексей Петрович биография которого продолжается на Сахалине, где он проходил срочную службу. Позже обучался в Читинской школе военных пилотов и Батайском авиационном училище. Получил звание младшего лейтенанта и начал работать здесь инструктором, обучая молодежь как управлять авиационной техникой.

Как только началась Великая Отечественная война, Алексея Петровича перевели в действующую армию. Свой первый вылет Маресьев совершил в Кривом Рогу. Уже весной 1942 года летчик сбил 4 самолета врага.

Однажды под Новгородом 4 апреля 1942 года Алексей Маресьев прикрывал в бою бомбардировщиков. Его сбили. Советский офицер получил тяжелое ранение и вынужден был совершить посадку на территории врага. Раненный летчик 18 дней питался тем, что находил на земле. Его обессиленного нашли жители деревни около Валдая. У Алексея Петровича уже развилась гангрена на ногах и из госпиталя его направили в морг. На пути летчика перехватил профессор медицины Теребинский, который провел ему операцию по ампутации обеих голеней.

Маресьев понял, что будет жить, и стал готовиться к возвращению обратно на фронт. Он занялся изобретением тренировок, которые позволяют летать с протезами. В 1943 году летчик совершает боевой вылет в составе истребительного Гвардейского авиационного полка. Алексей Петрович сбил 2 истребителя врага и спас своих коллег. За данный подвиг ему присудили звание Героя Советского Союза.

4 апреля 1942 года в воздушном бою был подбит самолёт Алексея Маресьева. Восемнадцать суток лётчик боролся за свою жизнь: через леса и болота он ползком пробирался к советским войскам и несмотря на все трудности — добрался до своих. После тяжелого ранения Алексей Петрович лишился обеих ног, но продолжил боевые полеты и бил вражеские самолёты. Об этом удивительном человеке и пойдёт речь.

На краю гибели. Подвиг лётчика Маресьева

С самого детства Алексей мечтал стать лётчиком, но по состоянию здоровья его не приняли в лётное училище. В 21 год был призван в армию и в 1938 году сбылась мечта — Маресьева направляют в 30-ю Читинскую школу военных пилотов. Позже началась война.

Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе города Кривой Рог. А 5 апреля произошёл роковой случай — во время боевой операции его самолёт подбили. Маресьев сумел дотянуть самолет до своей территории через линию фронта, и в 4 км севернее деревни Рабежа при попытке совершить вынужденную посадку в лесу упал с высоты 30 метров. Когда Алексей попытался встать — то почувствовал дикую боль, понял, что обе ноги сломаны. Тогда собрав силы и волю он пополз в сторону своих.

Экипирован Маресьев был неплохо: меховой комбинезон, унты и шлем давали шанс продержаться в зимнем лесу. Но он не предполагал, насколько долгим окажется его путешествие. Уже на следующий день ноги опухли так, что идти стало невозможно. Пришлось ползти. Вместо воды он ел снег, питался корой, шишками и мхом. Всего в заснеженном лесу летчик провел 18 суток. Ближе к концу скитаний появились проталины, и Алексей поймал ящерицу. Она ему оставила свой хвост, и бедняга попытался его есть, однако чувство отвращения оказалось сильнее голода… Ночевал Маресьев в оврагах, дно которых выстилал ельником, им же и укрывался.

«Смочу ладонь, приложу к кучке муравейника, насекомые на нее налипнут, я их слизываю и ем» А.П. Маресьев

Восемнадцать суток лётчик через леса и болота ползком пробирался к людям на восток, ориентируясь по солнцу. Его обнаружили жители деревни Плав в Валдайском районе. Серёжа Малин и Саша Вихров. Отец Саши отвез Алексея на подводе в свой дом. Там он провел еще неделю, потом летчика отправили в московский госпиталь.
Перелом конечностей, обморожение. Гипс нельзя наложить, потому что гангрена началась, и обморожение нельзя лечить, потому что кость раздроблена. Пришлось ампутировать. Он вернулся в «строй» уже через год – в июле 1943-го.

Алексей Маресьев после госпиталя

Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую лётную школу (Чувашская АССР).

В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей переживал. Ему посочувствовал командир эскадрильи А. М. Числов и взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.

20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни двух советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Fw.190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.

24 августа 1943 года за спасение жизни двух лётчиков и сбитие двух немецких истребителей старший лейтенант А. П. Маресьев, заместитель командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка 3-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 15-й Воздушной армии, удостоен звания Герой Советского Союза.

В 1944 году А. Маресьев согласился стать инспектором-лётчиком и перейти из боевого полка в управление вузов ВВС. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолётов врага: три (по другим данным - четыре) до ранения и семь после.

«Жизнь меня, конечно, потерла. Но, если все начинать сначала, я бы снова стал летчиком. До сих пор не могу вспоминать о небе без особых, благородных чувств. У меня самые счастливые минуты жизни связаны с самолетами. Когда после госпиталя в моей карточке написали: «Годен во все рода авиации», я чувствовал себя на вершине счастья» А.П. Маресьев

После войны летать Маресьеву не дали. И он занялся своим образованием. Окончил ВПШ, Академию общественных наук. Защитил диссертацию по истории. С войны демобилизовался капитаном, в мирное время дошел до полковника

Правила жизни от героя Маресьева

«Пять качеств, необходимых человеку для того, чтобы вырасти настоящим: сила воли, смелость, упорство, мужество, умение преодолевать трудности. Все они между собой связаны, но ни одно нельзя выделить, ни одно убрать» А.П. Маресьев

Фото Алексея Петровича Маресьева: военное и послевоенное фото, фото с семьёй

1 of 13








Документальный фильм телеканала «История» «Алексей Маресьев. Судьба настоящего человека»

Книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»

Книгу Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» разрешили опубликовать только после войны. Говорят, наши пропагандисты боялись, что немцы подумают, будто в Советской Армии плохи дела. Вот, мол, уже и инвалидов воевать посылают.
Сам Алексей Петрович о появлении книги узнал, услышав отрывки по радио. Он позвонил в «Правду», попросил номер телефона Полевого и наконец смог встретиться с автором.
— Полевой действительно не показывал мне книгу до того, как она появилась в магазинах. Когда повесть напечатали, мне подарили экземпляр. Но я ее так и не прочитал. Несколько раз пытался. Но все как-то… В принципе Полевой все написал правильно. Придумал, правда, роман, который якобы был у меня с девушкой Ольгой. Хотя созданный им образ советской девушки мне нравится.

Интересные факты о лётчике Маресьеве

  • После крушения самолёта, к обессиленному лётчику подошёл медведь. Любопытствуя над лесным гостем, зверь ударил лапой Маресьева, распоров комбинезон. Кое-как нащупав пистолет, Алексей выпустил в косолапого всю обойму. К счастью, патрон хватило: медведь заревел и рухнул замертво.Чтобы убить косолапого, летчику пришлось израсходовать все патроны, стрелял он практически в упор.
  • В госпитале, едва взглянув на пациента с гангреной, дежурный медик отрезал: «Не жилец». Всю ночь умирающий летчик лежал на каталке возле морга. Спасло только то, что мимо проходил главврач. Он осмотрел ноги больного и скомандовал: «Срочно в операционную!»

«Но как тяжело далась ему первая тысяча шагов! Он пытался переключить своё внимание на подсчёт, чтобы ослабить боль, но, пройдя пятьсот шагов, начал путать, врать и уже не мог думать ни о чём другом, кроме жгучей, дёргающей боли. И всё же он прошёл эту тысячу шагов. Не имея уже сил присесть, он упал лицом на снег и стал жадно лизать наст. Прижимался к нему лбом, висками, в которых стучала кровь, и испытывал несказанное блаженство от леденящего прикосновения», — эти строки из книги писателя Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» в СССР были знакомы практически всем. Повесть была включена в школьную программу, и мальчишки и девчонки с замиранием сердца следили за тем, как раненый лётчик, превозмогая нечеловеческую боль, пробирается к своим.

Лётчик Мересьев стал настоящей легендой, как и его прототип, фамилия которого отличалась всего на одну букву — Маресьев.

Было бы странным, если бы в постсоветские времена «разоблачители всего и вся» не обрушились бы и на Маресьева. Под сомнение была поставлена как достоверность «Повести о настоящем человеке», так и сам подвиг лётчика. Писали, что, дескать, Полевой и Маресьев не переносили друг друга, а сам герой много лет предавался беспробудному пьянству.

В общем, постсоветская участь Маресьева ничем не отличалась от участи других прославленных в советскую эпоху героев. С той лишь разницей, что Алексей Маресьев был жив и мог ответить «разоблачителям» лично.

Мог, но практически не делал этого. Он очень редко давал интервью. Когда один из телеканалов позвонил ему с предложением рассказать его «настоящую историю», Маресьев отрезал: «Мою настоящую историю уже рассказал Борис Полевой в „Повести о настоящем человеке“».

На вопрос о том, насколько достоверна история, рассказанная писателем в книге, Маресьев отвечал: «Процентов на 99».

Он не любил пересказывать свою военную историю, особенно историю тех дней, когда из последних сил выбирался из леса. Маресьев объяснял: вспоминать это слишком тяжело.

Некоторые любопытствующие спрашивали: почему же тогда, в лесу, страдая от голода, он не воспользовался мясом убитого медведя? Лётчик отвечал: «Да мне и в голову не приходило, что до своих придётся добираться столько дней».

В авиацию Маресьев попал, несмотря на ревматизм

Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года в Камышине. Алексея и его братьев воспитывала мать — отец, прошедший Первую мировую, умер от последствий многочисленных ранений, когда будущему лётчику было всего три года.

В детстве Алёша часто болел, перенёс тяжёлую форму малярии, последствием которой стал ревматизм. Его мучили страшные боли в суставах, и соседи Маресьевых между собой частенько шептались: Алёшка-то долго не протянет.

Но от отца, которого Алексей почти не помнил, ему достались в наследство упрямый характер и огромная сила воли.

Он окончил школу, получил специальность токаря по металлу в училище при лесозаводе и там же начал свою трудовую деятельность. Как и многие сверстники, Алексей мечтал об авиации, дважды подавал документы в лётное училище, но получал отказ из-за перенесённых в детстве болезней. В 1934 году по комсомольской путёвке Маресьев отправился на строительство Комсомольска-на-Амуре. Там он начал заниматься в аэроклубе.

Мечта о профессии лётчика стала исполняться в 1937 году, когда Маресьева призвали в армию. Вначале он служил в 12-м авиапогранотряде на острове Сахалине, затем был направлен в 30-ю Читинскую школу военных пилотов, которую в 1938 перевели в Батайск. В 1940 году Маресьев окончил Батайское авиационное училище, получив звание младшего лейтенанта. После окончания училища он был оставлен там инструктором.

Памятник Маресьеву в родном городе Камышине. Фото: Commons.wikimedia.org / Cezarmay

18 дней между жизнью и смертью

После начала Великой Отечественной войны Маресьева направили на Юго-Западный фронт в 296-й истребительный авиационный полк. Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога.

Первые месяцы войны для советской авиации были очень непростым временем. Гитлеровские асы превосходили наших лётчиков и в опыте, и в уровне техники, на которой летали. Но Маресьеву, несмотря ни на что, удалось записать на свой счёт 4 сбитых немецких самолёта.

В марте 1942 года Маресьева перебросили на Северо-Западный фронт, в район «Демянского котла». 4 апреля 1942 года, во время операции по прикрытию бомбардировщиков, атаковавших позиции окружённых немцев, самолёт Маресьева был сбит. При вынужденной посадке в глухом лесу, на территории, контролируемой немцами, лётчик получил тяжёлые травмы, но выжил.

Именно с этого момента и начинается история, описанная в книге Бориса Полевого.

Маресьев рассказывал, что историю его злоключений в лесу писатель передал очень точно — была и схватка с медведем-шатуном, и страшное чувство голода, и отчаянное желание выжить…

Он выбирался к своим 18 суток по местам, которые и десятилетия спустя оставались глухими и отдалёнными. Когда поисковики, исследовавшие местность, пригласили Маресьева побывать там, он отказался — оживлять старые воспоминания ему совершенно не хотелось.

Наткнувшиеся на него первыми отец и сын, жители деревни Плав, обошли лётчика стороной — он уже почти не отзывался на окрики, и крестьяне решили, что перед ними немец.

Спасителями Алексея стали деревенские мальчишки Серёжа Малин и Саша Вихров . Они поняли, что измученный человек — свой, и позвали на помощь взрослых.

Комиссар помог отказаться от наркотиков, а танцевать приходилось с соседом по палате

Его привезли в деревню, но врача в ней не было. Лишь спустя неделю за Маресьевым прилетел самолёт, на котором его вывезли в госпиталь в Москву.

История могла на этом и закончиться — в столицу Маресьев попал в тяжелейшем состоянии, с гангреной и заражением крови. Раненых в госпитале было много, и лётчика, как практически безнадёжного, положили на каталке в коридоре. Здесь во время обхода на него и обратил внимание профессор Теребинский . Осмотрев Маресьева, он скомандовал: «Живо на операционный стол!»

Ампутация обеих ног спасла лётчику жизнь, но, казалось, поставила точку в карьере пилота.

Но Маресьев не смирился, решив, что снова будет летать. Был и человек, который ему помог в самые сложные дни — в книге он предстал в звании полкового комиссара. После операции Маресьеву кололи сильно действующие обезболивающие, и комиссар сказал: «Алексей, от такой поддержки надо отвыкать, погибнешь». Поддержка комиссара, по признанию Маресьева, помогла ему взять себя в руки и начать бороться. Как и описано в книге, комиссар умер в госпитале.

В сентябре 1942 года Маресьева выписали из госпиталя, отправив на реабилитацию в санаторий. К этому моменту он уже был уверен, что снова будет летать. Вот только подобную возможность ещё нужно было доказать врачам.

И история с танцами, так ярко описанная в книге, тоже имела место. Правда, началась она, по признанию Маресьева, с конфуза. Уговорив одну из медсестёр научить его танцевать, лётчик, никогда не делавший этого на протезах, наступил партнёрше на ногу. Поняв, что так недолго и искалечить девушку, Маресьев сменил тактику — партнёром его стал один из соседей по палате, а медсестра выступала в качестве аккомпаниатора. Потом, получив навыки, Маресьев, как и все лётчики в санатории, танцевал с медсёстрами.

Картина «Портрет Героя Советского Союза, лётчика-истребителя майора Алексея Маресьева» работы художника К. Максимова. 1949 год. Репродукция. Фото: РИА Новости / Игорь Бойко

Любовный роман придумал писатель, а летать не давало командование полка

Зажигательный танец и лихие прыжки со стула, продемонстрированные Маресьевым, заставили медкомиссию признать его годным к полётам. Врачи, правда, не знали, что ноги, натёртые ремнями от протезов, после этих упражнений кровили у Маресьева ещё очень долго.

А вот чего на самом деле не было у реального Маресьева, в отличие от его книжного двойника, так это девушки Оли, история любви к которой проведена Полевым через всю книгу. Со своей будущей женой Галиной Маресьев познакомился уже после войны, и они прожили вместе 55 лет. Что же до Оли, то, как считал сам Маресьев, Полевой описал историю любовного романа, который был в биографии самого писателя. Борис Полевой никогда не подтверждал и не опровергал эту версию.

В начале 1943 года Алексей Маресьев начал переподготовку в Ибресинской лётной школе в Чувашии. Пройдя её успешно, в июне 1943 года он добился отправки на фронт и был зачислен в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк.

И вот здесь у Маресьева и Мересьева происходит ещё одно серьёзное расхождение в истории. Книжный Мересьев сразу вступил в бой наравне с другими, а его реальный прототип коротал время на аэродроме. Командование, несмотря на все характеристики из лётной школы, опасалось отправлять в бой лётчика без ног.

Поверил в Маресьева командир эскадрильи Александр Числов , лётчик-ас, в годы войны лично сбивший 21 вражеский самолёт и удостоенный звания Героя Советского Союза.

Числов взял Маресьева к себе в ведомые, и он не подвёл, доказав, что может участвовать в боях наравне с другими.

Семь побед лётчика Маресьева

20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни двух советских лётчиков, сбив сразу два вражеских истребителя Fw-190.

Часть, в которой служил Маресьев, отличилась в боях на Курской дуге, и туда стали часто приезжать военные корреспонденты, одним из которых и оказался Борис Полевой. Ему удалось вызвать Маресьева на откровенный разговор. Лётчик, к тому времени сбивший уже несколько немецких самолётов, понял, что по-настоящему смог вернуться в строй, и в этом состоянии ему захотелось выговориться, рассказать обо всём, что с ним произошло. Полевой понял, что этот удивительный рассказ может стать основой для книги.

Так и получилось, книга вышла сразу после войны, в 1946 году.

Интересно, что после той встречи Полевой потерял своего героя из виду. Он искал его, но так ничего и не смог узнать о том, что произошло с ним дальше. Возможно, именно по этой причине в книге всё-таки фигурирует лётчик Мересьев, а не Маресьев.

Сам Маресьев, когда его спрашивали об этом, шутил: «Ну, может, боялся, что я сопьюсь и книжку запретят. А так можно сказать, что книжка не про меня». Но такого не случилось.

Алексей Маресьев, вернувшись в строй после ампутации обеих ног, сбил 7 самолётов противника и был удостоен звания Героя Советского Союза. В 1944 году он согласился с предложением стать инспектором-лётчиком и перейти из боевого полка в управление вузов ВВС. Сам Маресьев честно признавался — нагрузки в полётах росли, и переносить их становилось всё труднее. Он не отказывался от боевых вылетов и не жаловался, но, когда ему предложили перейти на другую работу, принял это предложение.

Лётчики готовятся к боевому вылету. Крайний слева — Алексей Маресьев, 1944 год. Фото: РИА Новости

«Сколько на свете людей, на которых Полевой не нашёлся!»

В одном из своих последних интервью Маресьев довольно неожиданно ответил на вопрос, где он встретил День Победы: «На койке с крапивной лихорадкой». Оказалось, накануне лётчик позавтракал несвежей американской тушёнкой, в результате чего по всему телу пошла сыпь. Этот анекдотичный эпизод, который Маресьев не счёл нужным скрывать, хорошо показывает, что был он обычным живым человеком, а не забронзовевшим героем на постаменте.

К своей послевоенной славе он относился скептически, повышенного внимания не любил: «Воевали все! Сколько на свете таких людей, на которых Полевой не нашёлся!»

С Борисом Полевым Маресьев снова встретился так, как это и было описано в послесловии к книге — повесть была уже опубликована в журнальном варианте, её читали по радио, и лётчик однажды услышал из репродуктора свою собственную историю. Он сумел связаться с Полевым, который убедился, что его герой оказался вполне достоин обрушившейся на него известности.

В последний раз Маресьев поднимался в небо в начале 1950-х на самолёте По-2 в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве. Лётчик всегда жалел, что ему не удалось попробовать свои силы на реактивных самолётах.

В 1952 году Алексей Маресьев окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, много лет работал в Советском комитете ветеранов войны, занимался общественной деятельностью. В 1967 году Маресьев участвовал в церемонии зажжения Вечного огня у Могилы Неизвестного Солдата.

1966 год. Фото: РИА Новости / Морсков

До 85-летия герой не дожил двух дней

Все, кто его знал, говорили, что в нём не было никакого пафоса. Сам Маресьев не любил, когда его называли «легендарным», подчёркивал, что никогда ни у кого ничего не просил и ни на какие почести не напрашивался.

Некоторые вещи, происходившие вокруг его имени, ставили Маресьева в тупик. Например, появление оперы «Повесть о настоящем человеке». Поющего себя на сцене Большого театра Герой Советского Союза явно не оценил. На вопрос, как ему понравилось, Маресьев ответил коротко: «Хорошо сымитирован звук мотора».

Цельность характера помогла ему достойно пережить 1990-е, когда вокруг имени Маресьева началась возня «правдоискателей». Хотя, возможно, именно эти потуги любителей сенсаций сократили ему жизнь.

18 мая 2001 года в Театре российской армии должен был состояться торжественный вечер по случаю 85-летия Алексея Маресьева. Он как раз собирался на это мероприятие, когда его сразил инфаркт. Зрителям, уже собравшимся в зале, объявили о том, что Алексея Петровича Маресьева не стало.

Часто бывает так, что человек, ставший прототипом популярного книжного героя, в жизни не дотягивает до образа, созданного писателем.

Алексей Маресьев всей своей жизнью доказал, что «Повесть о настоящем человеке» — не лакированный миф, а реальная история о мужестве и силе духа. Хочется верить, что книга эта будет учить стойкости и целеустремлённости ещё не одно поколение граждан нашей страны.

Алексей Петрович Маресьев получил задание прикрывать в боевом вылете бомбардировщики. Полёт шёл над позициями противника. Тут группа Алексея Петровича Маресьева наткнулась на немецкие истребители. Завязался воздушный бой. Два вражеских истребителя берут самолёт Маресьева в клещи, пытаются завести его на свою территорию и там посадить! Алексей Петрович Маресьев попытался вырваться из клещей, но был подбит. Это произошло 4-го апреля 1942-го года в районе «Демьянского котла» (Новгородская область). Самолёт Маресьева упал в лес, но лётчик остался жив! В тот момент Алексей Петрович Маресьев ещё не знал, через КАКИЕ ИСПЫТАНИЯ ему придётся пройти! Для лейтенанта Алексея Петровича Маресьева этот полёт станет полётом в бессмертие! Впереди будут 18 дней в лесу БЕЗ ЕДЫ, ОТМОРОЖЕНИЕ НОГ и АМПУТАЦИЯ ОБЕИХ НОГ чуть ниже колен, лечение в госпитале и несколько месяцев УПОРНЫХ ТРЕНИРОВОК, после ВОЗВРАЩЕНИЕ в строй! Затем будет встреча с корреспондентом газеты «Правда» Борисом Полевым , который напишет книгу После Борис Полевой объяснит, почему он назвал книгу так — потому, что Алексей Петрович Маресьев и есть настоящий человек!

Сам Алексей Петрович Маресьев никаким особенным себя никогда не считал. Тогда советскому правительству нужен был живой человек в качестве примера для подражания. Конечно, сразу скажем, что ПОДВИГ Алексея Петровича Маресьева НЕДОПУСТИМО рассматривать исключительно только как идеологический инструмент воздействия тогдашнего правительства на народ. Просто заинтересованность правительства объясняет тот факт, что подвиг Алексея Петровича Маресьева стал известен широкой публике, причём не только в нашей стране! До этого были примеры героев: Молодогвардейцы, Матросов, Гастелло, Космодемьянская. Все они погибли. Маресьев остался в ЖИВЫХ!

Книга Бориса Полевого захватила только три военных года. О подвиге Алексея Петровича Маресьева в СССР знал КАЖДЫЙ ШКОЛЬНИК и не только советский! Каким Маресьев был сам по себе известно не много. Алексей Петрович Маресьев всегда был немногословен и замкнут. О том, каким он был до своего подвига, сохранились и вовсе скудные сведения. Есть только личное дело Гвардии майора Алексея Петровича Маресьева, написанное лично им самим в 1946-м году.

Маресьев Алексей Петрович родился 20-го мая 1916-го года в Сталинградской области в городе Камышине. В трёхлетнем возрасте остался без отца. Мать Екатерина Никитична работала на деревообделочном заводе уборщицей. Ей пришлось одной растить и воспитывать трёх сыновей – Петра, Николая, Алексея. Мать с детства приучала сыновей к труду, честности и справедливости. После школы в Камышине, Алексей Петрович Маресьев получил специальность токарь по металлу в училище при лесозаводе. Там же и начал работать.

Город Камышин находится на реке Волга, и он ни чем не отличался от сотен подобных городов. Развлечений в Камышине не так много. Можно прогуляться по центральной улице и сходить в кинотеатр. В 1934-м году вышел кинофильм «Чапаев». Посещаемость на этот фильм была ЗАШКАЛИВАЮЩАЯ! Сидящий в кинозале Алексей Петрович Маресьев не мог даже подумать, что когда то встанет в один ряд с главным персонажем фильма «Чапаев»! В СССР в кинотеатре перед фильмом всегда показывали киножурнал о жизни страны. Тогда самой популярной в СССР была ПРОПАГАНДА АВИАЦИИ!!! В тот момент у Алексея Петровича Маресьева и появилась мечта попасть в авиацию.

Однако Алексею Петровичу Маресьеву вручают путёвку на стройку в Комсомольск на Амуре. Он отказывается от этой путёвки. За это тогда могли исключить из комсомола, а это уже могло стать «волчьим билетом» на всю жизнь! Решение, всё-таки поехать на стройку в Комсомольск на Амуре, пришло на медкомиссии перед отправкой на стройку. Опытный врач медкомиссии сказал, что там, в таёжном крае у тебя пройдут все болезни, а Алексей Петрович Маресьев в детстве довольно много болел! Там в Комсомольске на Амуре, Алексей Петрович Маресьев будет работать на стройке, но ПО ВЫХОДНЫМ посещать АЭРОКЛУБ. Дальше Алексей Петрович Маресьев в 1937-м году будет призван в армию и начнёт службу в 12-м авиационном погранотряде на Сахалине. Затем Маресьев будет направлен в Батайское авиационное училище имени А. Серова, которое окончит в 1940-м году в звании младшего лейтенанта и будет там оставлен в качестве инструктора. В Батайске, Алексей Петрович Маресьев встретит войну.

В первые два года Великой Отечественной войны потери в советской авиации были особенно ОГРОМНЫ! Тогда лётчиков называли «смертниками» , что соответствовало действительности в прямом смысле слова! Если не брать во внимание самолёты, поступавшие в СССР по программе «Лэндлиза», то основными советскими истребителями в начале войны были изготовленные из ДЕРЕВА «И-15» и «И-16». Они не могли противостоять немецким « Ме-109» не только по причине материала, из которого они были изготовлены, но и по ТЕХНИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ и РАССЫПАЛИСЬ при первом же попадании(смотри статью «Немецкие истребители Второй Мировой войны»)!

В августе 1941-го года Алексей Петрович Маресьев был направлен на Юго-Западный фронт в район Кривого Рога. Лейтенант Алексей Петрович Маресьев начал воевать на безнадёжно устаревшем И-16. Единственный шанс уцелеть тогда на И-16 – это энергичное маневрирование, но это получалось НЕ У ВСЕХ. За три первых месяца Алексей Петрович Маресьев совершил несколько десятков боевых вылетов и остался жив! В марте 1942-го года в возрасте 25-ти лет, в звании лейтенанта Маресьев получает назначение на Северо-Западный фронт. Там он получает более современный самолёт. На новом самолёте Маресьев сбивает 4 фашистских самолёта. Тогда далеко не каждый лётчик мог похвастаться таким результатом! Вскоре случается тот злополучный вылет.

В личном деле Алексей Петрович Маресьев, о том, что произошло после падения самолёта в лес, написал всего лишь ТРИ СТРОКИ: « Будучи на Северо-Западном фронте был сбит, 18 дней находился в лесу без пищи и общения с людьми, отморозил обе ноги, которые были ампутированы». А, что скрывалось за этими скупыми строками? Впоследствии Маресьев НЕ ЛЮБИЛ говорить об этих 18-ти днях.

Что происходило с в снежном лесу, мы знаем, только из художественных произведений из книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» и из одноимённого кинофильма, где главную роль сыграл киноактёр Павел Петрович Кадочников.

С отмороженными и разбитыми ногами Алексей Петрович Маресьев начал пробираться к своим. Сначала он, ПРЕВОЗМОГАЯ БОЛЬ , медленно шёл, считая шаги, и после каждой 1000-и шагов падал на живот отдыхать. Потом пытался ПОЛЗТИ, когда не осталось сил даже ползти, он начал ПЕРЕКАТЫВАТЬСЯ с боку на бок. Наконец на 18-е сутки на него наткнулись жители деревни Плав. Найденного лётчика привезли в дом Ольги Михайловны Вихровой. Она рассказывала, что Алексея Петровича Маресьева видели ещё раньше, но побоялись к нему подходить! О найденном лётчике сообщили председателю колхоза Михаилу Алексеевичу Вихрову. За раненным лётчиком в деревню прилетел санитарный самолёт «По-2». Маресьева на носилках погрузили в этот самолёт и увезли в госпиталь.

В госпитале Алексею Петровичу Маресьеву ампутировали чуть ниже колен обе ноги потому, что уже началась гангрена. Это означало конец карьеры лётчика! Трудно сказать точно, в результате чего Маресьев ПОВЕРИЛ, что он может ВЕРНУТЬСЯ ЛЕТАТЬ и твёрдо решился за счёт УПОРНЫХ ТРЕНИРОВОК вернуться в строй. Борис Полевой в своей книге рассказывает, что в одной палате рядом с Алексеем Петровичем Маресьевым лежал некий комиссар, который дал Маресьеву прочитать заметку из газеты, в которой говорилось об одном русском лётчике Первой Мировой войны, которому после ранения отняли ступню, но он продолжил летать на истребителе! В этой статье была названа фамилия Валерьян Аркадьевич Карпович. На самом деле такого лётчика, скорее всего НЕ существовало потому, что историки пытались найти в архивах сведения о таком лётчике, но НЕ нашли. Скорее всего, Алексей Петрович Маресьев подумал, что газета врать не будет и поверил этой статье, да и желание летать у Алексея Петровича Маресьева было слишком ВЕЛИКО!

Однако реально существовал и был известен русский асс Первой Мировой войны Александр Прокофьев-Северский, которому действительно ампутировали ступню, но он продолжил летать по личному разрешению Николая Второго. Дело в том, что после Великой Октябрьской Социалистической революции 1917-го года Прокофьев-Северский иммигрировал в Америку, соответственно его имя в СССР стало ЗАПРЕЩЕНО??? Скорее всего, именно поэтому имя в газетной статье, которую прочитал Алексей Петрович Маресьев, было изменено! В Америке Прокофьев-Северский продолжил ЛЕТАТЬ, потом стал АВИАКОНСТРУКТОРОМ. На заводах Прокофьева-Северского создавались истребители, стоявшие на вооружении США. Во время Второй Мировой войны консультировал Белый Дом по вопросам авиационной стратегии и получил от президента Гарри Трумэна престижную награду! В СССР лётчик ИММИГРАНТ, Прокофьев-Северский НЕ мог стать примером для советских людей!

И так Алексей Петрович Маресьев твёрдо решил вернуться в истребительную авиацию. Первые протезы для него были изготовлены по типу, разработанному ещё Пироговым для солдат царской армии. Постепенно благодаря упорным тренировкам Алексей Петрович Маресьев хорошо осваивает данную кожаную конструкцию протезов. Но через какие усилия при этом ему пришлось пройти, знает, только он САМ!

В мире известен ещё и британский лётчик, потерявший ноги, но после этого летавший на самолёте! Это был Дуглас Бадер. Он разбился на самолёте в 1931-м году, за 11 лет до Алексея Петровича Маресьева, во время выполнения фигуры высшего пилотажа на сверхмалой высоте. Ему тоже ампутировали ноги, одну ниже колена, другую выше колена. Но Бадер решил снова вернуться в небо! После упорных тренировок он начинает не только ходить, но и водить автомобиль! После начала Второй Мировой войны в октябре 1939-го года Бадер подаёт рапорт с просьбой вернуть его в строй. Его зачисляют в строй, и в качестве командира эскадрильи он принимает участие в битве за Англию. 9-го августа 1941-го года Бадер вступает в бой с 6-ю Ме-109, сбивает 2, но сам оказывается подбитым. Выпрыгивает с парашютом, и теряет при этом один протез. Попадает в плен, но немцы обращаются с ним хорошо. Бадер пытался несколько раз бежать, все неудачно! Вернулся на Родину уже после окончания войны. Бадер лично сбил 20 самолётов и 4 в группе это 11-й результат в британских ВВС.

В начале лета 1943-го года Алексей Петрович Маресьев прибыл на Брянский фронт. С этого момента начинается новая страница в его биографии с новыми персонажами. На войне истребители чаще всего летают парами. Вспоминает Заслуженный военный лётчик СССР подполковник Сергей Фёдорович Петров, ведомый Алексея Петровича Маресьева. Когда нам сказали, что к нам прибыл лётчик без ног – мы НЕ поверили. Поэтому, когда Алексей Петрович Маресьев стал раздеваться перед сном, все за ним наблюдали и убедились, что это действительно так. Тогда ноги у Алексея Петровича Маресьева ещё НЕ полностью ЗАЖИЛИ, были видны кровоподтёки. Нам стало ясно, что ему ещё очень БОЛЬНО ходить в этих протезах, но он при этом НЕ ПОДАВАЛ НИКАКОГО ВИДА!

Командир полка, в который попал, Алексей Петрович Маресьев не горел желанием взять лётчика инвалида! Вспоминает Герой Советского Союза, полковник Александр Михайлович Числов, командир эскадрильи в которой летал Маресьев. Сначала Маресьева послали в одну дивизию, там его НЕ приняли, потом послали в другую дивизию. Никто НЕ хотел брать на себя обузу. Я трижды обращался к командиру полка с просьбой взять Алексея Петровича Маресьева к себе в эскадрилью. На третий раз командир полка злобно сказал, что если тебе хочется возиться с инвалидом, пиши, что ты отвечаешь за его жизнь! Если с ним что-нибудь случится, ты пойдёшь в штрафной батальон! Впоследствии Маресьев называл Александра Числова своим «крёстным отцом».

Истребители в основном летают парами. Соответственно в небе один прикрывает другого. Никто не хотел рисковать, летая в паре с лётчиком БЕЗ НОГ. Алексей Петрович Маресьев вспоминает. Командир построил лётчиков и спросил: « Кто желает летать с безногим лётчиком». В ответ прозвучала длинная тишина. Это была самая длинная тишина в моей жизни. В конце концов, Маресьева назначают летать в паре с лейтенантом С.Ф.Петровым. Вспоминает Сергей Фёдорович Петров, ведомый Алексея Петровича Маресьева: «Прямо скажу, сомнения были, сможет ли он защитить меня в небе». Сомнения отпали во время воздушного боя летом 1943-го года на «Курской дуге».

На прикрытие войск вылетели 12 истребителей в районе Орла. Нашим истребителям по радио передали, что приближается большая группа штурмовиков «Ю-87» в сопровождении истребителей «ФВ-190». Завязался ожесточённый воздушный бой, который на сленге истребителей называется «СОБАЧЬЯ СВАЛКА». Вообще воздушный бой очень СКОРОТЕЧЕН. Например, идет большая группа самолётов, идёт строго в определённом порядке, тут начинается воздушный бой, та самая «собачья свалка» и уже буквально через 2-3 минуты никого вокруг не видно! Рассказывает ведомый Алексея Петровича Маресьева, С.Ф.Петров: « Я почувствовал тупую сильную боль. Сразу посмотрел на обстановку в кабине. Мои ноги из педалей выскочили, приборная доска вылетела из своих креплении. Я сразу понял я подбит. Тут же машинально посмотрел назад и увидел, что второй ФВ-190 заходит мне в хвост меня добивать. В этот момент у меня на глазах этот ФВ-190 взрывается в воздухе! А у меня перед носом выскакивает самолёт Алексея Петровича Маресьева. После возвращения пары Маресьева на свой аэродром при заходе на посадку у С.Ф.Петрова не выпустились шасси и ему пришлось садиться на «брюхо». Всё обошлось благополучно!

У Владимира Семёновича Высоцкого есть песня про лётчиков истребителей, которая очень точно передаёт ДУХ ВОЗДУШНОГО БОЯ!

Дальше начинается стремительное восхождение скромного парня из города Камышина на вершину славы, о которой он даже не мечтал. В полк, в котором летал Алексей Петрович Маресьев приезжает Главный маршал авиации Александр Александрович Новиков. Рассказывает командир эскадрильи Маресьева Александр Михайлович Числов. Новиков начал расспрашивать, сколько лётчиков в полку, какие лётчики, сколько сбили самолётов и т.д. и т.п. Я ему всё это рассказал, а так же рассказал про лётчика, который летает без ног. Новиков очень удивился — как так и приказал позвать Маресьева к нему. После выяснения всех обстоятельств дела, Новиков остался, очень НЕ доволен командиром полка. Он эмоционально сказал, что и Александр Числов и Алексей Петрович Маресьев уже как минимум должны быть повышены в звании. Новиков распорядился записать обоих на награждение Героями Советского Союза! Через месяц звёзды Героев были торжественно вручены в Георгиевском зале в Кремле!

Алексей Петрович Маресьев доказал, что награду он получил не за то, что о нём была написана книга, как многие считали, а ЗА реальные ПОДВИГИ! В наградном листе Гвардии старшего лейтенанта Алексея Петровича Маресьева, сказано: « Во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни двух лётчиков, в числе которых был командир соседнего истребительного полка. В этом неравном бою им было уничтожено два немецких истребителя».

Первый раз Борис Полевой встретился с Алексеем Петровичем Маресьевым ещё на фронте, когда работал корреспондентом газеты «Правда». Он был очень впечатлён историей об Алексее Петровиче Маресьеве и тогда же написал о нём очерк. Правда, тогда он не был напечатан. По слухам, Полевой поступил осторожно — показал его И. В. Сталину, а тот вроде как сказал, что пока не время. Якобы немцы подумают, что у нас настолько всё плохо, что мы заставляем воевать даже инвалидов.

Здесь есть смысл упомянуть ещё об одном лётчике без ног. Не в обиду будет сказано советским ветеранам войны, был ещё и немецкий лётчик без ног – это был знаменитый Ганс Ульрих Рудэль. Только в отличие от Алексея Петровича Маресьева у Рудэля не было одной ноги. Он летал на штурмовике Ю-87 и по официальным немецким данным уничтожил 519 советских ТАНКОВ. Скорее всего, число танков завышено, однако всё равно впечатляет! Ганс Ульрих Рудэль был 2 раза тяжело ранен. После 2-го ранения потерял ногу, но вернулся летать, причём всего лишь через полтора месяца! Ганс Ульрих Рудэль единственный военнослужащий в немецкой армии, кто получил высшую, учреждённую специально для него награду – Золотые Дубовые Листья с Мечами и бриллиантами к Рыцарскому Кресту!

Борис Полевой в своей книге «Повесть о настоящем человеке» изменил одну букву в фамилии Алексея Петровича Маресьева, первую гласную букву «А» на букву «Е» е ресьев). Позже сам Алексей Петрович Маресьев оригинально объяснит это тем что, таким образом, Полевой, решил подстраховаться. А вдруг бы я запил и книгу бы запретили!

После войны Алексей Петрович Маресьев переехал жить в Москву. В Москве он получил квартиру на улице Горького, имеет дачу и личный автомобиль, который водит сам – всё, о чём только мог мечтать советский человек! Сталин закрепляет за ним ещё и персональный автомобиль с водителем. В это время Маресьев женился и у него появился сын Виктор. После войны Алексей Петрович Маресьев работает инструктором в лётной школе. Крайний раз за штурвалом учебного самолёта По-2 он взлетает в 1946-м году.

Самая большая слава приходит к Алексею Петровичу Маресьеву в 1948-м году после выхода на экраны страны кинофильма с названием «Повесть о настоящем человеке». На первый показ пригасили и самого Алексея Петровича Маресьева и киноактёра Павла Петровича Кадочникова, исполнившего главную роль в фильме.

Павел Кадочников получит за эту роль Сталинскую премию. Для него эта роль будет возможно самая значительная.

Алексей Петрович Маресьев принимал участие в зажжении Вечного Огня на мемориале-памятнике Неизвестному солдату в Москве. Это происходило так. Сначала Маресьев нёс горящий факел до края мемориала, потом он передал факел в руки тогдашнего главы правительства СССР, Л.И.Брежнева и уже непосредственно само зажжение Вечного Огня производил Брежнев. Сын Алексея Петровича Маресьева, Виктор по этому поводу вспоминает такую историю. Как то, раз он ехал в такси, ехали как раз мимо Вечного Огня. Таксист, видевший эту церемонию по телевизору, сказал: « Видел, как зажигали Вечный Огонь? Там был лётчик без ног! Зачем он передал факел этому Брежневу? Взял бы оттолкнул его и САМ БЫ зажёг Огонь!» Это лишний раз доказывает настоящее признание Алексея Петровича Маресьева НАРОДОМ!

Так же Алексею Петровичу Маресьеву очень часто приходилось давать автографы, подписывать тысячи книг, приходить на встречи, принимать делегации в Комитете ветеранов войны, где он работал до последнего дня. А по поводу зажжения Вечного Огня он как то сказал: « Я старался НЕ для Брежнева, а ДЛЯ ТОГО НЕИЗВЕСТНОГО СОЛДАТА!»

Кроме Алексея Петровича Маресьева были и ещё советские лётчики, которые после потери ног вернулись на самолёт и наравне со всеми сражались в небе! К сожалению, не на всех нашёлся Борис Полевой.

ВСПОМНИМ ИХ:

Капитан ГЕОРГИЙ ПАВЛОВИЧ КУЗЬМИН.

Герой Советского Союза майор ЛЕОНИД ГЕОРГИЕВИЧ БЕЛОУСОВ.

Гвардии подполковник АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ГРИСЕНКО.

Герой Советского Союза Гвардии капитан ЗАХАР АРТЁМОВИЧ СОРОКИН.

Герой Советского Союза старший лейтенант ИВАН МИХАЙЛОВИЧ КИСЕЛЁВ.

Герой Советского Союза Гвардии подполковник ИВАН СТЕПАНОВИЧ ЛЮБИМОВ.

Герой Советского Союза старший лейтенант ИЛЬЯ АНТОНОВИЧ МАЛИКОВ.

Надгробный памятник (вид 1)
Памятник в г. Камышин
Мемориальная доска в Москве
Надгробный памятник (вид 2)
Бюст в Комсомольске-на-Амуре
Аннотационная доска в Орле


М аресьев Алексей Петрович - заместитель командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка 3-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 15-й воздушной армии Брянского фронта, гвардии старший лейтенант.

Родился 20 мая 1916 года в городе Камышине ныне Волгоградской области в семье рабочего. Русский. В три года он остался без отца, который умер вскоре после возвращения с Первой мировой войны.

После окончания 8 классов средней школы Алексей поступил в ФЗУ, где получил специальность слесаря. Затем подал заявление в Московский авиационный институт, но вместо института по комсомольской путевке отправился строить Комсомольск-на-Амуре. Там он пилил лес в тайге, строил бараки, а потом и первые жилые кварталы. Одновременно учился на рабфаке и в аэроклубе.

На срочную военную службу призван в 1937 году, направлен в Пограничные войска НКВД СССР. Служил авиатехником на острове Сахалин в авиаотряде Сахалинского морского пограничного отряда, затем в 12-м авиационном погранотряде. В 1939 году направлен на учёбу в Батайскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в 1940 году. Служил в ней инструктором-лётчиком.

Свой первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога на Южном фронте.

Боевой счёт лётчик 580-го истребительного авиационного полка Северо-Западного фронта лейтенант Маресьев А.П. открыл в начале 1942 года - сбил Ju-52. К концу марта 1942 года довёл счёт сбитых фашистских самолётов до четырех.

4 апреля 1942 года в воздушном бою над Демянским плацдармом (Новгородская область) самолёт А.П. Маресьева был подбит. Он попытался совершить посадку на лёд замёрзшего озера, но рано выпустил шасси. Самолёт стал быстро терять высоту и упал на лес. 18 суток Маресьев добирался ползком до своих. Он обморозил ступни ног, и их пришлось ампутировать. Однако лётчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался и добился разрешения вернуться в строй. Заново учился летать в 11-й запасной авиационной бригаде в городе Иваново.

В июне 1943 года А.П. Маресьев вернулся в строй. Воевал на Курской дуге в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, был заместителем командира эскадрильи. В августе 1943 года Алексей Маресьев во время одного боя сбил сразу три вражеских истребителя FW-190.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года гвардии старшему лейтенанту Маресьеву Алексею Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Позже воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. Всего совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов противника: 4 - до ранения и семь - с ампутированными ногами. В июне 1944 года гвардии майор Маресьев назначен инспектором-лётчиком Управления высших учебных заведений ВВС. Член ВКП(б)/КПСС в 1944-1991 годах.

Легендарной судьбе Алексея Петровича Маресьева посвящена книга Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке". В 1948 году по ней был снят одноимённый художественный фильм. Имя Героя стало известно всему миру.

В июле 1946 года майор А.П. Маресьев уволен в отставку. До 1953 года работал в 1-й Московской спецшколе ВВС. В 1952 году он окончил Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б), в 1956 году - аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС, кандидат исторических наук. В том же 1956 году он стал ответственным секретарём Советского комитета ветеранов войны, в 1983 году - первым заместителем председателя комитета. В этой должности он проработал до последнего дня своей жизни.

Жил в городе-герое Москве. Скоропостижно скончался 18 мая 2001 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 11), где 23 февраля 2005 года в торжественной обстановке открыт памятник на могиле Героя.

Полковник (1978). Награждён советскими 2 орденами Ленина (24.08.1943, 19.05.1986), орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов (19.05.1976), Красной Звезды, Почёта (26.07.1991), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (16.05.1996), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств, в числе которых орден Дружбы (Чехословакия, 1986).

20 мая 2006 года, в день 90-летия со дня рождения А.П. Маресьева, в его родном городе Камышине Волгоградской области открыт бронзовый памятник отважному лётчику Великой Отечественной войны (автор - заслуженный художник России скульптор Сергей Щербаков), а в историко-краеведческом музее открыт зал Маресьева с уникальными экспонатами. По решению ветеранов и городской Думы центральная улица Камышина, где установлен памятник Герою, переименована в бульвар Маресьева. Имя Героя присвоено школе № 13 в городе Орел.

Статьи по теме